Педсовет толерантность в школе

Обновлено: 02.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель: •Выстраивание модели деятельности педагогов школы по формированию толерантности, гражданской ответственности и правового самосознания школьников Задачи: 1. Развивать у учащихся толерантное сознание в урочной и внеклассной деятельности. 2. Формировать спокойное, уважительное отношение к окружающим людям (одноклассникам, учителям, родителям), к людям другой национальности. 3. Развивать способности предупреждения конфликтов ненасильственными методами. 4. Более глубоко познакомить учащихся с историей и культурой Родины, своей страны, с историей и культурой народов мира. 5. Вовлечь больше учащихся в спортивные кружки, прогулки, общественную работу. 6. Обучение полезным навыкам и привычкам, способствующим проявлению терпимости в поведении. Основные направления в формировании культуры толерантности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке говорится о методах воспитания толерантности, о программе по реализации задач воспитательной деятельности по формированию толерантности у участников образовательного и воспитательных процессов. А также подведены тоги анкеторивания, проведнного по этому вопросу.

Педагогический совет по теме:

«Формирование толерантности

внедрение в педагогическую практику новых технологий по формированию толерантности у участников образовательного и воспитательного процессов. Создание общешкольной программы по воспитанию толерантности.

Предварительная подготовка:

2. Анкетирование классных руководителей.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние знания, термин толерантность стремится соответствовать действительности, в которой многообразие проявления нетерпимости требует новых средств преодоления.

В декларации принципов толерантности (принятая 16 ноября 1995 года ООН в Париже): толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Владислав Ленторский предлагает 4 возможных способа понимания толерантности:

1. Т. как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана),

2. Т. как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать),

3. Т. как снисхождение (привилегированное в создании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно презирать),

4. Т. как расширение собственного опыта и критический диалог (позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога) Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание. Огромная ответственность ложится на учителей:

- Обучение тому, в чем заключаются права и свободы, соблюдение прав в школе,

- Систематическое и рациональное обучение толерантности,

- Воспитание должно быть направленно на формирование у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждение, основанных на моральных ценностях.

Как показывает педагогическая практика, успешность отечественной школы во многом определяется степенью эффективности воспитательного процесса. Педагогические коллективы, широко используя системный и программно-целевой подход, стараются расширить спектры воспитательного поля, сделав акцент на концентрации социокультурных составляющих. Это закономерно и вполне обоснованно. Современная школа практически полностью поменяла свой облик: она стала полиэтничной, сочетающей различные культурные компоненты.

Многонациональная, полиэтничная среда крайне динамична по определению. Взаимоотношения внутри нее предполагают многочисленные качественные трансформации потребностей, ценностных ориентаций, настроений, чувств, традиций, привычек и нравов представителей различных национальных групп, что обусловлено спецификой взаимодействия.

Решение обозначенных выше проблем служит ориентиром развития воспитания в контексте межэтнического взаимодействия как неотъемлемого компонента поликультурной образовательной среды.

Взаимодействие (определение из социальной психологии) - влияние людей друг на друга, так и непосредственная организация их совместных действий, позволяющих группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Толерантность – признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.

Межэтническое взаимодействие обусловлено двумя факторами (таблица): особенности среды взаимодействия и проявление национально-психологических особенностей представителями сообществ.

У вас на столах имеются характерные особенности представителей различных этнических групп Ближнего Зарубежья.

Наличие различных этнических групп в школе оказывает непосредственное влияние как на коммуникативное пространство школы, так и на целостный учебно-воспитательный процесс. Сложность ситуации определяется присутствием особой этнокультурной группы, занимающей промежуточный статус между двумя (или более) социокультурными нишами. Такую группу принято считать этническим маргиналом. Главной проблемой этнического маргинала является его возможность адаптации в группе, имеющей однородный этнический статус. Очевидно, что особенности его поведения во многом продиктованы социально - обусловленным выбором, усиливающим внутреннюю тревожность.

В нашей школе обучаются дети различных национальностей: они составляют 6,7% (30 человек).

Это армяне (2а, 4а, 6б, 9а, 10а классы), азербайджанцы (1а, 2а, 2б 8а, 3а, 6а, 7а, 10а, 11а), иранка (5б), узбеки (3б, 4б, 9а, 10а), татарин (7а), кореец (9а), аварец (9а), молдаванка (11б), чувашка (11а), грузин (11а).

Методы воспитания толерантности.

Методы воспитания т. - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. При этом учащийся, при этом учащиеся корректируют свои взгляды и позиции. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторической аналогии, библейские притчи, басни. Детей надо логически подвести к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринять как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят по-другому, ведут себя не так, как все. Внешнее впечатление часто обманчиво.

Самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой – либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и другие. Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагает формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Внушение имеет существенное значение для формирования т. отношения к людям.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений жизнедеятельности.

В результате стимулирования т. поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Стимулирование может осуществляться в разных вариациях. Одобрительный взгляд, фраза, когда ребенок изменит свое поведение в позитивную сторону.

В волевой сфере нужно формировать нравственно- волевые устремления в реализации т. поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь главное, на что пойдет личность ради достижения целей.

Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями. Необходимо создание программы, в которой будет изложена система методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить.

Итоги анкетирования классных руководителей по следующим вопросам (слайд).

Программа по реализации задач воспитательной деятельности по формированию толерантности у участников образовательного и воспитательных процессов на 2009 – 2014 годы.

Цель: Укрепление в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

1. Развитие у школьников черт т. личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы т. и применять их в повседневной жизни.

3. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

4. Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы . в образовательном и воспитательном процессах.

Основные этапы и цели работы:

1 этап – (ориентационно – мотивационный)

Цель: ознакомление с основными задачами коллектива по созданию положительного настроения в коллективе (на основе результатов анкетирования).

Форма реализации: педагогический совет, родительские собрания.

2 этап – (системно – информационный)

Цель: уяснение, как решить задачи.

Форма реализации: создание творческих групп учителей по данной проблеме и индивидуальная работа с ними, консультирование родителей, анкетирование учащихся.

3 этап – (реализация)

Цель: практический переход на выполнение программы.

Форма реализации: уроки, классные часы, общешкольные конкурсы и праздники с участием детей и взрослых.

4 этап – (заключительный – творческий)

Цель: подвести итоги и спланировать работу на следующий период реализации программы.

Форма реализации: самоанализ результативности работы.

Сроки и формы реализации программы:

Программа рассчитана на 5 лет и осуществляться будет в соответствии с перспективным планом работы школы.

Деятельность ТМО и детского объединения по направлениям:

Лидер, школа демократической культуры, игра - дело серьезное, возрождение, экология и дети.

Общешкольные конкурсы стихотворений, плакатов, рисунков, сочинений, фотографий к Международному дню т. (16 ноября).

Классные часы, анкетирования, диспуты, работа школьного музея, работа школьной библиотеки, работа творческих групп учителей по внедрению интерактивных форм воспитания учащихся.

Прогнозируемый результат:

Воспитание школьника в духе мира, прав человека и демократии. Программа должна привести к укоренению в школе духа т., развитию у школьников черт т. личности, способной понимать и применять важнейшие принципы т. в жизни. Предполагаемые результат педагогической деятельности – самоактуализирующая личность, которой присущи:

1. Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней.

2. Принятие себя и других людей такими, какие они есть.

3. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.

Для т. личности необходимо умение владеть собой. Освоить эти качества можно в ходе изучения основ самоусовершенствования личности. Этот курс предполагает знакомство с основами психологии личности, обучение методам самоанализа, способам целенаправленного развития определенных качеств.

В ходе работы по этому направлению проходят классные часы, презентации личности, открытие новых традиций, организуется помощь родителям, пожилым людям, учащиеся создадут летописи классов, будут заботится о благоустройстве школы и пришкольной территории.

2 модуль – интеллект - помогает детям в осознании самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия.

Т. личность должна обладать высоким интеллектуальным уровнем, чтобы раскрыть личность каждого ребенка, проявить свои способности.

3 модуль – творчество - включает учащихся в творческую деятельность, ученики получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой и эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.

Совместное творчество предполагает воспитание терпимости к чужим мнениям, уважения человеческого достоинства, духа партнерства.

4 модуль – добро - Способствует формированию гуманистического демократического мышления, высоконравственного отношения личности к себе и к миру, т. и экологическому мышлению.

5 модуль – здоровье - Реализует воспитание на зож. Это позволяет будет систематически вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья.

Проводятся спартакиады, соревнования, конкурсы плакатов, создают летний оздоровительный лагерь и ЛТО.

Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений учитель – ученик, что невозможно без изменения менталитета учителя, отказа от подавляющего стиля отношений с учащимися.

Формирование т. поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.

Также мне хотелось бы остановиться на вопросе толерантности педагога.

Т. – профессиональное необходимое качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Сложности возникают у педагогов в отношениях с родителями учащихся. Нужно сдерживать эмоции, общаясь с родителями, больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только об успеваемости и посещаемости), фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.

Умение понимать и принимать различные мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми и непохожими, непонятными людьми.

Как показывают исследования, все беды российских сообществ, включая экономические, оттого, что люди до сих пор не научились конструктивно взаимодействовать, идти на компромисс. Основную роль в воспитании т., формирования т. отношения к детям играют родители, педагоги, психологи.

Анкетирование педагогов (листочки и ручки).

Я предоставляю слово для выступления, ознакомления нас со своим опытом по данному вопросу Яруллиной Е.Г., Шаровой А.Ю., Басаковской Н.И., Орловой Г.Н., Климовой А.М.

2. Создание копилки методических пособий по данному направлению (декабрь 2009),

3. Провести теоретические и практические заседания методических объединений классных руководителей по теме педагогического совета

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

( в форме практического семинара)

по воспитательной работе на тему:

18021

Подготовили: Зам.по ВР Михайлёва Е.А.

Педагог – психолог: Коломенская М.В.

Ноябрь 2015 год

Цель: укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.

Семинар призван помочь участникам:

- осознать необходимость применения принципов толерантности в педагогической практике;

- освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими разные стили поведения, разные типы характеров;

- осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов воспитания толерантности.

"Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не

хватает только одного: научиться

жить на земле, как люди".

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01839.JPG

Часть 1

Педагог - психолог

Цель: снижение напряжения, создание доверительной атмосферы, сплочение участников творческих групп.

Вопросы для рефлексии:

- Что вы почувствовали в процессе выполнения упражнений?

- Опишите свои ощущения. Что вам больше всего понравилось?

- Вы настроены на творческую работу в группах?

Часть 2 Практическая часть

Ведущий семинара просит образовать творческие группы, согласно своим внутренним установкам.

Молитва о встрече

( Зам. по ВР, педагог-психолог )

Я пришла в это мир

Не для того, чтобы оправдывать ваши надежды,

Не для того, чтобы отвечать вашим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям.

И вы пришли в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать нашим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать наши надежды.

Потому что я – это я,

Но если мы встретились и поняли

Друг друга – то это прекрасно!

А если нет, ну и что ж ничего не поделаешь!

- Как вы думаете, какое отношение эта молитва имеет к толерантности? Какую мысль она нам посылает? (ответ групп)

Посмотрите, вокруг вас такие же свечи. Они излучают свет, в два раза больше радости, тепла, счастья и объединяют нас всех в одно единое целое, в один дружный и крепкий коллектив.

Вывод: никто не обладает абсолютной властью над другим. Не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Эта мысль будет ключевой на семинаре.

Педагог - психолог

В ходе мастерской необходимо:

- выявить причины, способствующие толерантности и мешающие учителю быть толерантным;

- говорить об условиях создания толерантного пространства в школе;

Необходимо принять правила работы в группах.

1) Правило общей активности

Результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом.

2) Правило важной информации

Говорим только главное. Нам важно мнение каждого. Одновременно говорит только

3 ) Правило разделения мыслей и чувств

Требуется поделиться мыслями – сообщаем о размышлениях, рассуждениях.

Требуется поделиться чувствами – сообщаем о пережитом. Запрещены оценочные

суждения и оскорбления.

На ваших столах карточки со словами – качествами толерантной и интолерантойличности. Дополните списки положительными и отрицательными качествами, которые вы, соответственно, хотели и не желали бы видеть в педагоге. Способом ранжирования выделите 5 качеств, на ваш взгляд, совершенно необходимых для толерантного педагога и 5 качеств недопустимых в личности педагога с точки зрения толерантности.

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01848.JPG

Таким образом, мы создадим ядро педагогической толерантности, характерное для нашего коллектива.

Толерантная личность Интолерантная личность

- Терпимость к чужим мнениям, поведению. - Непонимание

- Уважение прав других - Игнорирование

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01849.JPG

- Принятие другого таким, какой он есть. – Эгоизм

- Сотрудничество, дух партнерства - Раздражительность

- Признание многообразия - Равнодушие

- Отказ от доминирования - Инертность

- Тактичность - Настороженность в общении

Свой выбор вам необходимо аргументировать.

Для того чтобы мы могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, взрослым необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.

Воспитывать толерантность — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Ни один человек не может быть на 100% толерантным. Есть факты, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность. Что, на ваш взгляд, в педагогической деятельности в нашей школе способствует толерантности и что мешает учителю быть толерантным?

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

Выделяют большое количество методов воспитания толерантности

(убеждения, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др)

Формы и методы воспитания толерантности:

Встречи с интересными людьми

Путешествия, выход на природу

Совместные творческие дела

Игровые и конкурсные программы

Никто не может любить другого,если до этого не полюбил себя.

Педагог-психолог школы

Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе.

Уважать каждого учащегося, видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца учителя. Учитель- это душа процесса образования. Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений.

Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы сотрудничества в классе, школе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями, поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен, уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, выступает по отношению к учащемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других.

Высказывания детей

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

(Зам. по ВР, педагог-психолог)

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

Педагог-психолог

Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновенное портить жизнь окружающим. Душу надо всегда настраивать на хорошее. Особенно нам, педагогам.

Из перечисленных проблем выберите одну. Сформулируйте еѐ как можно точнее илаконичнее и предложите схему еѐ разрешения. Вам поможет памятка-схема работы надпроблемой.

Задания педагогам по группам:

Ученик получил отметку 3. Вы хотите его поддержать, придумайте соответствующий текст.

( Я знаю, что твоя тройка- это улыбка судьбы, потому что завтра будет другой день и ты, как всегда, блеснёшь своими знаниями, а я с удовольствием поставлю тебе высший балл).

Ученик отказался отвечать, как вербально поступить в данном случае?

( Твой отказ отвечать я расцениваю не как вызов, а как временную передышку перед решительным наступлением.Главное, что мы вместе и что всё будет хорошо)

Ученик впервые получил высокую отметку, сопроводите её какой-нибудь очень значимой фразой.

( Ребята, сегодня Володя получил первое публичное признание своих успехов, и пусть так будет с каждым, и пусть так будет всегда)

Вы ставите ученику неудовлетворительную отметку в дневник. Что вы при этом ему можете сказать?

(Многие талантливые люди получали в школе неудовлетворительные оценки, и это не помешало совершать чудеса на избранном ими пути. Думаю, что когда-нибудь ты будешь вспоминать эту оценку с улыбкой, потому что я верю тебе и знаю, что ты сумеешь преодолеть временные трудности, а я всегда готов помочь тебе в твоих начинаниях).

- Выступление групп по карте проблем.

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01851.JPG
H:\DCIM\105MSDCF\DSC01850.JPG

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01852.JPG

Педагог-психолог

1.Изменилась ли ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

2.Как в ходе этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?

3.Какого отношения Вы ждете к себе как уникальной и неповторимой личности?

Каждый человек уникален, и этим он представляет ценность для других.

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относиться к окружающим, принимать других такими, какие они есть.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу, то это и будет проявлением толерантности. Я предлагаю Вам продолжить р аботу в группах.

Первая ступень этой лестницы - ступень Признания. Признание – способность

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01864.JPG

видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики

мышления, других форм поведения, а также осознания его права быть другим, отличным от остальных.

Вторая ступень – ступень Принятия. Принятие – положительное отношение к таким

Третья ступень – ступень Понимания. Понимание – умение видеть другого изнутри,

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01865.JPG

способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения – своей и его.

Следующие ступени – ступени Поступков. Наполните содержанием эти ступени (7)

Но, как все мы понимаем, у лестницы должна быть опора. Она должна на чем-то стоять. Предложите основной, базовый тезис, руководствуясь, которыми, мы сможем твердо и уверенно подниматься по ней, не боясь, что она в любой момент может обрушиться.

(Защита проектов).

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01868.JPG
H:\DCIM\105MSDCF\DSC01872.JPG

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. Важно не только то, о чем мы говорили сегодня, а то, что вы вынесете в реальную жизнь, как изменятся ваши отношения с людьми.

H:\DCIM\105MSDCF\DSC01878.JPG

— Принять к сведению и активно использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы отношений как условий комфортного пребывания учащихся и учителей.

— Провести классные часы и родительские собрания на тему формирование толерантных отношений.



В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

• содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
• способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Читайте также: