Виды экологических бесед в доу тест
Обновлено: 04.07.2024
25. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и со средой обитания, называется:
26. Опыты с растениями проводят для:
а) создания микроклимата в группе
б) наблюдения за ростом и развитием растений
в) выявления необходимых условий для роста и развития
а) форма организации детей
б) вид коллективной деятельности
в) способ деятельности взрослого и ребенка
а) со 2 младшей группы
б) со средней группы
в) только в старшей и подготовительной группах
а) познают свойства и качества материалов
б) обобщают знания о природе
в) учатся правильно вести себя в природе
а) первоначального ознакомления
б) углубления знаний
в) систематизации знаний
г) расширения представлений о природе
31. Целевые прогулки проводятся:
а) только в младших группах
б) со средними дошкольниками
в) только со старшими дошкольниками
г) во всех возрастных группах
32. Сельскохозяйственные экскурсии проводятся для:
а) формирования трудовых навыков
б) ознакомления с животными
в) ознакомления с природными явлениями
г) ознакомления с трудом взрослых
33. В подвижных играх дети:
а) подражают повадкам животных
б) узнают свойства предметов
в) упражняются в уходе за животными
г) познают свойства предметов
34.Использование иллюстративного материала помогает:
а) нравственному воспитанию детей
б) в формировании первоначальных представлений о животных
в) уточнять и закреплять представления о природных явлениях
г) все ответы верны
35.Коллективный труд в природе используется:
а) в младшей группе
б) со средней группы
в) со старшими дошкольниками
г) во всех возрастных группах
36. Ведение календарей природы это:
а) условие экологического образования
б) способ фиксации знаний о природе
в) метод ознакомления с природой
г) форма организации детей
а) Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В.
б) Кравченко И.В., Долгова Т.Л.
в) Виноградова М.А., Гельман Е.П.
г) Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
38. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
а) должна обеспечивать общение и совместную деятельность взрослых и детей
б) должна обеспечивать реализацию образовательных программ
в) должна быть насыщенной, вариативной и безопасной
г) все ответы верны
39. Какая образовательная область содержит задачи по экологическому образованию дошкольников:
а) социально-коммуникативное развитие
б) познавательное развитие
в) речевое развитие
г) художественное развитие
а) звезда в Солнечной системе
б) спутник планеты Земля
в) планета Солнечной системы
г) спутник Юпитера
41. Солнечная система это:
а) звезда Солнце и 9 планет, вращающихся вкруг нее
б) планеты и их спутники
в) Солнце, все планеты вместе с планетами-спутниками, а также космические тела и межпланетная пыль
42. В какой возрастной группе при наблюдении за звездным небом следует использовать телескоп или бинокль?
г) подготовительной к школе группе
43. Назовите программу, содержание которой включает последовательное, систематичное ознакомление детей 3-7 лет с Солнечной системой и небесными явлениями:
44. Определите возрастную группу, где решается следующая задача - дать первые общие представления о том, что такое небо, что в небе живет, что приходит с неба на землю и как влияет на жизнь человека и других царств природы:
г) подготовительная к школе группа
45. В каких видах деятельности дети выражают свои знания и впечатления о звездном небе:
г) все ответы верны
46. План воспитательно-образовательной работы составляет
а) заведующий ДОУ
б) старший воспитатель
в) воспитатель группы
г) все ответы верны
48. Дети какого возраста могут знаками (схемами) обозначать явления и объекты природы
а) младшего возраста
б) со средней группы
в) старшего дошкольного возраста
г) любого возраста
49. Труд в природе должен быть:
а) постепенно усложняющимся
б) осознанным, систематическим, постепенно усложняющимся
50. Как часто проводится диагностика экологической воспитанности:
а) 1 раз в начале учебного года
в) каждое полугодие
г) дважды в учебном году - в начале и в конце
52. Дети какого возраста выращивают овощную рассаду для высадки на грядку:
а) младшего возраста
б) со средней группы
в) старшего дошкольного возраста
г) все ответы верны
54. Для уголка природы какой возрастной группы подбираются растения с ярко выраженными частями
(стебель, лист, цветок):
а) младшей группы
б) средней группы
в) старшей группы
г) подготовительной к школе группы
55. На лугу растут растения:
56. При подборе и размещении комнатных растений в уголке природы следует учесть:
а) их потребность в свете
б) их потребность во влаге
в) их биологические особенности
57. В ходе длительного наблюдения фиксировать знания можно следующими способами:
в) вести календарь
г) все ответы верны
58. Структура прогулки включает в себя:
59. Сколько флажков необходимо взять на экскурсию
г) каждому ребенку
60. Инсектарий - это устройство для содержания6
а) насекомых
61. Из перечисленных живородящей является следующая рыба:
62. Какое из названных хвойных деревьев осень сбрасывает хвою:
63. Неприхотливой для содержания в уголке природы ДОУ является:
а) степная черепаха
б) морская черепаха
в) красноухая черепаха
г) любая черепаха
64. Стремление к обобщению - основная тенденция детей какой возрастной группы:
в) старшего дошкольного возраста
г) дошкольникам это не по силам
65. Диафильмы - это
а) подборка отдельных кадров
б) лента из нескольких (десятков) кадров
в) материальные заменители реальных предметов
г) учебный фильм по телевизору
4. Знакомство с термометром происходит
а) в подготовительной группе
б) в старшей группе
в) в средней группе
5. В средней группе появляется новый вид наблюдения
а) сравнительного характера
6.Этическая беседа используется для:
а) формирования первичных представлений о природе
б) формирования представлений о нормах поведения в природе
в) систематизации знаний о природе
7.В зимнем саду могут обитать:
а) только растения
б) только животные
в) и животные, и растения
8.К условиям экологического образования следует отнести:
а) экологическую тропу
б) спортивную площадку
в) хозяйственный двор
9.С трудом взрослых в природе эффективнее знакомить:
б) на экскурсиях
в) читая художественную литературу
10.Чтобы формировать первоначальные представления о животных лучше всего:
а) рассказывать о животных
б) наблюдать за животными
в) рассматривать иллюстрации
а) условие экологического образования
б) основная форма обучения детей
в) метод экологического образования
12.Экскурсии в природу не проводятся:
а) в младших группах
б) в средней группе
в) в подготовительной группе
13.В подвижных играх дети:
а) подражают повадкам животных
б) узнают свойства предметов
в) упражняются в уходе за животными
а) способ деятельности ребенка
б) способ деятельности взрослого
в) способ совместной деятельности взрослого и ребенка
15.Целевые прогулки проводятся:
а) только в младших группах
б) только со старшими дошкольниками
в) во всех возрастных группах
Анализ детского рисунка
(старшая и подготовительная к школе группа карандашом или красками)
Для анализа возьмите работу по замыслу (или сюжетное)
Рассмотрите работу и ответьте на следующие вопросы:
- как проведены прямые линии (отрывно, по несколько раз, не отрываясь, не останавливаясь, ровно, уверенно),
- какие линии (вертикальные или горизонтальные) ребенку удаются лучше.
- как ребенок умеет рисовать круглые, квадратные и прямоугольные формы.
- обратите внимание на то, как закрашены изображенные предметы (все ли части в одном направлении, выходит ли штриховка за контур предмета, уверенна ли рука ребенка)
- как (по размеру) изображены предметы, стремился ли ребенок занять рисунком весь лист бумаги
- переданы ли в работе пропорции предметов.
- как ребенок пользуется цветом (предметы изображены в естественном цвете или нет)
- овладел ли ребенок силой нажима на карандаш для получения более интенсивного цвета)
- при рисовании красками умеет ли смешивать их для получения нового цвета
- правильно ли передана композиция рисунка (линия горизонта, на передней линии)
- как ребенок передал главное и второстепенное в работе.
Что можете сказать о работе в целом и сформированных графических навыках детей ?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста – новое направление:
б) дошкольной педагогики;
2. Цель экологического воспитания в детском саду:
а) формирование начал экологической культуры;
б) формирование ручной умелости
в) развитие сенсорной культуры.
3. Кто не является автором учебного пособия по методике экологического образования:
а) Саморукова П.Г;
5. Экологическое понятие , которое не может быть использовано при построении методики экологического воспитания дошкольников:
а) среда обитания;
б) взаимосвязь живого организма со средой обитания;
в) биоиндикация экологического состояния биоценоза.
6. При отборе экологических знаний к программе не учитывается принцип:
а) научности и доступности;
7.Специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми природы с целью получения представлений об объектах живой и неживой природы называется:
8. К наглядным методам относится:
а) рассказ воспитателя;
в) рассматривание картин.
9.К практическим методам относится:
б) чтение художественной литературы;
в) демонстрация кинофильмов.
10. К словесным методам относится:
а) элементарный опыт;
11. Наблюдение – метод:
а) чувственного познания природы;
б) абстрактного познания природы;
в)логического познания природы.
12. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении оно может быть:
13. Из указанного перечня выберете задачу экологического образования детей:
а) развития у ребенка чувства сопричастности с окружающим миром, которое позволяет приобщиться к миру и опыту взрослых;
б) формирование системы знаний о предметах и явлениях природы как основы экологического сознания;
в) развитие способности к анализу и синтезу, к самоконтролю и самооценке при выполнении работ.
14. Из указанного перечня выберете задачу, которая не является задачей экологического образования детей:
а) воспитание гуманного, бережного отношения к природе;
б) воспитание начал экологической культуры;
в) формирование системы познавательных умений.
15. По длительности различают наблюдения:
а) специально организованные;
16. По характеру познавательных задач наблюдения могут быть:
17. По форме организации наблюдения могут быть:
в)с раздаточным материалом;
18.По характеру условий наблюдения могут быть:
б) специально организованным;
19. Автором парциальной программы по экологическому воспитанию дошкольников не является:
в) Саморукова П.Г.
20. Парциальной программой по экологическому воспитанию не является программа:
21. К творческим играм не относятся:
а) строительные игры с природными материалами;
б) сюжетно – ролевые;
22. К играм с готовым содержанием и правилами не относятся:
в) сюжетно – ролевые.
23. К дидактическим играм не относятся:
б) настольно – печатные;
24. Подготовка к наблюдению заключается в том, чтобы:
а) зарисовать объект;
б) наметить задачи;
в) собрать природный материал,
25. Наблюдение в специально организованных условиях - это:
26. В системе работы по экологическому образованию дошкольников используются группы методов:
27. Виды моделирования при ознакомлении с природой:
28. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в младшей группе:
а) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;
б) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;
в)воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;
29. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в средней группе:
а) воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;
б) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;
в) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;
30. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в старшей группе:
а) воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;
б) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;
в) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;
31. Виды экологических бесед:
32. К формам труда в природе не относится:
б) индивидуальные поручения;
в) ответственный труд;
33. Принцип энциклопедичности при ознакомлении дошкольников с природой означает:
а) давать знания детям из всех областей наук, т.е. обо всем понемногу;
б) проводить занятия небольшими подгруппами;
в) применять на занятиях больше наглядности;
34. Метод моделирования в системе экологического образования это.
а) поисковая деятельность дошкольников
б) применение игровых обучающих ситуаций
в) познание природы через различные модели (графические, объемные) и с помощью сенсорных эталонов
35.В требованиях к рассказу воспитателя уберите неверный ответ:
а) учитывать интересы;
б) опираться на возрастные возможности восприятия литературных тестов;
в) давать вымышленные знания;
36. Педагогические требования к организации труда в природе (отметить один неверный)
а) разнообразный по содержанию;
б) формирование практических навыков в единстве со знаниями;
в) трудовая деятельность не должна систематически усложняться;
37. Гигиенические требования к организации труда в природе (отметить один неверный)
а) труд в природе должен быть посыльным;
б) инвентарь должен быть игрушечный, а не настоящий;
в) необходимо обеспечить правильную позу детей в труде;
38. Форма организации работы по экологическому воспитанию дошкольников:
б) рассказ воспитателя;
39. К формам организации работы по экологическому воспитанию дошкольников не относится:
40. В основе формирования у детей элементов материалистического миропонимания природы лежат:
а) реальные, достоверные представления;
в) детская художественная литература;
41. Содержание знаний детей о природе определено:
а) в методических рекомендациях;
б) в приложениях к программе;
42. Что относится к явлениям живой природы:
а) растения, животные;
б) вода, песок, камни;
в) гроза, молния, ветер.
43. Что относится к явлениям неживой природы:
а) рыбы, насекомые;
б) улитки, водоросли;
44. Систематически знакомить детей с природой начинают:
а) со средней группы;
б) с первой младшей группы;
в) со старшей группы.
45. Систематизация знаний о сезонных изменениях природы происходит на основе установления:
а) временных и причинно-следственных связей;
б) пассивного восприятия природы;
в) в процессе самостоятельной деятельности
46. Всех обитателей уголка природы можно разделить на:
в) постоянных и временных.
47. Комнатные растения, нуждающиеся в большом количестве солнечного света:
а) герань, кактус, хлорофитум, цикломен;
б) узамбарская фиалка, бегония;
в) маранта,нефролепис, пилея.
48.Комнатные растения, плохо переносящие солнечные лучи:
а) амариллис, аспаргус, гемантус;
б) колеус, пилея, сансевьера;
в) циперус, папирус, примула.
49. Комнатные растения поливают:
а) холодной водой из водопровода;
б) отстоявшейся водой из водопровода;
в) кипяченой водой.
50. Стеблевыми черенками размножаются:
а) традесканция, фикус, бегония;
б) сансевьера, фиалка, бегония – Рекс
в) камнеломка, хлорофитум
51. Листовыми черенками размножаются:
52. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой:
53. К практическому методу относится:
в) чтение художественной литертуры.
54. К словесному методу относится:
в) рассматривание картин.
55. К наглядному методу относится:
56. Экологические игры с готовым содержанием и правилами:
а) творческие игры природоведческого содержания;
б) дидактические игры
57. Фиксация опыта – это:
б) рисунок, модель;
58. Моделирование рассматривается как:
а) совместная деятельность воспитателя и детей;
61. В какой возрастной группе вводится дежурство по уголку природы:
62. Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся:
а) со средней группы;
б) со старшей группы;
в) во всех группах детского сада.
63. Целевые прогулки проводятся:
а) со второй младшей группы;
б) со средней группы;
в) со старшей группы.
64. Длительность экологических занятий в средней группе:
65. К земноводным относится:
66. пресмыкающимся относятся:
67. К млекопитающим относятся:
68. К декоративным птицам относится:
69. Сезонные изменения в живой природе изучает наука:
70. Международный День Земли отмечается:
71. Длительность экологических занятий в младшей группе:
72. Длительность экологических занятий в подготовительной группе:
73. Длительность экологических занятий в старшей группе:
74. Вид корня у свеклы:
75. Вид корня у моркови:
76. Форма стебля у традесканции:
а) ползучий с приподнимающимися ветками;
в) создание и поддержание условий необходимых для обитателей;
79. Удалить пыль с листьев узамбарской фиалки можно:
а) влажной тряпочкой;
в) при помощи пульвелизатора;
80. Экологоразвивающая среда в ДОУ способствует.
а) формированию экологически грамотного поведения,
б) развитию зоркости;
в) физической подготовке детей;
81. Луковицами размножаются:
82. Отпрысками размножаются:
83 Корневищами размножаются:
84. К вредителям комнатных растений относятся:
а) бабочка, жужелица, клоп;
б) тля, щитовка, трипс, паутинный клещ;
85. В комнатных условиях для выгонки луковичных растений используются:
а) геацинт, тюльпан, нарцисс;
б) лилия, гладиолус, крокус;
86. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы рыбы местных водоемов:
а) малый прудовой карась, вьюн, красноперка;
б) щука, окунь, ерш;
87. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы экзотические рыбки:
а) золотая рыбка, скалярия, комета;
б) лещ, сазан, карп;
88. В младшей группе в уголок природы помещают аквариум:
а) с тремя рыбками;
б) с одной рыбкой;
89. В младшей группе содержат певчих птиц:
90. В средней группе в аквариуме содержат:
а) два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам;
б) похожих друг на друга рыбок;
в) много разнообразных рыбок;
91. Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие:
а) суслик, полевка, сурок;
б) морская свинка, хомяк;
92. К живородящим рыбкам относится рыбка:
б) золотая рыбка;
93. Постоянными обитателями уголка природы в старшей группе могут быть птицы:
б) канарейка, волнистый попугайчик;
в) голубь, снегирь;
94. К графическим моделям относится:
а) глобус;
б) сюжетные картинки в книге;
в) календарь наблюдений за сезонными явлениями;
95. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы заключается:
а) в размещении объектов в уголке природы ДОУ с эстетической точки зрения;
б) в создании условий в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним;
в) в расстановке объектов уголка природы в одном определенном месте групповой
комнаты;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,
Б, А, В, В, В, Б, А, В, А, Б, А, А, Б, В, Б, А, А, Б, В, В, В, В, А,
24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43,
Б, В, А, Б, А, Б, В, Б, В, А, В, В, В, Б, А, Б, А, В, А, В,
44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62,
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Тест проверяет итоговые знания обучающихся по МДК 02.08 Теория и методика экологического образования дошкольников за 3 семестра. Тест содержит открытые тесты, закрытые, с множественным выбором, на соответствие.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выберите принцип, на котором основана антропоцентрическая парадигма
- А. Согласование потребностей с экологическими требованиями
- Б. Уважение ко всем формам жизни
- В. Мир для человека
- Г. Мера вещей — уникальность жизни
Вопрос 2
Выберите утверждение, соответствующее экоцентрической парадигме:
- А. Съедобные и ядовитые грибы
- Б. Природа знает лучше нас
- В. Море – наше богатство, оно даёт нам продукты питания
- Г. Природу нужно улучшать, помогать ей
Вопрос 3
Выберите ответ, в котором провозглашена цель экологического воспитания дошкольников
- А. Развитие экологического сознания дошкольников
- Б. Формирование экологического мировоззрения
- В. Формирование экологической культуры
- Г. Формирование начал экологической культуры
Вопрос 4
Выберите правильный ответ. Что является базовой основой экологического воспитания.
Вопрос 5
Выберите правильный ответ. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования заключается в следующем
- А. Ставит человека в центр внимания, природа служит для удовлетворения его потребностей
- Б. Ставит в центр внимания природу и рассматривает человека как её часть
Вопрос 6
Определите вид наблюдения, который позволяет детям познакомиться с ближайшим природным окружением небольшими порциями. Bключает ряд взаимосвязанных наблюдений посвященных одному или однородным объектам.
- А. Кратковременные наблюдения
- Б. Сравнительные наблюдения
- В. Циклические наблюдения
Вопрос 7
Определите в группе традиционных методов современный метод экологического воспитания дошкольников
- А. Наблюдение
- Б. Опыт
- В. Прогнозирование
- Г. Труд в природе
Вопрос 8
Отберите несколько вариантов содержания для проведения природоведческой экскурсии
- А. Ознакомление с животными и растениями парка
- Б. Ознакомление с выращиванием и уходом за домашними птицами, содержащимися на птицеферме
- В. Ознакомление с выращиванием овощных культур на школьном огороде и уходом за ним
- Г. Ознакомление с обитателями пруда
Вопрос 9
Определите форму работы с родителями, вовлекающую их в активную совместную природоохранную деятельность с дошкольниками
- А. Консультация для родителей
- Б. Анкетирование
- В. Родительское собрание
- Г. Экологическая акция
Вопрос 10
Определите, с какого возраста с дошкольниками организуются экскурсии?
- А. с 2-3 лет
- Б. с 3-4 лет
- В. с 4-5 лет
- Г. с 5-6 лет
Вопрос 11
Какой из перечисленных методов основан на принципе замещения реальных объектов символами, схемами, условными обозначениями.
- А. Моделирование
- Б. Наблюдение
- В. Игра
- Г. Труд в природе
Вопрос 12
Выберите несколько вариантов, что можно коллекционировать с дошкольниками, что может служить основой для создания экологической экспозиции с позиции экоцентризма?
- А. Дикорастущие растения (гербарии)
- Б. Бросовый природный материал (шишки, семена, палки и пр.)
- В. Минералы
- Г. Бабочек, жуков
Вопрос 13
Определите нетрадиционные элементы экологического пространства в ДОУ
- А. Зимний сад
- Б. Уголок природы
- В. Альпинарий
- Г. Огород
Вопрос 14
- А. Прогнозирование
- Б. Поисковая деятельность
- В. Моделирование
Вопрос 15
- А. Концепция экологического воспитания
- Б. Технология экологического воспитания
- В. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию
Вопрос 16
- А. Проверяются знания
- Б. Проверяется отношение к природе
- В. Проверяются трудовые умения
Вопрос 17
Какое из перечисленных мероприятий формирует эмоционально-положительное отношение детей к природе
- А. Беседа о природе
- Б. Развлечение, праздник
- В. Занятие
Вопрос 18
Определите, занятия какого типа построены на основе предварительной организации с дошкольниками цикла наблюдений за природой.
- А. Первично-ознакомительный тип занятия
- Б. Обобщающий тип занятия
- В. Углубленно-познавательный тип занятия
Вопрос 19
Вопрос 20
Соотнесите экологические термины с их определениями
- А. Всё то, что окружает живой организм (живая и неживая природа)
- Б. Сообщество живых существ и его среда обитания, объединённые в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами
- В. Пищевая взаимосвязь представителей экосистемы.
Вопрос 21
Соотнесите конкретные парциальные программы с учетом их специфической направленности на экологическое воспитание дошкольников
Вопрос 22
Соотнесите метод обучения по экологическому воспитанию с ведущим анализатором
- А. Тактильно-двигательный анализатор
- Б. Зрительный анализатор
- В. Слуховой анализатор
Вопрос 23
Соотнесите вид модели с её характеристикой
- А. Существенные признаки, связи и отношения представлены в модели в виде предметов-макетов
- Б. Передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений
- В. Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений
Вопрос 24
Подборка диагностических материалов по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.
Методика С. Н. Николаевой. Методика О. А. Соломенниковой.
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика по экологии дошкольников | 87.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Подготовила: Чупрова Инна Андреевна,
воспитатель 1кв. к.
МДОБУ ДС № 5 Тынденок
г. Тында 2015 – 2020г.
Диагностика уровня развития экологических представлений
у детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях является одним из важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе, что в свою очередь способствует появлению поколения с экоцентрическим типом мышления, стремящегося преодолеть кризисные экологические явления.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.
Экологическая ответственность напрямую связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
Система дошкольного воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Ниже представлены методики диагностирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
(методика С.Н. Николаевой)
Методика состоит из трех этапов, которые последовательно усиливают и конкретизируют способы выявления детских побуждений, степень направленности их на природу.
Цель методики: выявить уровень сформированности положительного отношения детей к объектам природы. Наблюдения за реакциями детей на взаимодействие с объектами природы.
2) что будут делать дети, когда воспитатель пройдет в уголок природы и начнет уборку:
- продолжать играть или заниматься своим делом;
- подойдут к взрослому и будут смотреть, что и как он делает;
- захотят включиться в его деятельность.
2 этап . Воспитатель ежедневно делает это же объявление, но выразительно добавляет вопрос – приглашение оказать ему помощь. Педагог опять наблюдает общую картину поведения детей, замечает реакцию определенных ребят, включает в диагностическую тетрадь.
3 этап. Воспитатель делает все так же, как и на предыдущих неделях. Только за помощью обращается к конкретным ребятам, которые, как он уже установил, совсем равнодушны к делам воспитателя и обитателей уголка природы. Но при этом оставляет за ними право выбора, помогать или не помогать взрослому. Педагог опять наблюдает поведение, их реакции, а затем делает запись в диагностическую тетрадь.
По результатам наблюдений воспитателя за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, в наблюдении за игрой, рисованием, высказываниями, дети проявляют различные чувства и эмоции: сочувствие и сопереживание, познавательную заинтересованность, радость от восприятия красоты природы, позитивных изменений в мире растений и др.
Положительные отношения проявляются в делах и поступках:
- добровольное и заинтересованное участие в уходе за растениями уголка природы; отсутствие агрессивных и разрушающих действий.
Уровень ниже среднего
Методика № 2. Диагностика экологических знаний дошкольников
О. А. Соломенниковой, адаптированная для детей
младшего дошкольного возраста
Цель методики: Определить критерии сформированности знаний:
- о растительном мире;
- о мире животных;
- о неживой природе;
- о временах года;
- отношение к миру природы.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников
Задание №1. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей мира животных.
Оценка результатов деятельности.
Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу). Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных (у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями; у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью; у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).
Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика.
Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.
Уровень ниже среднего .
Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика.
Задание №2. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Карта с изображением травы, деревьев, цветов. Карточки-модели с изображением частей дерева, частей растений.
Проведение: Воспитатель просит показать на карте деревья, траву, цветы. Спрашивает названия деревьев, изображенных на картине (ель, береза). Спрашивает, чем ель отличается от березы, что у них общего.
Далее воспитатель предлагает карточки-модели с изображением частей дерева и просит собрать дерево, называя при этом его части. Аналогично собирается растение.
Затем воспитатель подводит ребенка к уголку природы и просит назвать части комнатного растения, затем задает вопросы по уходу за комнатными растениями.
Ребенок различает траву, деревья, цветы. Называет их отличительные признаки (трава низкая, деревья – высокие, цветы разной окраски, имеют запах). Различает березу и ель. Называет их отличительные признаки ( у березы – листья, ствол белый с черными пятнами; у ели – листьев нет, есть иголки). Называет соответствующим словом. Понимает необходимость ухода за комнатными растениями, рассказывает, как нужно ухаживать. Узнает некоторые овощи и фрукты, называет соответствующим словом.
Допускает незначительные ошибки в называниях отличительных признаков деревьев, травы, цветов.
Различает березу и ель, затрудняется в назывании отличительных признаков березы и ели, называет их с помощью наводящих вопросов. Затрудняется в выделении частей дерева, растения (выделяет не все части, либо не может назвать какую-то часть соответствующим словом). В различении и назывании овощей и фруктов допускает незначительные ошибки. О способах ухода за комнатными растениями рассказывает с помощью взрослого.
Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, трава, цветы. Различает березу и ель, не может назвать отличительные признаки. Не выделяет части дерева, части растения, не может назвать соответствующим словом. Не может рассказать, как нужно ухаживать за комнатными растениями. В различении овощей и фруктов также допускает ошибки.
Задание №3. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: в центре песка и воды: тазик с песком, тазик с водой, поднос с камнями, лейка с водой, совочек, прозрачная баночка из пластика.
Проведение: После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, воспитатель предлагает ответить на вопросы о свойствах песка и воды, камня
Оценка результатов деятельности.
Ребенок без труда определяет объекты неживой природы. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы: (вода: течет, бывает холодная, горячая, теплая, ею умываются, купаются, пьют, вода прозрачная; песок: бывает сухой, мокрый. Сухой сыплется, из него нельзя строить, он рассыпается, мокрый – липкий, из него можно строить; камни бывают разной формы, цвета, размера, твердые, прочные.)
Ребенок имеет представление о возможности получить нужные свойства по желанию. Рассказывает, для чего нужны вода, песок, камни, что можно с ними делать.
Ребенок определяет объекты неживой природы. Называет основные отличительные признаки объектов неживой природы. Аргументирует свои ответы с помощью наводящих вопросов взрослого. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего .
Ребенок определяет объекты неживой природы. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов. Не аргументирует свои ответы. Затрудняется ответить на вопрос, как люди используют объекты неживой природы.
Задание № 4. (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знания времен года.
Проведение: Ребенку предлагаются картинки с изображением времен года и предлагают подобрать к ним соответствующие картинки (картинки, подходящие по содержанию к каждому времени года, на которых изображены явления живой природы, деятельность людей в определенное время года). Воспитатель по ходу выполнения задает вопросы по каждому времени года.
Оценка результатов деятельности.
Ребенок знает времена года, правильно называет их. Знает характерные признаки каждого времени года. Замечает и называет состояние погоды, явления природы (тепло, холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер), их взаимосвязь (солнце – светло, тепло; нет солнца – пасмурно, и т.д.
Ребенок правильно называет времена года. В назывании явлений природы допускает незначительные ошибки. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
Уровень ниже среднего .
Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется в определении явлений природы, состояния погоды. Не знает характерных признаков разных времен года.
Методика диагностика экологических знаний
старших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой).
В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым предлагаются контрольные задания.
Задание №1 направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом:
1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;
2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;
3) выбрать насекомых и разместить их на карте.
После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы.
Задание №2 направлено на определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношении к растительному миру.
Затем предлагается из представленных растений выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Задание № 3 направлено на определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах их использования.
Задание №4 направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Процедура проведения заключается в том, что педагог задает вопросы об особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы.
Задание №5 направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т.п.
Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире животных, растениях, неживой природе, временах года (высокий, средний, низкий).
Диагностические задания (Суркова С.А.):
I..Позволяющие выявить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников, направленные на следующее:
1. Выявление эмоционального отношения к природе.
2. Выявление нравственного отношения к природе.
3. Выявление экологических знаний .
II. С помощью которых выявляется объем экологических знаний, широта кругозора.
III. Направленные на выявление степени осознания ребенком взаимозависимости действий человека в природе и ее состояния.
IV. С помощью этих заданий выявляются практические навыки экологической деятельности ребенка:
V. Носящие характер свободного детского творчества, направленные на отражение личного опыта деятельности в природе.
VI. Направленные на выявление глубины знаний о том или ином живом природном объекте.
Читайте также: