Гуморальную теорию возникновения болезни разрабатывала школа

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Врачевание в древней Греции

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморья и в первую очередь страны так называемого античного мира, или античности, – древняя Греция и древний Рим.

История древней Греции (или Эллады) представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений.

История врачевания древней Греции, как и еë история, делится на пять периодов:

1. Крито-микенский или эгейский (III – II тысячелетия до н. э.).

2. Предполисный (XI – IX вв. до н. э.).

3. Полисный (VIII – VI вв. до н. э.).

4. Классический (V – IV вв. до н. э.).

5. Эллинистический (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.).

Социально-экономическая и политическая организация древней Греции в VI-IV вв. до н. э. представляла собой общность небольших городов-государств – полисов (например, Афины, Спарта, Итака). Каждый полис имел свой диалект, свою политико-правовую организацию, собственных героев и богов, собственный календарь, свои деньги. Несмотря на эти особенности, между полисами долгое время сохранялось единство интересов во многих сферах деятельности, а также чувство взаимопомощи и лояльности друг к другу. Это выразилось в участии царей со всей Греции в Троянской войне. Впечатляющим и исторически зафиксированным свидетельством совместного выступления греков против завоевателей являются греко-персидские войны.

Знания древних греков, в том числе и в области врачевания, долгое время развивались в рамках единой философской науки – натурфилософии. Крупнейшим представителем материализма в философии античности является Демокрит (460-371 гг. до н. э.). С точки зрения Демокрита, в основе мира лежит материя, состоящая из мельчайших частиц – атомов. Атомы находятся в постоянном движении, они соединяются и вновь разделяются. Различным сочетанием и движением атомов Демокрит объяснял всë многообразие изменений явлений мира. В философских и естественно-научных сочинениях Демокрита встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, собачьем бешенстве, лекарствах и т. п. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественно-научного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен. Выразителями философского идеализма в древней Греции являются Пифагор (ок. 540-500 гг. до н. э.) и Платон (427-347 гг. до н. э.). Пифагор и его ученики были математиками, поэтому считали, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность вещей. Основой всего является число. Главным в философском учении Платона является теория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. Извечные идеи управляют миром. Материализм Демокрита и идеализм Платона оказали влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от философии.

Храмовое врачевание в древней Греции тесно связано с культом бога-врачевателя Асклепия, сложившимся к VII в. до н. э. В честь Асклепия воздвигались святилища (храмы) – асклепейоны. На территории древней Греции было построено более трехсот асклепейонов. Самым величественным и прославленным считался асклепейон, построенный в 390 г. до н. э. в десяти километрах к западу от города Эпидавра. Центральным сооружением святилища был храм Асклепия, там располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, жертвенник для приношений, бассейны, сообщающиеся с минеральными источниками. Наличие минеральных источников с лечебной водой и кипарисовой рощи, воздух которой также являлся целебным, были обязательным условием при выборе места для постройки святилища. В асклепейоне также имелись бани, библиотека, гимнасий, стадион и театр.

В древней Греции не было резких различий между светским и храмовым врачеванием. Храмовое врачевание унаследовало многие рациональные приемы и гигиенические традиции народной медицины, истоки которой начинаются в глубокой древности.

В древней Греции существовали семейные медицинские школы, в которых медицинские знания передавались от отца к сыну, и таким образом секреты врачевания сохранялись внутри семьи. Позднее в семейные школы стали принимать учеников со стороны, которые оплачивали своë обучение.

Врачеватели, вышедшие из медицинских школ практиковали в городах, войсках и не имели отношения к храмовой медицине.

Медицинские школы материалистического направления располагались за пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в еë заморских поселениях, где обосновались, в основном, сторонники материализма. Среди них: родосская (остров Родос, Малая Азия), киренская (Северная Африка), кротонская (город Кротон, Южная Италия), книдская (город Книд, Малая Азия), косская (остров Кос, Малая Азия). На территории материковой Греции существовали идеалистические медицинские школы: пифагорейская, сицилийская, школа Платона.

Косская медицинская школа – главная медицинская школа древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э.

Гиппократ (греч. Hippokrates, лат . Hippocrates , ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) родился на острове Кос в семье потомственных врачевателей, принадлежащей к роду асклепиадов. Родословная этой семьи берет своë начало от бога-целителя Асклепия. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца. Затем продолжил обучение в Афинах. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Он попеременно жил в различных городах Греции, посетил Малую Азию, Скифию, восточное побережье Черного моря, Ливию, возможно, и Египет. Слава о его врачебном искусстве росла и распространялась во многих государствах.

Основными принципами терапии, или лечения, которыми руководствовался Гиппократ и его последователи, являются следующие:

1. Прежде всего не вредить.

2. Лечение противоположного противоположным.

3. Соблюдать закон соразмерности, а именно не торопиться, не переходить быстро от одного к другому.

Образу жизни в древней Греции придавалось исключительно большое значение. Соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма и физическое воспитание имели такое же значение для греков, как обучение грамоте, риторике и музыке.

В этом сочинении описаны различные типы характеров человека, обусловленные местом его проживания (или условиями окружающей природы). Типы характеров определяют предрасположенность к тем или иным заболеваниям и влияют на их течение. Следовательно, необходим различный подход к лечению болезней.

Впоследствии на основе гуморальных представлений о четырех телесных соках и различных типах характеров сформировалось учение о четырех темпераментах. Различные виды темпераментов связывались с преобладанием в организме человека одного из четырех телесных соков. Крови (лат. sanguis) соответствует сангвинический темперамент, слизи (лат. phlégma) – флегматический, желтой желчи (лат. cholé) – холерический и черной желчи (лат. mélaina cholé) – меланхолический.

Заключительный период истории древней Греции – эпоха эллинизма (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.) характеризуется систематизацией знаний, накопленных в течение предшествующих тысячелетий, а также новыми открытиями и достижениями. Труды крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (лат. Aristoteles , 384 – 322 гг. до н. э.) по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине оказали большое влияние на развитие естественно-научных знаний не только эпохи эллинизма, а также средневековья и нового времени.

Медицина эпохи эллинизма характеризуется бурным развитием анатомии и хирургии. Анатомия становится самостоятельной отраслью медицины. Еë развитию способствовали древнеегипетская традиция бальзамирования и разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и приговорëнных к смертной казни людей.

Значительные успехи в области анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии, которая объединила в себе греческую хирургию с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран и индийскую хирургию, владевшую сложными полостными операциями. Важнейшими достижениями александрийских хирургов являются: перевязка сосудов при операциях, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, печени и селезëнке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците.

Таким образом, эллинистический период развития древней Греции является временем высочайшего развития медицины. Достижения греков в различных областях медицины оказали существенное влияние на развитие медицинских знаний в древнем Риме.

Медицина в древнем Риме

Римская история насчитывает более тысячи лет и включает в себя историю города Рима от его основания (753 г. до н. э.) до разрушения созданной им империи (476 г. н. э.).

История медицины древнего Рима, как и его история, делится на три периода:

- царский период (VIII-VI вв. до н. э.): завершился переход от первобытно-общинного общества к классовому строю, появилось государство с присущими ему институтами и возникло рабство; на территории древней Италии существуют самостоятельные города-государства, в числе которых и Рим;

- период республики (510-31 гг. до н. э.): город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал захватнические войны за пределами Апеннинского полуострова;

- период империи (31 г. до н. э. – 476 г. н. э.): время максимального территориального расширения и расцвета Римской империи, а затем еë кризиса и распада.

Источниками информации по истории медицины древнего Рима являются: письменные (труды учëных, врачей и философов древности) и вещественные (материальные) источники.

Медицина древнего Рима была тесно связана с медициной древней Греции, однако она имела свои особенности. Культ Эскулапа (заимствованный римлянами греческий бог врачевания Асклепий) и лечение при его храмах вошли в обычай римлян на многие века.

Медицину изучали в специальных школах, которые были учреждены в Риме и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, иногда на больных и раненых. Практическую медицину изучали у постели больного. Права и обязанности учащихся медицинских школ определялись строгими законами. Например, всë своë время они должны были отдавать изучению медицины, более того, им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства. Также в Римской империи наряду с государственными учебными заведениями существовали частные медицинские школы.

В древнем Риме огромное внимание уделялось соблюдению правил личной гигиены, что обусловлено, прежде всего, жарким климатом и большой скученностью населения городов. Это требовало частого мытья для поддержания чистоты тела, и римляне повсеместно строили бани, или термы (греч. thermae – горячие бани). Первые термы были построены в городе Риме в III в. до н. э. У римлян термы пользовались большой популярностью. Бани считались одним из действенных средств врачевания при лечении многих заболеваний. Термы были не только гигиеническими, но являлись также культурными и общественными центрами: при них располагались библиотеки, залы для собраний и пиров.

Древний Рим внëс существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех войсковых подразделениях и во всех родах войск. В военных лагерях устраивались военные учреждения (госпитали) для раненых и больных – валетудинарии (лат. valetudinarium). Штат валетудинариев включал врачей, экономов, инструментарщиков и младший обслуживающий персонал. Инструментарщики заведовали инструментами, лекарствами и перевязочным материалом. Младший персонал осуществлял уход за больными и ранеными воинами.

Асклепиад рассматривал болезнь как результат застоя твëрдых частиц в порах и канальцах тела и расстройства движения соков и пневмы, объединив таким образом гуморальное и солидарное представления о причинах болезней. Согласно этим воззрениям, большое значение придавалось правильному потоотделению и дыханию кожных покровов, следовательно, и лечение было направлено на восстановление нарушенных функций. Оно включало простые и естественные мероприятия: соблюдение диеты и чистоты кожи, водолечение и массаж, ванны и движения в самых различных вариантах (ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и т. д.). Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально, при этом медикаменты назначались крайне редко. Асклепиад был твëрдо убеждëн: человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Считается, что Асклепиад ввëл в медицину трахеотомию.

Высшая ступень развития медицины античности связана с именем выдающегося древнеримского врача Галена (лат. Galenos , 129 – 199 гг.), по происхождению грека, родившегося в городе Пергаме. С 17 лет он начал изучать медицину в своëм родном городе, затем в Смирне, Коринфе, Афинах и Александрии. Гален много путешествовал, затем, вернувшись в Пергам, в течение ряда лет работает в должности врача-архиатра в школе гладиаторов. Позже он переезжает в столицу римской империи, где прославился своими лекциями по анатомии и успешной врачебной практикой. С 169 г. Гален стал придворным архиатром (лейб-медиком) римских императоров.

Естественно-научное мировоззрение Галена наиболее ярко проявилось в его обширной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов. Поэтому свои анатомические исследования он проводил на обезьянах, свиньях, собаках, иногда на слонах и львах. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, Гален переносил в анатомию человека. Отсюда – многочисленные анатомические ошибки, исправленные лишь в эпоху Возрождения Андреасом Везалием (лат. Vesalius, Andreas, 1514 – 1564 гг .).

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь из двенадцати пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. При исследовании чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения он использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга.

Гален описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды и артериальный (боталлов) проток. Однако он ошибочно считал перегородку сердца проницаемой для крови. Кровь, по его мнению, без всякого препятствия переходит из правой половины сердца в левую, минуя периферические сосуды и круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точка зрения в течение многих столетий считалась неоспоримой в Европе и не подлежала какой-либо критике вплоть до XVI в., когда Мигель Сервет (лат. Servet , Michael , 1509-1553 гг.) описал малый круг кровообращения. Следует отметить, что математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г. Уильямом Гарвеем (лат. Harvey, William, 1578 - 1657 гг .).

Гален, как и большинство врачей древности, признавал гуморальное учение о болезни. Его физиология, патология и фармакотерапия основываются на представлениях о четырëх главных соках организма: крови, слизи, жëлтой и чëрной желчи.

Гален широко занимался лечебной практикой и был опытным врачом. Анатомию считал фундаментом хирургии.

В средине века или эпоху феодализма, католическая церковь и схоластика использовали идеализм учения Галена и связали его с богословием. Так возник галенизм – искажëнное, одностороннее понимание учения Галена. В таком искажëнном виде научное наследие Галена стало знаменем схоластической медицины и в течение многих веков оказывало негативное влияние на развитие науки. Опровержение галенизма, исправление ошибок и восстановление истинного содержания учения Галена потребовали героических усилий от многих учëных и врачей мира в течение столетий.

Вклад Галена в развитие мировой медицины трудно переоценить. В истории науки Гален был и остаëтся основоположником экспериментальной анатомии и физиологии, выдающимся терапевтом, хирургом и фармацевтом. Его имя может быть поставлено рядом с именами Гиппократа и Авиценны.

Таким образом, медицина античности – древней Греции и древнего Рима, вобрав в себя достижения восточной медицины, достигла наиболее высокого развития и оказала огромное влияние на последующее развитие медицины в Западной Европе.

+Д. Заболотный
В 1808 году государственным мероприятием в Великобритании стало:

- открытие морских карантинов

- госпитализация инфекционных больных

Первым кто показал, что процессы брожения и гниения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов был:

- Д. Фракасторо
В 1885 году Л. Пастер организовал в Париже:

- первый институт по борьбе с бешенством и другими инфекциями

- первую инфекционную больницу

+ первую антибарическую станцию

- первый карантинный пункт

- первую бактериологическую лабораторию
Основные открытия Л. Пастера:

+ ферментативная природа молочнокислого брожения

+ ферментативная природа спиртового брожения

+ ферментативная природа масляно-кислого брожения

+ исследование болезней шелковичных червей

- изучение туберкулеза
Основоположник бактериологии, лауреат Нобелевской премии 1905 года:

- Э. Дюкло
Окрашивание микробов анилиновыми красками впервые в своих исследованиях применил:

- А. Йерсен
В 1908 году за создание учебника об иммунитете была присуждена Нобелевская премия:

+ И. Мечникову
Физиологическое (направленное на экспериментальное изучение причин возникновения инфекционных заболеваний и их профилактику) направление в медицинской микробиологии связано:

- Э. Дженнером
Этиологическое направление в медицинской микробиологии связано:

+ Р. Кохом
Учение о защитных силах организма разработано:

+И.И. Мечниковым
Первый вирус табачной мозаики в 1892 году открыт:

- Г.Н. Габричевским
Основы представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры) заложил:

-А. Негри
В 1888 году в Париже на средства, собранные по международной подписке, создан:

+ Институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями

- Институт по оспопрививанию

+ И.И. Мечников
Организатором производства противодифтерийной сыворотки в Москве в 1892 году был:

+ Г.Н. Габричевский
Основатель первой в России бактериологической станции (в Одессе, 1896 г.):

- И.И. Мечников
Первая бактериологическая станция в России была организована:

- Д.И. Ивановский
Вакцина против сибирской язвы разработана:

- Э. Дюкло
Разработка вакцины против сибирской язвы в России принадлежит:

-Н.Ф. Гамалея
Создание эффективной вакцины против чумы принадлежит:

- Д.К. Заболотному
Открытие возбудителя чумы принадлежит:

+ Г.И. Минху (Россия)

+ А. Йерсену (Дания)

+ С. Китазато (Япония)

- В.А. Хавкину (Россия)
Разработка учения о природной очаговости чумы принадлежит:

- Мочутковскому
Основоположниками отечественной гигиены являются:

-Н.И. Тезяков
Первые самостоятельные кафедры гигиены были учреждены:

-Германия
Первую в России кафедру гигиены, созданную при Петербургской медико-хирургической академии, возглавил:

-М. Петтенкофер
Основные направления исследования Ф.Ф. Эрисмана:

Основные направления исследования А.П. Доброславина:

+коммунальная гигиена
Школьная гигиена Ф.Ф. Эрисмана включает в себя:

+равномерную нагрузку по дням недели

+обязательные горячие завтраки

+занятия физической культурой и подвижные игры во время перемен

-военная подготовка
Школьная гигиена Ф.Ф. Эрисмана включает в себя:

+размер парты соответственно роста ученика и их расстановка

относительно естественного и искусственного освещения

+равномерно составленное расписание

-изучение вопросов личной гигиены

+обязательные уроки физкультурой
Развитие медицины в XIX веке
В I-й половине XIX века в России появились:

+медицинские научные общества

+специализация медицинской практики и науки

-ничего этого еще не было
Орган управления медицинским делом в России в I-й половине XIX века:

-Министерство духовных дел и народного просвещения

-Министерство здравоохранения
В 1804 г. при МГУ было организовано первое научное медицинское общество:

+Общество соревнования врачебных и физических наук

-Научное общество терапевтов

-Общество естествоиспытателей
А.Н. Радищев в своих произведениях высказывал мысль о:

+единстве организма и среды

+единстве психического и телесного

+развитии от простого к сложному, вплоть до человека

+роли условий жизни в возникновении болезней

-теорию преформизма
Декабристы в своей Программе требовали открыть:

+больницы в каждом уезде

+дома для инвалидов войны 1812 года

-ввести бесплатную медицинскую помощь для всего населения России
Естественно-научной основой медицины стали:

+учение о клетке и клеточном строении организма

+закон сохранения и превращения энергии

-открытие рентгеновских лучей
В развитие естествознания внесли вклад русские ученые:

-все не верно
В развитие отечественной патологии внесли вклад:

-все не верно
Участковый принцип организации оказания медицинской помощи жителям сельской местности разработан земской медициной?

-нет
Сохранились ли сельские врачебные участки, образованные земской медициной в настоящее время?

-нет
Разработка санитарной статистики связана с земской медициной?

-нет
Основоположником демографической статистики считается:

Основы санитарной статистики разработали отечественные земские врачи?

-нет
Земская медицина сформировалась:

-после 1917 года

-после декабрьского восстания 1825 года

+при проведении реформы в 1864 году
Этапы земской медицины:

-Районная больница
Характерные черты земской медицины:

+связь науки и практики

+обслуживание на дому

-все не верно
Вклад в развитие земской медицины внесли:

-все не верно
Какой контингент обслуживали земские больницы?

+жителей сельской местности

-все население России
Земская медицина – организованная медицинская помощь сельскому населению в XIX в. имелась в:

-Швеции
Врачи, именами которых названы улицы города Барнаула:

- Э. Алексеевой
Назовите отечественных ученых-медиков ХIХ века:

+И.М. Сеченов
Этапы становления земской медицины:

-фельдшерско-акушерский пункт
Основоположниками антибиотикотерапии считают:

-Анри Дюнана
Известные отечественные гигиенисты ХIХ века:

-Е.И. Чазов
Развитие медицины в Советский период
Наркомздрав РСФСР был создан в:

+1918 г. -1917 г. -1924 г. -1936 г.
Принципы советского здравоохранения:

+бесплатность и общедоступность

+единство медицинской науки и практики

+участие широких народных масс в деле охраны здоровья населения

-все не верно
Первый Нарком здравоохранения РСФСР:

-М. Барсуков
Основные этапы отечественного здравоохранения советского периода:

+организация медицинской помощи раненым и борьба с эпидемиями в период гражданской войны

+организация медицинской помощи в период индустриализации и коллективизации сельского хозяйства

+ организация медицинской помощи в годы Великой Отечественной войны

+медицина послевоенного периода, ликвидация военных последствий

+медицина развитого социализма

+медицина переходного периода

-эпидемиологическое направление
Орган управления здравоохранением в России в настоящее время:

-Министерство здравоохранения РСФСР

-Комитет по здравоохранению РФ

+Министерство здравоохранения и социального развития РФ

-Министерство социального развития и здравоохранения РФ
Развитие хирургии в советский период внесли вклад:

-Н.И. Пирогов
Система службы крови в СССР:

- Д.Д. Плетнев
Вклад в развитие общей хирургии Н.Н. Бурденко:

+профилактика и лечение шока

+лечение ран и общих инфекций

+нейрогенная травма язвенной болезни

+хирургическое лечение туберкулеза

-лечение инфекционных болезней

-описание пораженного органа при малярии и бруцеллезе
В каком году была организована Академия Медицинских Наук СССР?

-1960 -1936 -1945 +1944 -1976
В каком году открыт АГМИ?

-1950 -1965 +1954 -1970 -1943
В каком году АГМИ получил статус университета?

-1954 -1960 -1978 +1994
В каком году была организована наша кафедра в АГМИ?

-1954 -1960 +1958 -1955
Создание системы санитарной службы в РФ связано с именем:

-А. Тезякова
Открытие стрептомицина принадлежит:

-А. Флеминг
Применение сульфаниламидов для лечения бактериальных инфекций принадлежит:

- А.М. Безредка
Получение пенициллина и изучение его терапевтических свойств принадлежит:

- Р. Кох
Получение пенициллина в России в 1942 году принадлежит:

+ З.В. Ермольевой
РАЗДЕЛ IV.

Итоговый тест (по лекционному материалу).

Медицина Древности
Профессиональная медицина характеризуется:

-обязательным философским учением

-непосредственной передачей опыта

+появлением законодательных актов

+появлением эмблем и знаков отличия врача

+появлением медико-санитарных организаций в армии
Сведения о медицине Древнего Египта дают следующие первоисточники:

-клинопись
В каких первоисточниках зафиксированы сведения о медицине Древней Месопотамии?

-Веды
Какие первоисточники дают сведения о медицине Древней Индии?

-папирусы
Первая медицинская эмблема:

-горящая свеча
Какой прием лечения по стоматологии изображен на золотой Куль-Обской вазе?

+ вправление вывиха нижней челюсти

- фиксирование перелома нижней челюсти

Какая древнегреческая школа рассматривала организм в тесной связи с внешней средой?

-Сицилийская
Основы медицинской этики и врачебной деонтологии развивала:

-Пифагора
Клинический метод ведения больного разрабатывала школа:

+Гиппократа
О значении функции и приоритете её над формой органа подчеркивал:

-Платон
Положение о том, что суть органа не в форме, а в его функции, при утрате которой он редуцируется, впервые высказал:

Асклепиад считал, что человек состоит из:

-Аристотель
Виды медицины в Древних рабовладельческих государствах:

-Древняя Греция
В каком государстве древности были специальные палаты для родовспоможения и подготовленные акушерки?

-Древняя Греция
Гуморальную теорию возникновения болезни разрабатывала школа:

+Косская
Назовите идеалистические медицинские школы Древней Греции:

-Книдская
Клятву врача разработал:

-А.А. Остроумов
Родиной пластической хирургии считается:

-Древний Китай
В каком Древнем государстве появился термин “стационар”?

-Индия
Бог врачевания Древней Греции:

+Асклепий
Какая школа Древней Греции считала, что человек состоит из воздуха?

-Страны Арабского Халифата
В каких Древних государствах были специальные зубные врачи?

+Древний Иран
Какая медицинская школа Древней Греции считалась прогностической?

-Пифагора
Человек состоит из трех душ (мыслительной, животной, растительной) считал:

-Эмпедокл
В каком государстве был впервые законодательно закреплен статус врача?

-Древняя Русь
В Древнем Китае считали, что болезнь наступает в результате:

+нарушения равновесия между ЯНЬ и ИНЬ

-под влиянием звезд

-при различных состояниях газа

-при различном соотношении жидкостей
Основной труд Авиценны:

-аптеку
Вопросы врачебной этики разрабатывали:

+Н.И. Пирогов
Медико-биологическое направление

в медицине
В современной исторической науке 1640 год –

+ год Английской буржуазной революции

- год Французской буржуазной революции

+ условно определяет рубеж между средневековьем и новым временем

- условно определяет границы между средневековьем и эпохой Возрождения

- конец Французской буржуазной революции
В мировой исторической науке в качестве условного рубежа между новым временем и современной историей принят:

+ год начала Октябрьской Революции (1917)

- год начала Февральской Революции (1905)

- год начала Японской войны (1905)

+ год окончания I Мировой войны (1918)
Особое значение для развития медицины имели основные великие естественно-научные открытия конца XVIII – первой половины XIX века:

- закон сохранения массы вещества в химических реакциях

- теория клеточного строения растений

+ теория клеточного строения животных и растений

+ закон сохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты

- Л. Бюффон
Первая теория эволюционного развития существ была сформулирована (1809):

- Г. Менделем
Основоположник эволюционного учения -

- К. Линней
Впервые человек был отнесен к классу млекопитающих (классу приматов), что в то время требовало от ученого большой гражданской смелости:

- Ч. Дарвин
Первый анатомический музей был создан

- Г. де Фрис
Первое применение микроскопа в естествознании связано с именем:

- Матиас Шлейден
Впервые увидел и зарисовал эритроциты (1673), бактерии (1683), а также простейших и отдельные растительные и животные клетки:

+ Антоний ван Левенгук

+ Теодор Шванн
Начало патологической анатомии как науки положил анатом и врач:

- К. Бэр
В работах этого ученого сближение анатомии с клинической медициной положило начало клинико-анатомическому принципу, что позволило ему создать первую научно-обоснованную классификацию болезней:

- Р. Вирхов
Член Венской и Пражской академии наук в 1844 году создал первую в Европе кафедру патологической анатомии:

- И. Мюллер
Первая кафедра патологической анатомии в России создана:

- М.М.Рудневым
К. Рокитанский был ведущим представителем:

- анатомической школы Германии
Руководствуясь теорией клеточного строения, впервые применил ее при изучении больного организма, и создал теорию целлюлярной патологии:

- Р. Гук
В 1808 году государственным мероприятием в Великобритании стало:

- открытие морских карантинов

- открытие таможни
Еще не зная о роли микроорганизмов в развитии сепсиса, И. Земмельвейс установил, что является причиной родильной горячки, и предложил:

- мытье полов и стен родильных палат

- мытье инструментов мыльным раствором

- мытье рук раствором карболовой кислоты

+ мытье рук раствором хлорной извести

- мытье рук мыльным раствором с добавлением соды
Научного обоснования антисептики и асептики не было до работ:

+ Л. Пастера
Первым кто показал, что процессы брожения и гниения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов был:

- Д. Фракасторо
Ряд детских заболеваний: скарлатина, коклюш, краснуха и др. описал:

- А. Труссо
В 1844 году Джон Риггс удалил зуб Горацию Уэлзу под действием:

- паров эфира
Первая операция под действием эфира была проведена в:

- 1842 г. - 1844 г. - 1845 г. + 1846 г. - 1847 г.
Впервые хлороформ применил в качестве обезболивающего средства в акушерской и хирургической практике:

- в 1842 г. - в 1844 г. - в 1845 г. - в 1846 г. + в 1847 г.
Кто впервые в акушерской практике применил в качестве обезболивания хлороформ:

- У. Мортон
Выберите из нижеприведенных фамилий автора книги

- Монтано
В системе кровообращения, разработанной Гарвеем, не были указаны:

- артериолы
Во время эпидемий чумы врачи облачались в специальное одеяние, а на голове носили маски:

- маску с изображением старческого лица

+ маску с длинным клювом

- маску в форме бабочки
В каком из университетов в XVI в. сложилась анатомо-физиологическая школа, известным представителем которой был А. Везалий:

- Салерский
Выдающийся философ и естествоиспытатель Теофрас Парацельс считал:

+ происходившие в организме процессы химическими

- что Гален был превосходным врачом и анатомом

- что существуют потусторонние начала, воодушевляющие действие организма

- настаивал на разделении терапии и хирургии

- Томас Мор
В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали:

+ утверждение опытного метода в науке

- развитие биологии
Общественно-экономическая формация, характерная для эпохи Возрождения:

Главной исторической заслугой Гарвея является:

+ применение нового метода в изучении жизненных явлений (экспериментальное доказательство)

-открытие новых лекарственных средств

-борьба с католической церковью с целью добиться запрета влияния церкви на обучения в университетах

- открытие легочного кровообращения
Амбруазу Паре принадлежат следующие нововведения в лечении хирургических больных:

- прижигание ран раскаленным железом

- заливка ран смолистым раствором

+ прикрытие ран чистой тканью с применением яичного желтка

+перевязка сосудов при кровотечении

+конструкция сложных ортопедических приборов – протезов
Отметьте некоторые характерные черты для эпохи возрождения:

- обращение к античной культуре

- усилие власти церкви

+ свобода художества и исследовательской мысли
Отметьте характерные черты, присущие официальной университетской медицине эпохи средневековья:

+ тесно связана с богословием и пронизана схоластикой

- имеет глубокие практические и теоретические знания

- находится на стадии перехода от мистики к научным исследованиям
В каком из Европейских университетов сложилась анатомо-физиологическая школа, представителем которой является А. Везалий:

+ Падуанской
Основоположник учения о заразных болезнях:

- Паре
Вклад А. Паре в развитие средневековой хирургии:

+ перевязка сосудов в ране

- заливание ран кипящим смолистым раствором

+стран Западной Европы

- Арабских Халифатов
Первый хирург средневековья, не имевший медицинского образования, защитивший диссертацию:

+ Фракасторо
С чьим именем связана разработка теории о рефлекторной дуге:

- Бэкон
Эпоха Возрождения характеризуется:

+ притоком новых знаний

+ утверждением опытного метода в науке
Ученый, впервые заменивший процесс сдавления и перекручивания сосудов на их перевязку:

- Везалий
Ученый, впервые экспериментально доказавший существование кровообращения:

- Везалий
А. Паре -

+ внес существенный вклад в развитие хирургии

- врач, изучавший кровообращение

- врач, изучавший эпидемиологию

- основоположник ботаники
Дж. Фракасторо – автор научного труда:

- XIV-XVIII вв.
В чем заключается главная историческая заслуга Гарвея:

+ экспериментально доказал существование кровообращение

- описал переход крови из правого желудочка в левый

- изучил заразные болезни
Какая часть кровеносной системы отсутствовала в системе кровообращения, представленной Гарвеем:

- артериолы
Укажите знаменитого врача эпохи Возрождения, получившего ученую степень и не владевшего латынью:

- Левенгук
Больные проказой должны были давать знать о своем приближении к окружающим при помощи:

-ударов в барабан


В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:
1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.
2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.


Кротонская медицинская школа
достигла своего расцвета в VI веке до н.э. Её основные достижения формулируются в следующих тезисах:
1. организм есть единство противоположностей,
2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,
3. противоположное излечивается противоположным.


Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции, на острове Косс. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия в городе была прекращена.

Косская медицинская школа:
1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,
2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,
3. развивала основы врачебной этики.


Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.


Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос


Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека.



Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.
Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.
САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.
ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.
В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)
Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.
Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.
Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.
Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огня
Левкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частиц
Демокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.


Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества, воспитания, искусства, медицины.

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

1. Какая медицинская школа Древней Греции считалась прогностической?

2. Человек состоит из трех душ (мыслительной, животной, растительной)

3. Гуморальную теорию возникновения болезни разрабатывала:

4. Назовите идеалистические медицинские школы Древней Греции:

5. Клятва врача разработана:

6. Кто ввел понятие "медицинской географии"?

7. Родиной пластической хирургии считается:

8. В Древнем Китае считали, что болезнь наступает:

+при нарушении равновесия между ЯНЬ и ИНЬ

-под влиянием звезд

-при различных состояниях газа

-при различных соотношениях жидкостей

9. Богом врачевания в Древней Греции считался:

10. Какая школа Древней Греции считала, что человек состоит из воздуха и от его состояния зависит здоровье?

11. Какая древнегреческая школа рассматривала организм в тесной связи с внешней средой?

12. Основы медицинской этики и врачебной деонтологии развивала:

13. Клинический метод ведения больного разрабатывала школа:

14. В какой стране была проведена впервые профессиональная дифференциация медицины на "медицину ножа" и "травную мудрость"?

-Страны Арабского Халифата

15. В каком государстве был впервые законодательно закреплен статус врача?

16. Положение о том, что суть органа не в форме, а в его функции, при утрате которой он редуцируется, впервые высказал:

17. О значении функции и приоритете её над формой органа подчеркивал:

18. Асклепиад считал, что человек состоит из:

19. Основной труд Авиценны:

+"Канон врачебной науки"

-"О назначении частей человеческого тела"

-"Утешение в лихорадках"

20. Кто считается "отцом медицины"?

21. Виды медицины в Древних рабовладельческих государствах:

22. Первая медицинская эмблема:

23. В каком государстве древности больничные палаты впервые были названы "стационарами"?

24. В каком государстве древности были специальные палаты для родовспоможения и подготовленные акушерки?

25. Что называли "асклейпионом"?

26. Сведения о медицине Древнего Египта дают следующие первоисточники:

27. В каких первоисточниках зафиксированы сведения о медицине

28. Какие древние первоисточники дают сведения о медицине Древней Индии?

Читайте также: