Паустовский колхида краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Ключевые слова: литературный концепт; архетип; образ; образно-концеп­туальный цикл; антропологические структуры творческого воображения; мужское и женское начала.

I

Наверняка у читателя уже возник вопрос: какое отношение все это имеет к евразийству?

На самом деле именно отношение к эксплуатации такого богат­ства представляет собой мерило европейского или азиатского вос­приятия жизни и мира в целом. На фоне строительства советской экономики Кара-Богаз-Гол, как сегодня называется этот залив (то есть озеро Кара-Богаз), превращается в своего рода арену столкно­вения западного и восточного миросозерцания. Отстраненный от оживленной деятельности людей на Каспии, забытый в отчаянной туркменской пустыне, Кара-Бугаз всегда пугал людей своей дикос­тью и своими опасностями. Тот, кто проявлял к нему научный инте­рес, добирался сюда с большим трудом из-за сложностей переправы через пролив или, при подъезде по суше, из-за отсутствия дорог и пресной воды вокруг залива.

Не сразу постигается и суть повествования, заключающаяся в актуальности вопроса об эксплуатации Кара-Бугаза: автор к ней подходит медленно, как бы маскируя главную интенцию текста дру­гими текстами, относящимися к разным эпохам.

«Когда последние запасы угля и нефти подойдут к концу, начнется вой­на,— упрямо повторил Шацкий.

— Неужели вы как ученый не видите выхода? — спросил я.

Одна из самых красноречивых фраз в повести находится на пред­последней странице. Произносит ее женщина-инженер (своего рода синтетический образ, олицетворяющий раскрепощение восточной женщины и прогресс западной науки) 8 :

II

Испытываешь сильный соблазн предположить, что Паустовский изображает борьбу советской власти против неблагосклонной при­роды, против обскурантизма и болезней, имея в виду нечто более значительное, чем требовала эпоха, нечто тесно связанное с самой человеческой натурой и, что не менее важно, с опытом художника, с архетипами, действующими в его поэтическом сознании и разви­вающими его творческую способность.

Если дойти до первооснов этих архетипов, увидим нечто порази­тельное, хотя и очевидное: их сущность сводится к двум основопо­лагающим началам человечества — мужскому и женскому. Из чего состоит сущность пустыни, если не из самых духовных космогони­ческих элементов — воздуха и огня? В пустыне и земля — не земля, а раскаленный, мертвый, бесплодный песок. Воздух и огонь, как известно, выражают два мужских принципа активности. С другой стороны, в болоте эти элементы отсутствуют: сам воздух восприни­мается не как таковой, а как влажная духота, именно как отсутствие воздуха. В болоте царствуют элементы противоположного знака, земля и вода, болото — их синтез. Известно, что и земля, и вода вы­ражают два женских принципа пассивности. Следовательно, пусты­ня представляет собой мужской принцип отвлеченности, связанный с вечностью, болото же — женский принцип конкретности, связан­ный с мимолетностью.

После обретения Туркменистаном независимости плотину частично разрушили, и географические карты Каспийского моря опять показывают Кара-Бугаз, очерченный не пунктирной, а сплошной линией. Что это? Демонстрация национального самоутверждения и вновь обретенной этнической гордости или восстановление при­родного порядка? А может быть — возврат к восточной неопреде­ленности, хаосу, к грубой ошибке природы?

*Уго Перси, профессор кафедры славистики Университета г. Бергамо (Италия).

1 Паустовский К. Г. Кара-Бугаз // К. Г. Паустовский. Собр. соч. в 8 т.М., 1967. Т.1. С.447.

2 Там же. С. 527—528, 529.

3 Фроловская Т. Евразийский Лев.

5 Паустовский К. Г. Кара-Бугаз. С.471.

6 Платонов А. Пролетарская поэзия // Кузница, 1922. №9.

7 Паустовский К. Г. Указ. соч. С.492, 501, 510, 514.

9 Паустовский К. Г. Колхида // К. Г. Паустовский. Собр. соч. в 8 т. М.,1967. Т. I. С.537, 550.

10 Паустовский К. Г. Кара-Бугаз. С.480.

12 Bachelard G. La terre et les reveries de la volonte. Paris, Jose Corti,1948. P. 290.

13 Паустовский К. Г. Указ. соч. С.485.

14 См.: Durand G. Les structures anthropologiques de l'imaginaire. Paris, Presses Univ. de France, 1963.

15 Паустовский К. Г. Указ. соч. С. 501—504.

16 См, например: Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической сим­волики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.,1996. С. 385—387; Полонский А. В. Слово, воссоздавшее мірз // Информационный потенциал слова и фразеологизма: Сб. науч. статей. Орел, ОГУ, 2005. С. 86—90.


Литературный путь Паустовского долго не мог устояться. О чём писать? К тридцатым годам он решил стать причастным к праву человека на могущество, то есть предпринимал изыскания в областях, будто бы неприспособленных для существования. Константин твёрдо верил – любое обстоятельство можно изменить на благо человека.

Оглавление

  • Предисловие
  • Письма 1915—16
  • Письма 1917—68
  • Романтики (1916—23)
  • Блистающие облака (1928)
  • Рассказы 1912—29
  • Очерки 1917—30
  • Кара-Бугаз (1931)
  • Очерки о странствиях 1923—32
  • Судьба Шарля Лонсевиля (1932)
  • Озёрный фронт (1932)
  • Соль земли (1932)
  • Колхида (1933)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Паустовский. Критика и анализ литературного наследия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Не успокоится человек, пока не вычерпает недра Земли, пока поверхность планеты не превратит в нечто ему потребное. И если ранее он думал о будущем, желая блага для всего человечества, то по прошествии времени вернулся к извечно одолевающей его жажде наживы. Но это в будущем, пока же Паустовский писал о современном для него дне. Некогда в Советском Союзе желали изменить русла сибирских рек, направив их в засушливые регионы страны, хотели и перекрыть поступление воды из Каспийского моря в залив Кара-Бугаз. Планы советских граждан коснулись и малярийных болот Мегрелии, где имелся чрезмерный избыток влаги. Человек посчитал необходимым осушить местность, превратив земли древней Колхиды в тропический сад. Тогда действительно думали о благе, как всегда забывая о нуждах самой природы, для чего-то создавшей данный край.

Ещё не Шри-Ланка, а подобие пинских болот. И как же сей край привести к желаемому виду? Все планы терпят крушение, стоит спуститься ветру с гор, называемому фёном. Такой ветер неимоверно горяч и разом поднимает температуру воздуха на двадцать градусов. Не просто будет совладать с природой, может ничего у человека не получится. Как бы хуже не стало от совершаемых им действий. То и не имеет значения, когда желание стоит надо всем, обязывая совершать изменения в угоду представлениям о лучшем из возможных результатов.

Паустовский не смотрит на Мегрелию как на уникальное место. Он не видит в нём положительных моментов, неизменно находя причины для скорейшего изменения имеющейся природы. Никто не задумывается о необходимости прекратить вмешательство. Если такие попытки были, то о них Константин не сообщает. Есть единственное упоминание пользы болот — они способны сохранять прошлое. Так на глазах у читателя будет извлечена античная статуя, большой ценности по мнению знатоков древностей. Но это не является важным обстоятельством, чтобы отменить планируемое превращение Мегрелии в тропический сад.

Константин предпочитает рассказывать о другом. Он повествует о караванном чае, чьи свойства улучшались благодаря длительной перевозке. Снова и снова восхищается свойствами эвкалипта. Описывает людей, с жаром в глазах думающих о предстоящих изменениях местной природы. Знакомясь с подобным повествованием, читатель сам может загореться аналогичной идеей. Тут надо говорить об умелой подаче информации, тогда как деятельность человека в Колхиде легко подвергнуть сомнению в благости производимых изменений.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Колхида: краткое содержание, описание и аннотация

Константин Паустовский: другие книги автора

Кто написал Колхида? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Константин Паустовский: Том 1. Романтики. Блистающие облака

Том 1. Романтики. Блистающие облака

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Колхида — читать онлайн ознакомительный отрывок

Константин Геоpгиевич Паустовский

Кто убьет кошку,

тот подлежит смерти.

Древний мингрельский закон

Ветер швырнул в окна духана горсть пыли и сухих розовых лепестков. Нервно перебирая зелеными листьями, заволновались пальмы; их шум был похож на скрежет. Дым из труб мчался вдоль плоских улиц Поти, смывая запах отцветающих мандаринов. Лягушки на городской площади перестали кричать.

- Будет дождь,- сказал молодой инженер Габуния.

Он с досадой посмотрел за окно. На стекле проступала замазанная мелом надпись: "Найдешь чем закусить".

Дождь медленно надвигался с моря. Он лежал над водой, как тяжелый дым. В дыму белыми клочьями метались и визжали чайки.

- Двести сорок дней в году здесь лупит непрерывный дождь,- добавил Габуния.

- Пламенная Колхида! - пробормотал Лапшин.- Один ученый высчитал, что на землю ежегодно выпадает девяносто кубических километров дождя. По-моему, все эти дожди выливаются здесь.

Эти слова не произвели на Габунию никакого впечатления.

Хозяин духана, толстый гуриец, задыхался от астмы. Он был равнодушен ко всему на свете - к обедавшим инженерам, к старику с посохом, Артему Коркия, понуро сидевшему за пустым столиком, к бродячему самоучке-художнику Бечо и даже к приближавшемуся ливню. Он томился от духоты и хмурых мыслей, сгонял мух со стаканов, липких от вина, и изредка пощелкивал на счетах.

Бечо рисовал масляными красками на стене духана необыкновенную картину. Сюжет картины ему подсказал Габуния. Она изображала Колхиду в будущем, когда вместо обширных теплых болот эта земля зацветет садами апельсинов. Золотые плоды, похожие на электрические лампочки, горели в черной листве. Розовые горы дымились, как пожарище. Белые пароходы проплывали среди пышных лотосов и лодок с нарядными женщинами. В садах пировали мингрелы в галифе и войлочных шляпах, и ко всему этому детскому пейзажу простирал руки старик в черкеске, с длинными вьющимися волосами и лицом Леонардо да Винчи.

- Где он взял портрет Леонардо? - спросил Лапшин.

- Я ему дал. Пусть рисует.

Лапшин пожал плечами.

Тяжелые капли медленно ударяли по тротуару. Духан начал наполняться людьми, спасавши-мися от дождя. Они смущенно здоровались с хозяином, так как ничего не могли заказать. Потом каждый внимательно рассматривал работу Бечо.

Гул восхищения перебегал от столика к столику. Люди щелкали языками и удивлялись мастерству этого кроткого человека.

Хозяин, внимая общему восторгу, сердито нашвырял на тарелку кукурузной каши и жареной рыбы, налил стакан терпкого вина и подал Бечо. Это была ежедневная плата ему за работу.

Бечо сполоснул руки вином, съел рыбу, закрыл глаза и вздохнул. Он отдыхал. Он слушал шепот похвал и думал, что хотя духан и кооперативный, но хозяин явно обманывает его и кормит хуже, чем было условлено.

Шум дождя начал заглушать говор посетителей духана. Вода пела в водосточных трубах и с шипением хлестала в закрытые окна. Капли торопливо выстукивали дощатые стены и вывески, будто тысячи маленьких жестянщиков и плотников затеяли веселое соревнование.

Дул юго-западный ветер. Он гнал тучи, как отару серых овец, и прижимал их к стене Гурийских гор.

Постепенно к плеску, стуку, шороху, бульканью - ко всем легкомысленным звукам воды присоединились тяжелый гул людских голосов и гортанные выкрики.

Из соседней парикмахерской выскочил маленький старик с намыленным лицом. Мыло стекало на его серую черкеску. Он пощупал зверя и отшатнулся.

- Рамбавия! - крикнул он.- Ты застрелил дикого кота, кацо!

Толпа зашумела. Охотник вошел в духан. Он швырнул мокрого, скользкого зверя хозяину. Звякнули стаканы. Гул от удара тяжелой туши о прилавок потряс воздух.

В духане стало тесно. Люди кричали с таким азартом, будто дело шло о жизни и смерти.

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом:

- Купи шкуру, заведующий.

Толпа стихла. Нельзя было пропустить ни одного слова из этого необыкновенного торга. Дело шло о шкуре дикого кота, быть может последнего дикого кота, застреленного в болотистых лесах Колхиды.

Паустовский Колхида

Не успокоится человек, пока не вычерпает недра Земли, пока поверхность планеты не превратит в нечто ему потребное. И если ранее он думал о будущем, желая блага для всего человечества, то по прошествии времени вернулся к извечно одолевающей его жажде наживы. Но это в будущем, пока же Паустовский писал о современном для него дне. Некогда в Советском Союзе желали изменить русла сибирских рек, направив их в засушливые регионы страны, хотели и перекрыть поступление воды из Каспийского моря в залив Кара-Бугаз. Планы советских граждан коснулись и малярийных болот Мегрелии, где имелся чрезмерный избыток влаги. Человек посчитал необходимым осушить местность, превратив земли древней Колхиды в тропический сад. Тогда действительно думали о благе, как всегда забывая о нуждах самой природы, для чего-то создавшей данный край.

Ещё не Шри-Ланка, а подобие пинских болот. И как же сей край привести к желаемому виду? Все планы терпят крушение, стоит спуститься ветру с гор, называемому фёном. Такой ветер неимоверно горяч и разом поднимает температуру воздуха на двадцать градусов. Не просто будет совладать с природой, может ничего у человека не получится. Как бы хуже не стало от совершаемых им действий. То и не имеет значения, когда желание стоит надо всем, обязывая совершать изменения в угоду представлениям о лучшем из возможных результатов.

Паустовский не смотрит на Мегрелию как на уникальное место. Он не видит в нём положительных моментов, неизменно находя причины для скорейшего изменения имеющейся природы. Никто не задумывается о необходимости прекратить вмешательство. Если такие попытки были, то о них Константин не сообщает. Есть единственное упоминание пользы болот — они способны сохранять прошлое. Так на глазах у читателя будет извлечена античная статуя, большой ценности по мнению знатоков древностей. Но это не является важным обстоятельством, чтобы отменить планируемое превращение Мегрелии в тропический сад.

Константин предпочитает рассказывать о другом. Он повествует о караванном чае, чьи свойства улучшались благодаря длительной перевозке. Снова и снова восхищается свойствами эвкалипта. Описывает людей, с жаром в глазах думающих о предстоящих изменениях местной природы. Знакомясь с подобным повествованием, читатель сам может загореться аналогичной идеей. Тут надо говорить об умелой подаче информации, тогда как деятельность человека в Колхиде легко подвергнуть сомнению в благости производимых изменений.

Достаточно вспомнить про Кара-Бугаз, о котором Паустовский рассказывал сходным образом, только имея наглядные доказательства вредности планируемого человеком, он стремился облагородить залив менее варварским способом, предлагая извлекать природные богатства за счёт понимания потенциала пустынного климата. Касательно Мегрелии подобного не происходит. Остаётся предположить, что никто всерьёз ею ещё не занимался, даже не думая высушивать болота, поскольку это длительный и трудоёмкий процесс. Время покажет, насколько оправдано человеческое стремление преобразовывать планету. И если всё окажется сделанным правильно, значит о чём-то люди всё равно не задумались и не приняли прочие негативные перемены связанными с ими проделанным.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: паустовский колхида критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Konstantin Paustovsky Kolkhida analysis, review, book, content

Читайте также: