Сладкая неделя в школе
Обновлено: 05.07.2024
Как известно, дети школьного возраста любят все необычное, привлекающее их внимание и вызывающее интерес. Как же составить меню для ребенка школьного возраста, чтобы он получал все необходимые его растущему организму витамины и питательные вещества и при этом ел предложенную вами еду с удовольствием? Мы рады предложить вам подборку рецептов для школьников, перед которыми трудно устоять даже самым привередливым маленьким гурманам. Вкуснейшие и самые полезные рецепты детских блюд поразят воображение и придутся по вкусу любому ребенку. Почерпнув идеи из нашей коллекции рецептов для детей 7 лет, вы научитесь готовить из полезных продуктов забавных зверушек и фигурки человечков, которых с удовольствием съест ваш первоклашка. Вкусное и полезное – просто! Вы также оцените и рецепты для детей 10 лет – ведь, хоть сорванцы уже и чувствуют себя взрослыми, но все же еще нуждаются во внимании своих любящих мам.
Дети с удовольствием готовятся к такому чаепитию и во время беседы эмоционально откликаются на каждый новый рассказ педагога, с удовольствием самостоятельно обсуждают уже знакомые факты о происхождении вещей, возникновении традиций и т. д.
Уютная и веселая традиция вносит разнообразие, новые яркие чувства и приятные переживания, которые очень нужны каждому ребенку для радостного и содержательного проживания в детском саду.
Важно помнить:
- групповую традицию лучше проводить в середине недели, во второй половине дня;
- групповая традиция не носит характер образовательного мероприятия;
- беседа проводится в непринужденной дружеской обстановке;
- темы для разговоров во время чаепития должны быть интересны и значимы для детей, легкими для их восприятия;
- дети могут сами предложить тему для беседы.
Поэтому я предлагаю вам лишь примерные темы бесед. Педагоги, работающие по другим программам, могут использовать данные темы в различных ситуациях образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Задачи: продолжать знакомить детей с сервировкой праздничного стола. Побудить детей рассказать, как в их семье сервируют стол в повседневной жизни и к праздникам. Вспомнить правила культурного поведения за столом.
Задачи: рассказать детям о событии в народном календаре – Петр и Павел – рябинники; о целебных свойствах рябины, о приметах, связанных с рябиной.
Задачи: закрепить знания детей о событиях происходящих осенью; в народной памяти и в жизни людей.
Задачи: вызвать эстетическое наслаждение от созерцания красивых букетов из осенних цветов и листьев, которыми украшены столы. Рассказать детям об истории создания букета; вызвать интерес к составлению букетов после чаепития.
Октябрь
Задачи: рассказать детям о событиях в народном календаре – Арина – журавлиный лёт, Арина – шиповница (1 октября). Рассказать о целебных свойствах шиповника.
Задачи: расширять знания детей о некоторых исторических событиях нашего народа.
Задачи: познакомить детей с историей русской кухни. Вызвать интерес к традициям русской кухни.
Ноябрь
Задачи: закрепить правила гостевого этикета.
Задачи: закрепить правила гостевого этикета; рассказать детям, как подбирать подарки по ситуации.
Задачи: познакомить детей с историей возникновения колокольчика; вызвать интерес к его прошлому.
Декабрь
Задачи: закрепить знания детей об истории празднования Нового года; вызвать интерес к его прошлому.
Задачи: познакомить детей с историей появления Деда Мороза на Руси и в других странах; вызвать интерес к его прошлому.
Задачи: закрепить знания детей о традициях и обычаях наряжать елку на Руси и у других народов.
Январь
Задачи: познакомить детей с историей появления чая; вызвать интерес к различным сортам чая.
Задачи: познакомить детей с традициями чайной церемонии в разных странах.
Февраль
Задачи: продолжать знакомить детей с прошлым и настоящим куклы, развивать ретроспективный взгляд на вещи.
Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам; стремление к аккуратности и порядку.
Март
Задачи: воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к самому родному человеку, стремление общаться и помогать маме.
Задачи: воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к людям старшего поколения; восхищаться жизнелюбием, трудолюбием бабушек.
Задачи: рассказать детям о сороках, весеннем равноденствии, что это за события, как они соединены в народной памяти и жизни.
Задачи: познакомить детей с историей создания скатерти; вызвать интерес к ее прошлому.
Апрель
Задачи: познакомить детей с историей появления Дня смеха в нашей стране и у разных народов; развивать чувство юмора у детей.
Задачи: рассказать детям об истории создания самовара; вызвать интерес к прошлому и настоящему самовара.
Май
Задачи: рассказать детям о том, как встречают весну в нашей стране и в других странах; вызвать эмоциональный отклик на красивые народные обычаи.
Задачи: вспомнить с детьми о том, кто и как защищал нашу Родину от фашистских захватчиков в годы ВОВ; о том, как живущие помнят и чтят память о них. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам, желание заботится о них.
Задачи: познакомить детей с историей создания денежных знаков; вызвать интерес к прошлому денег.
Задачи: вспомнить с детьми приятные моменты из жизни группы; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение друг к другу и окружающим людям. Рассказать детям о многолетней дружбе воспитанников после выпуска из детского сада.
Благодарю за внимание!
Сегодня в нашей Школе поварского искусства завершается Неделя приготовления десертов. Что и как готовили ученики — смотрите в нашем видео!
ISM 2018
Открытие детской площадки в Дружковке
Сладкие мастер-классы в Школе поварского искусства
Відкриття аудиторії віртуальної реальності для…
Пасхальная выпечка от шеф-повара Сергея Видулина
Фонд Бориса Колесникова установит 100 детских…
Все на лед!
День Николая 2020 на Донетчине
Итоги 2021 года
Новый выпуск категории С
День Николая да Донетчине
Открытие площадки в Новодмитровке
Андрей Пятов: приветствие учеников Константиновско…
Геля была посвящена десертам. Вместе с ребятами мы готовили Наполеон с ягодным соусом, блинчики со свекольным фрешем и с кремом из крокелином, с вишневым и шоколадный фонтан с ванильным мороженым. Очень важно, чтобы ребята научились готовить разные блюда, в том числе и десерты, которыми они могут порадовать и себя и своих близких и родных. Я вас жду на следующих мастер-классах в школе поварского искусства. Хочу сказать спасибо шефу кондитеру Светлане. Спасибо за то, что уделила нам время несмотря на приближающийся праздник весны. Теперь я могу порадовать свою вторую половинку прекрасным десертом на восьмое марта. Солнечных дней, улыбок хороших эмоций спасибо огромное за то что вот вы все это делаете для нас. Спасибо огромное, спасибо. С праздником вас.
Школьное меню отличается от пищи взрослых. К нему предъявляются особые требования с учетом особенностей детского организма. Физические, умственные, эмоциональные нагрузки во время бурного роста и формирования органов и костной системы создают особые условия.
Питание в школе.
Требования и нормы СанПиН
Организация питания школьников производится с учетом правил санитарно-гигиенических документов, установленных на законодательном уровне.
Старые стандарты
До 1 января 2020 г. действовали нормы СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные 23.07.2008 г. Их срок действия распространялся до 2023 г. Однако быстрое развитие общества привело к тому, что эти нормы устарели: появились новые продукты, были дополнены и изменены рекомендации ВОЗ.
В марте 2019 г. появилась новая редакция санитарных норм. Она вступила в силу с начала следующего года и действует до его окончания.
Последние изменения
С 01.01.2021 г. в России начинают действовать нормативы, утвержденные СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Глава 8 документа регламентирует правила организации питания учащихся. Новый документ включает дополнения к списку запрещенных продуктов, уточнения ранее существовавших требований.
Принципы питания
Питание учащихся организуют с учетом особенностей их организма: быстрого роста, подвижности, усиленного обмена веществ, повышенных умственных нагрузок
- Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
- При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
- Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
- Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.
Для учреждений профессионального образования
- включают в рацион молоко и продукты из него, т.к. это источник кальция, необходимого для роста костей;
- также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
- важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
- необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.
Для общеобразовательных учреждений
- Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
- В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
- В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
- Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
- Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
- В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
- Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.
Для кадетских корпусов и интернатов
Необходимая норма ежедневного употребления пищи детьми, потерявшими родителей и находящимися в домах-интернатах, увеличивается, т.к. они пребывают в учебно-воспитательных учреждениях круглосуточно.
В новом документе представлена таблица потребности в продуктах питания для детей, находящихся в домах-интернатах. Для тех, кто живет вне дома, нужно организовать 5-6-разовое питание.
В усиленном питании нуждаются учащиеся, подвергающиеся повышенной физической нагрузке. В связи с этим нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрены отдельные нормы для кадетских корпусов.
Обеспечение контроля и безопасности
Школы и другие образовательные учреждения несут ответственность за организацию и качество питания учащихся: следят за соблюдением норм законодательства, сроками годности продуктов.
Учреждения должны регулярно контролировать качество пищи. Перечень и периодичность исследований безопасности блюд указана в приложении к методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20. Бланк для оформления результатов испытаний предлагается в нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Формирование меню
Приготовление пищи для учащихся производится в соответствии с меню. Его разрабатывают не менее чем на 2 недели. Образец приведен в новых санитарно-гигиенических нормативах. Только в палаточных лагерях школьников разрешается разрабатывать меню на 1 неделю.
При формировании состава блюд нужно учитывать необходимую калорийность и содержание БЖУ, указанные в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Завтрак должен составлять 25%, а обед - 35% суточной потребности.
Допускается замена блюд на равноценные по составу элементов и калорийности в соответствии с таблицей, указанной в приложении к новому документу.
Меню составляется на две недели.
Кто отвечает за составление
Меню утверждается руководителем организации, обучающей детей. Если к обеспечению питания привлекается стороннее предприятие, документ подписывает глава этой организации после согласования с директором образовательного учреждения.
Индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевую продукцию для учащихся, тоже составляют меню в соответствии с требованиями руководства учебной организации.
Технология приготовления
В ТР 2.4.0179-20 приводится примерный расчет оснащения кухни учебного учреждения.
Готовые блюда и продукты для их приготовления должны храниться в холодильнике отдельно друг от друга. Для контроля за температурным режимом внутрь агрегата встраивают термометр. Мясо, рыбу и овощи располагают на нижних полках, а готовую еду - на верхних.
Для реализации принципов здорового питания идеальной является установка пароконвекционного автомата, в котором возможно одновременное приготовление основных блюд на всех учащихся.
Технология приготовления блюд должна использовать щадящие методы (запекание, паровую обработку, тушение, припускание). Для этого кухню оборудуют электрической духовкой и сковородой.
Приготовленную пищу разрешается употреблять в течение 2 часов. Подогрев ранее сделанных блюд не допускается.
Витаминный состав блюд
Для обеспечения блюд витаминами в новом документе рекомендуют максимально использовать фрукты и овощи. В районах, неблагополучных по наличию полезных веществ, используют продукты промышленного производства, обогащенные микронутриентами. Вводить в пищу детей аптечные препараты, содержащие витамины, нельзя.
Потребность в калориях и БЖУ
Идеальное соотношение белков, жиров и углеводов в блюде составляет 1:1:4 соответственно. Калорийность блюд школьников в зависимости от возраста должна быть 2370-2520 ккал в сутки (приложение 10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Содержание белков в пище должно находиться в пределах 77-92 мг/сут, причем не менее 60% из них - животного происхождения.
Допускается снижение или увеличение калорийности блюд не более чем на 5% при условии, что общая питательная ценность блюд, предлагаемых в течение недели, будет сохранена.
Питьевой режим школьников
- Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
- Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
- Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
- Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
- Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
- Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть - не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца - дезинфицировать.
- При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.
Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.
Замена белковых и углеводных продуктов
Замену продуктов нужно производить так, чтобы сохранить энергетическую ценность блюд: калорийность, содержание белков, жиров и углеводов.
В новых санитарно-гигиенических нормах усовершенствована таблица замены: рекомендовано, какие из продуктов и в каком количестве содержат одинаковое количество белков, жиров и углеводов. Например, 100 г говядины соответствует 97 г баранины или 104 г оленины.
Запрещенные продукты
В новом документе в питании детей по-прежнему запрещены сырокопченые колбасы, уксус и маринованные овощи, пирожные с кремом. Все так же не разрешены грибы, острые соусы: кетчуп, майонез, горчица. В пище детей запрещено употреблять макароны по-флотски, яичницу-глазунью, блинчики с мясом и творогом, жевательную резинку и леденцы.
В новые нормативы включены некоторые уточнения: например, печень, язык и сердце допускается применять только говяжьи, нельзя использовать не только уксус, но и маринованные овощи и фрукты и др.
- картофельные и кукурузные чипсы и снеки;
- масло растительное пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое;
- творожные сырки;
- молоко ниже 2,5% и выше 3,5% жирности;
- творог более 9% жирности;
- изделия из рубленого мяса и рыбы, салаты, блины и оладьи, приготовленные в походных условиях.
Чипсы запрещены новыми СанПиН.
Примерное меню на две недели при одноразовом питании
Одноразовое питание допускается, если учащиеся находятся в учреждении образования не более 6 часов. Это может быть плотный завтрак (1 смена) или обед (2 смена).
1 неделя | 2 неделя | |
---|---|---|
Понедельник | Молочная гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, чай | Творожная запеканка, яйцо, напиток из шиповника |
Вторник | Плов с сухофруктами, батон, масло, какао | Молочная лапша, бутерброд с сыром, кофе-суррогат |
Среда | Сырники со сметаной, яйцо, какао | Пшенная каша, сосиска, чай |
Четверг | Омлет, булка с маслом, чай | Каша геркулесовая молочная, бутерброд с маслом и сыром |
Пятница | Каша рисовая с изюмом, какао, хлеб с маслом | Ленивые вареники с маслом и сметаной, кофе-суррогат |
Дополнительно у учащихся на столе находится хлеб.
Меню на 14 дней при 2- и 4-разовом питании
Если учащиеся находятся в учреждении образования более 6 часов, им предлагают завтрак и обед (1 смена) либо обед и полдник (2 смена).
Примерное меню на 2 недели для тех, кто 2 раза питается в школе:
День недели | 1 неделя | 2 неделя | ||
Завтрак | Обед | Завтрак | Обед | |
Понедельник | Каша геркулесовая молочная, яйцо, хлеб с маслом, чай | Суп рассольник, тефтели, картофельное пюре, салат из капусты и моркови, компот из сухофруктов | Морковно-творожная запеканка, манная каша, чай | Суп рассольник, рис, тефтели, овощное ассорти, сок ягодный |
Вторник | Сырники, манная каша, чай | Суп свекольник, макароны, паровая котлета, салат из моркови и яблок, сок | Макароны с сыром, яйцо, какао | Куриный суп с вермишелью, картофельное пюре, мясные фрикадельки, огурец, яблочный компот |
Среда | Омлет, бутерброд с маслом и сыром, какао | Куриная лапша, тушенная капуста с мясом, кисель клюквенный | Каша пшенная молочная, йогурт, вафля | Салат из помидоров, овощной суп с говядиной и сметаной, гуляш с рисом, компот из сухофруктов |
Четверг | Ленивые вареники, жидкая геркулесовая каша, чай | Винегрет, суп с фрикадельками, сосиски, гречневая каша, компот из мандаринов | Омлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогат | Морковный салат, рисовый суп с говядиной, кнели куриные, картофельное пюре, помидор, ягодный компот |
Пятница | Молочная рисовая каша с изюмом, яйцо, кофе-суррогат | Борщ, картофельное пюре, рыбные паровые тефтели, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновый | Каша овсяная, сырник, чай | Салат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, котлеты припущенные, макароны, кисель плодово-ягодный |
При 4-разовом питании к завтраку и обеду добавляется полдник и ужин:
День недели | 1 неделя | 2 неделя | ||
Полдник | Ужин | Полдник | Ужин | |
Понедельник | Кефир, булочка, яблоко | Картофельная запеканка | Сок, булочка, яблоко | Рыба, припущенная в сметане, пюре картофельное, кисель |
Вторник | Молоко, вафли | Рыбные котлеты с творогом, рис, кисель | Ватрушка, молоко, банан | Мясные фрикадельки, овощное рагу |
Среда | Банан, зефир | Тушеная капуста, сосиски, чай | Кефир, оладьи с яблоками | Плов, чай, вафля |
Четверг | Какао, булочка, яблоко | Овощная запеканка, яйцо, чай | Какао, печенье, ягоды | Зразы с луком и яйцом, макароны, сок |
Пятница | Вафли, йогурт, банан | Рыбные тефтели, картофельное пюре, огурец, сок | Йогурт, вафли, зефир | Тушенная капуста с мясом, чай |
В документе 62 страницы школьного меню на 12 дней. Прописаны блюда, их белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Меню распределено на категории: для учеников 1-4 классов, 5-11 классов.
Меню по новым требованиям СанПин
Согласно новым требованиям, в меню обязательно должны быть горячие блюда. Его допускается составлять с учетом климатических, национальных и других особенностей.
При этом необходимо сохранить пищевую и энергетическую ценность блюд, соотношение БЖУ. Допускается незначительное изменение этих показателей при условии их компенсации в течение недели.
Продукты для дополнительного питания
Дополнительное питание осуществляет буфет.
- Набор продукции, предлагаемой школьным буфетом, должен состоять только из продуктов, разрешенных СанПин 2.3/2.4.35.
- Соки, питьевую воду и другие напитки можно продавать только в промышленной упаковке. Их нельзя разливать непосредственно в буфете.
Разрешается устанавливать автоматы для продажи пищевой продукции в обеденном зале при условии достаточной площади столовой. Их нужно обрабатывать дезинфицирующими растворами не реже 2 раз в месяц.
Рецепты для питания школьника
Школьное питание восполняет только часть энергозатрат ребенка, а остальное дети получают дома. Ниже приведены несколько рецептов блюд, которые можно приготовить родителям.
Рыбные котлеты с творогом
- филе хека - 400 г;
- творог - 100 г;
- яйцо - 1 шт.;
- 1 небольшая луковица;
- крупа манная - 1,5 ст.л.;
- масло растительное - 1 ч.л. для смазки формы;
- укроп, соль - по вкусу.
Питательные рыбные котлеты с творогом.
Суп рассольник
Цена этого блюда невелика.
- куриный бульон - 3 л;
- крупа перловая -100 г;
- соленые огурцы - 2 шт.;
- картофель - 350 г;
- луковица - 1 шт.;
- морковь - 1 шт.;
- масло подсолнечное - 1 ст.л.;
- зелень петрушки, соль - по вкусу.
Пикантный суп рассольник.
Мясные фрикадельки
- фарш мясной - 0,5 кг;
- яйцо - 1 шт.;
- соль - по вкусу.
Вкуснейшие мясные фрикадельки.
Читайте также: