По горам две хмурых тучи краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Тема анализируемого произведения – рассказ о споре двух хмурых туч; художественное изображение молнии. Автор показывает, что в любом явлении природы можно рассмотреть что-то необычное, узнать человеческие черты.
Исходя из сюжета, тучи можно толковать как символ человеческой глупости, которая приводит к бессмысленным ссорам. Под скалой же можно понимать мудрого человека, который не только не станет участником перепалки, но еще и примирит ссорящихся.
Строки стихотворения соединены перекрестной рифмовкой. В произведении представлена только женская рифма, что придает строкам протяжности. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Он придает картине динамизма, резкости, подчеркивая описания столкновения туч, грозы и молний.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением По горам две хмурых тучи.
История создания – Стихотворение написано в 1859 году.
Тема стихотворения – Динамическое противостояние природных стихий, которое находит своё отражение во взаимоотношениях между людьми.
Композиция – Произведение можно назвать лиро-эпическим, поскольку оно имеет сюжет: ярко выраженную завязку (блуждание по небу туч), кульминацию (ожесточённое противостояние туч и удар грома) и развязку (успокоение).
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Хорей с применением перекрестной рифмовки.
История создания
Будучи выходцем из обедневшего дворянского семейства, Яков Петрович с юных лет был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Он поступил в московский университет на юридический факультет, чтобы в будущем стать чиновником. Однако в душе он всегда был поэтом.
Стихией Полонского был чистый лиризм, навеянный произведениями Пушкина и Лермонтова. Неудивительно, что многие стихи Якова Петровича впоследствии были положены на музыку – настолько лирично и мелодично они были написаны.
Главная тема – ожесточённое соперничество разыгравшихся природных стихий. Блуждавшие по вечернему небу две грозовые тучи находят приют на одинокой скале. Однако ни одна из них не собирается уступать место другой, и между ними разгорается противостояние с молнией и громом. И лишь умоляющий стон скалы заставляет тучи прекратить вражду и успокоиться.
Эти яркие образы не указывают на конкретный источник, и за противостоянием туч можно разглядеть конфликтные ситуации, столь распространённые в любом обществе. Можно с лёгкостью представить себе двух братьев, которые отчаянно соперничают друг с другом за внимание любящей матери. Или же взрослых мужчин, которые пытаются завоевать благосклонность прекрасной дамы.
Когда же виновница конфликта устаёт от соперничества, она просит враждующие стороны умерить свой пыл и примириться друг с другом. Таким образом, Якову Петровичу удалось в аллегорической форме ярко и красочно передать картину человеческого непонимания.
Своим произведением он хотел донести главную мысль, согласно которой вражда и агрессия не способны зажечь ответную любовь, лишь усмирение собственной гордыни и амбиций помогут обрести взаимопонимание.
Композиция
Данное стихотворение представляет собой цельное стихотворение, которое не делится на условные составляющие. Композиция имеет cюжет: чётко выраженную завязку, кульминацию и развязку.
В завязке произведения автор показывает медленное блуждание по вечернему небу двух грозовых туч, которые одновременно находят удобное пристанище на ночь – высокую скалу.
Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмовкой, в последних четырёх стихах рифмовка кольцевая. Стихотворение формально не делится на строфы.
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, здесь важно эмоциональное начало.
Средства выразительности
Для того, чтобы читатель смог в полной мере представить себе картину, описанную в произведении, поэт использовал широкий спектр средств художественной выразительности.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением По горам две хмурых тучи.
История создания – Стихотворение написано в 1859 году.
Тема стихотворения – Динамическое противостояние природных стихий, которое находит свое отражение во взаимоотношениях между людьми.
Композиция – Произведение имеет ярко выраженную завязку (блуждание по небу туч), кульминацию (ожесточенное противостояние туч и удар грома) и развязку (успокоение).
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Хорей с применением перекрестной рифмовки.
История создания
Будучи выходцем из обедневшего дворянского семейства, Яков Петрович с юных лет был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Он поступил в московский университет на юридический факультет, чтобы в будущем стать чиновником. Однако в душе он всегда был поэтом.
Стихией Полонского был чистый лиризм, навеянный произведениями Пушкина и Лермонтова. Неудивительно, что многие стихи Якова Петровича впоследствии были положены на музыку – настолько лирично и мелодично они были написаны.
Главная тема – ожесточенное соперничество разыгравшихся природных стихий. Блуждавшие по вечернему небу две грозовые тучи находят приют на одинокой скале. Однако ни одна из них не собирается уступать место другой, и между ними разгорается противостояние с молнией и громом. И лишь умоляющий стон скалы заставляет тучи прекратить вражду и успокоиться.
Эти яркие образы не указывают на конкретный источник, и за противостоянием туч можно разглядеть конфликтные ситуации, столь распространенные в любом обществе. Можно с легкостью представить себе двух братьев, которые отчаянно соперничают друг с другом за внимание любящей матери. Или же взрослых мужчин, которые пытаются завоевать благосклонность прекрасной дамы.
Когда же виновница конфликта устает от соперничества, она просит враждующие стороны умерить свой пыл и примириться друг с другом. Таким образом, Якову Петровичу удалось в аллегорической форме ярко и красочно передать картину человеческого непонимания.
Своим произведением он хотел донести главную мысль, согласно которой вражда и агрессия не способна зажечь ответную любовь, лишь усмирение собственной гордыни и амбиций помогут обрести взаимопонимание.
Композиция
Данное стихотворение представляет собой цельное стихотворение, которое не делится на условные составляющие. Композиция имеет четко выраженную завязку, кульминацию и развязку.
В завязке произведения автор показывает медленное блуждание по вечернему небу двух грозовых туч, которые одновременно находят удобное пристанище на ночь – высокую скалу.
Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмовкой. Каждая строфа состоит из пяти строк, благодаря чему автору удалось добиться максимально точной передачи сонного покоя в начале стиха, и чувства легкой грусти – в его концовке.
Средства выразительности
Для того, чтобы читатель смог в полной мере представить себе картину, описанную в произведении, поэт использовал широкий спектр средств художественной выразительности.
Яков Полонский
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
1859
Гроза в скалистых горах. Альберт Бирштадт |
По горам две хмурых тучи… Анализ
эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы.
Увидеть красоту природы, услышать звуки грозы нам помогают глаголы движения- блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили улеглись) глаголы говорят о том, что пейзаж динамичен, действие постепенно нарастает и успокаивается. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.
Неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа неотъемлемая часть жизни любого человека.
Полонскому потребовались строфы по пять строк, чтобы в первой части стихотворения передать чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй части — чувство легкой грусти.
О Якове Полонском:
Я.П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился 6 декабря 1819 года, умер 18 октября 1898 года.
Полонский вёл изнурительную жизнь литературного труженика, журнального поденщика, добывал средства к жизни в качестве домашнего учителя, служил секретарем Комитета иностранной цензуры. Его стихия – стихия чистого лиризма.
Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он остается прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным, со своим собственным, пусть не очень громким, но берущим за душу голосом.
б) в его стихах присутствует неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений.
Типичный для него пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны, костер в ночи.
Слабый свет в ночи – основной мотив поэзии Полонского, мотив неясного смятения, панической растерянности, тревоги.
Светлая часть суток, весна, светлые стороны жизни не интересуют поэта. Лирический герой Полонского – печальный, унылый, он замирает перед величием природы, ее тайнами.
Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.
Читайте также: