Виды экологических бесед в доу тест

Обновлено: 04.07.2024

25. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и со средой обитания, называется:

26. Опыты с растениями проводят для:

а) создания микроклимата в группе

б) наблюдения за ростом и развитием растений

в) выявления необходимых условий для роста и развития

а) форма организации детей

б) вид коллективной деятельности

в) способ деятельности взрослого и ребенка

а) со 2 младшей группы

б) со средней группы

в) только в старшей и подготовительной группах

а) познают свойства и качества материалов

б) обобщают знания о природе

в) учатся правильно вести себя в природе

а) первоначального ознакомления

б) углубления знаний

в) систематизации знаний

г) расширения представлений о природе

31. Целевые прогулки проводятся:

а) только в младших группах

б) со средними дошкольниками

в) только со старшими дошкольниками

г) во всех возрастных группах

32. Сельскохозяйственные экскурсии проводятся для:

а) формирования трудовых навыков

б) ознакомления с животными

в) ознакомления с природными явлениями

г) ознакомления с трудом взрослых

33. В подвижных играх дети:

а) подражают повадкам животных

б) узнают свойства предметов

в) упражняются в уходе за животными

г) познают свойства предметов

34.Использование иллюстративного материала помогает:

а) нравственному воспитанию детей

б) в формировании первоначальных представлений о животных

в) уточнять и закреплять представления о природных явлениях

г) все ответы верны

35.Коллективный труд в природе используется:

а) в младшей группе

б) со средней группы

в) со старшими дошкольниками

г) во всех возрастных группах

36. Ведение календарей природы это:

а) условие экологического образования

б) способ фиксации знаний о природе

в) метод ознакомления с природой

г) форма организации детей

а) Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В.

б) Кравченко И.В., Долгова Т.Л.

в) Виноградова М.А., Гельман Е.П.

г) Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

38. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

а) должна обеспечивать общение и совместную деятельность взрослых и детей

б) должна обеспечивать реализацию образовательных программ

в) должна быть насыщенной, вариативной и безопасной

г) все ответы верны

39. Какая образовательная область содержит задачи по экологическому образованию дошкольников:

а) социально-коммуникативное развитие

б) познавательное развитие

в) речевое развитие

г) художественное развитие

а) звезда в Солнечной системе

б) спутник планеты Земля

в) планета Солнечной системы

г) спутник Юпитера

41. Солнечная система это:

а) звезда Солнце и 9 планет, вращающихся вкруг нее

б) планеты и их спутники

в) Солнце, все планеты вместе с планетами-спутниками, а также космические тела и межпланетная пыль

42. В какой возрастной группе при наблюдении за звездным небом следует использовать телескоп или бинокль?

г) подготовительной к школе группе

43. Назовите программу, содержание которой включает последовательное, систематичное ознакомление детей 3-7 лет с Солнечной системой и небесными явлениями:

44. Определите возрастную группу, где решается следующая задача - дать первые общие представления о том, что такое небо, что в небе живет, что приходит с неба на землю и как влияет на жизнь человека и других царств природы:

г) подготовительная к школе группа

45. В каких видах деятельности дети выражают свои знания и впечатления о звездном небе:

г) все ответы верны

46. План воспитательно-образовательной работы составляет

а) заведующий ДОУ

б) старший воспитатель

в) воспитатель группы

г) все ответы верны

48. Дети какого возраста могут знаками (схемами) обозначать явления и объекты природы

а) младшего возраста

б) со средней группы

в) старшего дошкольного возраста

г) любого возраста

49. Труд в природе должен быть:

а) постепенно усложняющимся

б) осознанным, систематическим, постепенно усложняющимся

50. Как часто проводится диагностика экологической воспитанности:

а) 1 раз в начале учебного года

в) каждое полугодие

г) дважды в учебном году - в начале и в конце

52. Дети какого возраста выращивают овощную рассаду для высадки на грядку:

а) младшего возраста

б) со средней группы

в) старшего дошкольного возраста

г) все ответы верны

54. Для уголка природы какой возрастной группы подбираются растения с ярко выраженными частями

(стебель, лист, цветок):

а) младшей группы

б) средней группы

в) старшей группы

г) подготовительной к школе группы

55. На лугу растут растения:

56. При подборе и размещении комнатных растений в уголке природы следует учесть:

а) их потребность в свете

б) их потребность во влаге

в) их биологические особенности

57. В ходе длительного наблюдения фиксировать знания можно следующими способами:

в) вести календарь

г) все ответы верны

58. Структура прогулки включает в себя:

59. Сколько флажков необходимо взять на экскурсию

г) каждому ребенку

60. Инсектарий - это устройство для содержания6
а) насекомых

61. Из перечисленных живородящей является следующая рыба:

62. Какое из названных хвойных деревьев осень сбрасывает хвою:

63. Неприхотливой для содержания в уголке природы ДОУ является:

а) степная черепаха

б) морская черепаха

в) красноухая черепаха

г) любая черепаха

64. Стремление к обобщению - основная тенденция детей какой возрастной группы:

в) старшего дошкольного возраста

г) дошкольникам это не по силам

65. Диафильмы - это

а) подборка отдельных кадров

б) лента из нескольких (десятков) кадров

в) материальные заменители реальных предметов

г) учебный фильм по телевизору

4. Знакомство с термометром происходит

а) в подготовительной группе

б) в старшей группе

в) в средней группе

5. В средней группе появляется новый вид наблюдения

а) сравнительного характера

6.Этическая беседа используется для:

а) формирования первичных представлений о природе

б) формирования представлений о нормах поведения в природе

в) систематизации знаний о природе

7.В зимнем саду могут обитать:

а) только растения

б) только животные

в) и животные, и растения

8.К условиям экологического образования следует отнести:

а) экологическую тропу

б) спортивную площадку

в) хозяйственный двор

9.С трудом взрослых в природе эффективнее знакомить:

б) на экскурсиях

в) читая художественную литературу

10.Чтобы формировать первоначальные представления о животных лучше всего:

а) рассказывать о животных

б) наблюдать за животными

в) рассматривать иллюстрации

а) условие экологического образования

б) основная форма обучения детей

в) метод экологического образования

12.Экскурсии в природу не проводятся:

а) в младших группах

б) в средней группе

в) в подготовительной группе

13.В подвижных играх дети:

а) подражают повадкам животных

б) узнают свойства предметов

в) упражняются в уходе за животными

а) способ деятельности ребенка

б) способ деятельности взрослого

в) способ совместной деятельности взрослого и ребенка

15.Целевые прогулки проводятся:

а) только в младших группах

б) только со старшими дошкольниками

в) во всех возрастных группах

Анализ детского рисунка

(старшая и подготовительная к школе группа карандашом или красками)

Для анализа возьмите работу по замыслу (или сюжетное)

Рассмотрите работу и ответьте на следующие вопросы:

- как проведены прямые линии (отрывно, по несколько раз, не отрываясь, не останавливаясь, ровно, уверенно),

- какие линии (вертикальные или горизонтальные) ребенку удаются лучше.

- как ребенок умеет рисовать круглые, квадратные и прямоугольные формы.

- обратите внимание на то, как закрашены изображенные предметы (все ли части в одном направлении, выходит ли штриховка за контур предмета, уверенна ли рука ребенка)

- как (по размеру) изображены предметы, стремился ли ребенок занять рисунком весь лист бумаги

- переданы ли в работе пропорции предметов.

- как ребенок пользуется цветом (предметы изображены в естественном цвете или нет)

- овладел ли ребенок силой нажима на карандаш для получения более интенсивного цвета)

- при рисовании красками умеет ли смешивать их для получения нового цвета

- правильно ли передана композиция рисунка (линия горизонта, на передней линии)

- как ребенок передал главное и второстепенное в работе.

Что можете сказать о работе в целом и сформированных графических навыках детей ?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста – новое направление:

б) дошкольной педагогики;

2. Цель экологического воспитания в детском саду:

а) формирование начал экологической культуры;

б) формирование ручной умелости

в) развитие сенсорной культуры.

3. Кто не является автором учебного пособия по методике экологического образования:

а) Саморукова П.Г;

5. Экологическое понятие , которое не может быть использовано при построении методики экологического воспитания дошкольников:

а) среда обитания;

б) взаимосвязь живого организма со средой обитания;

в) биоиндикация экологического состояния биоценоза.

6. При отборе экологических знаний к программе не учитывается принцип:

а) научности и доступности;

7.Специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми природы с целью получения представлений об объектах живой и неживой природы называется:

8. К наглядным методам относится:

а) рассказ воспитателя;

в) рассматривание картин.

9.К практическим методам относится:

б) чтение художественной литературы;

в) демонстрация кинофильмов.

10. К словесным методам относится:

а) элементарный опыт;

11. Наблюдение – метод:

а) чувственного познания природы;

б) абстрактного познания природы;

в)логического познания природы.

12. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении оно может быть:

13. Из указанного перечня выберете задачу экологического образования детей:

а) развития у ребенка чувства сопричастности с окружающим миром, которое позволяет приобщиться к миру и опыту взрослых;

б) формирование системы знаний о предметах и явлениях природы как основы экологического сознания;

в) развитие способности к анализу и синтезу, к самоконтролю и самооценке при выполнении работ.

14. Из указанного перечня выберете задачу, которая не является задачей экологического образования детей:

а) воспитание гуманного, бережного отношения к природе;

б) воспитание начал экологической культуры;

в) формирование системы познавательных умений.

15. По длительности различают наблюдения:

а) специально организованные;

16. По характеру познавательных задач наблюдения могут быть:

17. По форме организации наблюдения могут быть:

в)с раздаточным материалом;

18.По характеру условий наблюдения могут быть:

б) специально организованным;

19. Автором парциальной программы по экологическому воспитанию дошкольников не является:

в) Саморукова П.Г.

20. Парциальной программой по экологическому воспитанию не является программа:

21. К творческим играм не относятся:

а) строительные игры с природными материалами;

б) сюжетно – ролевые;

22. К играм с готовым содержанием и правилами не относятся:

в) сюжетно – ролевые.

23. К дидактическим играм не относятся:

б) настольно – печатные;

24. Подготовка к наблюдению заключается в том, чтобы:

а) зарисовать объект;

б) наметить задачи;

в) собрать природный материал,

25. Наблюдение в специально организованных условиях - это:

26. В системе работы по экологическому образованию дошкольников используются группы методов:

27. Виды моделирования при ознакомлении с природой:

28. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в младшей группе:

а) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;

б) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;

в)воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;

29. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в средней группе:

а) воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;

б) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;

в) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;

30. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в старшей группе:

а) воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;

б) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;

в) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;

31. Виды экологических бесед:

32. К формам труда в природе не относится:

б) индивидуальные поручения;

в) ответственный труд;

33. Принцип энциклопедичности при ознакомлении дошкольников с природой означает:
а) давать знания детям из всех областей наук, т.е. обо всем понемногу;
б) проводить занятия небольшими подгруппами;
в) применять на занятиях больше наглядности;
34. Метод моделирования в системе экологического образования это.
а) поисковая деятельность дошкольников
б) применение игровых обучающих ситуаций
в) познание природы через различные модели (графические, объемные) и с помощью сенсорных эталонов

35.В требованиях к рассказу воспитателя уберите неверный ответ:

а) учитывать интересы;

б) опираться на возрастные возможности восприятия литературных тестов;

в) давать вымышленные знания;

36. Педагогические требования к организации труда в природе (отметить один неверный)

а) разнообразный по содержанию;

б) формирование практических навыков в единстве со знаниями;

в) трудовая деятельность не должна систематически усложняться;

37. Гигиенические требования к организации труда в природе (отметить один неверный)

а) труд в природе должен быть посыльным;

б) инвентарь должен быть игрушечный, а не настоящий;

в) необходимо обеспечить правильную позу детей в труде;

38. Форма организации работы по экологическому воспитанию дошкольников:

б) рассказ воспитателя;

39. К формам организации работы по экологическому воспитанию дошкольников не относится:

40. В основе формирования у детей элементов материалистического миропонимания природы лежат:

а) реальные, достоверные представления;

в) детская художественная литература;

41. Содержание знаний детей о природе определено:

а) в методических рекомендациях;

б) в приложениях к программе;

42. Что относится к явлениям живой природы:

а) растения, животные;

б) вода, песок, камни;

в) гроза, молния, ветер.

43. Что относится к явлениям неживой природы:

а) рыбы, насекомые;

б) улитки, водоросли;

44. Систематически знакомить детей с природой начинают:

а) со средней группы;

б) с первой младшей группы;

в) со старшей группы.

45. Систематизация знаний о сезонных изменениях природы происходит на основе установления:

а) временных и причинно-следственных связей;

б) пассивного восприятия природы;

в) в процессе самостоятельной деятельности

46. Всех обитателей уголка природы можно разделить на:

в) постоянных и временных.

47. Комнатные растения, нуждающиеся в большом количестве солнечного света:

а) герань, кактус, хлорофитум, цикломен;

б) узамбарская фиалка, бегония;

в) маранта,нефролепис, пилея.

48.Комнатные растения, плохо переносящие солнечные лучи:

а) амариллис, аспаргус, гемантус;

б) колеус, пилея, сансевьера;

в) циперус, папирус, примула.

49. Комнатные растения поливают:

а) холодной водой из водопровода;

б) отстоявшейся водой из водопровода;

в) кипяченой водой.

50. Стеблевыми черенками размножаются:

а) традесканция, фикус, бегония;

б) сансевьера, фиалка, бегония – Рекс

в) камнеломка, хлорофитум

51. Листовыми черенками размножаются:

52. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой:

53. К практическому методу относится:

в) чтение художественной литертуры.

54. К словесному методу относится:

в) рассматривание картин.

55. К наглядному методу относится:

56. Экологические игры с готовым содержанием и правилами:

а) творческие игры природоведческого содержания;

б) дидактические игры

57. Фиксация опыта – это:

б) рисунок, модель;

58. Моделирование рассматривается как:

а) совместная деятельность воспитателя и детей;

61. В какой возрастной группе вводится дежурство по уголку природы:

62. Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся:

а) со средней группы;

б) со старшей группы;

в) во всех группах детского сада.

63. Целевые прогулки проводятся:

а) со второй младшей группы;

б) со средней группы;

в) со старшей группы.

64. Длительность экологических занятий в средней группе:

65. К земноводным относится:

66. пресмыкающимся относятся:

67. К млекопитающим относятся:

68. К декоративным птицам относится:

69. Сезонные изменения в живой природе изучает наука:

70. Международный День Земли отмечается:

71. Длительность экологических занятий в младшей группе:

72. Длительность экологических занятий в подготовительной группе:

73. Длительность экологических занятий в старшей группе:

74. Вид корня у свеклы:

75. Вид корня у моркови:

76. Форма стебля у традесканции:

а) ползучий с приподнимающимися ветками;

в) создание и поддержание условий необходимых для обитателей;

79. Удалить пыль с листьев узамбарской фиалки можно:

а) влажной тряпочкой;

в) при помощи пульвелизатора;

80. Экологоразвивающая среда в ДОУ способствует.
а) формированию экологически грамотного поведения,
б) развитию зоркости;
в) физической подготовке детей;
81. Луковицами размножаются:

82. Отпрысками размножаются:

83 Корневищами размножаются:

84. К вредителям комнатных растений относятся:

а) бабочка, жужелица, клоп;

б) тля, щитовка, трипс, паутинный клещ;

85. В комнатных условиях для выгонки луковичных растений используются:

а) геацинт, тюльпан, нарцисс;

б) лилия, гладиолус, крокус;
86. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы рыбы местных водоемов:

а) малый прудовой карась, вьюн, красноперка;

б) щука, окунь, ерш;

87. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы экзотические рыбки:

а) золотая рыбка, скалярия, комета;
б) лещ, сазан, карп;

88. В младшей группе в уголок природы помещают аквариум:

а) с тремя рыбками;

б) с одной рыбкой;

89. В младшей группе содержат певчих птиц:

90. В средней группе в аквариуме содержат:

а) два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам;

б) похожих друг на друга рыбок;

в) много разнообразных рыбок;

91. Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие:

а) суслик, полевка, сурок;

б) морская свинка, хомяк;

92. К живородящим рыбкам относится рыбка:

б) золотая рыбка;

93. Постоянными обитателями уголка природы в старшей группе могут быть птицы:

б) канарейка, волнистый попугайчик;

в) голубь, снегирь;

94. К графическим моделям относится:
а) глобус;
б) сюжетные картинки в книге;
в) календарь наблюдений за сезонными явлениями;

95. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы заключается:
а) в размещении объектов в уголке природы ДОУ с эстетической точки зрения;
б) в создании условий в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;
в) в расстановке объектов уголка природы в одном определенном месте групповой
комнаты;

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,

Б, А, В, В, В, Б, А, В, А, Б, А, А, Б, В, Б, А, А, Б, В, В, В, В, А,

24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43,

Б, В, А, Б, А, Б, В, Б, В, А, В, В, В, Б, А, Б, А, В, А, В,

44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62,


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тест проверяет итоговые знания обучающихся по МДК 02.08 Теория и методика экологического образования дошкольников за 3 семестра. Тест содержит открытые тесты, закрытые, с множественным выбором, на соответствие.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите принцип, на котором основана антропоцентрическая парадигма

  • А. Согласование потребностей с экологическими требованиями
  • Б. Уважение ко всем формам жизни
  • В. Мир для человека
  • Г. Мера вещей — уникальность жизни
Вопрос 2

Выберите утверждение, соответствующее экоцентрической парадигме:

  • А. Съедобные и ядовитые грибы
  • Б. Природа знает лучше нас
  • В. Море – наше богатство, оно даёт нам продукты питания
  • Г. Природу нужно улучшать, помогать ей
Вопрос 3

Выберите ответ, в котором провозглашена цель экологического воспитания дошкольников

  • А. Развитие экологического сознания дошкольников
  • Б. Формирование экологического мировоззрения
  • В. Формирование экологической культуры
  • Г. Формирование начал экологической культуры
Вопрос 4

Выберите правильный ответ. Что является базовой основой экологического воспитания.

Вопрос 5

Выберите правильный ответ. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования заключается в следующем

  • А. Ставит человека в центр внимания, природа служит для удовлетворения его потребностей
  • Б. Ставит в центр внимания природу и рассматривает человека как её часть
Вопрос 6

Определите вид наблюдения, который позволяет детям познакомиться с ближайшим природным окружением небольшими порциями. Bключает ряд взаимосвязанных наблюдений посвященных одному или однородным объектам.

  • А. Кратковременные наблюдения
  • Б. Сравнительные наблюдения
  • В. Циклические наблюдения
Вопрос 7

Определите в группе традиционных методов современный метод экологического воспитания дошкольников

  • А. Наблюдение
  • Б. Опыт
  • В. Прогнозирование
  • Г. Труд в природе
Вопрос 8

Отберите несколько вариантов содержания для проведения природоведческой экскурсии

  • А. Ознакомление с животными и растениями парка
  • Б. Ознакомление с выращиванием и уходом за домашними птицами, содержащимися на птицеферме
  • В. Ознакомление с выращиванием овощных культур на школьном огороде и уходом за ним
  • Г. Ознакомление с обитателями пруда
Вопрос 9

Определите форму работы с родителями, вовлекающую их в активную совместную природоохранную деятельность с дошкольниками

  • А. Консультация для родителей
  • Б. Анкетирование
  • В. Родительское собрание
  • Г. Экологическая акция
Вопрос 10

Определите, с какого возраста с дошкольниками организуются экскурсии?

  • А. с 2-3 лет
  • Б. с 3-4 лет
  • В. с 4-5 лет
  • Г. с 5-6 лет
Вопрос 11

Какой из перечисленных методов основан на принципе замещения реальных объектов символами, схемами, условными обозначениями.

  • А. Моделирование
  • Б. Наблюдение
  • В. Игра
  • Г. Труд в природе
Вопрос 12

Выберите несколько вариантов, что можно коллекционировать с дошкольниками, что может служить основой для создания экологической экспозиции с позиции экоцентризма?

  • А. Дикорастущие растения (гербарии)
  • Б. Бросовый природный материал (шишки, семена, палки и пр.)
  • В. Минералы
  • Г. Бабочек, жуков
Вопрос 13

Определите нетрадиционные элементы экологического пространства в ДОУ

  • А. Зимний сад
  • Б. Уголок природы
  • В. Альпинарий
  • Г. Огород
Вопрос 14
  • А. Прогнозирование
  • Б. Поисковая деятельность
  • В. Моделирование
Вопрос 15
  • А. Концепция экологического воспитания
  • Б. Технология экологического воспитания
  • В. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию
Вопрос 16
  • А. Проверяются знания
  • Б. Проверяется отношение к природе
  • В. Проверяются трудовые умения
Вопрос 17

Какое из перечисленных мероприятий формирует эмоционально-положительное отношение детей к природе

  • А. Беседа о природе
  • Б. Развлечение, праздник
  • В. Занятие
Вопрос 18

Определите, занятия какого типа построены на основе предварительной организации с дошкольниками цикла наблюдений за природой.

  • А. Первично-ознакомительный тип занятия
  • Б. Обобщающий тип занятия
  • В. Углубленно-познавательный тип занятия
Вопрос 19
Вопрос 20

Соотнесите экологические термины с их определениями

  • А. Всё то, что окружает живой организм (живая и неживая природа)
  • Б. Сообщество живых существ и его среда обитания, объединённые в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами
  • В. Пищевая взаимосвязь представителей экосистемы.
Вопрос 21

Соотнесите конкретные парциальные программы с учетом их специфической направленности на экологическое воспитание дошкольников

Вопрос 22

Соотнесите метод обучения по экологическому воспитанию с ведущим анализатором

  • А. Тактильно-двигательный анализатор
  • Б. Зрительный анализатор
  • В. Слуховой анализатор
Вопрос 23

Соотнесите вид модели с её характеристикой

  • А. Существенные признаки, связи и отношения представлены в модели в виде предметов-макетов
  • Б. Передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений
  • В. Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений
Вопрос 24

Подборка диагностических материалов по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.

Методика С. Н. Николаевой. Методика О. А. Соломенниковой.

ВложениеРазмер
Диагностика по экологии дошкольников 87.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Подготовила: Чупрова Инна Андреевна,

воспитатель 1кв. к.

МДОБУ ДС № 5 Тынденок

г. Тында 2015 – 2020г.

Диагностика уровня развития экологических представлений

у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях является одним из важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе, что в свою очередь способствует появлению поколения с экоцентрическим типом мышления, стремящегося преодолеть кризисные экологические явления.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.

Экологическая ответственность напрямую связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Система дошкольного воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Ниже представлены методики диагностирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

(методика С.Н. Николаевой)

Методика состоит из трех этапов, которые последовательно усиливают и конкретизируют способы выявления детских побуждений, степень направленности их на природу.

Цель методики: выявить уровень сформированности положительного отношения детей к объектам природы. Наблюдения за реакциями детей на взаимодействие с объектами природы.

2) что будут делать дети, когда воспитатель пройдет в уголок природы и начнет уборку:

- продолжать играть или заниматься своим делом;

- подойдут к взрослому и будут смотреть, что и как он делает;

- захотят включиться в его деятельность.

2 этап . Воспитатель ежедневно делает это же объявление, но выразительно добавляет вопрос – приглашение оказать ему помощь. Педагог опять наблюдает общую картину поведения детей, замечает реакцию определенных ребят, включает в диагностическую тетрадь.

3 этап. Воспитатель делает все так же, как и на предыдущих неделях. Только за помощью обращается к конкретным ребятам, которые, как он уже установил, совсем равнодушны к делам воспитателя и обитателей уголка природы. Но при этом оставляет за ними право выбора, помогать или не помогать взрослому. Педагог опять наблюдает поведение, их реакции, а затем делает запись в диагностическую тетрадь.

По результатам наблюдений воспитателя за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, в наблюдении за игрой, рисованием, высказываниями, дети проявляют различные чувства и эмоции: сочувствие и сопереживание, познавательную заинтересованность, радость от восприятия красоты природы, позитивных изменений в мире растений и др.

Положительные отношения проявляются в делах и поступках:

- добровольное и заинтересованное участие в уходе за растениями уголка природы; отсутствие агрессивных и разрушающих действий.

Уровень ниже среднего

Методика № 2. Диагностика экологических знаний дошкольников

О. А. Соломенниковой, адаптированная для детей

младшего дошкольного возраста

Цель методики: Определить критерии сформированности знаний:

- о растительном мире;

- о мире животных;

- о неживой природе;

- о временах года;

- отношение к миру природы.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание №1. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей мира животных.

Оценка результатов деятельности.

Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу). Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных (у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями; у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью; у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).

Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика.

Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.

Уровень ниже среднего .

Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика.

Задание №2. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Карта с изображением травы, деревьев, цветов. Карточки-модели с изображением частей дерева, частей растений.

Проведение: Воспитатель просит показать на карте деревья, траву, цветы. Спрашивает названия деревьев, изображенных на картине (ель, береза). Спрашивает, чем ель отличается от березы, что у них общего.

Далее воспитатель предлагает карточки-модели с изображением частей дерева и просит собрать дерево, называя при этом его части. Аналогично собирается растение.

Затем воспитатель подводит ребенка к уголку природы и просит назвать части комнатного растения, затем задает вопросы по уходу за комнатными растениями.

Ребенок различает траву, деревья, цветы. Называет их отличительные признаки (трава низкая, деревья – высокие, цветы разной окраски, имеют запах). Различает березу и ель. Называет их отличительные признаки ( у березы – листья, ствол белый с черными пятнами; у ели – листьев нет, есть иголки). Называет соответствующим словом. Понимает необходимость ухода за комнатными растениями, рассказывает, как нужно ухаживать. Узнает некоторые овощи и фрукты, называет соответствующим словом.

Допускает незначительные ошибки в называниях отличительных признаков деревьев, травы, цветов.

Различает березу и ель, затрудняется в назывании отличительных признаков березы и ели, называет их с помощью наводящих вопросов. Затрудняется в выделении частей дерева, растения (выделяет не все части, либо не может назвать какую-то часть соответствующим словом). В различении и назывании овощей и фруктов допускает незначительные ошибки. О способах ухода за комнатными растениями рассказывает с помощью взрослого.

Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, трава, цветы. Различает березу и ель, не может назвать отличительные признаки. Не выделяет части дерева, части растения, не может назвать соответствующим словом. Не может рассказать, как нужно ухаживать за комнатными растениями. В различении овощей и фруктов также допускает ошибки.

Задание №3. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: в центре песка и воды: тазик с песком, тазик с водой, поднос с камнями, лейка с водой, совочек, прозрачная баночка из пластика.

Проведение: После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, воспитатель предлагает ответить на вопросы о свойствах песка и воды, камня

Оценка результатов деятельности.

Ребенок без труда определяет объекты неживой природы. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы: (вода: течет, бывает холодная, горячая, теплая, ею умываются, купаются, пьют, вода прозрачная; песок: бывает сухой, мокрый. Сухой сыплется, из него нельзя строить, он рассыпается, мокрый – липкий, из него можно строить; камни бывают разной формы, цвета, размера, твердые, прочные.)

Ребенок имеет представление о возможности получить нужные свойства по желанию. Рассказывает, для чего нужны вода, песок, камни, что можно с ними делать.

Ребенок определяет объекты неживой природы. Называет основные отличительные признаки объектов неживой природы. Аргументирует свои ответы с помощью наводящих вопросов взрослого. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего .

Ребенок определяет объекты неживой природы. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов. Не аргументирует свои ответы. Затрудняется ответить на вопрос, как люди используют объекты неживой природы.

Задание № 4. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания времен года.

Проведение: Ребенку предлагаются картинки с изображением времен года и предлагают подобрать к ним соответствующие картинки (картинки, подходящие по содержанию к каждому времени года, на которых изображены явления живой природы, деятельность людей в определенное время года). Воспитатель по ходу выполнения задает вопросы по каждому времени года.

Оценка результатов деятельности.

Ребенок знает времена года, правильно называет их. Знает характерные признаки каждого времени года. Замечает и называет состояние погоды, явления природы (тепло, холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер), их взаимосвязь (солнце – светло, тепло; нет солнца – пасмурно, и т.д.

Ребенок правильно называет времена года. В назывании явлений природы допускает незначительные ошибки. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

Уровень ниже среднего .

Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется в определении явлений природы, состояния погоды. Не знает характерных признаков разных времен года.

Методика диагностика экологических знаний

старших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой).

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым предлагаются контрольные задания.

Задание №1 направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом:

1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;

2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;

3) выбрать насекомых и разместить их на карте.

После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы.

Задание №2 направлено на определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношении к растительному миру.

Затем предлагается из представленных растений выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Задание № 3 направлено на определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах их использования.

Задание №4 направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Процедура проведения заключается в том, что педагог задает вопросы об особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы.

Задание №5 направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т.п.

Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире животных, растениях, неживой природе, временах года (высокий, средний, низкий).

Диагностические задания (Суркова С.А.):

I..Позволяющие выявить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников, направленные на следующее:

1. Выявление эмоционального отношения к природе.

2. Выявление нравственного отношения к природе.

3. Выявление экологических знаний .

II. С помощью которых выявляется объем экологических знаний, широта кругозора.

III. Направленные на выявление степени осознания ребенком взаимозависимости действий человека в природе и ее состояния.

IV. С помощью этих заданий выявляются практические навыки экологической деятельности ребенка:

V. Носящие характер свободного детского творчества, направленные на отражение личного опыта деятельности в природе.

VI. Направленные на выявление глубины знаний о том или ином живом природном объекте.

Читайте также: