К еврейскому вопросу маркс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Отец Маркса – сын раввина и преуспевающий юрист, после запрещения евреям заниматься адвокатской практикой в Пруссии, принял в 1819 году протестантство, а в 1824 году крестил своих восьмерых детей. Карлу тогда было 6 лет. Достигнув гражданской и творческой зрелости, Маркс должен был определить своё отношение к духовным ценностям предков – к их нравам, традициям и религии. Женитьба на дочери прусского помещика из старинного дворянского рода Женни фон Вестфален, домашнее окружение которой органически не выносило родственника из презренного племени "христопродавцев", требовало от обращённого в христианство Маркса подтверждения преданности вновь приобретённым убеждениям.

В этих условиях молодой Маркс занял позицию атеиста на фоне откровенной неприязни к своим бывшим соплеменникам. К 1843 году 25 – летний Маркс уже сформировался убеждённым атеистом с выраженной антиеврейской направленностью. Эта черта недвусмысленно просматривается в ряде его работ, в том числе в известной статье "К еврейскому вопросу". В ней Маркс избрал объектом полемики работу видного немецкого исследователя истории раннего христианства и не менее видного идеолога антисемитизма Бруно Бауэра. Так же, как и Бауэр, Маркс проповедует социалистические идеи атеизма в деле духовного освобождения от религиозной зависимости. Однако само понятие христианства и иудаизма для Бауэра и Маркса различно.

Бауэр видит в иудаизме лишь его религиозный смысл, поэтому он сводит суть личности еврея к его религии. При таком понимании иудаизма Бауэр рассматривает эмансипацию только как результат прямого отхода личности от религии: еврея от иудаизма, христианина от христианства. Маркс оказался в этом вопросе более радикален по отношению к иудаизму. Рассматривая процесс эмансипации евреев и их отход от иудаизма, он впервые вводит понятие " социальный элемент ". Но в каком понимании?

Ещё не обнародован " Манифест коммунистической партии " и не разработана теория классовой борьбы. Ещё не написан главный труд жизни " Капитал " и не раскрыта сущность прибавочной стоимости как механизма эксплуатации трудящихся. Но уже ясно осознаётся влияние капитала на рост богатства и нищеты, его отчуждённая сущность по отношению к человеку. В этом плане, по мнению Маркса, следует искать врага бедных и обездоленных, то есть тот социальный элемент, который должен быть преодолён. Искать, однако, долго не пришлось. Имя врага было подсказано сознанием христианской неполноценности крещёного еврея. Таким врагом был назван иудаизм.

В понимании Маркса, иудаизм – явление духовно практического порядка. С духовно теологической точки зрения – это религия верующего или, так называемого, субботнего еврея, а с практической стороны иудаизм определяет светскую сущность еврея как личности. Но какой личности? Вот тут – то и начинаются удивительные пассажи молодого человека, ещё не пришедшего к идее классовой борьбы. " Рассмотрим еврея не субботнего, как это делает Бауэр, а светского, каждодневного еврея, - рассуждает Маркс, - не будем искать тайны еврея в его религии, а поищем тайну религии в реальном еврее. Какова мирская основа иудаизма? Практическая потребность, корысть. Какова мирская религия еврея? Торгашество. Каков его мирской бог? Деньги ". ( Здесь и далее использован перевод на русский язык статьи Маркса "К еврейскому вопросу", сделанный в Австралии Валентиной Сустер).

Всё довольно просто, враг найден. Оказывается, в реальном еврее заложена мирская религия, основу которой составляет только корысть, торгашество и деньги. Но куда делся будущий критик социального неравенства, чьи идеи о расслоении общества на имущих и неимущих, сытых и голодных овладели сознанием миллионов трудящихся? Почему для Маркса понятие "еврей" становится синонимом только торгашества, эгоизма и жестокости, основанной на морали владельца денежного мешка? Почему он не видит огромной массы бедных, обездоленных и беззащитных на чужих землях людей, населяющих мрачные трущобы еврейских гетто во многих городах и местечках европейских государств? Людей, преследуемых и гонимых за тяжкую долю народа – изгоя, за жестокую память погромов и убийств периода крестовых походов, инквизиции и гражданских войн?

Потому что по Марксу, евреи – это не нация, не самобытный этнос с четырёхтысячелетней историей, не народ, давший человечеству основы духовной культуры и нравственности. Наконец, не народ, национальный интеллект которого, взращённый на духовных ценностях иудаизма, дал миру самого Маркса, а какая – то безликая масса людей, поклоняющаяся денежному мешку.
"Призрачная национальность еврея, - пишет Маркс, - есть национальность торговца, денежного мешка, в широком смысле слова". И далее: "Беспочвенный закон еврея являет собой лишь религиозную карикатуру беспочвенной морали и права в целом, чисто формальных ритуалов, которыми окружает себя мир корысти… Деньги – ревнивый бог Израиля, перед лицом которого нет места другому богу".

Маркс считает, что достаточно придерживаться закона соблюдения субботы и следовать идеям иудаизма, чтобы быть антисоциальным элементом, величайшим общественным злом времени. "Мы видим в иудаизме основной антисоциальный элемент нашего времени, - пишет Маркс, - элемент, который в ходе исторического развития, – в которое евреи усердно вносили свой вредоносный вклад – доведен до современного вредоносного уровня, за которым неизбежно должен начаться распад".
"Еврей уже освободил себя на свой еврейский манер". За этим следует объяснение, в котором используется цитата из статьи антисемита Бауэра, что именно означает "на свой еврейский манер". И далее: "Еврей, которого в Вене, например, только терпят, благодаря своему финансовому могуществу определяет судьбу всей империи. Еврей, не имеющий прав в самом мелком германском государстве, определяет судьбу всей Европы. Если корпорации и гильдии отказываются принять евреев или пока не создали для них режим благоприятствования, то наглость промышленности обращает в посмешище упрямство этих институтов".

Разъясняя сущность этого расхожего мифа, Маркс приходит к ещё более обобщающему выводу: "Еврей освободил себя на свой еврейский манер не только потому, что через него, а также помимо него, деньги стали властью в мире, что практический еврейский дух стал практическим духом христианской нации. Евреи освободили себя постольку, поскольку христиане превратились в евреев". Вот, оказывается, какое зло свершилось! Действительно, парадоксальный вывод: деньги – ревнивый бог Израиля, торгашеский дух и еврейская практическая предприимчивость поглотили весь мир!

Пройдёт всего несколько лет после написания этой статьи, и Маркс исследует способ производства материальных благ, механизм взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Станет совершенно ясно, что бурно развивающийся в середине XIX века капитализм вовсе не еврейская выдумка и не иудейское наваждение, а закономерный ход исторического развития. Однако на этапе 1843 года Маркс, обуреваемый антиеврейскими настроениями, приписывает все беды, связанные с первоначальным накоплением капитала, вредоносной деятельности евреев и тлетворному влиянию их религии – иудаизму. И он делает потрясающий по своему цинизму вывод: "Поскольку общество сумеет ликвидировать земную суть иудаизма – торгашество и условия его существования – еврей станет невозможным".

Ну, а методы ликвидации земной сущности иудаизма, то есть условий, при которых еврей станет невозможным – это уже дело техники и, как показали события последующих революций и войн, с весьма трагическими последствиями[1].

Маркс не знал еврейской истории и культуры. Хотя он писал, что иудеи являлись источником духовного брожения в средневековой Европе, он, кажется, представления не имел о мученичестве иудеев. Более того, он не знал, в каких социаль­ных условиях живут евреи за пре­делами Западной Европы, в част­ности восточно-европейские евреи, казалось, вообще не существуют для него. Единственная сочувствен­ная статья в отношении евреев вы­шла из-под его пера только тогда, когда он сделал для себя открытие, что в Иерусалиме есть бедные ев­реи.

Его дочь Элеонора (ум. 1898), однако, считала себя еврейкой (хотя жена Маркса не была еврейкой) и любила проводить время среди ев­реев - рабочих лондонского Ист-Энда.

Враждебное отношение Маркса к евреям не остановило его недру­гов, от анархиста Бакунина до на­цистов, от нападок на него и его си­стему в антисемитских выражени­ях. В Советском Союзе, где марк­сизм-ленинизм был официальной идеологией, упоминание о его ев­рейском происхождении было вы­брошено из всех справочников, вы­пущенных с конца 40-х до конца 80-х годов 20 века.

Ничто не исчезает бесследно и не возникает из ничего…

Таким образом, антисемитизм Маркса явился благодатной почвой для таких антисемитов, как Гитлер (хоть и национал, но таки социалист), Сталин и последующие первые секретари КПСС.

Был ли Энгельс евреем?

Увы, молчит наука… молчит наука… Все же можно сказать, что фамилия "Маркс" у немцев достаточно распространена. В том числе и у военных. А вот "Энгельсов" среди немцев не встречется. В то же время энгель – это идишское ангел, то есть Энгельс[2] = ангелы.

ЛИБКНЕХТ Карл - (1871 - 1919[3]),

деятель германского и международного рабочего движения, один из основателей Коммунистической партии Германии. Родился 18 августа в Лейпциге. По профессии адвокат. Образование получил в университетах Лейпцига и Берлина. В 1900 вступил в ряды Социал-демократической партии. В 1904 выступил в немецком суде защитником русских и немецких социал-демократов, обвинявшихся в нелегальном провозе через границу русской социал-демократической литературы, заклеймив при этом политику преследований, которую проводили царизм и прусско-германское полицейское государство по отношению к революционерам. Либкнехт выступал против реформистской тактики правых социал-демократических лидеров, уделяя большое внимание антимилитаристской агитации и политической работе среди молодёжи. На съезде Социал-демократической партии Германии в Бремене в 1904 Либкнехт охарактеризовал милитаризм как важнейший оплот капитализма, требовал ведения специальной антивоенной пропаганды и создания социал-демократической молодёжной организации с целью мобилизации пролетарской молодёжи на борьбу с милитаризмом. Либкнехт с энтузиазмом приветствовал Революцию 1905-07 в России. На Йенском партийном съезде социал-демократии (1905) в острой политической схватке с ревизионистами Либкнехт провозгласил всеобщую массовую политическую стачку пролетарским средством борьбы. В 1906 на Мангеймском партийном съезде разоблачал политику германского правительства, направленную на оказание помощи царизму в подавлении революции, призывал германский пролетариат последовать в своей борьбе примеру русских рабочих. В эти годы в германской социал-демократии оформилось левое течение. Одним из его виднейших руководителей, наряду с Р.Люксембург и др., стал Либкнехт. Он один из основателей Социалистического интернационала молодёжи (1907); в 1907-10 был его председателем. На первой международной конференции молодёжных социалистических организаций, созванной в 1907, Либкнехт выступил с докладом о борьбе с милитаризмом, за что в конце 1907 был приговорён к заключению в крепости. В 1908 был избран депутатом прусской палаты депутатов. В 1912 Либкнехт стал депутатом германского рейхстага. В апреле 1913 с трибуны рейхстага Л. назвал руководителей военных монополий во главе с Круппом поджигателями войны. На Хемницком партийном съезде 1912 Л. призывал к укреплению международной пролетарской солидарности как решающего средства борьбы с милитаризмом. После начала 1-й мировой войны 1914-1918 Либкнехт вопреки своим убеждениям, подчиняясь решению, принятому социал-демократической фракцией рейхстага, голосовал 4 августа 1914 за военные кредиты. Однако вскоре он исправил свою ошибку. 2 декабря 1914 Либкнехт один голосовал в рейхстаге против военных кредитов. В переданном председателю рейхстага письменном заявлении Либкнехт охарактеризовал 1-ю мировую войну как войну захватническую. Его заявление было затем распространено в виде нелегальной листовки. В 1915 Либкнехт был призван в армию, где продолжал борьбу, используя все возможности, в том числе трибуну рейхстага и прусской палаты депутатов, на заседания которых он приезжал в Берлин. В своём послании Циммервальдской конференции (1915), Либкнехт выдвинул лозунг: "Гражданская война, а не гражданский мир!", В том же послании Либкнехт требовал создания нового Интернационала. Либкнехт вместе с Р.Люксембург принял деятельное участие в создании группы "Спартак" (оформилась в январе 1916; в ноябре 1918 преобразована в "Союз Спартака"). В январе 1916 был исключен из социал-демократической фракции рейхстага. С трибуны прусской палаты депутатов Либкнехт призвал берлинский пролетариат выйти 1 мая 1916 на демонстрацию на Потсдамскую площадь с лозунгами: "Долой войну!", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Во время демонстрации призывал к свержению правительства, за это смелое выступление был арестован и приговорён военным судом к 4 годам и 1 месяцу заключения. Находясь в тюрьме, он восторженно встретил известие о победе Октябрьской революции в России. Выйдя из заключения в октябре 1918, Либкнехт снова развернул активную революционную деятельность. Листовка от 8 ноября, одним из авторов которой был Либкнехт, призвала немецких рабочих к свержению правительства. Вместе с Р.Люксембург организовал издание газеты "Роте фане", первый номер которой вышел 9 ноября 1918. Либкнехт боролся за углубление Ноябрьской революции 1918, энергично выступал против реакционных лидеров германской социал-демократии, указывая, что они хотят ликвидировать германскую революцию в самом её зародыше, и против руководителей центристской Независимой социал-демократической партии, потворствовавших этим стремлениям. В конце 1918 года стал председателем Коммунистической партии Германии (КПГ). Революционная борьба Либкнехта вызвала бешеную злобу со стороны всего лагеря контрреволюции. Центральный орган Социал-демократической партии Германии открыто требовал убийства вождей КПГ. За головы К.Либкнехта и Р.Люксембург было назначено 100 000 марок. 15 января 1919 К.Либкнехт и Р.Люксембург были арестованы и в тот же день убиты.

ЛЮКСЕМБУРГ (Luxemburg) Роза, 1871—1919.

Карл Маркс - К еврейскому вопросу

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "К еврейскому вопросу"

Описание и краткое содержание "К еврейскому вопросу" читать бесплатно онлайн.

09 November 2015 ru Filja FictionBook Editor Release 2.6.6 09 November 2015 FILJA65E-988F-4CBA-AF8F-65091581AD8B 1.0

1.0 — создание файла

К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2-е изд. т.1, с. 382-413 Государственное издательство политической литературы Москва 1955

К еврейскому вопросу

БРУНО БАУЭР. "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС". Брауншвейг, 1843

Немецкие евреи добиваются эмансипации. Какой же эмансипации добиваются они? Государственно-гражданской, политической эмансипации.

Бруно Бауэр отвечает им: никто в Германии не эмансипирован политически. Мы сами несвободны. Как же нам освободить вас? Вы, евреи, - эгоисты, когда требуете для себя, как для евреев, особой эмансипации. Как немцы, вы должны были бы работать для дела политической эмансипации Германии, как люди - для дела человеческой эмансипации, и особый род вашего угнетения и вашего позора должен был бы восприниматься вами не как исключение из правила, а, наоборот, как подтверждение правила.

Или, быть может, евреи требуют уравнения в правах с христианскими подданными? В таком случае они признают правомерным христианское государство, признают, следовательно, систему всеобщего порабощения. Почему же им не нравится их особое иго, если всеобщее иго им по душе? Почему немец должен интересоваться освобождением еврея, если еврей не интересуется освобождением немца?

Христианское государство знает только привилегии. Еврей пользуется в этом государстве привилегией быть евреем. Как еврей, он имеет права, которых нет у христиан. Почему же он добивается прав, которых нет у него, но которыми пользуются христиане?

Когда еврей хочет эмансипироваться от христианского государства, то он тем самым требует, чтобы христианское государство отказалось от своего религиозного предрассудка. Но разве он, еврей, отказывается от своего религиозного предрассудка? Имеет ли он, в таком случае, право требовать от других этого отречения от религии?

Христианское государство по своей сущности не может эмансипировать еврея; но - прибавляет Бауэр - еврей по своей сущности не может быть эмансипирован. До тех пор, пока государство остается христианским, а еврей остается евреем, оба так же мало способны дать эмансипацию другим,как и получить ее от других.

Христианское государство может относиться к еврею лишь так, как это свойственно христианскому государству, т.е. по принципу привилегий, позволяя еврею обособиться от прочих подданных, но заставляя его зато испытывать гнет других обособленных сфер, и с тем большей остротой, что еврей находится в религиозной противоположности к господствующей религии. Но и еврей может относиться к государству только по-еврейски. т.е. относиться к государству как к чему-то чуждому, противопоставляя действительной национальности свою химерическую национальность, действительному закону - свой иллюзорный закон, считая себя вправе обособляться от человечества, принципиально не принимая никакого участия в историческом движении, уповая на будущее, не имеющее ничего общего с будущим всего человечества, считая себя членом еврейского народа, а еврейский народ - избранным народом.

Итак, на каком основании вы, евреи, требуете эмансипации? Ради вашей религии? Она - смертельный враг государственной религии. Как граждане государства? В Германии вообще нет граждан государства. Как люди? Вы в такой же мере не люди, как и те, к кому вы апеллируете.

Бауэр по-новому поставил вопрос об эмансипации евреев после того, как подверг критике все прежние постановки и решения этого вопроса. Он спрашивает: каковы свойства еврея, который должен быть эмансипирован, и христианского государства, которое должно эмансипировать? И он отвечает критикой еврейской религии, он анализирует религиозную противоположность между иудейством и христианством, разъясняет сущность христианского государства, - и все это со смелостью, остротой мысли, основательностью, в столь же точной, как и выразительной и полной энергии форме изложения.

Каким же образом решает Бауэр еврейский вопрос? К какому выводу он приходит? Формулировка вопроса есть его решение. Критика еврейского вопроса есть ответ на еврейский вопрос. Итак, его выводы сводятся к следующему:

Мы должны эмансипировать самих себя, прежде чем сможем эмансипировать других.

Наиболее упорная форма противоположности между евреем и христианином есть религиозная противоположность. Как можно устранить противоположность? Для этого надо сделать ее невозможной. Как сделать религиозную противоположность невозможной? Для этого надо уничтожить религию. Как только еврей и христианин начинают рассматривать свои, друг другу противостоящие религии всего лишь как различные ступени развития человеческого духа, как различные змеиные кожи, которые сбрасывает с себя история, а самого человека- как змею, меняющую кожу, - с этого момента, полагает Бауэр, еврей и христианин находятся уже не в религиозном, а в критическом, научном, человеческом взаимоотношении. Наука является тогда их единством. А противоположности в науке устраняются самой наукой.

Немецкий еврей наталкивается, прежде всего, на отсутствие политической эмансипации и на официально признанный христианский характер государства. Однако в бауэровском понимании еврейский вопрос имеет общее значение, не зависящее от специфически немецких условий. Это - вопрос об отношении религии к государству, о противоречии между религиозной ограниченностью и политической эмансипацией. Эмансипация от религии ставится условием как еврею, который хочет быть политически эмансипирован, так и государству, которое должно эмансипировать других и само стать эмансипированным.

"Это верно, - говорят нам, и сам еврей говорит это, - еврей должен быть эмансипирован не как еврей, не потому, что он еврей, не потому, что он является обладателем такого превосходного общечеловеческого принципа нравственности; "напротив, еврей сам отойдет на задний план перед гражданином государства, и он станет гражданином государства несмотря на то, что он еврей и должен остаться евреем. Это значит, он - еврей и остается евреем несмотря на то, что он гражданин государства, и живет в общечеловеческих условиях: его еврейская и ограниченная сущность всегда, в конце концов, берет верх над его человеческими и политическими обязанностями. Предрассудок продолжает существовать, несмотря на то, что его победили всеобщие принципы. Но раз он продолжает существовать, то он, наоборот, побеждает все остальное". "Только софистически, только по видимости еврей мог бы оставаться в государственной жизни евреем; следовательно, если бы он желал остаться евреем, простая видимость была бы его сущностью и восторжествовала бы, т.е. его жизнь в государстве была бы только видимостью или только мгновенным исключением из сущности и правила" ("Способность современных евреев и христиан стать свободными", "Двадцать один лист", стр. 57).

Послушаем, с другой стороны, как определяет Бауэр задачу государства.

"Франция", - читаем мы у него, - "показала нам недавно" (дебаты в палате депутатов от 26 декабря 1840 г.) "в отношении еврейского вопроса, - как и всегда во всех других политических вопросах, - зрелище свободной жизни, которая, однако, в своих законах свела на нет эту свободу и, следовательно, признала ее видимостью, а с другой стороны, на деле опровергла свой свободный закон" ("Еврейский вопрос", стр. 64).

"Всеобщая свобода еще не стала во Франции законом, еврейский вопрос также еще не решен, ибо провозглашенная законом свобода - равенство всех граждан - ограничена в жизни, над которой еще властвуют и которую разделяют религиозные привилегии, и эта несвобода жизни оказывает обратное действие на закон и принуждает его санкционировать деление самих по себе свободных граждан на угнетенных и угнетателей" (стр. 65).

Отец Маркса – сын раввина и преуспевающий юрист, после запрещения евреям заниматься адвокатской практикой в Пруссии, принял в 1819 году протестантство, а в 1824 году крестил своих восьмерых детей. Карлу тогда было 6 лет. Достигнув гражданской и творческой зрелости, Маркс должен был определить своё отношение к духовным ценностям предков – к их нравам, традициям и религии. Женитьба на дочери прусского помещика из старинного дворянского рода Женни фон Вестфален, домашнее окружение которой органически не выносило родственника из презренного племени "христопродавцев", требовало от обращённого в христианство Маркса подтверждения преданности вновь приобретённым убеждениям.

В этих условиях молодой Маркс занял позицию атеиста на фоне откровенной неприязни к своим бывшим соплеменникам. К 1843 году 25 – летний Маркс уже сформировался убеждённым атеистом с выраженной антиеврейской направленностью. Эта черта недвусмысленно просматривается в ряде его работ, в том числе в известной статье "К еврейскому вопросу". В ней Маркс избрал объектом полемики работу видного немецкого исследователя истории раннего христианства и не менее видного идеолога антисемитизма Бруно Бауэра. Так же, как и Бауэр, Маркс проповедует социалистические идеи атеизма в деле духовного освобождения от религиозной зависимости. Однако само понятие христианства и иудаизма для Бауэра и Маркса различно.

Бауэр видит в иудаизме лишь его религиозный смысл, поэтому он сводит суть личности еврея к его религии. При таком понимании иудаизма Бауэр рассматривает эмансипацию только как результат прямого отхода личности от религии: еврея от иудаизма, христианина от христианства. Маркс оказался в этом вопросе более радикален по отношению к иудаизму. Рассматривая процесс эмансипации евреев и их отход от иудаизма, он впервые вводит понятие " социальный элемент ". Но в каком понимании?

Ещё не обнародован " Манифест коммунистической партии " и не разработана теория классовой борьбы. Ещё не написан главный труд жизни " Капитал " и не раскрыта сущность прибавочной стоимости как механизма эксплуатации трудящихся. Но уже ясно осознаётся влияние капитала на рост богатства и нищеты, его отчуждённая сущность по отношению к человеку. В этом плане, по мнению Маркса, следует искать врага бедных и обездоленных, то есть тот социальный элемент, который должен быть преодолён. Искать, однако, долго не пришлось. Имя врага было подсказано сознанием христианской неполноценности крещёного еврея. Таким врагом был назван иудаизм.

В понимании Маркса, иудаизм – явление духовно практического порядка. С духовно теологической точки зрения – это религия верующего или, так называемого, субботнего еврея, а с практической стороны иудаизм определяет светскую сущность еврея как личности. Но какой личности? Вот тут – то и начинаются удивительные пассажи молодого человека, ещё не пришедшего к идее классовой борьбы. " Рассмотрим еврея не субботнего, как это делает Бауэр, а светского, каждодневного еврея, - рассуждает Маркс, - не будем искать тайны еврея в его религии, а поищем тайну религии в реальном еврее. Какова мирская основа иудаизма? Практическая потребность, корысть. Какова мирская религия еврея? Торгашество. Каков его мирской бог? Деньги ". ( Здесь и далее использован перевод на русский язык статьи Маркса "К еврейскому вопросу", сделанный в Австралии Валентиной Сустер).

Всё довольно просто, враг найден. Оказывается, в реальном еврее заложена мирская религия, основу которой составляет только корысть, торгашество и деньги. Но куда делся будущий критик социального неравенства, чьи идеи о расслоении общества на имущих и неимущих, сытых и голодных овладели сознанием миллионов трудящихся? Почему для Маркса понятие "еврей" становится синонимом только торгашества, эгоизма и жестокости, основанной на морали владельца денежного мешка? Почему он не видит огромной массы бедных, обездоленных и беззащитных на чужих землях людей, населяющих мрачные трущобы еврейских гетто во многих городах и местечках европейских государств? Людей, преследуемых и гонимых за тяжкую долю народа – изгоя, за жестокую память погромов и убийств периода крестовых походов, инквизиции и гражданских войн?

Потому что по Марксу, евреи – это не нация, не самобытный этнос с четырёхтысячелетней историей, не народ, давший человечеству основы духовной культуры и нравственности. Наконец, не народ, национальный интеллект которого, взращённый на духовных ценностях иудаизма, дал миру самого Маркса, а какая – то безликая масса людей, поклоняющаяся денежному мешку.
"Призрачная национальность еврея, - пишет Маркс, - есть национальность торговца, денежного мешка, в широком смысле слова". И далее: "Беспочвенный закон еврея являет собой лишь религиозную карикатуру беспочвенной морали и права в целом, чисто формальных ритуалов, которыми окружает себя мир корысти… Деньги – ревнивый бог Израиля, перед лицом которого нет места другому богу".

Маркс считает, что достаточно придерживаться закона соблюдения субботы и следовать идеям иудаизма, чтобы быть антисоциальным элементом, величайшим общественным злом времени. "Мы видим в иудаизме основной антисоциальный элемент нашего времени, - пишет Маркс, - элемент, который в ходе исторического развития, – в которое евреи усердно вносили свой вредоносный вклад – доведен до современного вредоносного уровня, за которым неизбежно должен начаться распад".
"Еврей уже освободил себя на свой еврейский манер". За этим следует объяснение, в котором используется цитата из статьи антисемита Бауэра, что именно означает "на свой еврейский манер". И далее: "Еврей, которого в Вене, например, только терпят, благодаря своему финансовому могуществу определяет судьбу всей империи. Еврей, не имеющий прав в самом мелком германском государстве, определяет судьбу всей Европы. Если корпорации и гильдии отказываются принять евреев или пока не создали для них режим благоприятствования, то наглость промышленности обращает в посмешище упрямство этих институтов".

Разъясняя сущность этого расхожего мифа, Маркс приходит к ещё более обобщающему выводу: "Еврей освободил себя на свой еврейский манер не только потому, что через него, а также помимо него, деньги стали властью в мире, что практический еврейский дух стал практическим духом христианской нации. Евреи освободили себя постольку, поскольку христиане превратились в евреев". Вот, оказывается, какое зло свершилось! Действительно, парадоксальный вывод: деньги – ревнивый бог Израиля, торгашеский дух и еврейская практическая предприимчивость поглотили весь мир!

Пройдёт всего несколько лет после написания этой статьи, и Маркс исследует способ производства материальных благ, механизм взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Станет совершенно ясно, что бурно развивающийся в середине XIX века капитализм вовсе не еврейская выдумка и не иудейское наваждение, а закономерный ход исторического развития. Однако на этапе 1843 года Маркс, обуреваемый антиеврейскими настроениями, приписывает все беды, связанные с первоначальным накоплением капитала, вредоносной деятельности евреев и тлетворному влиянию их религии – иудаизму. И он делает потрясающий по своему цинизму вывод: "Поскольку общество сумеет ликвидировать земную суть иудаизма – торгашество и условия его существования – еврей станет невозможным".

Ну, а методы ликвидации земной сущности иудаизма, то есть условий, при которых еврей станет невозможным – это уже дело техники и, как показали события последующих революций и войн, с весьма трагическими последствиями[1].

Маркс не знал еврейской истории и культуры. Хотя он писал, что иудеи являлись источником духовного брожения в средневековой Европе, он, кажется, представления не имел о мученичестве иудеев. Более того, он не знал, в каких социаль­ных условиях живут евреи за пре­делами Западной Европы, в част­ности восточно-европейские евреи, казалось, вообще не существуют для него. Единственная сочувствен­ная статья в отношении евреев вы­шла из-под его пера только тогда, когда он сделал для себя открытие, что в Иерусалиме есть бедные ев­реи.

Его дочь Элеонора (ум. 1898), однако, считала себя еврейкой (хотя жена Маркса не была еврейкой) и любила проводить время среди ев­реев - рабочих лондонского Ист-Энда.

Враждебное отношение Маркса к евреям не остановило его недру­гов, от анархиста Бакунина до на­цистов, от нападок на него и его си­стему в антисемитских выражени­ях. В Советском Союзе, где марк­сизм-ленинизм был официальной идеологией, упоминание о его ев­рейском происхождении было вы­брошено из всех справочников, вы­пущенных с конца 40-х до конца 80-х годов 20 века.

Ничто не исчезает бесследно и не возникает из ничего…

Таким образом, антисемитизм Маркса явился благодатной почвой для таких антисемитов, как Гитлер (хоть и национал, но таки социалист), Сталин и последующие первые секретари КПСС.

Был ли Энгельс евреем?

Увы, молчит наука… молчит наука… Все же можно сказать, что фамилия "Маркс" у немцев достаточно распространена. В том числе и у военных. А вот "Энгельсов" среди немцев не встречется. В то же время энгель – это идишское ангел, то есть Энгельс[2] = ангелы.

ЛИБКНЕХТ Карл - (1871 - 1919[3]),

деятель германского и международного рабочего движения, один из основателей Коммунистической партии Германии. Родился 18 августа в Лейпциге. По профессии адвокат. Образование получил в университетах Лейпцига и Берлина. В 1900 вступил в ряды Социал-демократической партии. В 1904 выступил в немецком суде защитником русских и немецких социал-демократов, обвинявшихся в нелегальном провозе через границу русской социал-демократической литературы, заклеймив при этом политику преследований, которую проводили царизм и прусско-германское полицейское государство по отношению к революционерам. Либкнехт выступал против реформистской тактики правых социал-демократических лидеров, уделяя большое внимание антимилитаристской агитации и политической работе среди молодёжи. На съезде Социал-демократической партии Германии в Бремене в 1904 Либкнехт охарактеризовал милитаризм как важнейший оплот капитализма, требовал ведения специальной антивоенной пропаганды и создания социал-демократической молодёжной организации с целью мобилизации пролетарской молодёжи на борьбу с милитаризмом. Либкнехт с энтузиазмом приветствовал Революцию 1905-07 в России. На Йенском партийном съезде социал-демократии (1905) в острой политической схватке с ревизионистами Либкнехт провозгласил всеобщую массовую политическую стачку пролетарским средством борьбы. В 1906 на Мангеймском партийном съезде разоблачал политику германского правительства, направленную на оказание помощи царизму в подавлении революции, призывал германский пролетариат последовать в своей борьбе примеру русских рабочих. В эти годы в германской социал-демократии оформилось левое течение. Одним из его виднейших руководителей, наряду с Р.Люксембург и др., стал Либкнехт. Он один из основателей Социалистического интернационала молодёжи (1907); в 1907-10 был его председателем. На первой международной конференции молодёжных социалистических организаций, созванной в 1907, Либкнехт выступил с докладом о борьбе с милитаризмом, за что в конце 1907 был приговорён к заключению в крепости. В 1908 был избран депутатом прусской палаты депутатов. В 1912 Либкнехт стал депутатом германского рейхстага. В апреле 1913 с трибуны рейхстага Л. назвал руководителей военных монополий во главе с Круппом поджигателями войны. На Хемницком партийном съезде 1912 Л. призывал к укреплению международной пролетарской солидарности как решающего средства борьбы с милитаризмом. После начала 1-й мировой войны 1914-1918 Либкнехт вопреки своим убеждениям, подчиняясь решению, принятому социал-демократической фракцией рейхстага, голосовал 4 августа 1914 за военные кредиты. Однако вскоре он исправил свою ошибку. 2 декабря 1914 Либкнехт один голосовал в рейхстаге против военных кредитов. В переданном председателю рейхстага письменном заявлении Либкнехт охарактеризовал 1-ю мировую войну как войну захватническую. Его заявление было затем распространено в виде нелегальной листовки. В 1915 Либкнехт был призван в армию, где продолжал борьбу, используя все возможности, в том числе трибуну рейхстага и прусской палаты депутатов, на заседания которых он приезжал в Берлин. В своём послании Циммервальдской конференции (1915), Либкнехт выдвинул лозунг: "Гражданская война, а не гражданский мир!", В том же послании Либкнехт требовал создания нового Интернационала. Либкнехт вместе с Р.Люксембург принял деятельное участие в создании группы "Спартак" (оформилась в январе 1916; в ноябре 1918 преобразована в "Союз Спартака"). В январе 1916 был исключен из социал-демократической фракции рейхстага. С трибуны прусской палаты депутатов Либкнехт призвал берлинский пролетариат выйти 1 мая 1916 на демонстрацию на Потсдамскую площадь с лозунгами: "Долой войну!", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Во время демонстрации призывал к свержению правительства, за это смелое выступление был арестован и приговорён военным судом к 4 годам и 1 месяцу заключения. Находясь в тюрьме, он восторженно встретил известие о победе Октябрьской революции в России. Выйдя из заключения в октябре 1918, Либкнехт снова развернул активную революционную деятельность. Листовка от 8 ноября, одним из авторов которой был Либкнехт, призвала немецких рабочих к свержению правительства. Вместе с Р.Люксембург организовал издание газеты "Роте фане", первый номер которой вышел 9 ноября 1918. Либкнехт боролся за углубление Ноябрьской революции 1918, энергично выступал против реакционных лидеров германской социал-демократии, указывая, что они хотят ликвидировать германскую революцию в самом её зародыше, и против руководителей центристской Независимой социал-демократической партии, потворствовавших этим стремлениям. В конце 1918 года стал председателем Коммунистической партии Германии (КПГ). Революционная борьба Либкнехта вызвала бешеную злобу со стороны всего лагеря контрреволюции. Центральный орган Социал-демократической партии Германии открыто требовал убийства вождей КПГ. За головы К.Либкнехта и Р.Люксембург было назначено 100 000 марок. 15 января 1919 К.Либкнехт и Р.Люксембург были арестованы и в тот же день убиты.

ЛЮКСЕМБУРГ (Luxemburg) Роза, 1871—1919.

К еврейскому вопросу - Маркс Карл Генрих

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

К еврейскому вопросу - Маркс Карл Генрих краткое содержание

К еврейскому вопросу читать онлайн бесплатно

К еврейскому вопросу

К еврейскому вопросу - marks.jpg

БРУНО БАУЭР. "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС". Брауншвейг, 1843

Немецкие евреи добиваются эмансипации. Какой же эмансипации добиваются они? Государственно-гражданской, политической эмансипации.

Бруно Бауэр отвечает им: никто в Германии не эмансипирован политически. Мы сами несвободны. Как же нам освободить вас? Вы, евреи, - эгоисты, когда требуете для себя, как для евреев, особой эмансипации. Как немцы, вы должны были бы работать для дела политической эмансипации Германии, как люди - для дела человеческой эмансипации, и особый род вашего угнетения и вашего позора должен был бы восприниматься вами не как исключение из правила, а, наоборот, как подтверждение правила.

Или, быть может, евреи требуют уравнения в правах с христианскими подданными? В таком случае они признают правомерным христианское государство, признают, следовательно, систему всеобщего порабощения. Почему же им не нравится их особое иго, если всеобщее иго им по душе? Почему немец должен интересоваться освобождением еврея, если еврей не интересуется освобождением немца?

Христианское государство знает только привилегии. Еврей пользуется в этом государстве привилегией быть евреем. Как еврей, он имеет права, которых нет у христиан. Почему же он добивается прав, которых нет у него, но которыми пользуются христиане?

Когда еврей хочет эмансипироваться от христианского государства, то он тем самым требует, чтобы христианское государство отказалось от своего религиозного предрассудка. Но разве он, еврей, отказывается от своего религиозного предрассудка? Имеет ли он, в таком случае, право требовать от других этого отречения от религии?

Христианское государство по своей сущности не может эмансипировать еврея; но - прибавляет Бауэр - еврей по своей сущности не может быть эмансипирован. До тех пор, пока государство остается христианским, а еврей остается евреем, оба так же мало способны дать эмансипацию другим,как и получить ее от других.

Христианское государство может относиться к еврею лишь так, как это свойственно христианскому государству, т.е. по принципу привилегий, позволяя еврею обособиться от прочих подданных, но заставляя его зато испытывать гнет других обособленных сфер, и с тем большей остротой, что еврей находится в религиозной противоположности к господствующей религии. Но и еврей может относиться к государству только по-еврейски. т.е. относиться к государству как к чему-то чуждому, противопоставляя действительной национальности свою химерическую национальность, действительному закону - свой иллюзорный закон, считая себя вправе обособляться от человечества, принципиально не принимая никакого участия в историческом движении, уповая на будущее, не имеющее ничего общего с будущим всего человечества, считая себя членом еврейского народа, а еврейский народ - избранным народом.

Итак, на каком основании вы, евреи, требуете эмансипации? Ради вашей религии? Она - смертельный враг государственной религии. Как граждане государства? В Германии вообще нет граждан государства. Как люди? Вы в такой же мере не люди, как и те, к кому вы апеллируете.

Бауэр по-новому поставил вопрос об эмансипации евреев после того, как подверг критике все прежние постановки и решения этого вопроса. Он спрашивает: каковы свойства еврея, который должен быть эмансипирован, и христианского государства, которое должно эмансипировать? И он отвечает критикой еврейской религии, он анализирует религиозную противоположность между иудейством и христианством, разъясняет сущность христианского государства, - и все это со смелостью, остротой мысли, основательностью, в столь же точной, как и выразительной и полной энергии форме изложения.

Каким же образом решает Бауэр еврейский вопрос? К какому выводу он приходит? Формулировка вопроса есть его решение. Критика еврейского вопроса есть ответ на еврейский вопрос. Итак, его выводы сводятся к следующему:

Мы должны эмансипировать самих себя, прежде чем сможем эмансипировать других.

Наиболее упорная форма противоположности между евреем и христианином есть религиозная противоположность. Как можно устранить противоположность? Для этого надо сделать ее невозможной. Как сделать религиозную противоположность невозможной? Для этого надо уничтожить религию. Как только еврей и христианин начинают рассматривать свои, друг другу противостоящие религии всего лишь как различные ступени развития человеческого духа, как различные змеиные кожи, которые сбрасывает с себя история, а самого человека- как змею, меняющую кожу, - с этого момента, полагает Бауэр, еврей и христианин находятся уже не в религиозном, а в критическом, научном, человеческом взаимоотношении. Наука является тогда их единством. А противоположности в науке устраняются самой наукой.

Немецкий еврей наталкивается, прежде всего, на отсутствие политической эмансипации и на официально признанный христианский характер государства. Однако в бауэровском понимании еврейский вопрос имеет общее значение, не зависящее от специфически немецких условий. Это - вопрос об отношении религии к государству, о противоречии между религиозной ограниченностью и политической эмансипацией. Эмансипация от религии ставится условием как еврею, который хочет быть политически эмансипирован, так и государству, которое должно эмансипировать других и само стать эмансипированным.

"Это верно, - говорят нам, и сам еврей говорит это, - еврей должен быть эмансипирован не как еврей, не потому, что он еврей, не потому, что он является обладателем такого превосходного общечеловеческого принципа нравственности; "напротив, еврей сам отойдет на задний план перед гражданином государства, и он станет гражданином государства несмотря на то, что он еврей и должен остаться евреем. Это значит, он - еврей и остается евреем несмотря на то, что он гражданин государства, и живет в общечеловеческих условиях: его еврейская и ограниченная сущность всегда, в конце концов, берет верх над его человеческими и политическими обязанностями. Предрассудок продолжает существовать, несмотря на то, что его победили всеобщие принципы. Но раз он продолжает существовать, то он, наоборот, побеждает все остальное". "Только софистически, только по видимости еврей мог бы оставаться в государственной жизни евреем; следовательно, если бы он желал остаться евреем, простая видимость была бы его сущностью и восторжествовала бы, т.е. его жизнь в государстве была бы только видимостью или только мгновенным исключением из сущности и правила" ("Способность современных евреев и христиан стать свободными", "Двадцать один лист", стр. 57).

Послушаем, с другой стороны, как определяет Бауэр задачу государства.

"Франция", - читаем мы у него, - "показала нам недавно" (дебаты в палате депутатов от 26 декабря 1840 г.) "в отношении еврейского вопроса, - как и всегда во всех других политических вопросах, - зрелище свободной жизни, которая, однако, в своих законах свела на нет эту свободу и, следовательно, признала ее видимостью, а с другой стороны, на деле опровергла свой свободный закон" ("Еврейский вопрос", стр. 64).

Читайте также: