Петрова е э проблема тьюторства в инклюзивной школе

Обновлено: 02.07.2024

Представлен феномен тьюторства как способа психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в Израиле, США и России. Рассматривается роль тьютора, как одного из участников образовательного процесса, в создании инклюзивной школьной среды для учащихся с РАС. Особое внимание уделяется вопросам компетенций и навыков, необходимых для работы тьютора. Обобщение отечественного и зарубежного опыта тьюторства позволило сформулировать предложения по формированию новой профессиональной роли педагога в России – специалиста по РАС


Исследование Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) по доступности образования для детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в 2019 году показало: почти три четверти (73,5%) родителей хотели бы, чтобы их дети учились в школе очно. Из них 37,19% считают желательной учебу в общеобразовательной школе, 45,8% – в коррекционной. Однако на деле на дому учатся дети 41,14% опрошенных – во многом из-за нехватки в школах специалистов по инклюзивному образованию.

По оценке родителей, в школах не хватает в основном дефектологов (42,6%), специалистов по адаптивной физической культуре (37,3%), специалистов по прикладному анализу поведения (35,7) и тьюторов (31,8%). Причем 60,9% респондентов, дети которых учатся в общеобразовательной школе, указывали, что их ребенок нуждается в помощи тьютора.

Это исследование охватило 70 регионов и может считаться репрезентативным.

Тьюторы в России появились недавно – профстандарт для профессии был принят в 2017 году. Как рассказала газете директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина, тьюторы – люди с педагогическим образованием; они отвечают за индивидуальное сопровождение учеников с ограничениями здоровья. Их задачей является проектирование индивидуального образовательного маршрута с учетом потребностей ребенка, помощь ребенку в адаптации к новой обстановке и поддержка его в учебе, а также вовлечение в совместную работу представителей школы, родных и близких ребенка.

Тьютор работает в команде: он не решает проблемы в одиночку, но поддерживает эффект от действий других специалистов, подчеркнула директор Института детства МПГУ, дефектолог Татьяна Соловьева. По ее словам, тьютор помогает вовлекаться в учебу и удерживаться в образовательном процессе, но без педагогов и других специалистов он бессилен.

В России есть магистерские программы по подготовке тьюторов, рассчитанные на людей с педагогическим образованием, но предлагают их далеко не везде. Кроме того, есть программы профессиональной переподготовки, позволяющие педагогам получить дополнительную квалификацию. Этот вариант, по мнению Татьяны Соловьевой, наиболее эффективен.

Развитие профессии тьютора важно, так как она работает на индивидуализацию образования, уверена Светлана Алехина.

Эксперт Ольга Заславская (доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ, завкафедрой теории и методики образования Тульского госуниверситета, Тула) комментирует:

Инклюзивное образование принципиально меняет идеологию школьного дела: непривычную определенность приобретают педагогические требования индивидуального подхода к ребенку, учета половозрастных особенностей обучающихся, единства обучения и воспитания и прочее. Отсюда — принципиальные изменения в деятельности всех работников инклюзивной школы и педагогов, в особенности.

К такой работе учителя не готовы, действовать по ситуации тут не получится, пресловутые здравый смысл и любовь к детям тоже не срабатывают. Другими словами, особенным детям нужен особенный учитель. Спасти положение может только повышение профессионализма педагога, фактически — его профессиональная переподготовка, направленная на формирование у него новых мировоззренческих (речь идет о профессиональном мировоззрении) установок, иных профессиональных мотивов и потребностей — другими словами, иной профессиональной культуры. Центром внимания такой переподготовки должен стать урок (учебное занятие по освоению стандартизированных учебных программ), его структура, содержание, технологии решения дидактических задач.

Возникновение и развитие педагогического тьюторства — важнейший этап в превращении инклюзивного образования из абстрактной модели в педагогическую реальность. Концепция и технологии тьюторства, разработанные профессором Татьяной Михайловной Ковалевой и ее учениками, создали надежную основу для того, чтобы обучение детей с разными образовательными потребностями и возможностями стало более продуктивным и не травматичным для всех участвующих сторон.

Родительское сердце, отзывчивое на все, что касается защиты ребенка от опасностей и обид, сразу раскрывается навстречу педагогу-тьютору, потому что воспринимает его как представителя интересов семьи в сфере образования. Подготовка таких представителей уже налажена соратниками Т.М.Ковалевой, но требуется, конечно, совсем другой масштаб этой важной работы.

Инклюзивное образование как путь реальной гуманизации и демократизации школы в целом настолько сложное социально-педагогическое новообразование, что ни одну из его составляющих нельзя недооценивать и не учитывать ни на этапе организации, ни в ходе реализации педагогических задач.


В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.

Ключевые слова: тьютор, ученик, тьюторство, сопровождение, дети с ОВЗ.

Должностные обязанности, регламентируемые данным документом, условно можно подразделить на организационные, координационные, коррекционные, проективные, консультативные и пр.

Тьютор — это так называемый посредник между традиционным педагогом и учащимся. Тьютор отслеживает и анализирует проблемы и интересы ребёнка, его способности и усвоение программного материала, помогает сформировать учебные процессы. Тьютор — это наставник, который сопровождает учащегося, организует условия для комфортного нахождения ребёнка в социуме и реализации образовательной программы ученика.

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо.

Работа тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребенку помощь и поддержку, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе, при постоянно изменяющейся ситуации общения с одноклассниками.

В течение дня ребенок выполняет самостоятельную работу, оказывается вовлечен в учебный процесс в классе, обучающую деятельность в группах, свободную и спонтанную деятельность на перемене, игровое и дружеское взаимодействие и коммуникативные ситуации, в то время как для него все эти задачи представляют особую сложность. Если обычный ученик в любой нестандартной ситуации ищет пути выхода из неё, то ребёнок ОВЗ (ЗПР) теряется, не всегда умеет правильно оценить ситуацию и, в некоторых случаях, проявляет либо агрессию, либо забивается в угол.

Важно понимать, задача тьютора — вести, стимулировать, поддерживать, служить примером, ограждать от неприятностей и служить посредником между ребенком и окружающей действительностью.

Какие же задачи должны стоять перед тьютором для успешной работы? В первую очередь:

— сопровождение ребёнка в социуме, создании комфортных условий для нахождения в школе;

— социализация — включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе;

— подготовка условий образования в конкретной системе образовательного учреждения;

— занятия с ребёнком по устранению и преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций;

— сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах развития и образования, рекомендации в подборе образовательных, коррекционных и развивающих программ;

— правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных сферах.

В связи с этим выделяется несколько моделей тьюторской работы, которые условно можно подразделить на следующие направления деятельности:

  1. Экспертная деятельность. Когда дети инклюзивной группы, члены их семей направляются педагогами к тьютору, с целью разрешения определенной проблемы и определению образовательного маршрута.
  2. Опекунская деятельность. Осуществляется, когда в течение периода обучения ребенок с ОВЗ (ЗПР) или инвалидностью курируется тьютором.
  3. Деятельность в одной группе (классе) детей. Тьюторская поддержка осуществляется в рамках инклюзивной группы детей, где ведется работа как с детьми с ОВЗ и инвалидами, так и с детьми с нормальным развитием, для создания комфортных условий работы.
  4. Секционно-групповое взаимодействие. Группа педагогов осуществляет тьюторскую поддержку, интегрируя ее в образовательный процесс. За решение проблемных ситуаций, возникающих в классе, где обучаются дети с ОВЗ (ЗПР), несут ответственность все учителя.

Важно понимать, что дети с ОВЗ (ЗПР) — это преимущественно дети с нормальным интеллектом, но у них отсутствует мотивация к учёбе либо имеется отставание в овладении школьными навыками (счёт, чтение, письмо). У данных детей наблюдается стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальная недостаточность, не достигшей умственной отсталости. Нередки нервно-психические расстройства, нарушающие интеллектуальную способность ребёнка.

Быстрое рассеивание внимания и отсутствие концентрации приводят к тому, что детям трудно, а порой и невозможно, работать и самостоятельно выполнять задания. Многие дети излишне подвижны и эмоционально перегружены, поэтому, чаще всего, не достигают в школе желаемых результатов. При организации обучения необходимо в каждой теме выделять базовый материал, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ОВЗ (ЗПР) необходимо предъявлять хорошо сконструированный материал, тщательно отбирать и комбинировать методы и приёмы обучения, с обязательной сменой видов деятельности. Также во время учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка-задание должно быть умеренным, доступным его пониманию.

Ребёнок ОВЗ (ЗПР) — это не объект для воспитания. Тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним.

Тьютор призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.

Создание и функционирование тьюторского сопровождения не только повышает эффективность всей совокупности учебных технологий, но и делает ее прогнозируемой по отношению к каждому ребенку. Это позволяет индивидуализировать профилактическую работу с детьми с особыми образовательными потребностями и избежать тяжелых последствий в виде снижения образования и негативных социальных проявлений личности учащегося.

В настоящее время в современном образовании активно идут процессы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Если быть точным, феномен тьюторства происходит из Великобритании, и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже.

В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения такие как Царскосельский лицей, примеры наставничества в воспитании царских особ. Широкого распространения тьютоское сопровождение в Росси не получило. Только в конце ХХ века отечественная педагогика стала проявлять большой интерес к тьюторскому сопровождению образовательного интереса обучающихся.

Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. Для создания ресурсной карты тьютор использует все имеющиеся возможности окружающей социальной, и культурной среды, руководствуясь основными принципами полноты тьюторского действия: антропологическим, социальным, культурным. И если преподаватель или учитель являются прежде всего трансляторами знаний, то тьютор является помощником для учащегося в эффективном усвоении этих знаний.

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Таким образом, в условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду.

Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

Читайте также: