Песни черного дрозда краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

"Любовь к людям стоила ему жизни. "

. Почему-то многие книги из нашего советского прошлого неоправданно забыты (или же просто широко не рекламируются). Прекрасные, удивительные, воспевавшие красоту природы и (часто, но не всегда) красоту и силу характеров. Книги сложные, многотемные и воспитывающие в людях лучшее. Неоднозначные и оттого побуждающие к собственным размышлениям. Вот роман "Песни чёрного дрозда" - как раз из таких книжных сокровищ (до прочтения не слышала ничего ни о произведении, ни о самом авторе), не оцененных до настоящего времени, мне кажется, по достоинству литературными критиками и читателями.

И пусть здесь несколько примитивное деление героев на чисто положительных и чисто отрицательных (что снижает интригу произведения, конечно, потому что делает роман отчасти предсказуемым), на чёрное и белое (вот только в жизни, к сожалению, так не бывает, в жизни всегда всё намного, намного сложнее. ), на своих и чужих, пусть мораль видна практически с первой строчки (но ведь моралью она от этого быть не перестанет, литература и должна воспитывать в людях лучшее) (и автор сразу расскажет и покажет, что такое хорошо и что такое плохо), пусть нас ждёт несколько скучноватое начало, но . какая же это все-таки прекрасная книга!

Какая здесь красивая линия любви; любви, которую не могут сломить ни разлука, ни расставания; какая здесь полная драматизма (и слез, потому что нельзя спокойно читать все это) история дружбы человека и животных, история дружбы, доверия и предательства (вот это уже ближе к жизненным реалиям); история человека, в одиночку решившего добиться справедливости (и даже один становится в поле воин); история приверженности своим идеалам и ценностям; история о том, что все-таки есть на свете хорошие люди. И столько здесь потрясающих описаний природы, зверей, птиц.

"В этот предвечерний час, заглушая своей трескотней гул реки, на огромных кронах восседала многосотенная стая черных дроздов. Разноголосо перекликаясь, они то сердито спорили, то, кажется, серьезно уговаривали друг друга. Очевидно, перед большим перелетом. Маршрут их был известен орнитологам. Покинули северные склоны, собрались по эту сторону, а отсюда полетят вдоль морских берегов в Крым, на Дунай, в леса Шварцвальда, на Рейн и Рону, в Пиренеи и в долину реки По. Там ждут их обильные угодья, тревоги, опасности - много всего, гораздо больше, чем здесь. Это знают опытные дрозды, но им так и не удается отговорить молодежь от перелета.
Каждый год одно и то же."

А если говорить в лицах, то это история жизни и работы Александра Молчанова, научного сотрудника заповедника, у которого есть друзья из диких животных: одноухий (напала когда-то рысь) медведь Лобик и олень Хоба. Ведь чтобы изучать животных, надо прежде всего любить их) А с приездом к ним в заповедник "столичной шишки" Виталия Капустина, над заповедником сгущаются тучи. А тут еще и любимая девушка Таня возвращается в родные края, правда, с ребенком с от другого мужчины. Череда жизненных и профессиональных неурядиц, испытаний на прочность сменится хэппи-эндом, ну а как же иначе: черная полоса не навсегда.

4/5, книга, от которой светлеет и теплеет на душе: до того трогательной она получилась. Я обычно ведь не очень люблю читать про животных (а они тут занимают бОльшую часть "эфирного времени"), но книга мне понравилась) Она такая жизненно-философская: об ответственности каждого из нас и об ответственности всего общества. Но начать нужно прежде всего с самого себя)

- Мы все-таки наивные люди, - задумчиво сказал зоолог, когда речь зашла об олене и медведе. - Мы пытались наладить доверчивые связи с дикими зверями так, будто, кроме нас, в лесу никого нет. Молчанов, олень, медведь, собака. И все. Двое или пятеро прониклись этой благородной целью и сделали все, что могли для приручения. А рядом ходили или ездили двадцать или сорок лесников, шумели лесорубы, бродили туристы, которые при виде зверя вдруг сами дичают, начинают улюлюкать или стрелять. И все летит к чертовой бабушке. Желание - одно, атмосфера - другое. Пока каждый человек в заповеднике и вокруг него не проникнется чувством братства к дикому зверю, все наши начинания обречены на провал.

Спасибо Партии любителей советской литературы (ПЛСЛ) за такой замечательный роман и за знакомство с новым автором)

Эту книгу можно с легкостью назвать гимном гринписовцев. И я это не в плохом смысле говорю, а в очень даже хорошем, потому что тут как раз, то есть, чего не хватает гринписовцам. Тут разум торжествует, который на примерах показывает, что такое хорошо и что такое плохо. Что такое природа, зачем она нужна, как взаимосвязана, что такое жизнь и что такое счастье. Ну и заодно гимн для веганов, которые не в состоянии объяснить, что их так нервирует в мясе. Пальман сделал для них все что мог, но кто бы его читал из этих людей.

Когда вы за что-то болеете, то не забывайте воспитывать новое поколение тех, кто будет нести вашу идею, не просто потому что вы так делали, а с пониманием зачем это нужно. Вот трилогия от Вячеслава Пальмана, как раз помогает в воспитании, осознании и главное дает еще и возможность понять, что нужно сделать, чтобы это было не просто движение, а научное, значимое и признанное достижение.

Мне сложно рассказать о книге больше, чтобы не коснуться страшно законченных судеб, но я точно знаю, что по-другому нельзя научить человека ценить то, что уникально. Только с потерей мы осознаем значимость того, что потеряли. Только после этого наконец-то обращаем внимание на это, собираем в горстку свои знания и начинаем думать о последствиях. Именно поэтому книга правильная. Суровая, жизненная, злая. Но правдивая. Мы не можем только умиляться и переживать, мы должны понимать, что именно мы за это в ответе. И делать. Хотя бы просто вырастить поколение, умеющее думать и нести ответственность за братьев наших меньших. Поколение до нас позаботилось о том, чтобы у нас был материал для удобрения, осталось только им воспользоваться.

ps. Кстати, неожиданно именно в этой книге прочитала про воспоминания о войне как раз перед девятым мая. И опять я узнала что-то новое и горькое.
А еще нашла инстаграм Кавказского заповедника и там в эти дни тоже рассказывали о тропах военных воспоминаний. Так что прошлое и литературное совпало и переплелось с настоящим сегодняшним.

Вячеслав Пальман - Песни чёрного дрозда

Вячеслав Пальман - Песни чёрного дрозда краткое содержание

Песни чёрного дрозда - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Вячеслав Иванович Пальман

Песни чёрного дрозда

Фото

Фото

ЗОВ ОХОТНИЧЬЕГО РОГА

Он сидел на удобной ветке самого высокого явора, над кудрявым, светло-зелёным лесом, и самозабвенно, как это бывает только в начале лета, пел свою бесконечную, красивую песню.

Ниже, на том же дереве, в прочной развилке чернело хорошо замаскированное гнездо, крепко свитое из тонких побегов берёзы, которые он три недели назад отрывал сильным клювом, приносил сюда и старательно заплетал на развилке. Когда гнездо получилось, он вместе со своей молчаливой подругой смазал жирной глиной вчерне готовое гнездо, загладил круглую, удобную чашечку и, прежде чем оно подсохло, устелил внутри сперва сухим мхом, а потом пёрышками и пухом со своей собственной груди.

Сидел, закрыв глаза, словно стеснялся.

Насытившись, прилетала дроздиха, ревниво оглядывала притихшего на гнезде друга и, найдя, что все в порядке, садилась рядом с гнездом, начинала неторопливо перебирать пёрышки, всячески охорашиваться. А он изнывал от непривычного занятия, поглядывал на неё острым, круглым глазом, но без разрешения не подымался, потому что был все-таки чутким супругом.

Он был счастлив, этот чёрный дрозд, и он пел о своём маленьком, но, право же, самом настоящем счастье. Все вокруг было так хорошо, так просто и понятно, что иногда ему хотелось взлететь высоко-высоко, к снежным вершинам и петь оттуда, с этой высоты…

Зорким глазом дрозд и во время пения видел все, что делается среди густейшей зелени леса, под высокими деревьями, в кустах, обильно смоченных росой, на влажной земле, и в любую минуту мог лететь навстречу опасности, если она угрожала гнезду.

В тот день ещё с утра он приметил бурую тушу крупного оленя, дремавшего неподалёку от явора под густым боярышником. Низко опустив рогастую голову, одинокий олень спал, поджав под себя ноги, но уши его все время насторожённо торчали и автоматически поворачивались в разные стороны, прослушивая воздух. Олень и во сне был начеку.

Весь день чёрный дрозд видел хлопотливых зябликов, стрелой проносившихся от гнёзда на поляну перед оленем и обратно. Их озабоченный вид и эта непрестанная работёнка означали только одно: у зябликов вылупились птенцы. Над гнездом их на старой рябине молчаливо и выразительно краснели широко раскрытые просящие рты, поднятые к небу. Сверху кучка птенцов в гнезде напоминала букет шевелящейся дикой гвоздики. Птенцы без конца просили есть.

И вдруг он замолчал, оборвав свою звучную песню на полуфразе. И сразу что-то изменилось в лесу. Дроздиха вытянула шею через край гнёзда и стала всматриваться в затихающий к вечеру лес. Олень быстро поднял голову, уши его окаменели, блестящие глаза раскрылись, высматривая опасность. Раз смолкла песня, значит, дрозд увидел непривычное, странное. Зяблики, печально чирикнув, спрятались у самого гнёзда. Их птенцы сжались в гнезде, и красная гвоздика исчезла.

Олень немного успокоился, когда услышал шуршащее движение ласки. Но уже не дремал, а тоже наблюдал за быстрым зверьком, отлично разбираясь в тихих звуках и в сгущающейся темноте.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Вячеслав Пальман Песни чёрного дрозда

Песни чёрного дрозда: краткое содержание, описание и аннотация

Вячеслав Пальман: другие книги автора

Кто написал Песни чёрного дрозда? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Вячеслав Пальман: Восточный кордон

Восточный кордон

Вячеслав Пальман: Песни чёрного дрозда

Песни чёрного дрозда

Вячеслав Пальман: Кратер Эршота. Фантастический роман

Кратер Эршота. Фантастический роман

Вячеслав Пальман: Там, за рекой

Там, за рекой

Вячеслав Пальман: За линией Габерландта

За линией Габерландта

Вячеслав Пальман: Кольцо Сатаны. Часть 1. За горами - за морями

Кольцо Сатаны. Часть 1. За горами - за морями

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Вячеслав Пальман: Восточный кордон

Восточный кордон

Вячеслав Пальман: Там, за рекой

Там, за рекой

Элис Хоффман: Дом черного дрозда

Дом черного дрозда

Игорь Дубов: Харон обратно не перевозит

Харон обратно не перевозит

Владимир Михайлов: Восточный конвой [ Ночь черного хрусталя. Восточный конвой]

Восточный конвой [ Ночь черного хрусталя. Восточный конвой]

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Песни чёрного дрозда — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Вячеслав Иванович Пальман

Песни чёрного дрозда

Фото

Фото

ЗОВ ОХОТНИЧЬЕГО РОГА

Он сидел на удобной ветке самого высокого явора, над кудрявым, светло-зелёным лесом, и самозабвенно, как это бывает только в начале лета, пел свою бесконечную, красивую песню.

Ниже, на том же дереве, в прочной развилке чернело хорошо замаскированное гнездо, крепко свитое из тонких побегов берёзы, которые он три недели назад отрывал сильным клювом, приносил сюда и старательно заплетал на развилке. Когда гнездо получилось, он вместе со своей молчаливой подругой смазал жирной глиной вчерне готовое гнездо, загладил круглую, удобную чашечку и, прежде чем оно подсохло, устелил внутри сперва сухим мхом, а потом пёрышками и пухом со своей собственной груди.

Сидел, закрыв глаза, словно стеснялся.

Насытившись, прилетала дроздиха, ревниво оглядывала притихшего на гнезде друга и, найдя, что все в порядке, садилась рядом с гнездом, начинала неторопливо перебирать пёрышки, всячески охорашиваться. А он изнывал от непривычного занятия, поглядывал на неё острым, круглым глазом, но без разрешения не подымался, потому что был все-таки чутким супругом.

Он был счастлив, этот чёрный дрозд, и он пел о своём маленьком, но, право же, самом настоящем счастье. Все вокруг было так хорошо, так просто и понятно, что иногда ему хотелось взлететь высоко-высоко, к снежным вершинам и петь оттуда, с этой высоты…

Зорким глазом дрозд и во время пения видел все, что делается среди густейшей зелени леса, под высокими деревьями, в кустах, обильно смоченных росой, на влажной земле, и в любую минуту мог лететь навстречу опасности, если она угрожала гнезду.

В тот день ещё с утра он приметил бурую тушу крупного оленя, дремавшего неподалёку от явора под густым боярышником. Низко опустив рогастую голову, одинокий олень спал, поджав под себя ноги, но уши его все время насторожённо торчали и автоматически поворачивались в разные стороны, прослушивая воздух. Олень и во сне был начеку.

Весь день чёрный дрозд видел хлопотливых зябликов, стрелой проносившихся от гнёзда на поляну перед оленем и обратно. Их озабоченный вид и эта непрестанная работёнка означали только одно: у зябликов вылупились птенцы. Над гнездом их на старой рябине молчаливо и выразительно краснели широко раскрытые просящие рты, поднятые к небу. Сверху кучка птенцов в гнезде напоминала букет шевелящейся дикой гвоздики. Птенцы без конца просили есть.

И вдруг он замолчал, оборвав свою звучную песню на полуфразе. И сразу что-то изменилось в лесу. Дроздиха вытянула шею через край гнёзда и стала всматриваться в затихающий к вечеру лес. Олень быстро поднял голову, уши его окаменели, блестящие глаза раскрылись, высматривая опасность. Раз смолкла песня, значит, дрозд увидел непривычное, странное. Зяблики, печально чирикнув, спрятались у самого гнёзда. Их птенцы сжались в гнезде, и красная гвоздика исчезла.


Эту книгу можно с легкостью назвать гимном гринписовцев. И я это не в плохом смысле говорю, а в очень даже хорошем, потому что тут как раз, то есть, чего не хватает гринписовцам. Тут разум торжествует, который на примерах показывает, что такое хорошо и что такое плохо. Что такое природа, зачем она нужна, как взаимосвязана, что такое жизнь и что такое счастье. Ну и заодно гимн для веганов, которые не в состоянии объяснить, что их так нервирует в мясе. Пальман сделал для них все что мог, но кто бы его читал из этих людей.

Когда вы за что-то болеете, то не забывайте воспитывать новое поколение тех, кто будет нести вашу идею, не просто потому что вы так делали, а с пониманием зачем это нужно. Вот трилогия от Вячеслава Пальмана, как раз помогает в воспитании, осознании и главное дает еще и возможность понять, что нужно сделать, чтобы это было не просто движение, а научное, значимое и признанное достижение.

Мне сложно рассказать о книге больше, чтобы не коснуться страшно законченных судеб, но я точно знаю, что по-другому нельзя научить человека ценить то, что уникально. Только с потерей мы осознаем значимость того, что потеряли. Только после этого наконец-то обращаем внимание на это, собираем в горстку свои знания и начинаем думать о последствиях. Именно поэтому книга правильная. Суровая, жизненная, злая. Но правдивая. Мы не можем только умиляться и переживать, мы должны понимать, что именно мы за это в ответе. И делать. Хотя бы просто вырастить поколение, умеющее думать и нести ответственность за братьев наших меньших. Поколение до нас позаботилось о том, чтобы у нас был материал для удобрения, осталось только им воспользоваться.

ps. Кстати, неожиданно именно в этой книге прочитала про воспоминания о войне как раз перед девятым мая. И опять я узнала что-то новое и горькое.
А еще нашла инстаграм Кавказского заповедника и там в эти дни тоже рассказывали о тропах военных воспоминаний. Так что прошлое и литературное совпало и переплелось с настоящим сегодняшним.

Песни черного дрозда (сборник) - pic_1.jpg

Вячеслав Иванович Пальман

Песни черного дрозда

Песни черного дрозда (сборник) - pic_2.jpg

Песни черного дрозда (сборник) - pic_3.jpg

ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГАХ

Жизнь не очень баловала Вячеслава Пальмана. Он начал работать в возрасте четырнадцати лет, и обстоятельства жизни подчас слагались для него трудно.

Но где бы он ни был, в какие бы условия ни попадал, ему неизменно светила, если можно так выразиться, звезда его призвания, его профессии, его дела, которому он посвятил свою жизнь.

Эти деловые его способности оказывались каждый раз до крайности необходимыми в любых областях, будь то родная рязанская сторона, Дальний Восток, суровая Колыма или, напротив, благодатная, полная жаркого солнца Кубань.

Вячеслав Иванович Пальман — агроном. И на земле нет места, где бы не требовалась эта профессия, эта специальность, это умение выращивать плоды, добывать для людей пропитание и дарить людям радость от непосредственного общения с природой, с её лесами и реками и с населяющим её животным миром.

Читать его книги интересно. В них постоянно присутствует драгоценное качество — достоверность. А ощущение подлинности ведь всегда пленяет читателя.

Он родился в Центральной России, под Рязанью, но объехал чуть ли не всю нашу великолепную и, в истинном смысле, необъятную страну. И продолжает ездить. И пишет не только о том, что наблюдал, о чем узнал, услышал, но чаще всего о том, что испытал, пережил сам, в чем лично участвовал.

Его книги издавались не только у нас, но и в других странах. И они, эти книги, открывают как зарубежному читателю, так и нам, соотечественникам автора, все новые черты удивительной нашей земли.

Книги Вячеслава Пальмана пробуждают в читателе раньше всего добрые чувства и пристальный интерес к окружающему нас миру. Читаем ли мы о замечательном селекционере Пустовойте или о самоотверженных охранителях природы, нас не покидает вера в могущество человека, в неистребимость его нравственной энергии, преобразующей землю.

И в этом плане книги Вячеслава Пальмана не только справедливо соседствуют на книжной полке с произведениями Джека Лондона и Михаила Пришвина, Сетона-Томпсона и Фенимора Купера, но и находятся в прямом родстве, продолжая благородную традицию поэтического прославления природы и основ человеческого бытия.

Москва, 1975 г.

Павел Нилин

Песни черного дрозда (сборник) - pic_4.jpg

САМУР И МОНАШКА

Туман рождался из пустоты, даже на открытых и чистых местах. Каменную ложбину, где пять минут назад просматривалась каждая плитка сланца, вдруг быстро затягивало серым облачком с бесформенными краями, оно на глазах густело и, заполнив впадину, растекалось во все стороны. Среди задумчивых, ко сну отходящих берёзок тоже появились серые клочья; повисев над травой и как будто собравшись с силами, туман медленно и важно переливался вниз по луговому склону.

Туман безмолвно и быстро заволакивал высокогорье, грустно притихшее после захода солнца. Серая мгла закрывала ландшафты, вечерние горы тускнели, расплывались, леса, вершины и ближний луг на глазах делались призрачными и нереальными.

Самур все чаще подымал голову и беспокойно принюхивался к повлажневшему воздуху. Не в силах больше лежать, он поднялся и, разминая спину, изогнулся, едва не дотронувшись животом до нагретых за день камней. Сделав пробежку, пёс вернулся и сел, твёрдо поставив сильные передние лапы.

Поток воздуха шёл снизу, из лесов; он набегал на травянистое высокогорье и приносил запах сырости, тлена и горьковатых желудей. Временами набрасывало сверху, и тогда влажный нос Самура улавливал аромат сухих цветов, нагретого за день камня и слабый дух овчарни. Этот запах особенно волновал его, память о прошлом была ещё живой. Боевой трепет охватывал сторожевого пса. Он нервно зевал, открывая чёрную, клыкастую пасть.

Самур чувствовал: надвигается неспокойная ночь. Все это было в его жизни не один раз. Он знал глухие ночи, былые схватки с волками, которые только и ждут тумана, чтобы призраками смерти выскочить к какому-нибудь табору молодняка, привезённого из степей в горы.

Туман все густел и задёргивал пространство ровной пеленой, уже плотной, но ещё не высокой, так что Самур мог смотреть поверх него. Хозяин, уставший за день, все спал.

Самур обошёл палаточку, приткнутую около заросли черно-зеленого падуба, обнюхал кирзовые сапоги, заметил ложе карабина, торчавшее из-под руки, и, не удержавшись, тихо заскулил возле лица хозяина, накрытого куском сетки.

Егор Иванович открыл глаза, сбросил сетку и несколько секунд лежал молча, соображая, где он и что происходит.

Самур ещё раз нервно зевнул и проскулил так, что хозяин не мог не понять его нетерпеливой просьбы: овчар просился на волю.

Но лесник не спешил отпускать собаку. Он сел, вытер ладонями влажное лицо, откровенно зевнул и только тогда заметил, как потускнело все вокруг, пленённое густым туманом. Это означало, что задуманная операция уже не удастся: в трех шагах ничего не видно.

Вчера, блуждая по лесу на границе заповедника, он услышал два смятых расстоянием выстрела.

Они шли по склону лесного хребта до полной темноты, пробираясь ближе к месту, где прозвучали выстрелы. Потом, не зажигая костра, поспали часа четыре и с первым проблеском зари снова очутились на ногах. Егор Иванович достаточно изучил повадки браконьеров. Хищники охотились именно в этом районе, недалеко от высокогорных пастбищ. За мясом, конечно, придут только к вечеру, когда убедятся, что все тихо. Решив перехватить браконьеров с поличным, Егор Иванович скрытно устроился на возвышении, откуда просматривались подступы к лесу, и проспал послеобеденное время, приказав Самуру никуда не отходить. Он надеялся, что вечер принесёт ему успех. Но туман спутал карты. Даже если в десяти шагах пройдут — все равно не увидишь.

Самур не спускал с хозяина вопрошающих глаз. Егор Иванович закурил, несколько минут сидел, раздумчиво поглядывая вокруг и все более убеждаясь, что поиск его ни к чему не приведёт. Потом сказал:

— Иди повоюй. Я тут останусь.

Самур, как и подобает выдержанной собаке, вильнул пушистым хвостом, что означало благодарность, поднял тяжёлую квадратную морду и хорошенько обнюхал верховой воздух. Дополнительных указаний от хозяина не последовало. Тогда овчар лёгкой рысью пошёл по пригорку и скоро скрылся в тумане.

Егор Иванович отправился за валежником. Принёс одну охапку, вторую, потом два сухих обломка, вынул из ножен тяжёлый тесак, настругал щепы и сложил ветки шалашиком. Но прежде чем зажечь огонь, он ещё наладил сошки и повесил над костром начищенный до серебряного блеска котелок с водой. Порывшись в рюкзаке, достал кусок вяленого мяса и мешочек с пшеном. Это ужин. Для обоих.

Читайте также: