Перчаточный театр в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность методики.
Цель и задачи методики.
Вступление.
Разделы методики.
Заключение.
Список литературы.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Цель и задачи методики.

Цель: Развитие творческих способностей и социально-коммуникативных навыков детей по средствам театрально - игровой деятельности.

Задачи по образовательным областям:

ОО Познавательное развитие

Развитие представлений об окружающем мире Развитие представлений о литературных произведениях и сказочных героях Развитие представлений о математическом счете

ОО Социально-коммуникативное развитие

Развитие коммуникативных качеств Развитие умений работать в коллективе Развитие умений совместно придумывать игры Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов Воспитать умение переживать совместно с другими участниками действия.

ОО Художественно-эстетическое развитие

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения персонажей. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимики, жестов). Развитие воображения, фантазии. Воспитать интерес к театрально-игровой деятельности

ОО Речевое развитие

Развитие слухового и зрительного внимания памяти, быстроты реакции Развитие компонентов устной речи, активизировать словарь детей Совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Развитие чувства ритма, пластичности движений под музыку.

ОО Физическое развитие

Развивать мелкую моторику рук Развитие пластичности движений Развитие быстроты реакции

Вступление

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена методика перчаточно-носочного театра.

Эта программа опирается на следующие основополагающие постулаты.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор малыша.

Гармоничное сочетание различных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.(Приложение 4).

Именно поэтому содержание методики перчаточно-носочного театра направлено на:

развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения); художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста; формирование эстетического вкуса; воспитание нравственных начал; развитие коммуникативных качеств личности; воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи; снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Разделы методики

1.Развитие эмоционального мира дошкольников.

Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания – восприятие, мышление, внимание, воображение, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро же забывается нейтральная информация.

1.Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Обычно дети могут договориться между собой, однако иногда возникают трудности во взаимоотношениях между ними. Задача взрослого – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств и показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях.

2.Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи цепенеют при виде крошечного паучка. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов.

Дети, при помощи своих кукол, помогают своим сверстникам справится со страхами. Это может быть помощь в игре, в приеме пищи, засыпании, встречи друга в приемной детского сада, когда у ребенка плохое настроение.

3.Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Для снижения агрессивности детей рекомендуется использовать следующие упражнения и игры.

4.Упражнения и игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других. Это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (сопереживания) заложено изначально.

2.Развитие интонационной выразительности речи.

Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играют упражнения по технике речи. Они дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. (Приложение 9).

Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно, обиженно, сердито, жестоко. Иронично. Насмешливо, грубо, вопросительно, капризно и т.д.

Выразительная декламация стихотворений:

3.Развитие и совершенствование детской пластики.

На наших занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела. Задача раздела: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений.

Это могут быть коллективные песни, танцы под быструю и медленную музыку, создание своим куклам своих собственных движений.

4.Игры (театрализованные, драматизации, превращения).

Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения.

Они должны научить детей выразительности, оживлять фантазию и воображение.

5.Спектакли (представления), разыгрывание сказок.

Логическим завершением целого ряда действий детей и педагога в области театрализации и одной из важнейших форм театрализованной деятельности являются спектакли, так как они сочетают в себе и зрелищную, и активную исполнительскую функции.

6.Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

Здесь важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия. Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям.

7.Взаимоотношения с родителями.

Прежде всего, нужно выступать на родительских собраниях, рассказывать об особенностях организации носочно-перчаточного театра в детском саду, о необходимости проведения специальных театральных занятий, создания кукол, о том, как проходят эти занятия и что дают детям.

Конечно, надо объяснять родителям, что без их помощи, без их живого участия педагоги не смогут подготовить и провести всю грандиозную работу, а затем выразить просьбу поддерживать детский сад в его начинаниях: помочь в изготовлении кукол, декораций, оснащении необходимыми атрибутами.

Несомненно, родители не останутся равнодушными к этому призыву и постараются оказать посильную помощь.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. Детский сад должен быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком.

Заключение.

Самое главное в работе данной методике создать обширное, положительное эмоциональное поле в работе с детьми оно должно быть светлым, добрым, искренним. Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать доброжелательность, радость от общения с детьми. Почаще хвалите детей, улыбайтесь им, смейтесь, шутите. Все это благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка и качество проделанной работы.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Относитесь к ребенку бережно, с уважением, умейте слушать и слышать его, и он ответит вам тем же. Превращайте каждое занятие в праздник для ребенка. Прислушивайтесь, не обижайте, не предавайте, а, наоборот, прощайте, общайтесь, играйте, сочиняйте.

А самое главное — любите детей!

Список литературы:

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Цель игры: развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи для педагога:
- учить детей самостоятельно сочетать движения рук с текстом;
- обогащать у детей словарный запас при рассказывании сказки в роли ведущего;
- развивать у детей внимание, память, воображение, мелкую моторику пальцев рук;
- побуждать интерес детей к театрализованной игре, участвовать в ней совместно с педагогом и со сверстниками.
Игровая задача для ребенка: мотивация активности ребенка в игре
(рассказать или придумать сказку необычным способом – руками совместно педагогом и со сверстниками).
Количество игроков: 5-7 человек.
Место игры: в групповом помещении или на улице.
Ведущий: взрослый или ребенок.

Игровые действия.
Взрослый предлагает вместе с детьми рассказать сказку руками (с помощью перчаток), а в дальнейшем самостоятельно придумать истории и рассказать их своим сверстникам, используя перчаточный театр.
Игровые атрибуты: ширма, ткань с прорезями, персонажи из перчаток.

Правила игры:
I этап:
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какие виды театров мы применяем с вами во время представления в детском саду?
Дети: теневой, кукольный, пальчиковый, настольный.
Педагог: Правильно, ребята.
Педагог: сегодня я познакомлю перчаточным.
Педагог: Это необычный театр. Перед вами лежат перчатки, но они непростые, а сказочные. У каждой перчатки свой персонаж. Предлагаю вам выбрать любой персонаж, надеть перчатки, и встать за ширму, чтобы вас не было видно. Ребята, сказку будем рассказывать только руками. Я буду ведущей, рассказывать сказку, а вы будете выполнять движения, просовывая руку в прорези ткани. Будьте внимательными.

II этап:
Педагог: Ребята, мы с вами рассказывали сказку руками. Кто помнит, как она называется?

Дети: Как рыбка нашла себе друзей.
Педагог: А какие герои встречались в этой сказке?
Дети: черепаха, краб, осьминог, медуза.
Педагог предлагает вспомнить движения руками каждого героя.
Педагог: А я вам предлагаю самим придумать небольшую сказку и историю и разыграть ее по ролям.
Педагог помогает детям наводящими вопросами выбрать название сказки, героев, придумать им движения и т.д. Например:
- о ком или, о чем вы хотите придумать сказку?
- какие главные герои могут быть в этой сказке?
- какой характер у героя?
- как можно показать руками, что он веселый, медлительный, сердитый…

Содержание игры:
Педагог: Ребята, а вы были в театре?
Дети: Да
Педагог: А с кем вы ходили в театр?
Дети: С родителями, бабушкой, друзьями…
Педагог: Ребята, а какие виды театров в нашем городе вы знаете?
Дети: Кукольный, театр юного зрителя, музыкальный
Педагог: Правильно, а еще у нас есть в городе казачий театр, молодежный, театр одного актера.
Педагог: А что находится в театре?
Дети: Сцена, зрительный зал, гардероб, буфет, касса…
Педагог дополняет ответы детей (фойе, звонок, занавес, кулисы, декорации)
Педагог: А кто работает в театре?
Дети: Актеры, кассир, режиссер.
Педагог дополняет ответы детей (гример, костюмер, портной, художественный руководитель, администратор)

Педагог: Давайте вспомним, какие виды театров мы применяем с вами во время представления в детском саду?
Дети: теневой, кукольный, пальчиковый, настольный
Педагог: Правильно, ребята
Педагог: Ребята, а хотите поиграть в перчаточный театр?
Дети: Да
Педагог: Это необычный театр. Перед вами лежат перчатки, но они непростые, а сказочные. У каждой перчатки свой персонаж. Предлагаю вам выбрать любой персонаж, надеть перчатки, и встать за ширму, чтобы вас не было видно. Ребята, сказку будем рассказывать только руками. Я буду ведущей, рассказывать сказку, а вы будете выполнять движения, просовывая руку в прорези ткани. Будьте внимательными.
Педагог по ходу рассказывания сказки объясняет детям как выполнять движения каждому персонажу. В дальнейшем, дети смогут самостоятельно придумывать движения в соответствии с текстом.



Результат.
В процессе проведения данной дидактической игры дети научились не только самостоятельно выполнять движения руками в соответствии с текстом, но и самостоятельно придумывать и разыгрывать небольшие сказки, истории, сценки со сверстниками. В процессе игровой деятельности у дошкольников сформировалось уважительное отношение друг к другу. Они научились преодолению трудностей общения, неуверенности в себе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Перчаточный экологический театр как средство развития и воспитания детей мл.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Перчаточный экологический театр как средство развития и воспитания детей мл.

Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представлен.

Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений, экологических ситуаций помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений, экологическую действительность.

Перчаточный экологический театр - это театр, который всегда с нами, на наших.

Перчаточный экологический театр - это театр, который всегда с нами, на наших руках. Достаточно наклеить на картон изображение лица человечка, мордочку животного и вырезать. Затем приклеить на палец перчатки. Герои пальчикового театра готовы! Перчатку ребёнок может надевать на пальцы, и сам действовать за персонажей, изображённых на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки, решает определенную проблемную экологическую ситуацию, сочиняет свою экологическую сказку.

Театр – это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появ.

Театр – это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.

О пользе игр с пальчиками и ручками. Игры с пальчиками развивают мозг ребенк.

О пользе игр с пальчиками и ручками. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский. "Рука - это наружу выведенный мозг" Эммануил Кант. "Рука - это щупальца мозга" Иван М. Сеченов. "Рука - это инструмент всех инструментов" Аристотель. Спасибо за внимание! Продолжение следует…

Для варежкового театра в моей копилке есть стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп.

ВложениеРазмер
metod.razrabotka_varezhkovy_teatr.docx 34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Энгельсского муниципального района

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Старший воспитатель: Бектемирова Д. Е.

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, поэтому, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональности у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.

Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются не видя зрителей.

Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.

Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться присутствия посторонних слушателей.

Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, музыкального руководителя.

Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и родителя, так как взрослые и дети, выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия, которые помогают в развитии творческих способностей ребенка, эмоциональной сферы, развития выразительной монологической и диалогической речи, учат детей самостоятельному предсказыванию и сочинению небольших сказок, рассказов, составлению и разгадыванию загадок, учат детей ценить и гордиться русским языком.

Очень хороши варежки - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.

Варежковый театр используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению.

В своей деятельности наши педагоги активно использую пальчиковый, кукольный, а последнее время и варежковый театр. Их очень удобно использовать в детском саду: для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки и даже ширмы . Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра свидетельствуют, как дети любят театр, активно включаются в события, вступают в разговор, выполняют поручения актеров, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают советы.
Можно привести много примеров, когда театр убеждал детей не драться, не лгать, не обманывать. Помогал собирать и беречь игрушки, отвлекал и утешал их.
Основная цель моей работы : развитие личностных, творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
- закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
- совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;
- развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
- формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
- воспитывать культуру общения и речевой этикет.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли.
Театрализованная деятельность в детском саду создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует развитию личностных и творческих способностей .

В детском саду дети любят петь песни. Охотно это делают как на праздниках и развлечениях, так и в повседневной жизни.
Работая в детском саду я знаю, что особый интерес дети проявляют к инсценированию песни. Инсценировка песни украшение любого праздника или развлечения.

Для обучения детей инсценированию песни мы используем варежковый театр. С его помощью даже малыши в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню.
Яркие, забавные образы-варежки создают праздничное настроение. У детей развиваются память, речь, мелкая моторика рук. Они учатся слаженной работе в коллективе, развивается их эмоциональная сфера, позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе.

Для варежкового театра в моей копилке есть стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп(смотри приложения)

Читайте также: