Мои одноклассники наши школьные обязанности
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Формирование у детей навыков эффективного общения.
Возраст детей. 12-13 лет.
Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.
Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят вдоль стен. Обучающиеся сидят на стульях, расставленных по кругу.
Таблицы синтонного и конфликтогенного коммуникативного поведения. Результаты анкетирования детей по проблемам, возникшим в общении. Мяч резиновый средних размеров.
Ведущий. Добрый день! Ребята, чтобы немного отвлечься от учебных проблем и настроиться на новый вид деятельности, давайте немного поиграем. Я буду подбрасывать мяч вверх, а вы в это время громко хлопать в ладоши один раз. Когда я сделаю вид, что подбросила мяч, а на самом деле он остался у меня в руках - хлопать не надо. Ваша задача внимательно наблюдать за моими действиями и вести себя, как указано. (игра продолжается 2-3 минуты)
Ведущий. Чтобы продолжить наше общение давайте уточним правила поведения. Вы можете их дополнить, если сочтете нужным.
- Не перебивать говорящего.
- Говорить от первого лица.
- Не спорить, а высказывать свою точку зрения.
- Говорить тогда, когда разрешит ведущий.
- Внимательно слушать, чтобы твое высказывание было по теме разговора.
Есть дополнения к правилам?
(обсуждаются предложенные правила)
Ведущий. Примем эти правила за основу
Давайте поговорим о том, как вы, обучаясь вместе, пять лет, научились общаться друг с другом? Или общению не надо учиться? Давайте по порядку.
Вообще что такое общение?
(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)
Ведущий подводит итог обсуждения данного вопроса. Общение- деловая или дружеская связь так написано в толковом словаре. Общение, общее – однокоренные слова. Как правило, общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д. – это социально приемлемое общение. Но ведь у некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство - это социально неприемлемое общение. Существуют законы, предусматривающие наказание за курение в общественных местах, за употребление алкоголя, воровство и.т.д.
А как народная мудрость еще говорит об общении?
Ведущий. Это шёл разговор о дружеском общении. А чем дружеское общение отличается от делового?
(Дети высказывают свою точку зрения)
Ведущий. Можно сказать, что деловое общение- это общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело. Вот у вас в классе какое общение преобладает?
(Дети высказывают свою точку зрения)
Ведущий. Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.
Вот если взять деловое общение какие факторы влияют на то, что приятно с человеком общаться или нет?
(Дети высказывают свою точку зрения)
Ведущий. Итак, подведем итог.
Приятно общаться, когда человек:
- опрятен
- вежлив
- умён
- доброжелателен
- справедлив
- честен
и каждый сейчас, наверное, подумал о себе а, приятно ли общаться со мной? Это очень важный вопрос. На него надо научиться отвечать честно. А если кто-то еще не научился своё поведение оценивать критически, одноклассники помогут.
Из анкет, заполненных накануне классного часа, сделан такой вывод:
(называется количество обучающихся) считают, что (называется фамилия, имя обучающегося) унижает их достоинство.
Далее называются фамилии других одноклассников, попавших в число унижающих достоинство.
Затем называются фамилии и имена тех, кого назвали «обращающимися к ним грубо с обидной кличкой и.т.д. по результатам анкеты.
Ведущий.
Вот какие правила общения предлагает психолог Аркадий Егидес.
Конфликтогенное коммуникативное поведение
Обязан, но не сделал |
Обесценивание благодеяния при ожидании благодарности |
Юмор на партнера |
Авторитарность |
Перебивать |
Тянуть одеяло внимания на себя |
Отрицательное за глаза |
Отрицательная оценка |
Обвинение |
Категоричность, безапеляционность |
Знаки неприятия |
Таинственность вместо гласности |
Грубый отказ от нужного партнеру общения |
Синтонное коммуникативное поведение
Не обязан, а сделал |
Активное выражение благодарности, не смотря на то, что ее не ждут |
Снятие вины с партнера, самообвинение |
Приглашение к обсуждению |
Знаки принятия |
Активная гласность |
Положительное за глаза |
Сделал сверх договора |
Положительная оценка |
Юмор без адреса и юмор на себя |
Приглашение к совместному принятию решений |
Дать себя перебить активное слушание |
Щедро дарить свое общение |
Фокусировать на партнера нужное ему внимание людей |
(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)
Ведущий. Правильное общение- это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость.
А теперь скажите, пожалуйста, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи?
(Дети по очереди рассказывают о новых знаниях, полученных на классном часе, о своих впечатлениях)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Классный час для начальной школы Мои права и обязанности.docx
Дата проведения 21.11.2019
Учитель Етынкеу Е.Ю.
Цели и задачи:
-дать первоначальные правовые знания;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности
Ход занятия:
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе
Значит права – это правила, законы, которые должны выполнять все люди, не зависимо взрослые это или дети. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Давайте разберемся, есть ли права у вас, у детей? ( слайд 4) ( мнения учащихся ).
Существуют ли документы и где прописаны права ребенка? (слайд 5)
С рождением человека рождаются и его права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. (Конвенция – это международный договор, соглашение).
Она была принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).
Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся : например: нужно соблюдать правила поведения в школе для того чтобы меньше было нарушений дисциплины; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом!
- Как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей?
Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.
Представьте себе вот такую ситуацию:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: - Это проявление жестокости, папа.
- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми (мнения учащихся ).
Обязанность –круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (слайд 20) (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Существуют ли обязанности у учеников? Какие? (слайд 21)
Где могут быть записаны обязанности учеников?
- соблюдать правила поведения в школе,
- правила внутреннего распорядка в школе;
- правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
- учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию;
- посещать все мероприятия, предусмотренные учебным планом;
- беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
- не подвергайте опасности жизни и здоровью себя и других школьников.
Закрепление.
Анализ предложенных ситуаций.
МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.
СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
- Объясните Оле, в чем она не права?
УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.
ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?
ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.
- Правильно ли рассуждает Петров?
МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей.
- Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
- А чего они совершенно не знают?
- Как же примирить свои права с правами других людей?
- Подошло к концу наше мероприятие. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.
Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
Что будет, если люди будут жить не по правилам?
- Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. (слайд 24) Самые активные на мероприятии помогают раздать раскраски с любимыми героями и памятками.
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся.
Задачи: 1) Познакомить обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребен
детей; обобщить знания обучающихся о таких понятиях как «пра
вовые знания в повседневной жизни.
2) Коррекция распределения внимания путём расшифровки слов;
долговременной памяти на основе упражнений в воспроизведе
нии содержания сказок.
3) Воспитывать уважительное отношение к правам других людей;
способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование: экран, проектор, презентация, листочки с заданием.
Ход воспитательского часа.
I. Организационный момент.
Добрый вечер всем девочкам!
Добрый вечер всем мальчикам!
Добрый вечер всем тем, у кого хорошее настроение!
Добрый вечер всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!
II. Введение в тему воспитательского часа.
- Добрый вечер, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем воспитательском часе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Послушайте сценку и попробуйте догадаться, о чём будем говорить на воспитательском часе.
После уроков ребята решили поиграть.
Артем: Давайте поиграем в войну!
Антон: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, полицейским. А ты, Максим, будешь бандитом.
Максим: А я не хочу.
Артем: Чего не хочешь?
Максим: Играть в войну.
Антон: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!
Максим: Я не хочу.
Максим: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
- Давайте поговорим. Как поступил Артем и Антон? Почему они не правы? Прав ли Максим? (Заслушиваем различные точки зрения.)
- Может, кто-то догадался о чём сегодня будем говорить?
- Как называется тема нашего классного часа, вы узнаете, когда расшифруете слова.
ваПра и обязантинос никашколь (Слайд)
Права и обязанности школьника.
- Сегодня на воспитательском часе мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
IV. Словарная работа.
- Что такое право? (Слайд)
Право – совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство, а также наука, изучающая эти нормы.
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
- А есть ли права у вас, у детей?
- А кого можно считать ребёнком? (Слайд)
- Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Слайд)
- Что такое конвенция?
Конвенция – международный договор, соглашение по какому-нибудь определенному вопросу. (Слайд)
Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
(Слайд) 20 ноября - Всемирный день прав детей
(Слайд) Здание ООН в г. Нью-Йорке и эмблема ООН
VI. Знакомство с правами.
Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
- Какие же права есть у всех детей мира?
1. Право на жизнь.
- Найди такое благо, без которого может обойтись человек. (Слайд)
-А что самое важное среди остальных благ?
- Итак, важнейшее право, которое имеют все дети на планете - это право на жизнь. (Слайд)
К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям.
2. Право на имя при рождении.
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
- На что ещё имеет право ребёнок?
- Каждый ребёнок имеет право на имя. (Слайд)
- Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Где это записано?
- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ.)
- А что там еще записано, кто знает?
Ещё в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает ваши права.
3. Право на отдых.
- Посмотрите внимательно на картинку и подумайте, на что ещё имеют право дети? (Слайд)
- А для чего человеку отдых?
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? (Выходные.)
-Как называется ежегодный отдых родителей? (Отпуск.)
-Как называется перерыв между уроками в школе? (Перемена.)
-Как называется продолжительный отдых обучающихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? (Каникулы.)
Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до12 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причём это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все дети на планете - это право на отдых.
4. Право на заботу и воспитанию родителями.
Малыш, что остался один в целом свете,
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те, что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогите найти.
-Дети имеют право на заботу и воспитание родителями. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. (Слайд)
5. Право на медицинскую помощь. (Слайд)
6. Право на образование. (Слайд)
7. Право на жильё и неприкосновенность жилища. (Слайд)
8. Право на свободное перемещение. (Слайд)
9. Право свободно выражать свои взгляды. (Слайд)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
VI. Знакомство с обязанностями.
Кроме прав у людей есть ещё и обязанности.
- Что такое обязанность?
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязатель-
ных для выполнения. (Слайд)
- Какие обязанности есть у вас, у детей?
Обязанности обучающихся (Слайд)
• соблюдать Устав школы;
• иметь аккуратный вид;
• бережно относиться к имуществу школы;
• соблюдать правила поведения обучающихся;
• уважать права других, терпимо относиться к критическим замечаниям, уметь признавать и исправлять свои ошибки;
• запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
• соблюдать Правила техники безопасности
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музы
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цве
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка за
прещено насилие над детьми!
- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других)
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь
дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом
- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать
- Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
(- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.)
- А чего они совершенно не знают? (Они не знают, что обязаны уважать права других людей.)
- Как же примирить свои права с правами других людей? (Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя свои права ставить выше прав других людей.)
- Давайте выведем простые правила взаимообщения : (Слайд)
1. Нужно знать … свои права.
2. Нужно уважать … права других людей.
3. Нельзя забывать об … обязанностях.
VIII. Подведение итога.
- О чём сегодня говорили на воспитательском часе? (О правах и обязанностях.)
- Что такое права? (Права – это нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми.)
- Что такое обязанности? (Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения.)
- Чем отличаются права и обязанности? (Права должны знать, а обязанности должны выполнять.)
-Можно ли нарушать чужие права?
- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других.
Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех.
Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить. (Слайд)
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музы
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цве
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка за
прещено насилие над детьми!
- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других)
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь
дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом
- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать
Прикреплённые файлы:
Права и обязанности детей и родителей ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ СК закреплен принцип, в соответствии с которым взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на.
• Самым добрым человеком в классе можно назвать .
• В политики целесообразно рекомендовать .
• Щедрость не знает границ у .
• Скромность всегда украшает .
• Веселее в классе, когда приходит .
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
С. Михалков
Физкультминутка
— Хлопни в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
• Только девочки.
• Только те, кто любят вкусно поесть.
• Только те, кто опаздывают на уроки.
• Только те, кто хорошо учатся.
• Только те, кто не любят каникулы.
• Только те, кто любят сладкое.
• Только те, кому нравится играть в футбол.
• Только те, у кого прекрасное настроение.
Ты не один в этот трудный миг –
Рядом герои любимых книг.
Мой милый друг, гордись своей судьбой –
Книги напишут и о нас с тобой.
Пусть ты не раз попадешь в беду –
Знай, в трудный час я к тебе приду.
Слышишь, походная груба зовет –
Вот и настал сегодня наш черед.
Л. Куксо
Читайте также: