Статьи по пластилинографии в доу

Обновлено: 05.07.2024

В статье представлен материал, рекомендованный педагогам дошкольных образовательных учреждений. В статье представлена актуальность использования нетрадиционной техники лепки – пластилинографии для творческого развития дошкольника.

Для воспитания и обучения детей дошкольного возраста большую роль играет изобразительная деятельность. Благодаря продуктивным видам деятельности, таким как пластилинография (пластилиновая живопись), дети учатся координировать движения кистей и пальцев, у них развиваются пространственное восприятие, воображение, двигательная память, речь, что очень важно для подготовки к учебной деятельности. Но, к сожалению, занятия пластилиновой живописью редко практикуют в дошкольных учреждениях. В процессе работы особую актуальность приобретают задачи пробуждения творческих способностей детей, их инициативы, изобретательности, эстетических чувств, трудовых навыков, развития нестандартного мышления, укрепления связи с природой и культурой. В статье описаны разнообразные приёмы пластилинографии, даны рекомендации педагогам и родителям для занятий с детьми этим видом деятельности.

Дошкольная педагогика

В статье омечено, что обучение должно стать для ребенка не только игрой, но и приятным переживанием. Известно, самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке.

пластилинография занятие

Суть понятия

Лошадка

Рисунки пластилином получаются очень яркими и объёмными

Что нужно для занятий

Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии). Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.

Для изготовления поделки нужны будут:

  • дощечки для лепки;
  • стеки;
  • ножницы;
  • специальные скалочки для раскатывания пластов пластилина;
  • шприц без иглы;

Красный пластилин в шприце

Заготовки-жгутики из мягкого пластилина удобно делать шприцем

Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми

Миссия уроков по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  • воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Три девочки рисуют пластилином

Работа с пластилином развивает мелкую моторику

Таблица: задачи пластилинографии в ДОУ

Виды пластилинографии в ДОУ

В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:

Видео: контурная пластилинография — мастер-класс

Фотогалерея: примеры поделок в разных видах пластилинографии

Прямая пластилинография — это начальный уровень выполнения поделок, которые могут выкладываться в контуры или располагаться на подложке без них В модульной пластилинографии комбинируются элементы разной формы: шарики, жгутики, колбаски и др Фактурная пластилинография заключается в использовании элементов разной степени выпуклости Чтобы сделать фон для витражной пластилинографии, достаточно подложить под прозрачную основу лист бумаги с нанесёнными на него контурами, при этом поделка может выполняться разными видами рисунка пластилином, в том числе и многослойным Для выполнения многослойных поделок детям требуется определённая мышечная сила, чтобы сделать переходы гладкими Для контурной пластилинографии используются жгутики разной толщины

Видео: техника обратной пластилинографии

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:

Клоун в витражной пластилинографии

В старших группах поделки в нетрадиционной технике лепки из пластилина могут быть основой для составления описания или даже целых рассказов

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:

Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

  • размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
  • примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
  • налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
  • заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
  • смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Освоение приёмов работы с пластилином для поделок в традиционной и нетрадиционной техниках идёт параллельно.

Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста

  • скатывание;
  • раскатывание;
  • сплющивание;
  • размазывание;
  • налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце).
  • отработка уже изученных навыков;
  • освоение умения работать со стекой и ножницами;
  • отщипывание;
  • прищипывание;
  • оттягивание;
  • примазывание;
  • налепливание.
  • отдельно с каждым малышом;
  • в мини-группах, парах.
  • повторение освоенных навыков;
  • овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;
  • привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера.
  • индивидуальная;
  • в парах.
  • изготовление поделки по образцу;
  • самостоятельное планирование подготовки элементов картины.
  • отработка и комбинация освоенных ранее приёмов;
  • заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия);
  • использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.).
  • индивидуальная работа;
  • в мини-группах;
  • коллективная (всей группой).
  • самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения;
  • комбинация видов пластилинографии;
  • сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета — описывают, рассказывают сказки и пр.).
  • освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов);
  • отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).

Во второй младшей группе дети работают в прямой пластилинографии, а со второго семестра — осваивают контурный вид В средней группе ребята учатся сочетать более двух контрастных цветов В старшей группе дети учатся заполнять пластилином всё пространство рисунка В подготовительной группе ребята активно подключают дополнительные материалы для изготовления поделок

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

Флаг России

Поделки к праздникам могут быть домашним заданием

Примерная тематика

Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу, в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, описание УМК, а также календарно-тематическое планирование. При этом занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями:

Примерами составления тематики занятий по пластилинографии для детей 4–5 лет могут быть такие:

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвящённые изучению народного декоративно-прикладного искусства:

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы

Шаблоны для выполнения поделок в технике пластилинографии

Первоначальные навыки изодеятельности в нетрадиционной технике лепки из пластилина дети получают при работе с шаблонами, которые используются, прежде всего, для прямого вида создания рисунков пластилином, но могут применяться и для более сложных разновидностей. Так, создание рисунков, где есть люди, считается одним из самых трудоёмких видов пластилинографии.

Шаблонами для пластилинографии могут служить и обычные раскраски.

Шаблон с изображением дедушки и бабушки можно использовать для контурной пластилинографии Шаблон хрюшек можно использовать и в средней группе, если мелкие детали выложить мозаикой или просто раскрасить фломастерами В шаблоне, изображающем маму с детьми, прямой пластилинографией выкладываются кресло, собака, книга, остальные детали раскрашиваются или выкладываются пластилиновыми шариками, жгутиками, сделанными при помощи шприца без иглы Семья бегунов — сложный рисунок, так как в нём много элементов и мелких деталей, для выполнения которых требуется много времени, а значит использовать изображение можно либо для проекта, либо в работе кружка

Шаблон такой ёлки подойдёт для прямой пластилинографии, а в старших группах рисунок можно выполнить жгутиками В средней группе этот шаблон можно использовать так: ёлку раскрасить, а игрушки сделать из пластилиновых шариков, старшие дошкольники могут обойтись и без раскрашивания, скомбинировав прямую и мозаичную пластилинографию Шаблон снеговика может использоваться для прямой пластилинографии в первой младшей группе Рисунок Снегурочки прост в исполнении, так как для него не требуется использовать много цветов пластилина

Сложность исполнения овечки в прямой технике будет в том, чтобы попасть в границы контура шерсти, в этом смысле удобнее работать шариками мозаичной пластилинографии или жгутиками контурной Обычно цыплёнок — это первый опыт пластилинографии в младшей группе На рисунке петушка можно отрабатывать приём смешения пластилина разных цветов Для выполнения коровы требуется прорисовать мелкие детали, поэтому задание подойдёт для старших дошкольников, владеющих разными видами пластилинографии

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения дошкольников

  • В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
  • Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
  • Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
  • Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
  • Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
  • Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
  • При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
  • При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.

Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание , которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.

Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками — получится подобие рамки.

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Фактурная пластилинография (барельеф)

Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок

Младшая группа

вторая младшая группа

пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)

вторая младшая группа

К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более

В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы — коллективные композиции.

Интересные темы для занятий, фото

Шаблоны для пластилинографии в детском саду

Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.

Автор: Зайцева Мария Владимировна

Населенный пункт: Ростовская область, р.п. Усть-Донецкий

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. Занятия пластилинографией позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение. Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир осознавать себя и своё место в нём, расширять возможность изобразительной деятельности детей.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста. Однако содержание и методика работы в технике пластилинографии в ДОУ, собранные в единый комплект, еще не создан. Это обусловило актуальность данного проекта.

Объектом проекта является процесс развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников.

Предмет – техника пластилинография.

Цель: исследовать возможности развития творческих способностей через пластилинографию в виде проекта.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучить теоретические основы развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников;

2) рассмотреть условия необходимые для развития творческих способностей через пластилинографию;

3) описать технику пластилинографии;

4) разработать систему занятий обучения технике пластилинографии для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта состоит в том, что в проекте раскрывается специфика и методика работы в технике пластилинографии. Данная информация востребована современными ДОУ для проведения занятий развития детского творчества.

1. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК ВИД ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

Пластилинография по технике исполнения имеет свою классификационную характеристику. Так, отталкиваясь от материала-основы, пластилинография подразделяется как созданная

• на обычном или органическом стекле,

• на керамической плитке и под.

По способу создания изображения пластилинография бывает

витражная, или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.

мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.

контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.

многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Пластилинография – новое направление в работе с пластическим составом – открывает иные возможности знакомого материала, поскольку ребенок узнает, что пластилином можно еще и рисовать. При помощи воспитателя ребёнок активно осваивает новую технику, развивает не только свои творческие способности и пластику своих рук и пальцев.

Работа с пластилином, процесс лепки помогает ребенку выразить себя, свои эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему; формировать эстетический вкус, развивать координацию восприятия и отражения реальности. Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, способность отчетливо ощущать пластичность, форму и вес материала. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает, раскатывает и лепит различные формы, что делает руку более гибкой и послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Занятия пластилинографией имеют не только практическое значение, но и воспитательно-образовательное. Дети расширяют свой кругозор, приобретают новые знания об окружающем мире, отрабатывают новые умения, навыки. Малыши постепенно и незаметно для самих себя овладевают искусством планирования и учатся всегда доводить работу до конца.

Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид продуктивной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Пластилинографией занимаются, как правило, в старшем дошкольном возрасте, используя различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д. Однако начинать заниматься ей можно раньше. Так, дети в 1,5 – 2-х летнего возраста с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству пластической скульптуры, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового образа и его рисунка, конструкции, которые неизменно отличаются оригинальностью.

Старшего дошкольника характеризует стремление к активной деятельности, интерес к миру и любопытство, его отличает способность к речевому комментированию любого процесса и результата собственной деятельности, достаточно развитое воображение. С любознательностью связана его инициативность, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения. Однако его обличается также и неустойчивость внимания, подвижность интересов, не всегда он усидчив и терпелив и не всегда способен преодолевать трудности кропотливой работы. Все эти качества учитывает воспитатель при организации работы на занятиях пластилинографии, неизменно проходит на помощь, подсказывая мотивацию в работе над завершением продукта.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности и развитости детей старшего дошкольного возраста выступают следующие предпосылки: понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, владение способами выполнения работ творческого характера, наличие фантазии и развитого воображения; появление настойчивости, старательности, добросовестности; умение преодолевать возникающие трудности и доводить начатую работу до конца; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.

Вторым важным условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.

Третьим условием развития творческих способностей является обучение конкретному творческому действию, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Конечной целью этого обучения должны быть новые знания, более гибкие, вариативные умения, универсальные (т.е. применимые в разных условиях) навыки. В противном случае ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к данному виду творчества, а на занятиях появляется спад его творческой активности.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания состоит в предложении действенных мотивов поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной руководителем и организатором работы.

Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда. Решающая роль отводится специальной микросреде, в которой формируется ребенок, но в первую очередь – семье. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность, понимаемую двояко: как гармонию отношений между родителями, и как гармонию отношений между родителями и детьми; 2) творческая/нетворческая личность как образец подражания или субъект идентификации ребенка; 3) общность/отсутствие интеллектуальных интересов членов семьи; 4) наличие определенных ожиданий родителей по отношению к ребенку (например, ожидание достижений).

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Для обеспечения оптимальной и продуктивной творческой работы в технике пластилинографии важно правильно подобрать оборудование и материал, организовать рабочую зону, умело создать рабочее настроение и поддержать творческий подъем детей.

Материал-основа (картон, пластик, керамическая плитка и др.). Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Можно пользоваться также прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).

Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал: перышки, семечки, бисер и др. Возможен дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки)

Инструментарий. Руки и пальцы – это универсальный инструмент, неотделимый от ребенка, но, кроме этого, существуют специальные инструменты для работы – лопаточка-стек, которые часто прилагаются к набору пластилина. Стеки бывают деревянные, пластмассовые и самой разнообразной формы. Иногда вместо стека можно использовать нож из кукольного набора, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться и своим удобным предметом.

Для работы необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30х25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно сделать самостоятельно из куска линолеума или отслужившей сухостираемой доски. Работать на клеенке неудобно, т.к. она тянется за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.

Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она нужна, когда на рисунке нужно поменять цвет: с темного на светлый.

Организация рабочего места и процесса. Для успешной творческой работы необходимо правильно организовать рабочее пространство. Для этого необходимы:

· Рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы и рабочие инструменты.

· Хорошее освещение, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.

· Предметы должны быть расположены на рабочем столе в порядке как перед началом работы, так и после нее: пластилин должен лежать в закрытой коробке; картон должен в специальной папке; стеки должны храниться в футляре или специальном пенале; подкладная доска должна лежать в специальной папке.

Правила техники безопасности при работе с пластилином. При работе с материалами и инструментами необходимо соблюдать определенные правила безопасности. О них рассказывает детям воспитатель перед началом работы, и он же строго следит за их выполнением. К таковым относятся следующие правила:

· При работе следить за своей осанкой, чтобы меньше уставать и не нагружать позвоночник.

· Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.

· Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.

· Перед работой следует разогреть пластилин, разминая его руками.

· Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.

· Хранить пластилин в коробочке отдельно от другого материала.

· Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.

· После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

· По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол. Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.

· Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.

Воспитатель можно использовать музыку в процессе работы детей, т.к. соответствующая музыка настраивает на творчество и способствует творчеству. Музыка не должна звучать громко или слишком тихо, она должна быть лишь фоном работы в оптимальном режиме громкости.

Пропедевтические занятия в младших группах. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание, и потому подготовительная работа ведется, как правило, в младших группах.

Дети работают вместе с воспитателем. Они сначала учатся скатывать шарики и колбаски разных цветов. Затем учатся прижимать их пальчиком, чтобы получить другие объемы. И на последнем этапе воспитатель учить детей крепить пластилин к основе, прижимая комочек пальчиком к картону-основе или к какому-то рисунку. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте

Важное значение в пропедевтической работе начинает приобретать цвет пластилина – как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

1-й этап. Формирование замысла. Рассматривание рисунков и готовых работ предшественников.

Выбор (или создание) эскиза будущей картины. Воспитатель предлагает детям подготовленные заранее специальные шаблоны (яйцо, елочку, яблоко и др.) или рисунки-эскизы на картоне. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно.

На первом этапе главное – не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата. Материал, находящийся в центре художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

2-й этап – воплощение, работа с рисунком. На картонную основу наносится простой рисунок (основой может служить и пластмасса, и стекло):


Затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Основное действие в этом случае – размазывание шарика. Сначала его формируют пальчиком в нужном размере, а затем прикрепляют и размазывают в разные стороны, не выходя за контуры рисунка-эскиза.


Работа получается декоративной и издалека выглядит, как написанная маслом.

Читайте также: