Отрывное письмо школа 21 века

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Безотрывное письмо — за и против

Уровень развития детей, поступающих в I класс, состояние их физического здо-ровья очень различны. В массовой школе наряду с хорошо подготовленными школь-никами велик процент детей с общим недо-развитием речи, дизартрическими рас-стройствами, двигательными нарушения-ми, синдромом дефицита внимания и гипер-активности. Одной из характеристик таких детей является плохо развитая мелкая мо-торика и моторная неловкость. Процесс обучения письменной речи для них пред-ставляет определенные сложности. Попыта-емся разобраться, какой способ письма наи-более продуктивен для данных учеников.

За последние несколько лет программа обучения в школе претерпела ряд измене-ний. В связи с этим методика обучения письму также не осталась без внимания. Безотрывное письмо было заменено на письмо с отрывом руки, т.е. на письмо по элементам. Последняя система письма бы-ла традиционной в период письма перьевой ручкой. Перо не имеет возможности сколь-зить по бумаге без длительного отрыва, чем кардинально и отличается от современной шариковой ручки. При письме пером тре-бовалось обмакивание в чернила — следо-вательно, отрыв. При обучении письму не-укоснительно требовалось каллиграфиче-ское начертание букв, и здесь письмо с от-рывом руки имеет ряд преимуществ перед безотрывным письмом: это возможность более аккуратно написать элемент, пра-вильно расположив его в пространстве (наклон, длина линии относительно стро-ки). Это достигается за счет паузы во время отрыва, которая дает возможность снять напряжение с руки, что очень важно в пе-риод обучения письму.

Однако принцип безотрывного соеди-нения букв при письме требует, чтобы уча-щийся после отдыха опять ставил ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно

формировать графический навык, но и уве-личит скоропись, при этом сохраняется ка-чество работы. Наличие же принципа от-рывности в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отри-цательно сказывается на качестве письма. Для примера возьмем букву и. Обучаю-щийся делает паузу (прерывается) в пись-ме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т.е. не доводит крючок до верх-ней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации со-хранить нужный интервал между элемен-тами (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозмож-но. Тем самым теряется ровное и четкое письмо. Не выдерживается параллельность линий, так как перенести ручку в простран-стве и начать новое движение с нужной точки чаще всего не представляется воз-можным, особенно для ученика с плохо развитой мелкой моторикой. Здесь же можно увидеть приписывание элемента на расстоянии от предыдущего, что приводит к разрыву слова в целом.

Анализируя работы современных уча-щихся начальной школы, можно просле-дить, что количество дисграфических ошибок, связанных с кинестетическим за-поминанием буквы, не сокращается, а уве-личивается, так как у школьника не форми-руется кинестетический образ буквы, а есть лишь отдельные элементы, которые нужно собирать, ориентируясь на зрительное восприятие символа. При постоянном от-рыве руки во время быстрого письма и в пе-риоды утомления рука ученика автомати-чески выполняет наиболее легкое движе-ние — элемент вниз (и-у, б-д). Следует от-метить, что соединение буквы д с последующей буквой гораздо легче, чем со-единение с буквой б, где пишущий должен оторвать руку от крючка б, вернуться к эле-менту о и приписать соединительную ли-нию. Выполнить данные действия гораздо сложнее, нежели соединения при букве д, где не требуются столь сложные операции, что, в свою очередь, также свидетельствует

в пользу безотрывного письма. При написа-нии буквы а в сильной позиции и в конце слова элемент, отличающий букву оот а, те-ряется исключительно по причине отрыва руки. Учащиеся с нарушениями письма отличаются еще одной особенностью — де-синхронизация письма и проговаривания. Школьники диктуют себе гораздо быстрее, чем они могут записать, и при их стремле-нии успеть за своей речью происходит поте-ря элемента, на написание которого требу-ется дополнительное время.

Как говорилось выше, письмо с отрывом руки способствует развитию каллиграфии. Но у учеников с проблемами в обучении данная характеристика письма отходит на задний план. Письмо в первую очередь должно быть грамотным, во вторую — чита-емым. Для красоты письма, помимо навыка прописывания букв, очень важное значение имеет ручка, которой пишет ученик. В сов-ременной школе этому не уделяется долж-ного внимания. Школьники пишут ручка-ми, не предназначенными для детской ру-ки, — диаметр ручек чаще всего слишком большой. Детские пальцы не принимают оптимального положения для письма, не происходит должного захвата и как след-ствие быстрая утомляемость, от чего каче-ство письма заметно страдает.

При применении в коррекционной ра-боте методов перехода от отрывного письма к безотрывному наблюдается хорошая ди-намика.

Базарный В. Влияние на психическое и фи-зическое развитие и здоровье детей безотрывно-го письма шариковой ручкой и импульсно-на-жимного — перьевой. М., 1996.


Прежде всего вопрос к учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века".
Принципиальное положение методики обучения письму по данной программе - "отказ от безотрывного письма в процессе овладения учащимися графическим навыком. На первых этапах обучения письмо отрывно, связность движений при письме буквы – это результат автоматизации навыка".
Вопрос: на каком этапе происходит эта автоматизация? Если заглавная буква "А" пишется по программе сверху в три захода, то каким образом ребенок со временем ее начнет писать снизу и безотрывно? Навык ведь будет прочно сформирован.

У кого дети учатся по программе школа 21 века, как они соединяют буквы в слове? Дочка пишет буквы и элементы красиво, но общая картина написанного удручающая. Они буквы каким-то отрывным способом соединяют, то есть не ведут соединение от одной буквы к другой, а как-бы приставляют букву к букве. От этого вид получается неряшливый, нет плавности письма, соединения торчат со всех сторон. Пробовала ей показать безотрывное письмо, но она говорит, что их ТАК учат. Да и некоторые буквы выглядят не так, как мы раньше писали, по-моему так довольно убого. Но не хочется дочь путать, пускай пишет, как учат. Но может это ее индивидуальная особенность, над которой нужно работать?
Может заглянут сюда второклашки-третьеклашки, как у вас с почерком?

У кого дети учатся по программе школа 21 века, как они соединяют буквы в слове? Дочка пишет буквы и элементы красиво, но общая картина написанного удручающая. Они буквы каким-то отрывным способом соединяют, то есть не ведут соединение от одной буквы к другой, а как-бы приставляют букву к букве. От этого вид получается неряшливый, нет плавности письма, соединения торчат со всех сторон. Пробовала ей показать безотрывное письмо, но она говорит, что их ТАК учат. Да и некоторые буквы выглядят не так, как мы раньше писали, по-моему так довольно убого. Но не хочется дочь путать, пускай пишет, как учат. Но может это ее индивидуальная особенность, над которой нужно работать?
Может заглянут сюда второклашки-третьеклашки, как у вас с почерком?
Это, наверное, что-то новенькое:(. У нас с соединениями пишут. Сейчас третий класс. Соединения разные - есть верхние, есть нижние. Руку отрывать разрешали.

Сегодня на родительском собрании учитель сказала, что это новые нормы письмо с отрывом.

Последовательность работы над каллиграфией письма в 1 классе на каждой из 10 ступеней в добукварный и послебукварный периоды обучения.

ВложениеРазмер
Последовательность работы над каллиграфией в 1 классе 28.13 КБ

Предварительный просмотр:

с. Гурьевка Прилузского района Республики Коми.

1. Длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма. Основной секрет формирования хорошего почерка кроется, во-первых, в правильно организованном подготовительном этапе и, во-вторых, в том, чтобы ученик четко осознавал свои действия в процессе овладения письмом. В школу приходит довольно большое количество детей с низким уровнем ориентировки в пространстве, с существенными проблемами координации движений глаз и рук. Поэтому не нужно сразу с первых уроков предлагать ученику работу на строке. Важно уделить внимание работе на нелинованном листе бумаге, что способствует формированию пространственной ориентации на листе, развитию движений руки ребенка.

В рабочих тетрадях, которые предлагаются детям в первом классе, рабочая строка увеличена и разделена на две равные части по горизонтали, чтобы имелись четкие ориентиры высоты букв. Высота строки при этом достаточно удобна для выполнения и круговых, и поворотных движений, она не сковывает их. Наиболее приемлемой является строка высотой 24 мм (12+12) для начального этапа и строка 16 мм (8+8) для этапа закрепления графического навыка (Приложение 10).

3. Увеличение количества времени на написание печатных букв. Это связано с тем, что рука шестилетних детей еще недостаточно готова к письму письменных букв, которые по своему начертанию намного сложнее печатных.

По такой логике обучения я добиваюсь главного: формирую те самые предпосылки овладения письмом, без которых невозможно формирование полноценного письма: совершенствуется моторика руки, зрительно-моторные и пространственные координации; дети овладевают умением ориентироваться на строке, передавать устную речь системой букв. Оберегаю ребенка на первых порах от дополнительных трудностей, связанных с овладением курсивным шрифтом.

Принцип, который положен в основу изменения конфигурации букв, заключается в том, что все буквы состоят из определенного набора элементов, и не стоит дублировать похожие элементы, увеличивая тем самым их количество. На начальном этапе важно научить детей простому начертанию букв, это существенно облегчает процесс овладения письмом. А привычный образ букв (таким, например, как А, Ю, К и т. д.), показываю детям на уроках обучения грамоте (коми) в прописях № 1,2,3.

Последовательность работы по формированию графического навыка условно делится на 10 ступеней работы, на каждой из них ляются характерные виды заданий.

Первые 7 ступеней относятся к добукварному периоду обучения грамоте, являются подготовительными. Насколько успешно начнется обучение, зависит формирование навыка. В этот период на уроках обучения грамоте письму отводится не более 10 минут.

Следующие две ступени – восьмая и девятая – соответствуют этапам изучения гласных и согласных букв и чтению в пределах всего алфавита. В это время в общей структуре урока обучения грамоте идет постепенное увеличение времени, отводимого на письмо.

Последняя, десятая, ступень соответствует послебукварному периоду обучения. В это время идет изменение акцентов: значительное время урока чтения и письма отводится отработке навыка письма.

Последовательность работы на каждой ступени:

Успешность формирования навыка письма и особенно становление почерка во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но очень важно уделять им внимание не только на начальных этапах, но и в процессе всего обучения. Это необходимо потому, что правильные поза, положение ручки и верная координация движений позволяют сформировать технику письма, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Обращаю внимание детей на положение тела во время письма, объясняю, как надо сидеть, чтобы не навредить своему здоровью. Для этого рассматриваем с ними рисунки, помещенные в рабочей тетради.

Не менее важным считаю научить школьника правильно располагать на столе тетрадь. От этого зависит не только четкость почерка, но и правильная поза при письме. Напоминаю о положении тетради по отношению к поверхности стола и по отношению к ребенку:

- тетрадь должна быть сдвинута вправо так, чтобы нижний левый край листа находился на середине груди, по мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх;

- сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется – сверху.

Одно из главных правил письма – свободное движение пишущей руки. Обеспечивается оно прежде всего тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, держится вертикально и так, что свободный конец ручки направлен от пишущего. Невозможны свободные движения при письме и в том случае, когда рука опирается о стол тыльной стороной.

Обращаю также внимание детей на положение ручки. Она должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца.

Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Оптимальная длина ручки 15 см, очень короткие или очень длинные ручки лучше не использовать. Слишком твердый стержень, толщина ручки более 7 мм, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма. Психологически настраиваю детей на работу в тетради:

Я тетрадочку открою

И как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Учу учеников начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении.

Линии должны быть равными (длину штриха каждый ребенок выбирает сам) и ровными.

В предложенных в рабочей тетради заданиях последовательно отрабатываются умение рисовать прямые вертикальные линии, прямые горизонтальные линии, прямые наклонные линии.

  1. Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии

Объясняю им, какие считаются параллельными (можно дать самое простое объяснение: линии – на одинаковом расстоянии друг от друга).

Письмо полуовалов – важный момент как в развитии моторики, так и в отработке положения руки с опорой на мизинец. Появляются задания с использованием рабочей строки.

6. Учимся рисовать круги и овалы .

Особое внимание детей необходимо обратить на различие кругов и овалов. Овал является одним из основных элементов курсивных букв. Важно, чтобы это был именно овал, а не круг.

7 . Учимся рисовать зигзаги, плавно передвигая ручку .

Задания требуют от детей точных движений, строгого следования направлению движения, заданному стрелкой.

  1. Учим печатные и письменные буквы, учимся правильно писать печатные буквы.

Эта ступень обучения совпадает с началом изучения гласных букв. У детей закрепляется зрительный образ печатной и письменной букв как условного знака, передающего определенный звук.

Параллельно с изучением букв на уроках обучения грамоте ввожу зрительные образы печатных и письменных (заглавных и строчных) букв, но отрабатываем двигательный образ только печатных букв.

После введения первой согласной буквы появляются упражнения, связанные с печатанием слогов, слов:

- соединение одинаковых слов, написанных печатными и письменными буквами;

- написание (списывание) печатными буквами заданного слова или предложения, причем образец может быть написан либо печатными, либо письменными буквами;

- преобразование набора букв в слово и печатание получившегося слова.

Для печатного шрифта выделяются следующие пары сходных букв: А – Л, Л – М, А – Д, Л – Д, В – Р, В – З, ь – ы, Г – Т, Г – Б, В – Б, Г – Е, К – Ж, Ж – Х, У – Х, Г – П, П – И, И – Ц, Ц – Щ, Ш – Щ, О – Ю, С - О, О – Р.

Одной из задач этой ступени является отработка навыка списывания слов, предложений, а также письмо под диктовку. Ученики списывают предложения и пишут диктанты печатными буквами, во всем остальном их работа не отличается от традиционной.

Практически эта ступень вводится одновременно с предыдущей. Учитывая особенности формирования движений при письме, обучение начинаю не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы конструируем, собираем любую букву из элементов. В русском курсивном письме не так уж и много этих элементов.

На парте у каждого ребенка лежит полоска с написанными на ней основными элементами букв. Это помогает ребятам сознательно подойти к анализу букв; при знакомстве с каждой новой буквой дети находят и показывают на полоске те элементы, из которых она состоит.

При объяснении способа выполнения буквы выделяю точку начала движения.

В процессе изучения элементов букв ребенок осваивает основные правила красивого письма:

- все буквы (графические элементы) одинаковой высоты;

- все буквы (графические элементы) одинаковой ширины;

- если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они заканчиваются на одном расстоянии от строки;

- расстояние между элементами букв одинаковое;

- расстояние между буквами в слове одинаковое;

- все линии при письме параллельные;

- прямые линии при письме ровные.

Основные типы заданий, связанных с отработкой письма элементов букв:

А) Письмо изолированного элемента.

Б) Письмо элемента буквы.

В) Вписывание одного и того же элемента в различные буквы, его содержащие.

Г) Поочередное дописывание элементов, составляющих букву.

Д) Дифференциация сходных элементов, а также дифференциация букв, сходных по количеству элементов или их расположению в пространстве.

Перед переходом на последнюю десятую ступень обучения проверяю сформированность умений учащихся.

После длительного подготовительного периода подготовки необходимой основы для письма процесс овладения письмом курсивных букв в пределах всего алфавита осуществляется в предельно короткие сроки. К этому времени дети уже умеют передавать звучащую речь печатными буквами, могут писать все элементы письменных букв, знают зрительный образ всех букв, дифференцируют близкие в оптическом отношении буквы. Основная задача данного этапа заключается в замене при письме печатных вариантов букв курсивными.

Особенностью формирования навыка письма является то, что нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может.

Оптимальная скорость письма для шестилеток – 4-6 знаков в минуту в начале года и 10-12 знаков в минуту в конце года, у семилеток скорость письма может быть на 3-4 знака в минуту больше.

Темп письма определяется индивидуальными особенностями ребенка. Письмо – это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и своя скорость.

Постоянно напоминаю детям алгоритм написания буквы, еще и еще раз показываю точку начала движения (она всегда указана в прописях), направление движения (оно указано вспомогательными стрелочками).

Дифференцирую буквы, сходные по начертанию.

Детям нравится, что в качестве материала для письма используем интересные стихотворные тексты, загадки, скороговорки. В процессе выполнения этих творческих заданий отрабатывается не только техника письма, но и элементы письма как особой речевой деятельности. Активизируется словарный запас детей.

Со 2 класса провожу специальные упражнения по каллиграфии на материале, имеющем орфографические трудности или интересном в плане развития речи учащихся. Стараюсь быть особенно требовательной ко всем формам записей на доске, в тетрадях учащихся.

1.Агаркова Н.Т. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму. Н.Ш. 1992г. №2 с. 62-66.

3.Безруких М.М. Кузнецове М.И. Как научить детей писать красиво. Беседы с учителем. Методика обучения: 1 класс 4-летней начальной школы. Под ряд Л.Е. Журовой. 2-е изд. перераб. и доп. М. Вентана-Графф, 2001г. с. 144-173.

4.Гладкова М.Ю. Обучение каллиграфическому письму по методике В.А. Илюхиной. Н.Ш. 1995г. №10 с. 46-47.

5.Жедек П.С. , Тимченко М.И. Списывание в обучении правописания. Н.Ш. 1989г. №8 с. 23-28.

6.Желтовская Л.Я. Дидактический материал к урокам чистописания. Н.Ш. 1989г. №3 с. 17-19.

7.Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н. Грамота: Учебник для учащихся 1 класса ОУ/Под редакцией Л.Е. Журовой – 3-е изд., доработанное – М.: Вентана – Граф, 2005 г.

9.Кузнецова М.И. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом. Н.Ш. 1995г. №11 с. 11-14.

10.Никитина, Н.С. Рождественский и др. Под ред Н.С. рождественского. 2-е издание. М. : Просвещение, 1979г.

11.Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте, Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001 г.

12.Полякова Э.И. Азбука. Учебник для 1 класса школ Республики Коми: в 2-х частях. Ч.2 – М.: Вита – Пресс, 1999 г.

13.Полякова Э.И. Тетрадь по письму для 1 класса: в 2-х частях. Ч. 2 – М.: Вита – Пресс, 1999 г.

14.Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников. Н.Ш. 1987г. №6 с. 65-75.

15.Потапова Е.Н. Радость познания: книга для учителя. М. :Просвещение, 1990г.

17.Рамзаева Т.Г. Резервы совершенствования грамотного письма. Н.Ш. 1985г №10 с.2-7.

18.Суворова Г.Ф. Урок грамматики и правописания. Методика грамматики орфографии в начальных классах. В.А.Кустарева, Н.К.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Особенности нарушений письма младших школьников с ЗПР

Описание такой формы дизонтогенеза как задержка психического развития. Краткое описание специфического нарушения письма - дисграфии. В публикации рассмотрены собенности проявления дисграфических ошибо.

Работа над каллиграфией письма

Материал для подготовки родительского собрания.

Каллиграфия и её значение в формировании грамотного письма в начальной школе

Данный материал использовался как выступление на методическом сообществе учителей начальных классов.


Технологическая карта, презентация и сценарий урока по русскому языку, 3 класс "Учимся писать письма" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разработка данного урока предназначена для формирования у школьников младших классов навыка подписания почтовых конвертов. Учащиеся учатся формулировать свои мысли в устном и письменном виде.Также тре.


Исследовательская работа Особенности нарушений письма у младших школьников и процесс его коррекции.

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с задержкой психического развития. Немаловажную роль в повышении .

hellip; Ребенок очень многое вкладываетв свой почеркЭто нечто, что он отдает с любовьюродителям или учителямКакой-либо изъян в буквах или в почеркев целом следует рассматриватькак сигнал тревоги.


Технологическая карта урока письма "Дифференциация букв Дд, Тт на письме" (УМК "Начальная школа XXI века"); 1 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования навыка дифференциации букв Д, д и Т, т и развития внимания к буквенной записи слов.Задачи урокаДидактич.

Нина Иванова


Нина Иванова

Лера, вы медик, что ставите диагнозы? Слава Богу, уже на пенсии, в своём уме и здравой памяти, а не умела писать безотрывно! Это помню отлично, тк приехала в гости двоюродная сестра и я ей жаловалась, что не получается писать безотрывно у меня, а учительница ругает. Тетя сказала, что у них не требуют, сестра подтвердила. Мы потом всё лето тренировались, кто лучше напишет.

Лера Жилинскене

Нина, нет, я дефектолог. Правда, у нас в учебном плане, действительно, первые три курса - почти полностью медицинские, но врачом это меня, конечно, не делает. Мой комментарий - не диагноз, а предположительное заключение (мы в системе коррекционной помощи на ставим диагнозы, а выносим заключения - таковы правила). В том, что высказала свой взгляд на ситуацию не вижу ничего предосудительного - почти тридцать лет именно этим занимаюсь.

Ольга Смирнова

Лучше учить безотрывно. Ребёнок диктует себе по слогам, "собирая" слово. Связь чтение-письмо не нарушается, меньше пропусков/замены букв. Скорость приходит с тренировками.

Юлия Бернацкая


Юлия Бернацкая

Юленька, 26 годиков, преподаватель математики. Если я начну писать безотрывным способом, то мою 'кардиограмму' , вероятно, разберут только медики. И то, в процессе перевода они будут страдать и плакать.

Читайте также: