Мои одноклассники наши школьные обязанности

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Формирование у детей навыков эффективного общения.

Возраст детей. 12-13 лет.

Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.

Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят вдоль стен. Обучающиеся сидят на стульях, расставленных по кругу.

Таблицы синтонного и конфликтогенного коммуникативного поведения. Результаты анкетирования детей по проблемам, возникшим в общении. Мяч резиновый средних размеров.

Ведущий. Добрый день! Ребята, чтобы немного отвлечься от учебных проблем и настроиться на новый вид деятельности, давайте немного поиграем. Я буду подбрасывать мяч вверх, а вы в это время громко хлопать в ладоши один раз. Когда я сделаю вид, что подбросила мяч, а на самом деле он остался у меня в руках - хлопать не надо. Ваша задача внимательно наблюдать за моими действиями и вести себя, как указано. (игра продолжается 2-3 минуты)

Ведущий. Чтобы продолжить наше общение давайте уточним правила поведения. Вы можете их дополнить, если сочтете нужным.

  1. Не перебивать говорящего.
  2. Говорить от первого лица.
  3. Не спорить, а высказывать свою точку зрения.
  4. Говорить тогда, когда разрешит ведущий.
  5. Внимательно слушать, чтобы твое высказывание было по теме разговора.

Есть дополнения к правилам?

(обсуждаются предложенные правила)

Ведущий. Примем эти правила за основу

Давайте поговорим о том, как вы, обучаясь вместе, пять лет, научились общаться друг с другом? Или общению не надо учиться? Давайте по порядку.

Вообще что такое общение?

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

Ведущий подводит итог обсуждения данного вопроса. Общение- деловая или дружеская связь так написано в толковом словаре. Общение, общее – однокоренные слова. Как правило, общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д. – это социально приемлемое общение. Но ведь у некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство - это социально неприемлемое общение. Существуют законы, предусматривающие наказание за курение в общественных местах, за употребление алкоголя, воровство и.т.д.

А как народная мудрость еще говорит об общении?

Ведущий. Это шёл разговор о дружеском общении. А чем дружеское общение отличается от делового?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Можно сказать, что деловое общение- это общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело. Вот у вас в классе какое общение преобладает?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.

Вот если взять деловое общение какие факторы влияют на то, что приятно с человеком общаться или нет?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Итак, подведем итог.

Приятно общаться, когда человек:

  • опрятен
  • вежлив
  • умён
  • доброжелателен
  • справедлив
  • честен

и каждый сейчас, наверное, подумал о себе а, приятно ли общаться со мной? Это очень важный вопрос. На него надо научиться отвечать честно. А если кто-то еще не научился своё поведение оценивать критически, одноклассники помогут.

Из анкет, заполненных накануне классного часа, сделан такой вывод:

(называется количество обучающихся) считают, что (называется фамилия, имя обучающегося) унижает их достоинство.

Далее называются фамилии других одноклассников, попавших в число унижающих достоинство.

Затем называются фамилии и имена тех, кого назвали «обращающимися к ним грубо с обидной кличкой и.т.д. по результатам анкеты.

Ведущий.

Вот какие правила общения предлагает психолог Аркадий Егидес.

Конфликтогенное коммуникативное поведение

Обязан, но не сделал
Обесценивание благодеяния при ожидании благодарности
Юмор на партнера
Авторитарность
Перебивать
Тянуть одеяло внимания на себя
Отрицательное за глаза
Отрицательная оценка
Обвинение
Категоричность, безапеляционность
Знаки неприятия
Таинственность вместо гласности
Грубый отказ от нужного партнеру общения

Синтонное коммуникативное поведение

Не обязан, а сделал
Активное выражение благодарности, не смотря на то, что ее не ждут
Снятие вины с партнера, самообвинение
Приглашение к обсуждению
Знаки принятия
Активная гласность
Положительное за глаза
Сделал сверх договора
Положительная оценка
Юмор без адреса и юмор на себя
Приглашение к совместному принятию решений
Дать себя перебить активное слушание
Щедро дарить свое общение
Фокусировать на партнера нужное ему внимание людей

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Правильное общение- это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость.

А теперь скажите, пожалуйста, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи?

(Дети по очереди рассказывают о новых знаниях, полученных на классном часе, о своих впечатлениях)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Классный час для начальной школы Мои права и обязанности.docx

Дата проведения 21.11.2019

Учитель Етынкеу Е.Ю.

Цели и задачи:

-дать первоначальные правовые знания;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности

Ход занятия:

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе

Значит права – это правила, законы, которые должны выполнять все люди, не зависимо взрослые это или дети. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

Давайте разберемся, есть ли права у вас, у детей? ( слайд 4) ( мнения учащихся ).

Существуют ли документы и где прописаны права ребенка? (слайд 5)

С рождением человека рождаются и его права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. (Конвенция – это международный договор, соглашение).

Она была принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).

Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся : например: нужно соблюдать правила поведения в школе для того чтобы меньше было нарушений дисциплины; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом!

- Как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей?

Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Представьте себе вот такую ситуацию:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: - Это проявление жестокости, папа.

- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми (мнения учащихся ).

Обязанность –круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (слайд 20) (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие? (слайд 21)

Где могут быть записаны обязанности учеников?

- соблюдать правила поведения в школе,

- правила внутреннего распорядка в школе;

- правила техники безопасности, санитарии, гигиены.

- учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию;

- посещать все мероприятия, предусмотренные учебным планом;

- беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.

- не подвергайте опасности жизни и здоровью себя и других школьников.

Закрепление.

Анализ предложенных ситуаций.

МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.

СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

- Объясните Оле, в чем она не права?

УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.

ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.

- Разъясните Иванову его права и обязанности.

УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?

ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.

- Правильно ли рассуждает Петров?

МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?

СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей.

- Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

- А чего они совершенно не знают?

- Как же примирить свои права с правами других людей?

- Подошло к концу наше мероприятие. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?

Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

Что будет, если люди будут жить не по правилам?

- Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. (слайд 24) Самые активные на мероприятии помогают раздать раскраски с любимыми героями и памятками.

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся.

Задачи: 1) Познакомить обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребен

детей; обобщить знания обучающихся о таких понятиях как «пра

вовые знания в повседневной жизни.

2) Коррекция распределения внимания путём расшифровки слов;

долговременной памяти на основе упражнений в воспроизведе

нии содержания сказок.

3) Воспитывать уважительное отношение к правам других людей;

способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: экран, проектор, презентация, листочки с заданием.

Ход воспитательского часа.

I. Организационный момент.

Добрый вечер всем девочкам!

Добрый вечер всем мальчикам!

Добрый вечер всем тем, у кого хорошее настроение!

Добрый вечер всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!

II. Введение в тему воспитательского часа.

- Добрый вечер, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем воспитательском часе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Послушайте сценку и попробуйте догадаться, о чём будем говорить на воспитательском часе.

После уроков ребята решили поиграть.

Артем: Давайте поиграем в войну!

Антон: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, полицейским. А ты, Максим, будешь бандитом.

Максим: А я не хочу.

Артем: Чего не хочешь?

Максим: Играть в войну.

Антон: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Максим: Я не хочу.

Максим: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

- Давайте поговорим. Как поступил Артем и Антон? Почему они не правы? Прав ли Максим? (Заслушиваем различные точки зрения.)

- Может, кто-то догадался о чём сегодня будем говорить?

- Как называется тема нашего классного часа, вы узнаете, когда расшифруете слова.

ваПра и обязантинос никашколь (Слайд)

Права и обязанности школьника.

- Сегодня на воспитательском часе мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

IV. Словарная работа.

- Что такое право? (Слайд)

Право – совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство, а также наука, изучающая эти нормы.

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

- А кого можно считать ребёнком? (Слайд)

- Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Слайд)

- Что такое конвенция?

Конвенция – международный договор, соглашение по какому-нибудь определенному вопросу. (Слайд)

Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

(Слайд) 20 ноября - Всемирный день прав детей

(Слайд) Здание ООН в г. Нью-Йорке и эмблема ООН

VI. Знакомство с правами.

Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

- Какие же права есть у всех детей мира?

1. Право на жизнь.

- Найди такое благо, без которого может обойтись человек. (Слайд)

-А что самое важное среди остальных благ?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все дети на планете - это право на жизнь. (Слайд)

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям.

2. Право на имя при рождении.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

- На что ещё имеет право ребёнок?

- Каждый ребёнок имеет право на имя. (Слайд)

- Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Где это записано?

- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ.)

- А что там еще записано, кто знает?

Ещё в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает ваши права.

3. Право на отдых.

- Посмотрите внимательно на картинку и подумайте, на что ещё имеют право дети? (Слайд)

- А для чего человеку отдых?

-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? (Выходные.)

-Как называется ежегодный отдых родителей? (Отпуск.)

-Как называется перерыв между уроками в школе? (Перемена.)

-Как называется продолжительный отдых обучающихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? (Каникулы.)

Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до12 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причём это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все дети на планете - это право на отдых.

4. Право на заботу и воспитанию родителями.

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те, что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогите найти.

-Дети имеют право на заботу и воспитание родителями. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. (Слайд)

5. Право на медицинскую помощь. (Слайд)

6. Право на образование. (Слайд)

7. Право на жильё и неприкосновенность жилища. (Слайд)

8. Право на свободное перемещение. (Слайд)

9. Право свободно выражать свои взгляды. (Слайд)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

VI. Знакомство с обязанностями.

Кроме прав у людей есть ещё и обязанности.

- Что такое обязанность?

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязатель-

ных для выполнения. (Слайд)

- Какие обязанности есть у вас, у детей?

Обязанности обучающихся (Слайд)

• соблюдать Устав школы;

• иметь аккуратный вид;

• бережно относиться к имуществу школы;

• соблюдать правила поведения обучающихся;

• уважать права других, терпимо относиться к критическим замечаниям, уметь признавать и исправлять свои ошибки;

• запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.

• соблюдать Правила техники безопасности

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музы

- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цве

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка за

прещено насилие над детьми!

- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других)

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь

дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом

- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

- Правильно ли рассуждает Петров?

(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать

- Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

(- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.)

- А чего они совершенно не знают? (Они не знают, что обязаны уважать права других людей.)

- Как же примирить свои права с правами других людей? (Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя свои права ставить выше прав других людей.)

- Давайте выведем простые правила взаимообщения : (Слайд)

1. Нужно знать … свои права.

2. Нужно уважать … права других людей.

3. Нельзя забывать об … обязанностях.

VIII. Подведение итога.

- О чём сегодня говорили на воспитательском часе? (О правах и обязанностях.)

- Что такое права? (Права – это нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми.)

- Что такое обязанности? (Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения.)

- Чем отличаются права и обязанности? (Права должны знать, а обязанности должны выполнять.)

-Можно ли нарушать чужие права?

- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других.

Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех.

Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить. (Слайд)

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музы

- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цве

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка за

прещено насилие над детьми!

- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других)

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь

дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом

- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

- Правильно ли рассуждает Петров?

(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать

Прикреплённые файлы:

Права и обязанности детей и родителей ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ СК закреплен принцип, в соответствии с которым взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на.


• Самым добрым человеком в классе можно назвать .
• В политики целесообразно рекомендовать .
• Щедрость не знает границ у .
• Скромность всегда украшает .
• Веселее в классе, когда приходит .

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
С. Михалков
Физкультминутка
— Хлопни в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
• Только девочки.
• Только те, кто любят вкусно поесть.
• Только те, кто опаздывают на уроки.
• Только те, кто хорошо учатся.
• Только те, кто не любят каникулы.
• Только те, кто любят сладкое.
• Только те, кому нравится играть в футбол.
• Только те, у кого прекрасное настроение.

Ты не один в этот трудный миг –
Рядом герои любимых книг.
Мой милый друг, гордись своей судьбой –
Книги напишут и о нас с тобой.

Пусть ты не раз попадешь в беду –
Знай, в трудный час я к тебе приду.
Слышишь, походная груба зовет –
Вот и настал сегодня наш черед.
Л. Куксо

Читайте также: