Патриотический уголок в школе беларусь

Обновлено: 02.07.2024

Содержание уголков по патриотическому воспитанию должно соответствовать задачам, решаемыми по данной теме в каждой возрастной группе.

Так в 1 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с белорусской народной игрушкой.

Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы.

В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы. историей города. С географическим расположением в РБ, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

В период 2010-2020 гг. учреждение образования традиционно продолжало сотрудничество с ветеранской организацией агрогородка Бабичи. Ежегодно в дни памятных дат, а также в течение учебного года ветераны и очевидцы исторических событий Великой Отечественной войны приглашались на классные и информационные часы, торжественные встречи, митинги, мероприятия гражданско - патриотической направленности. С ними также поддерживалась постоянная связь при выполнении творческих и исследовательских работ учащихся, связанных с периодом Великой Отечественной войны. К сожалению, в 2015 г. ушел из жизни последний ветеран агрогородка, Черный Н.В., но ветеранскую организацию в настоящее время представляет Зарецкий Г.А., ветеран педагогического труда.

В 2015-2020 активизировалась связь учреждения образования с педагогом-ветераном А. С. Леоновой, бывшей учительницей математики в нашей школе. А.С. Леонова ˗˗ очевидец немецко-фашистской оккупации, свидетель освобождения д. Бабичи 17 ноября 1943 года. В те дни Анастасия Софроновна была ребенком, но помнит все обстоятельства военного детства и день освобождения деревни. А. С. Леонова с 2015 г. проживает в г. Гомеле у сына, связи с преклонным возрастом и по состоянию здоровья проживать на родине в Бабичах не может. В 2017 г. она прислала в школу ряд писем, в которых делится воспоминаниями о военном детстве, о своем отце, ушедшем на фронт, о днях освобождения деревни. Свои воспоминания Анастасия Софроновна часто излагает в стихотворной форме. От ее имени эти стихи читались на мероприятиях, посвященных освобождению Бабич в 1943 году. Переписка со свидетельницей военных событий Леоновой А.С. продолжается. При содействии учителя русского языка и литературы Н.А. Филипповой в течение 2020 г. планируется издание книги стихов Леоновой А.С., которые посвящены родной деревне, в том числе, периоду Великой Отечественной войны на территории деревни.

Благодаря материалам от основателей школьного уголка боевой и трудовой славы учащиеся имеют возможность прикоснуться к уникальным страницам истории родного края.

Взаимодействие и сотрудничество со средствами массовой информации

Работа с родственниками погибших

Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло более полувека, в учреждение образования, как шефствующую организацию за воинскими захоронениями, регулярно продолжают обращаться родственники погибших воинов или мирных жителей, захороненных на территории нашего региона.

За период 2010-2020 гг. обратилось несколько родственников погибших воинов, а также родственников мирных жителей, убитых в период оккупации. С ними были установлены тесные контакты, проводилась переписка, с некоторыми состоялись и личные встречи. Совместными усилиями учреждения образования и обратившихся были установлены, проверены и документально подтверждены обстоятельства гибели и увековечивания памяти погибших.

Так, например, в 2013 г. в учреждение образования обратилась внучка погибшего Мустаева Миндиляра Гиязовича, гвардии рядового, 1911 года рождения, уроженца села Бузовьязы Бузовьязовского района Башкирской АССР, кавалериста, Эльвира Юлаева из г. Москвы. С Э. Юлаевой велась переписка, в ходе которой были уточнены обстоятельства гибели ее деда, который похоронен в братской могиле на территории Бабич. Эльвира Юлаева лично приезжала в Бабичи вместе со своей дочерью, посещала братскую могилу, в которой похоронен ее дедушка, встречалась с представителями учреждения образования. Строки из письма Эльвиры Юлаевой:

«…К сожалению, наша семья ничего не знала о судьбе дедушки почти 70 лет. Бабушка так и не получила похоронное извещение, в документах военкомата призыва он числился пропавшим без вести. Неоднократно писали в ЦАМО, получали ответ "пропал без вести". Я знаю, что от дедушки было несколько писем, но они, к нашему огромному сожалению, были утрачены при переезде семьи в 1947 году.

….Елена Вольская ( г. Минск, Управление по увековечению памяти павших в годы Великой Отечественной войны) посоветовала обратиться в Речицкий историко-краеведческий музей и в деревню Бабичи, чтобы узнать, когда имя нашего дедушки будет увековечено на мемориальной доске братской могилы в Бабичах.

Моя мама и я очень хотим посетить места, где сражался, погиб и был похоронен наш отец и дед.

Будем рады встрече с Вами, огромное спасибо за помощь.

C уважением, Эльвира Юлаева

г. Москва телефон (495) 798 77 38

В 2016 г. в адрес учреждения образования обратилась семья Ларюшкиных из Винницкой области Украины. Родственники Ларюшкиной Леонилы Арсентьевны, которая была расстреляна фашистами в Бабичах, приезжали в Бабичи, посетили экспозицию школьного уголка боевой славы, где нашли подтверждение тому, что их родственница действительно погибла в Бабичах и похоронена здесь.

Строки из письма Александра Ларюшкина, внука погибшей:

…Пишет Вам семья Ларюшкиных из Украины, г.Винница. Мы были у Вас в Бабичах этим летом, когда искали могилу нашей бабушки Ларюшкиной Леонилы Арсентьевны, которая была расстреляна фашистами за партизанскую деятельность вместе со своей мамой Табулиной Ниной Даниловной 28.09.1943 года в деревне Бабичи.
Как и обещали, высылаем Вам фотографию нашей бабушки Ларюшкиной Леонилы Арсентьевны и справку о ее смерти через расстрел, которую в 1945 году выписали моему дедушке Ларюшкину Ивану Николаевичу.
Из всей этой семьи на сегодняшний день в живых остался только мой отец Ларюшкин Олег Иванович, который и предоставил нам эти документы. Сегодня он проживает в Украине по адресу: 21000, г.Винница, пр.Космонавтов, д.26, кв.21. Кроме меня у него есть еще дочь Ларюшкина Ольга Олеговна, 1977 г.р., проживающая тоже в г.Виннице, и, конечно же, пятеро внуков: трое моих детей и двое детей сестры.
От всех нас сердечно Вас благодарим за ту работу по сбору исторических фактов о Бабичских жителях, проделанную Вами. Если бы не Вы, нам бы не удалось отыскать могилу нашей бабушки и, как оказалось, прабабушки тоже.
Извините за задержку в пересылке копий фотографии и справки о смерти.

С благодарностью, семья Ларюшкиных из Винницы, Украина (до ВОВ Табулины)
(Александр с супругой Натальей и дети Ангелина, Владимир и Сергий)

В 2017 году в учреждение образования поступил запрос от родственницы погибшего Герасина Александра Гавриловича, Герасиной Аллы Петровны, проживающей в г. Минске. Семье Герасиных стало известно о том, что их дедушка, Герасин А.Г., погиб в 1943 г. на территории Речицкого района и похоронен в братской могиле д. Бабичи. Однако его фамилии на мемориальной плите не оказалось.

Благодаря проведенной поисковой работе и сотрудничеству с Речицким краеведческим музеем нам удалось найти подтверждение этой информации. Были сверены документы, захоронение подтвердилось. Благодаря материальной и организационной поддержке, оказанной педагогическим коллективом школы, а также действенной помощи, оказанной жителем г. Речицы В.И. Лопатиным, имя Герасина А.Г. было внесено на мемориальную плиту братской могилы, накануне Дня Победы, 3 мая 2018 года.

Использование экспозиции уголка боевой и трудовой славы в массовых мероприятиях патриотической направленности, исследовательской и воспитательной работе

В ходе праздничных шествий используются фотографии из экспозиции, в выступлениях на праздничных митингах освещаются страницы исторического прошлого на примере нашей малой родины, агрогородка Бабичи.

Метаморфозы истории расследовал Виктор Пралич .

Яновская детский сад – базовая школа имени Николая Цурана расположена в сердце Сенненского района. Но и у этого провинциального учреждения много общего со всеми школами и гимназиями страны. Здесь с особым трепетом встречали сразу два праздника – День Победы и День Государственного герба и Государственного флага. А буквально в начале весны школа заняла первое место в районе за лучшее оформление уголка с государственной символикой.

Мы сімвалы помніць і ведаць павінны,
але мы не ўсё яшчэ вам расказалі
Аб важнай на сцягу графічнай дэталі.
Цікавы малюнак сялянкі Матроны,
узяты адзін са штмалікіх узораў.
Не ўсе ў даўніну ўмелі пісаць,
затое ў малюнку маглі расказаць.

Из 17 школ района этой не было равных. Здесь большое внимание уделяют настоящему патриотизму, и заключается он в первую очередь в знании своей государственной символики.

Виолетта Новикова , ученица Яновского детского сада – базовой школы:
Наш флаг имеет три цвета – красный, зеленый и белый. Красный обозначает солнце, зеленый – природу, белый – свободу. И на белой полосе нарисован орнамент.

В каждую работу вкладывала душу. Кто она, создательница орнамента на государственном флаге Беларуси ? Подробности здесь.

Я хочу показать Вам лэпбук о моей стране, о ее символах, достопримечательностях.

Данный лэпбук мы используем на занятиях по образовательной области "Ребенок и общество".

Все картинки взяты с просторов интернета.

Цель лэпбука: развивать представления воспитанников о том, что в РБ живут белорусы, столица Беларуси - Минск; о национальном флаге, гербе, гимне, белорусских праздниках; развивать внимание, память, патриотические чувсва. Задачи взяты из "Учебной программы дошкольного образования".

Содержание лэпбука:



карточки мы используем для составления рассказов о символах Беларуси, для игры "Что лишнее".

-"Найди герб" наша страна включает в себя шесть областных городов, каждый имеет свой герб. Воспитанникам предлагается соотнести герб с областным городом.


-"Архитектура" в этом кармашке собраны знаменитые памятники, здания нашей страны


: Брестская крепость, Мирский замок, Белая Вежа, музей ВОВ Минска, замки Беларуси.

На центральной части лэпбука размещены герб, флаг, карта нашей страны


-Cтихотворения


-"Писатели Беларуси"


-"Национальный костюм"




изделия из соломки, дерева, глины и дерева.

-"Национальная кухня"


у нас выпускаются открытки с рецептами блюд: драники, картофельная бабка, блины, различные супы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное учреждение образования

Проект по патриотическому воспитанию

Информационная карта проекта

формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов в активную деятельность по патриотическому воспитанию, сохранение исторической памяти и наследия малой родины

  • развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
  • воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
  • сохранять и раз­вивать чувства гордости за свою страну и народ;
  • изучать героическое прошлое нашей страны;
  • воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • подготовиться к достойной встрече 75-годовщине Победы;
  • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
  • формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.

Бакланова Наталья Александровна

Педагог - организатор, классные руководители, библиотекарь

Полное наименование организации

Участники учебно – воспитательного процесса школы

Содержание

Сроки и этапы реализации проекта………………………………………. …8

Ожидаемые результаты проекта……………………………………………. 9

Механизм реализации проекта………………………………………………. 10

Основные направления проекта…………………………………………….10

Мероприятия по реализации…. ………………………….…………………11

Научная новизна проекта……………………………. ……………………11

Теоретическая значимость проекта………………………………………..….12

Практическая значимость проекта…………………………………………. 12

Оценка эффективности проекта……………………..…………………………13

Актуальность проекта

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в настоящее время отнесено к числу важнейших направлений воспитательной работы в учреждениях образования Республики Беларусь. Одной из самых значимых задач каждого учреждения образования является воспитание настоящего гражданина и патриота. Подрастающее поколение должно знать свои корни, родной край. Без знаний о культурном и историческом наследии родного края, традициях и обычаях белорусского народа, прошлом и настоящем трудно представить настоящего патриота, гражданина своей страны.

Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.

В 2020 году - 75-летие Великой Победы. Это явилось немаловажным дополнением в выборе темы нашего проекта. Этот проект планируется реализовать в преддверии великого праздника Дня Победы. Донести до детей важность этих событий в жизни нашей страны – долг каждого учителя.

Любовь к Родине – это главное, составляющее патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека. И, нам - необходимо решать задачи первостепенной важности:

• формирование духовно-нравственных качеств личности;

• формирование толерантного отношения к миру;

• способствовать реализации индивидуальных, творческих, личностных и деловых качеств подрастающего поколения.

Цель проекта: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов в активную деятельность по патриотическому воспитанию, сохранение исторической памяти и наследия малой родины.

Читайте также: