Зеленая веточка краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

В презентации созданы слайды о жизненном пути Л.А. Кассиля и о том, как начал своё творчество. Дана учащимся таблица для анализа рассказа "Зелёная веточка".

ВложениеРазмер
prezent._lev_kassil_szhatoe2-1.pptx 490.27 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лев Абрамович Кассиль 1905-1970г.

Подпись Л. А. Кассиля

Могила Кассиля на Новодевичьем кладбище Москвы .

Лев Абра́мович Касси́ль ( 1905 — 1970 ) — русский советский писатель, сценарист. Член-корреспондент АПН СССР (1965). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

Биография: Лев Кассиль родился 27 июня ( 10 июля ) 1905 год в Покровской слободе (ныне город Энгельс , Саратовская область ) в еврейской семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки, затем зубного врача Анны Иосифовны Перельман [3] . Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу, которую окончил в 1923 году .

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

В годы Великой Отечественной войны Л. А. Кассиль выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала. В 1947—1948 годах работал председателем комиссии по детской литературе СП СССР . В 1947—1949 годах был руководителем семинара детской литературы в Литературном институте имени А. М. Горького .

Автор идеи проведения Книжкиных именин , трансформировавшихся со временем в Неделю детской книги . Жил в Москве, с 1947 по 1970 — в Камергерском переулке , № 5/7 стр. 1, кв. № 23 (на доме установлена мемориальная доска).

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года (от инфаркта, случившегося, когда он смотрел телетрансляцию финального матча на первенстве мира по футболу [5] ). Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2) [6] . В городе Энгельс существует Дом-музей Льва Кассиля [7] и улица его имени, а в сквере его имени на Площади Свободы ему установлен памятник.

Семья Жена (первый брак) — ? Сын — Владимир Львович Кассиль (род. 1934 ), реаниматолог, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Сын — Дмитрий Львович Кассиль (1940—1996), художник

Жена (второй брак) — Светлана Леонидовна Собинова ( 1920 — 2002 ), актриса, доцент ГИТИСа , дочь оперного певца Л. В. Собинова .Дочь — режиссёр-мультипликатор Ирина Львовна Собинова-Кассиль (род. 1948).

Шурин ( единокровный брат жены) — концертмейстер и композитор Борис Леонидович Собинов . Дед — Гершон Менделевич Кассиль, с 1880-х годов был духовным раввином и резаком (резником) иудейской общины Казани .

Прочитайте текст. Какова проблема текста? (1) На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить в землянке техника- интенданта Тарасникова . (2) Он работал в оперативной части штаба гвардейской бригады. (3) Тут же, в землянке, помещалась его канцелярия. (4) Целые дни он надписывал и заклеивал пакеты, припечатывал их сургучом, согретым над лампой, рассылал какие- то донесения, принимал бумаги, перечерчивал карты, стучал одним пальцем на заржавленной машинке, тщательно выбивая каждую букву.

(5) Однажды вечером, когда я вернулся в нашу халупку , основательно промокнув под дождём, и сел на корточки перед печкой, чтобы растопить её, Тарасников встал из-за стола и подошёл ко мне. (6) - Я, видите ли,- сказал он несколько виновато,- решил временно не топить печки. (7) А то, знаете, печка угар даёт, и это, видимо, отражается на её росте. (8) Она совсем расти перестала. (9) - Да кто расти перестал? - (10) А вы что же, до сих не обратили внимания?- уставившись на меня с негодованием, закричал Тарасников . - (11) А это что? (12) Не видите? (13) И он с внезапной нежностью поглядел на низкий бревенчатый потолок нашей землянки. (14) Я привстал, поднял лампу и увидел, что толстый кругляш вяза в потолке пустил зелёный росток.

Бледненький и нежный, с зыбкими листочками, он протянулся под потолок. (16) В двух местах его поддерживали белые тесёмочки, приколотые кнопками к потолочине. - (17) Понимаете? – заговорил Тарасников . – (18) Всё время росла.(19) Такая славная веточка вымахнула. (20) А тут стали мы с вами топить часто, а ей, видно, не нравится. (21) Я вот тут зарубочки делал на бревне, и даты у меня проставлены.(22) Видите, как сперва быстро росла.(23) Иной день по два сантиметра вытягивала .

(24) Даю вам честное благородное слово! (25) А как стали мы с вами чадить тут, вот уже три дня не наблюдаю роста. (26) Так ей и зачахнуть недолго. (27) Давайте уж воздержимся. (28) А меня, знаете, интересует: доберётся он до выхода? (29) Ведь так и тянется поближе к воздуху, где солнце, чует из-под земли. (30) И мы легли спать в нетопленой, сырой землянке.

(31) На другой день я сам уже заговорил с ним о его веточке. - (32) Представьте себе, почти на полтора сантиметра вытянулась. (33) Я же говорил, топить не надо. (34) Просто удивительное это явление природы! (35) Ночью немцы обрушили на наше расположение массированный артиллерийский огонь. (36) Я проснулся от грохота близких разрывов, выплёвывая землю, которая от сотрясения обильно посыпалась на нас сквозь бревенчатый потолок.

(37) Тарасников тоже проснулся и зажёг лампочку. (38) Всё ухало, дрожало и тряслось вокруг нас. (39) Тарасников поставил лампочку на середину стола, откинулся на койке, заложил руки за голову: - (40) Я так думаю, что большой опасности нет.(41) Не повредит её? (42) Конечно, сотрясение, но тут над нами три наката. (43) Разве уж только прямое попадание. (44) А я её, видите, подвязал. (45) Словно предчувствовал…

( 46) Я с интересом поглядел на него. (47) Он лежал, запрокинув голову на подложенные за затылок руки, и с нежной заботой смотрел на зелёный росточек, вившийся под потолком. (48) Он просто забыл, видимо, о том, что снаряд может обрушиться на нас самих, разорваться в землянке, похоронить нас заживо под землёй. (49) Нет, он думал только о бледной зелёной веточке, протянувшейся под потолком нашей халупы. (50) Только за неё беспокоился он.

(51) И часто теперь, когда я встречаю на фронте и в тылу взыскательных, очень занятых, сухих и чёрствых на первый взгляд, как будто малоприветливых людей, я вспоминаю техника- интенданта Тарасникова и зелёную веточку. (52) Пусть грохочет огонь над головой, пусть промозглая сырость земли проникает в самые кости, всё равно – лишь бы уцелел, лишь бы дотянулся до солнца, до желанного выхода робкий, застенчивый зелёный росток.

(53 ) И кажется мне, что есть у каждого из нас своя заветная зелёная веточка. (54) Ради неё готовы мы перенести все мытарства и невзгоды военной поры, потому что твёрдо знаем: там, за выходом, завешенным сегодня отсыревшей плащ- палаткой, солнце непременно встретит, согреет и даст новые силы дотянувшейся, нами выращенной и сбережённой ветке нашей. (ПО Л. Кассилю).

1 Проблема текста 2 Комментарий к проблеме. Пример 1 3 Комментарий к проблеме. Пример 2 4 Позиция автора 5 Согласие/ несогласие с позицией автора 6 Аргумент из художественной литературы Заполните таблицу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Лингвистическая сказка как средство преодоления трудностей при изучении морфологии русского языка"

Презентацияк защите итоговой работы на курсах по ИОБ " Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении".


Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро - не наука, оно – действие.


Выступление на районном семинаре учителей английского языка: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления"

Доклад на тему: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления" раскрывает ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном я.


Презентация Устного журнала по культуре речи "Учимся говорить по-русски"

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Маленьких детей учат говорить: правильно произносить первые звуки, слова, строить предложения.Становясь в.


"После тяжёлого, длительного, изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань, к родным берегам, в порт постоянной приписки — в Россию", — сказал Владимир Путин.


Презентация. Устный журнал "С огнем шутить нельзя"

Хочу познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности, учить правильно действовать в случае обнаружения пожара.

План открытого мероприятия по литературе. Тема: "Добро или преодоление трудностей".

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.А. Кассиля, учить находить в тексте проблему, аргументировать свои ответы, приводить свои примеры.

Л. А. Кассиль, русский советский писатель, рассказывает о жизни техника Тарасникова в военное время. Так что же помогает человеку перетерпеть трудные времена? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.

Размышляя над этим вопросом, Л. А. Кассиль, чтобы показать, что забота главного героя о “зелёной веточке” заставила его забыть об опасности для собственной жизни, обращает внимание на его поведение во время артиллерийского огня: “Он просто забыл, видимо, о том, что снаряд может обрушиться на вас самих, разорваться в землянке, похоронить нас заживо под землёй.

Нет, он думал только о бледной зелёной веточке…”. Также автор с целью показать, как что-то истинно ценное отвлекает от раздумий о тяжелом положении, отмечает мысли рассказчика о влиянии таких вещей на людей:


Таким образом, два эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что именно поддерживает человека в непростых ситуациях.

Автор считает, что забота о дорогом и важном помогает людям претерпевать трудные времена.

Я согласна с писателем. Действительно, если у человека есть то, что для него ценно, то он будет жить ради этого. Я считаю, что близкие люди также являются поддержкой.

Так, в рассказе М. Шолохова “Судьба человека” у Андрея Соколова была тяжелая жизнь. Однако все невзгоды и боль утраты помог ему забыть усыновленный им мальчик Ваня. Теперь ему есть ради кого жить. На данном примере мы видим, что дети — это те люди, которые могут воскресить душу несчастного человека.

В заключение хочется отметить: нужно ценить всё, что имеешь, так как все дорогое и ценное легко потерять.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сказочный рассказ Будьте готовы Ваше Высочество - описывает события, происходящие в советском детском летнем лагере. Начальник этого лагеря, был секретно уведомлен, что на отдых отправляется наследный принц одной восточной страны. Читать далее

Великое противостояние

Главная героиня повести Сима Крупицына попадается на глаза известному советскому режиссеру и он предлагает ей сниматься в фильме о Первой Мировой войне. Она исполняет роль Усти Бирюковой Читать далее

Дорогие мои мальчишки

Кондуит и Швамбрания

Действие происходит в уездном городке Покровске незадолго до революции. В центре повествования семья скромного земского врача Читать далее

Огнеопасный груз

Данное повествование ведётся от имени главного героя Афанасия Гурыча, во времена Великой Отечественной Войны. Тогда его вместе с напарником, Алексеем Клоковым отправили на очень важное задание, сопровождать ценный груз из Москвы Читать далее

Ранний восход

С первой главы читатель знакомится с ребятами: Коля, Катя, Женька. Главный герой Коля – одарённый мальчик. У него богатая фантазия, он придумывает игры, очень хорошо рассказывает истории, а когда говорит, то даже иллюстрирует Читать далее

У классной доски

Началом повествования, является рассказ об обычной учительницы по имени Ксения Андреевна Карташова, которая больше тридцати лет учила сельских ребят. Читать далее

Улица младшего сына

Данное произведение было написано в одно тысячу девятьсот сорок девятом году. Повествование ведётся о жизни и людях во времена Великой Отечественной Войны. Произведение включает в себя две части Читать далее

Черемыш - брат героя

Геша Черемыш – пятиклассник – пришел учиться в новую школу. Чтобы быть в центре внимания, мальчик решил выдать себя за младшего брата летчика-героя Климентия Черемыша. Читать далее

Об авторе

Лев Кассиль – советский писатель, который написал много детских книг, на которых выросло не одно поколение детей. Его книги теплые, добрые, светлые.

В 1905 году в семье медиков, в городе Энгельс, родился сын, получивший имя Лев. В детстве он помогал родителям в работе. Знакомство с литературой происходит в раннем возрасте. И любовь к ней он пронес через всю жизнь.

В 7 лет он идет в трудовую школу. Потом поступает в Московский государственный университет, он пошел на физико-математический факультет. А через три года он бросает точные науки. И идет на литератора.

После войны он работает в Союзе писателей, в отделе детского творчества, и преподает в горьковском литературном институте.
Он организовал ярмарку под названием Книжкины именины, затем она стала Неделей детских книг.

Умирает Лев Кассиль, когда смотрел финал мирового первенства по футболу, у него произошел инсульт. Захоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ольховка Татьяна Петровна - учитель высшей категории.

2.Формирование умения вычленять главное в заданной проблеме, составлять схему логического ответа по поставленной задаче.

1.Развитие способностей к самостоятельной аналитической работе с информацией.

2.Развитие у учащихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы.

1.Формировать понятия о нравственных качествах, духовны ценностях.

Развитие связной речи;

Развитие логического мышления.

Приемы и методы

Устное монологичное высказывание. Рассказ-предложение.

Цель приемов и методов

Активизация каждого ученика.

Расширение словарного запаса, умение давать характеристику.

Развитие мышления, устной и письменной речи.

Форма организации деятельности учащихся

Работа в группах через управляемый диалог

Функции/роль учителя на данном этапе

Основные виды деятельности учащихся

Самостоятельное заполнение таблицы, обсуждение информации в парах.

5-заполнение таблицы, 3-опрос.

Длительность- 5 минут.

Опираясь на их ответы, заполняют таблицу ЗХУ.

Ставят цели урока

Ищут проблему (3 минуты)

Основной вид деятельности

Опираясь на их ответы, заполняют таблицу

Основные виды деятельности

Ученики работают с текстом, выбирают опорные слова, заполняют таблицу.

Работа с толковым словарём

Инсерт (пометки на полях)

Конспект открытого урока (Л.А. Кассиль

Русский язык (11 класс)

Работа с текстом.

Подготовка к сочинению по тексту.

Лев Абрамович Кассиль

Тема урока и цели не объявляются!

Тему урока и цели вы, я надеюсь, к концу урока сформулируете сами.

– закрепить умения и навыки работы с текстом;

– развивать мыслительно-речевую деятельность обучающихся, логически излагать свои мысли;

– воспитывать систему ценностных отношений к жизни, борьбе за жизнь;

а) преодоление жизненных трудностей;

б) воспитание в человеке желания жить;

в) доказать, что жизнь – это борьба;

г) основные принципы жизни – любовь, вера, надежда, мечта, борьба…

Записи на диске, компьютер, текст, презентация со слайдами, видеоролик, словарь.

Лев Абрамович Кассиль.

– Что вы знаете о писателе?

II Презентация. Лев Кассиль. (5 мин.)

Вехи жизненного пути

III Слово учителя о писателе. 4 мин.

Многие люди, которым пришлось общаться с писателем, отмечали, что это был очень светлый человек. От него шла радость, чувствовалась огромная любовь к людям, к жизни.

Да, трудная жизнь выпала на долю Л. Кассиля.

Этого писателя называют детским, но вопросы, которые он ставил перед своими читателями, по-настоящему серьезные и взрослые, заставляющие задуматься о жизни и месте человека в ней, о непреходящих ценностях.

Он всегда был на виду. Вел новогодние елки в Колонном зале Дома Союзов и праздничные радиопередачи с Красной Площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на олимпийских играх, плавал вокруг Европы, ездил по Италии с лекциями о В. Маяковском.

Возглавлял объединение московских детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, открывал недели детской книги, чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями и писал, писал, писал.

Глубокое знание интересов, увлечений, вкусов, нравов, языка и манер, всей системы ценностей молодежи его времени определили тематику и стиль его произведений.

Это рассказы. Рассказы – размышления о насущном и вечном.

Часть из них посвящена людям, на долю которых выпали все тяготы Великой Отечественной войны. Ему пришлось пройти всю войну военным корреспондентом. За что имеет:

Орден Красной звезды III степени 1945 г.

За повесть, посвященную Володе Дубинину, пионеру – герою Великой Отечественной войны, удостоен Сталинской премией (1951 г.)

Да, политики его любили.

Льва Абрамовича – приподнимали, а его любимого брата Иосифа Абрамовича – партийного работника в г. Саратове – расстреляли в 1934 г., объявив его врагом народа. Жене брата не дали закончить последний курс сельскохозяйственного института, так как она не отказалась, не отреклась от мужа. От звонка до звонка она отсидела 8 лет.

Всё это пришлось пережить писателю. Но он не озлобился, не сдался. Он верил, что только вера, надежда, любовь помогают выжить. Что только нравственные начала делают человека человеком!

Все его рассказы – это истории духовных исканий.

– Каждая работа писателя – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к нравственным ценностям человека, к смыслу жизни и т.д.

Читайте также: