Анатомия меланхолии краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Любовь, несомненно, способна причинять боль. И хотя к ней часто относятся романтически или сентиментально, грубая реальность заключается в том, что многие из нас испытывают по-настоящему неприятные симптомы, которыми сопровождаются любовные муки. Тошнота, чувство отчаяния, учащенное сердцебиение, потеря аппетита, бессонница, повышенная слезливость — звучит знакомо, не правда ли?

Современные исследования феномена любви помогли понять, как нейромедиаторы дофамин, адреналин и серотонин зачастую заставляют влюбленных людей испытывать неприятные физические симптомы. Авторы работы, вышедшей в 2005 году, пришли к выводу, что романтическая влюбленность служит движущей силой или целевым состоянием, которые приводят к переживанию таких эмоций и ощущений, как эвфория или тревога.

Но взаимосвязь между любовью и физическим страданием была открыта задолго до нашего времени. В средние века медики полагали, что тело и душа тесно взаимосвязаны — тело, считали они, способно отражать состояния души.

Дисбаланс гуморов

Средневековая медицина базировалась на доктрине, согласно которой тело наполняют четыре типа жидкостей, или гуморов: кровь, флегма, черная и желтая желчь. Предполагалось, что у совершенно здорового человека гуморы находятся в идеальном равновесии. Соответственно, болезнь трактовалась как дисбаланс гуморов.

Эти идеи восходили к античным текстам по медицине, написанным древними врачами, такими как Гален, который развивал учение о темпераментах — о связи превалирующего гумора с определенными чертами характера. Например, человек, склонный к меланхолии, отличался преобладанием черной желчи, которая сообщала его телу сухость и холод.

В своих работах я показываю, что люди меланхолического нрава в средние века считались особенно предрасположенными к любовным страданиям.

В XI веке врач и монах Константин Африканский перевел трактат о меланхолии, который пользовался большой популярностью в средневековой Европе. Он прояснил связь, существующую между избытком в теле черной желчи и любовным томлением:


Описание и схематическое изображение гуморов в соответствии с учением Галена. Рукопись, около 1420 года

Автор делает акцент на том, что к этой болезни имелось два подхода. Душевная болезнь трактовалась как бесноватость и как проча мозга.

В эпоху Возрождения астрологическая тематика очень широко использовалась. Считалось, что врач не может вылечить больного, если он не знает расположения звезд.

Небеса – это инструмент Бога, а звезды – буквы, по которым можно читать послания. Также Бертон перечисляет среди причин климат, питание, образ жизни, физиологическую причинность.

Одна из глав книги посвящена медицинской демонологии. Бертон изучал эту тему в трудах других авторов различных эпох: Платона, Плотина, Порфирия, Прокла.

Он пришел к следующей классификации злых духов:

1) фальшивые идолы древних. Их принц – ВЕЛЬЗЕВУЛ;

2) творцы двусмысленности и обманов вроде греческих прорицательниц – пифий во главе с АПОЛЛОНОМ;

3) сосуды гнева вроде древнеегипетского Тета. Их принц – БЕТИАЛ;

4) вредоносные медлительные духи. Их принц – АСМОДЕЙ;

5) колдуны и маги под предводительством САТАНЫ;

6) воздушные духи. Они портят воздух, вызывают чуму, громы, молнии. Их принц – МЕРЕСИН;

7) разрушители, насылающие воины, беспорядки, мятежи. Их принц – АБАДОННА;

8) злокозненные клеветники, повергающие человека в отчаяние. Их принц – ДЬЯВОЛ;

9) искусители во главе с МАММОНОМ.

Наряду с этой Бертон дает и другую классификацию, где духи подразделены в соответствии с природными средами. Выделяются воздушные демоны, демоны вод, демоны земли, огня, подземные демоны. Автор не просто изучает и классифицирует демонов, а применяет знания о демонологии, накопившиеся к тому времени, к медицине. Смешение демонологии и медицины было заложено в язык трактата. В то время не было разделения духов на духов как сверхъестественных существ и как воздушно-телесной основы жизни. В английском языке эти понятия обозначаются одним и тем же словом.

Нападению дьявола может подвергаться не только тело, но и часть души человека. Самым уязвимым местом в человеке оказывается воображение. Бертон повествует о том, что бесовского нашествия можно избежать. Внешней заразе подвержены слабые тела и нестойкие умы. Меланхолия развивается и от внешних причин.

Отношение разума с другими способностями человека запутано и нечетко. Если гуморы переполняют сердце, то они поднимаются выше и начинают заполнять мозг. В этом случае мозг перестает управлять организмом.

Портрет меланхолика у Бертона – это художественно-психологическое обобщение эпохи. Главная черта бертоновского героя – фантазия. Она присутствует в каждом человеке. Некоторым группам людей меланхолия свойственна более, чем другим людям. Это художники, школяры, лицедеи. Также меланхолия свойственна девицам и вдовам. Они очень часто плачут и считают, что одержимы бесами.

В конце своего повествования Бертон рассматривает религиозную меланхолию. Он ее объясняет как расстройство любви небесной, любви к Богу. Самое опасное для такого больного – впасть в отчаяние, т. е. усомниться в Боге и отречься от него. В то время этот факт объяснялся как деяние сатаны. Однако религия призывает к тому, чтобы все были прощены, ибо всякое деяние находит себе оправдание в мире жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА 17. АНАТОМИЯ ФИНАНСОВОГО ПУЗЫРЯ

ГЛАВА 17. АНАТОМИЯ ФИНАНСОВОГО ПУЗЫРЯ Пузыри можно классифицировать по степени масштабности охвата рынков различных инвестиционных активов. Различают макро– и мини-мании. Фабер в качестве примеров мини-маний приводит технологическую манию 1983 года в США, пузырь на

Элементарная Анатомия

Элементарная Анатомия В этой главе — материал для начинающего довольно сложный и скучный. Поэтому, может быть, правильнее будет обращаться к ней по мере возникновения конкретных вопросов, связанных с анатомией.Мне бы очень не хотелось отпугнуть человека, делающего

Браунинг Роберт

Браунинг Роберт Роберт Браунинг (1812–1889) – английский поэт. • Невежество – это не невинность, а грех. • Предел возможностей человека должен быть превзойден, иначе для чего нужны небеса? • Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце

Стивенсон Роберт

Стивенсон Роберт Роберт Льюис Стивенсон (1850–1894) – английский писатель. • Быть тем, что мы есть, и стать тем, чем мы способны стать, – в этом единственная цель жизни. • Если человек любит повседневный труд своей профессии, не стремясь ни к успеху, ни к славе, – это значит,

АНАТОМИЯ УБИЙСТВА ANATOMY OF A MURDER

АНАТОМИЯ УБИЙСТВА ANATOMY OF A MURDER Страна-производитель и год выпуска: США, 1959Компания-производитель / дистрибьютор: Carlyle Productions / Columbia PicturesФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 160 минЯзык: английскийПродюсер: Отто ПремингерРежиссер: Отто ПремингерАвторы сценария:

Гуке, Роберт

Гуке, Роберт Интересной картинкой, во многих отношениях более убедительной, нежели официальные изображения ван дер Мейлена, является “Штурм крепости” Роберта Гуке (1622 — 1655), на которой превосходно передан бешеный ночной приступ. Заключительные, довольно жалкие слова о

БУЛВЕР-ЛИТТОН Роберт

БУЛВЕР-ЛИТТОН Роберт Эдуард Роберт Булвер-Литтон (1831–1891) – английский государственный деятель и поэт, вице-король и генерал-губернатор Индии (1876–1880). Шанс предоставляется всем, но способность извлечь из него пользу – дар немногих. Если желаете, чтобы вас любили,

СТИВЕНСОН Роберт

СТИВЕНСОН Роберт Роберт Льюис Стивенсон (1850–1894) – английский писатель. Быть тем, что мы есть, и стать тем, чем мы способны стать, – в этом единственная цель жизни. Если человек любит повседневный труд своей профессии, не стремясь ни к успеху, ни к славе, – это значит, что

Роберт Бёртон

Роберт Бёртон (1577–1640) теолог . Если есть ад на земле, то он в сердце меланхолика. . Плачущая женщина вызывает не больше жалости, чем хромающий гусь. . Каждая ворона считает своего птенца самым прекрасным на свете. . От неба все места далеки одинаково. . Берегись

14. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (пер. В.А. Шкуратова)

14. Мишель Фуко. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (пер. В.А. Шкуратова) Научное наследие М. Фуко, французского историка и философа культуры, состоит из обоснований исследовательского метода и его использования в анализе разных сфер европейской цивилизации. Обычно

Странная анатомия и опасные связи

Странная анатомия и опасные связи О тех, кто питается запахомВыше рассказывалось, как финский исследователь Юрио Тойвонен обратил внимание на американские параллели древнегреческому мифу о войне журавлей и пигмеев. Встреча с маленькими человечками, страдающими от

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

Одно из самых известных произведений английской прозы эпохи барокко. Что такое меланхолия? Как соотносится она с умственными расстройствами — слабоумием и сумасшествием, бешенством и ликантропией? Как порождают меланхолию колдовство и магия, звезды и приметы, пища и сон, удовольствие и печаль, страсти и волнения, бедность и богатство, себялюбие и тщеславие, любовь к знаниям и чрезмерные занятия наукой? Сущность и причины меланхолии автор рассматривает, говоря современным языком, как философ и социолог, психолог и психиатр, с привлечением огромного количества литературных источников — от Античности до Нового времени.


Знание — сила.

… во многой мудрости много печали;
и кто умножает познания, умножает скорбь.

Правила игры

В Ритмомахию играют два игрока на прямоугольной доске 8x16 клеток. Ходы совершаются поочерёдно. За каждый ход перемещается одна фигура. В результате хода, может быть взята (снята с доски) одна или более фигур противника. Определены следующие типы фигур:

Другим способом является взятие фигуры с совпадающим числовым значением. Если, после выполнения хода, на поле, куда следующим своим ходом могла бы переместиться фигура (если бы это поле было пустым, разумеется) расположена фигура противника, с тем же числовым значением, она будет взята. Следует отметить, что этот способ боя может быть несимметричным. Так (на рисунке выше), после хода белых, Круг, с числовым значением 16, может взять чёрный Треугольник с тем же значением, но Треугольник, на своём ходу, этого сделать не может, поскольку ходит на другие клетки. В то же время, белый и чёрный треугольники с числовыми значениями 25 бьют друг друга симметрично (то какая фигура будет снята — определяется очередностью хода).

Последний способ позволяет бить фигуры на дальнем расстоянии. Если результат произведения или частного числового значения фигуры и расстояния до фигуры противника (по ортогонали) совпадает с числовым значением фигуры противника — фигура снимается. Другие фигуры, расположенные по направлению боя, не препятствуют угрозе. При расчёте расстояния, учитываются начальная и конечная позиции. Это симметричный способ боя (поскольку он не зависит от правил перемещения фигур). Очередность хода определяет, какая из фигур будет снята.

Осталось рассказать о том, как эти правила распространяются на Пирамиды. С этим всё просто — в любых подсчётах на взятие фигур, Пирамида может выступать либо как самостоятельная фигура (её числовое значение совпадает с суммой числовых значений всех её компонентов), либо как любая из её частей. Аналогично этому, Пирамида может быть взята как целиком (по её суммарному значению), так и по частям (уязвим каждый из её компонентов в отдельности). С учетом правил перемещения Пирамиды, о которых я говорил выше, это делает Пирамиду самой сильной (и самой уязвимой) фигурой.


Славные победы


Возможны варианты

В период своего расцвета, Ритмомахия уже претерпела немало изменений. Последующие реконструкции не улучшили ситуацию. Имеется множество разночтений в описаниях правил этой игры. Некоторые источники дают альтернативные варианты первоначальной расстановки фигур (мне попадался даже вариант, описывающий игру на доске 8 x 14):


Имеются варианты с упрощенными правилами перемещения фигур. По этим правилам, фигуры движутся по прямой (ортогоналям и диагоналям) на заданное число клеток. Любая фигура, на пути движения, останавливает перемещение. Прыжки, наподобие хода Коня в Шахматах, отсутствуют. Пирамида, как обычно, сочетает ходы присутствующих в её наборе фигур.




Имеется большое количество расхождений в определениях "Glorious Victories". Часто, в условия таких побед, включается предварительное уничтожение Пирамиды противника. Также, существует условие завершения игры, ограничивающееся взятием Пирамиды. Вариантов этой игры много. Ознакомление с нюансами правил, перед началом игры, в любом случае, будет совсем не лишним.

Подробности для любознательных

Реализация игры естественным образом разделилась на несколько этапов. Проще всего было реализовать перемещение фигур. С этого я и начал. Вот как выглядит перемещение Квадратов:

Некоторая сложность возникла с Пирамидами, поскольку их набор ходов определяется тем, какие фигуры входят в них, в настоящий момент. Пришлось описывать для них все возможные ходы, а при выполнении хода, проверять наличие в наборе соответствующей фигуры:

Взятие фигур в Пирамиде, как и перемещение, пришлось обрабатывать особым образом:

Уже в процессе отладки, я понял, что все проверки выполняются на момент до выполнения хода. Пришлось написать небольшую функцию, имитирующую перемещение фигуры (это не совсем полноценный перерасчёт позиции на доске, но мне удалось обойтись малой кровью):

На фоне всех этих ужасов, проверка условий завершения игры показалась тривиальной задачей. Не обошлось без небольшого количества магии Axiom, но здесь нет ничего такого, что я боялся бы показать родителям:

Начиная с этого момента, программа уже могла играть (правда делала это довольно пассивно). Дело в том, что, в отсутствии оценочной функции (и кастомной реализации AI), Axiom пытается выполнять полный перебор, до терминальной позиции. Понятно, что завершение партии находится далеко за горизонтом возможной глубины перебора, в результате чего, найденные ходы не отличаются особой осмысленностью. В общем, осталось добавить AI зубы:

Здесь использована очень удобная функция material-balance (предоставляемая Axiom), использующая весовые значения заданные фигурам (эти же значения использованы для реализаций правил Ритмомахии):

Этой реализации многого не хватает (например проверки завершения игры по Glorious Victories). Я постараюсь добавить недостающий функционал в будущем. Актуальную версию исходников всегда можно посмотреть здесь.

Что в итоге?

Ритмомахия заинтересовала меня, в первую очередь, своей сложностью. Разумеется, и мыслей не было реализовать её на ZRF. Мне пришлось освоить Axiom, для этого! В настоящий момент, имеется упрощенная реализация, не поддерживающая Glorious Victories. Также, нет твердой уверенности в том, что я нашёл все ошибки в коде (1000 строк на ForthScript — это серьёзно). Это бета-версия, но, в целом, она работает:

Можно заметить, что игра заканчивается очень быстро. Это действительно так. В случае, если оба игрока играют агрессивно, по условиям Common Victories (и без ограничения на количество взятых фигур), средняя продолжительность партии составляет ~10 ходов. При этом, первый игрок имеет серьёзное преимущество:


Забавно, что если агрессивен лишь один из игроков, партия затягивается до более чем 300 ходов (агрессивный игрок практически всегда выигрывает).


Человеку с компьютером играть сложно. Даже с подсветкой фигур, находящихся под боем, бывает непросто сообразить, какой именно фигурой следует сделать ход, чтобы выполнить взятие (при этом, желательно еще и не подставить свои фигуры). В наше время, эта игра вряд ли будет популярна, но одного у неё не отнять. Она здорово развивает навык устного счёта.

Читайте также: