Роспись самовара с детьми в доу

Обновлено: 02.07.2024

Предварительная работа: экскурсия в городской музей.

Методы и приёмы:

  • наглядные: рассматривание самоваров, презентаций о самоварах;
  • словесные: вопросы к детям, объяснение, беседа, речевые игры;
  • практические: рисование самовара в нетрадиционной технике, выкладывание самовара из частей.

Материал и оборудование: Выставка самоваров, компьютер, интерактивная доска.

Формы организации совместной деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Рисование самоваров в нетрадиционных техниках

Восприятие художественной литературы

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Проявляют интерес к ситуации. Вступают в диалогическое общение с педагогом, отвечают на вопрос, настраиваются на выполнение заданий педагога: называют звук, обозначают его буквой и составляют слово

Включаются в деятельность, отвечают на вопросы педагога, выкладывают на цветных планшетах силуэты самоваров

Работают в коллективе, сотрудничают, помогают сверстникам, размышляют, составляют силуэт самовара и красиво располагают его на планшетах

Разглядывают коллекцию самоваров, затем размышляют и расставляют самовары в определённом порядке: какой сначала, какой потом, объясняют свой выбор

Проявляют смекалку, размышляют, обсуждают, высказывают своё мнение, объясняют, почему так расставили

Педагог спрашивает, кому обязан самовар своим появлением и как он появился? (чаю, который был конкурентом сбитня – это русский напиток из мёда и лекарственных трав, который заваривали в сбитнике, внутри которого помещалась труба для закладки угля. А уже затем появились вот такой самовар) Предлагает презентацию об истории возникновения русского самовара

Отвечают на вопросы педагога, рассматривают слайды презентации

Проявляют интерес к истории возникновения самовара, слушают объяснения педагога, проявляют эмоции, любуясь необычностью и красотой русских самоваров

Восприятие произведений искусства и выполнение творческих речевых заданий по развитию речи

Дети рассматривают самовар, называют и показывают его части

Размышляют, используют в речи названия частей самовара: кувшин, ручка, кран, паровик, колпачок, комфорка, крышка. Внутри находится дымовая труба, предохранительный клапан, камера сгорания, колосниковая решётка и лоток для очистки

Слушают объяснения педагога, рассматривают электрический самовар и подбирают прилагательные

Используют в речи прилагательные, подбирают признаки: блестящий, пузатый, золотой, серебряный, медный, металлический, большой, электрический, удобный, современный

Находят и называют противоположные признаки предметов:
- размеру
- по величине
- по весу
- по фактуре
- по содержанию
- по оформлению

Называют противоположные признаки предмета: большие – маленькие по размеру, высокие – низкие по величине, тяжёлые – лёгкие по весу, разные по содержанию и оформлению

Рассматривают презентацию.
Отвечают на вопросы, слушают объяснения
педагога

Используют в речи названия профессий людей, изготавливающих самовары: наводильщик, лудильщик, токарь, слесарь, сборщик, чистильщик, токарь по дереву

Дети проговаривают слова и выполняют движения.
Дети показывают пластические движении, передавая формы посуды: надувают животики, рукой показывают носик чайника, приседают, руку ставят на пояс, изображая чашку и пр.

Развивают двигательную активность посредством физминутки.
Проявляют фантазию, смекалку, пластику движения тела.
Снимают напряжение посредством физминутки

Педагог спрашивает, почему самовар считают символом русского гостеприимства, символом добра и уюта в доме?

Размышляют, отвечают на вопрос, используя в речи развёрнутые предложения

Рассматривают картину на интерактивной доске, отвечают на вопросы по содержанию и выразительным средствам картины, находят детали, одинаковые по цвету: самовар и платье; головной убор, расписные ворота, купола храма, небо; арбуз, яблоки, щёки купчихи

Используют в речи слова и словосочетания, обозначающие цвет, свойства, называют краски и тона, которые художник использовал в картине. Называют детали, похожие по цвету, описывают героиню картины, рассуждают, о чём она думает

Внимательно слушают отрывок о самоваре, отвечают на вопрос педагога, называют произведение

II. Самостоятельная изобразительная деятельность

На интерактивной доске появляется изображение Федоры. Педагог предлагает вернуть ей Фоку – самовар, изобразить его в разной технике и тогда он вернётся к Федоре, протрубит в свою трубу и поможет ей вернуть посуду

Принимают предложение педагога

Слушают объяснения педагога, принимают предложение, включаются в деятельность

Самостоятельная работа под музыку. Индивидуальный подход

Самостоятельно выбирают материалы для изображения самоваров в разной технике, фон. Работают под музыку

Оформляют выставку.
Презентуют свои работы

Рассматривают работы, придумывают названия, любуются самоварами, оценивают творчество сверстников

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель первой категории

Цель. Уметь рисовать цветными карандашами самовар

1Образовательные: знать, что такое самовар, уметь рисовать круг, трапецию и прямоугольник карандашом

2 Развивающие: развивать внимание, моторику пальцев рук

3 Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение приходить на выручку.

Оборудование: бумажный зелёный самолётик, волшебная музыка, цветные карандаши на каждого ребёнка, альбомные листы, компьютер, сканер, проекционный экран, тарелка с имбирными пряниками

1 Орг. Момент

Дети сидят на стульчиках полукругом, воспитатель загадывает им загадку:

Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.
Друзей к себе всех пригласила,
Кормила их она, поила.
Трусливы гости оказались,
Помочь в беде ей отказались.
Но тут влетел в окно герой
И за неё он стал горой.
Закончилась свадьбой
Вся заваруха,
Невесту героя
Звать … .

- Муха-цокотуха, отвечают дети

-Правильно, говорит воспитатель

Звучит волшебная музыка ,в группу влетает самолётик.

-Дети посмотрите это не просто бумажный самолётик, а самолётик послание, который отправила нам, сама Муха-цокотуха. Она пишет, что у неё сегодня день рождения, а её красивенький расписной самовар сломался, а к ней должны уже через два часа прийти гости, она просить помочь ей.

-Дети поможем Мухи-цокотухе

хи и нарисуем ей новый самовар?

-Да, отвечают дети

-Тогда занимайте свои места за столами

2 Основная часть

Рассматривание образца

Воспитатель выкладывает на доске рисунок с изображением самовара.

-Дети посмотрите, какой я нарисовала самовар-говорит воспитатель

-Что есть у моего самовара Настя

-Крышка, тулово, две ручки, кран, вентиль, поддон, ответила Настя

- Скажите, на какую геометрическую фигуру, похожа тулова

-На круг, отвечают дети

- А какую геометрическую фигуру вам напоминает крышка самовара, Дима

-Трапецию, правильно Дима ты такой внимательный

-А что ещё у самовара похоже на трапецию, дети?

-Поддон, отвечают дети

-Какие вы молодцы!

-Аня скажи, пожалуйста, а какой формы кран у самовара

-Прямоугольной, отвечает Аня

Показ воспитателя

И так как рисовать самовар? Сначала мы рисуем, круг это у нас будет тулово, затем, сверху к кругу рисуем трапецию, это будет крышка у самовара. Затем рисуем узкий изогнутый прямоугольник, от круга в сторону это будет кран. По бокам круга рисуем два полукруга это ручки и внизу круга трапецию, самовар готов.

Дети ну прежде чем вы приступить к рисованию, давайте разомнём ваши, пальчики.

Вышла чашка погулять.

Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Мимо чайник пролетает -

Чашку чаем наполняет:

Хлопают ладонью одной руки по ладони другой (2раза).

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен сахар кусковой.

Хлопают ладонями по коленям.

Вышел сахар погулять.

Сжимают и разжимают пальцы.

Мимо ложка пролетает,

Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Сахар в чашке растворяет:

Хлопают в ладоши (2 раза).

Прижимают ладони к щекам и покачивают головой.

Нужен пряник расписной!

Хлопают ладонями по коленям.

Вышел пряник погулять.

Сжимают и разжимают пальцы.

Рядом зубки поджидают -

Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки перед собой.

В прятки с пряником играют: - Хруст-хруст.

Стучат кулачками друг о друга (2 раза).

Прижимают ладони к щекам и покачивают головой.

По столу растекся чай!

Поглаживают колени ладонями.

Вышла тряпка погулять.

Сжимают и разжимают пальцы.

Тряпка в чае извозилась,

Тряпка фыркала и злилась:

Потирают ладони друг о друга.

Стучат кулачками по бедрам(5 раз).

Не хочу с тобой играть!

-Молодцы, а теперь приступаем к работе, говорит воспитатель

Самостоятельная работа детей . Во время работы детей, воспитатель следит за осанкой, использует индивидуальный подход

III заключительная часть

Воспитатель просит, отнести свои работы на общий стол.

-Дети, что мы сегодня рисовали (самовар).

-Дети, у вас получились у всех такие красивые самовары, я думаю, муха-цокотуха будет в восторге.

-Дети, большое вам спасибо за помощь. В благодарность за вашу помощь, я дарю вам вкусные имбирные пряники, которые вы найдете на кухне на верхней полки-читает письмо воспитатель. Затем воспитатель достаёт тарелку с пряниками с верхней полки и угощает детей.

В наше время в век компьютерных технологий и 3D принтеров мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и ремёслами, традициями, поэтому необходима практическая разработка условий, мероприятий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

У нас появилась идея соединить символ России – самовар с народным прикладным промыслом хохлома.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях декоративно – прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста.

В проекте поставлены следующие задачи: - организовать методическое сопровождение педагогов и детей ДОУ в процессе ознакомления с хохломским промыслом, с использованием нетрадиционных технологий; - познакомить с одним из главных символов России – русским самоваром и его предназначением; - приобщать дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в условиях совместной практической творческой деятельности; - обогатить предметно развивающую среду группы и детского сада; - организовать взаимодействие ДОУ с родителями по приобщению к истокам народной культуры и истории России.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели).
Риск проекта заключается: сумеем ли мы совместно с родителями создать основу регионального стандарта на территории ДОУ и рационально её использовать в соответствии с воспитательно - образовательными задачами?

Предполагаемый результат проекта – это значительное расширение представлений детей, родителей и педагогов о декоративно – прикладном искусстве, овладение современными технологиями создания хохломского узора, созданная предметно – развивающая среда поспособствует развитию у детей интереса к истории России.

Форма реализации проекта

Способы деятельности участников проекта.

Показатели эффективности словарной работы

Организация детей

Привлечение родителей к тематическим планам педагогов.

Чердак, старинные предметы, медный самовар.

Общесадовское мероприятие совместно с родителями.

Узнать историю происхождения промысла, побывать на фабрике, увидеть музейные экспонаты хохломских изделий.

Групповая виртуальная экскурсия.

Рассказала о главном предназначении самовара в старину и в наши дни.

Символ, чаепитие, сосуд, сам варит – самовар.

Мультимедийная презентация и видеофильм

Ответили на вопрос:

Золотая хохлома, заготовка,

вап (глина), лудили, калили.

Беседы, просмотр иллюстраций, чтение стихов и слушанье песен о хохломе.

Устное народное творчество поможет лучше понять уникальность, простоту и красоту хохломского узора.

Узор, изделия, чаша,

ковш-лебедь, декоративная тарелка.

НОД (непрерывная образовательная деятельность).

Потешки, поговорки, загадки, считалки, частушки.

Один из главных источников русского народного творчества сравнений, восхищений.

Русские традиции, фольклор.

НОД (непрерывная образовательная деятельность).

Развивать познавательные и творческие способности.

Хохломская роспись, посуда, композиции хохломского узора, переплёт, кудрина.

Уточнить последовательность усложнения элементов и композиции узора на примере расписывания букв и самоваров.

Композиции хохломского узора: завиток, тычок, травка, главный элемент – ветка.

Занятие по художественно – эстетическому развитию.

Расписные, элементы, тычок, ягоды брусника, рябинка, земляника.

Занятие с подгруппой детей.

Витражная роспись, декоративная посуда.

Совместная детско-родительская деятельность.

Декорировать рисунок хохломским орнаментом.

Декупаж, растительный орнамент.

Секреты рисования в технике Эбру.

Непредсказуемые орнаменты, отпечаток красочных узоров.

Использование солёного теста в совместном декорировании самовара.

Основные цвета: красный, жёлтый, чёрный, солёное тесто.

Подбор информации, иллюстраций, стихов и оформление альбомов.

Альбом, набор открыток, негласный символ.

Совместная детско-родительская деятельность.

Украшают интерьер, мини музей.

Совместная детско-родительская деятельность.

Если мы познакомимся с историей возникновения самовара, то узнаем, почему самовар считают символом добра, домашнего уюта и символом России.

Исследование, гипотеза, звёздочка обдумывания, интересные факты, чаепитие, русские традиции.

Совместная детско-родительская деятельность.

Любовь к родному краю, знание истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры общества. Сохранение обычаев, фольклора, музыки и народных промыслов каждой местности необходимо для сохранения культуры всей страны. Проблема развития национального самосознания включает в себя проблему сохранения памяти: сохраняя прошлое, мы заботимся о будущем. Хохлома, имеющая давние художественные и ремесленные традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства России. А негласным символом был и остаётся самовар.

Это и побудило организовать методическое сопровождение педагогов, родителей и детей ДОУ.

Совместная детско-взрослая деятельность





Детские работы







видеозапись фрагмента деятельности детей

Литература:

Интернет - ресурсы:

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!












Пока ручки и кран не прикреплены, украсим корпус самовара. Здесь огромное поле действия для вашей фантазии. Так, как наш самовар по действию спектакля будет падать, биться, мы не стали тратить много времени на его украшение. Нанесли рисунок через трафарет.
Делаем выкройку трафарета, чтобы рисунок выглядел эстетично: берём газету, вырезаем круг, диаметр 40 см с отверстием внутри, диаметр 10 см. Разрезаем с одной стороны.




















Аналогично пропечатываем низ. У меня получилось так, что этот же трафарет хорошо подошёл и к низу самовара. Переворачиваем корпус вверх дном, чтобы было удобно работать, печатаем губкой.







Когда кран лежал на столе, был хорошо виден, но в конструкции потерялся. Выделяем красной краской вентиль, делаем окантовку распределителя.

Читайте также: