Заговор чувств спектакль краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Действие разворачивается в Москве во второй половине 1920-х годов. Диалоги в основном происходят в доме Андрея Бабичева, где во главе угла – идея коммунистического быта, когда интересы коллектива преобладают над личными. Хозяин весел, активен, обладает отменным чувством юмора (с первым появлением в зале проносится хохот), он часто говорит свысока: стоя наверху лестницы. А вот его антипод – Кавалеров – внизу: нередко в диалогах буквально ползает по сцене. Вообще мизансцены здесь очень точно характеризуют и раскрывают внутреннюю жизнь героев.

Обилие желтого цвета в сценографии (лестница и часть деревянных ширм), с одной стороны, нагнетает тревогу и ужас, напоминая сумасшедший дом, а с другой – ассоциируется с солнцем и радостью. Так что при всем торжественном и приподнятом тоне спектакля неизбежно чувствуется какая-то драма.

И все это противопоставляется неустроенному быту Николая Кавалерова и Ивана (Артем Волобуев), у которого нет даже собственного дома. Оба чувствуют враждебность быта.

– У нас в стране все дороги славы закрыты шлагбаумом…

– А если лампочку встряхнуть, от соприкосновения ей возвращается жизнь…

Романтик Иван (Артем Волобуев, справа) пытается убедить прагматика Андрея (Михаил Пореченков) в том, что простые человеческие чувства и слабости важнее великих свершений

Романтик Иван (Артем Волобуев, справа) пытается убедить прагматика Андрея (Михаил Пореченков) в том, что простые человеческие чувства и слабости важнее великих свершений

Фото: Александр Иванишин / МХТ им. А. П. Чехова

Романтик Иван (Артем Волобуев, справа) пытается убедить прагматика Андрея (Михаил Пореченков) в том, что простые человеческие чувства и слабости важнее великих свершений

Фото: Александр Иванишин / МХТ им. А. П. Чехова

Эрдман, Булгаков, Хармс, Олеша — различий у них не меньше, чем сходств, но есть нечто общее, повторяющееся. Персонажи их пьес, рассказов, романов выпадают из своего времени, как пресловутые хармсовские старухи из окна. Герой, глядящий в спину уходящей вперед эпохе с недоумением, иронией, ужасом,— центральный персонаж спектаклей Женовача, поставленных по текстам этих авторов.

Это спектакль-откровение, что было со страной и людьми в 20—30-е годы нашей истории/ / Александр Иванишин

Это спектакль-откровение, что было со страной и людьми в 20—30-е годы нашей истории/ / Александр Иванишин

Текст: Ирина Корнеева/РГ

В новом мире не будут сходить с ума от любви. Там от любви будут умнеть. Так жизнеутверждающе обещал самый "правильный" герой самого известного романа Юрия Олеши "Зависть" - директор треста пищевой промышленности Андрей Бабичев.

Пока многое из того, что Олеша написал, а Михаил Пореченков в новом спектакле Сергея Женовача в МХТ им. Чехова сыграл, увы, потихоньку сбывается. И колбаса, сделанная из семидесяти процентов телятины, оказывается настоящим чудом на все времена. И люди, которые не хотят кричать ура колбасе, становятся редкостью. И призрак бодрого человека нового супероптимистичного мира маячит чуть ли не на каждом рубеже десятилетий. И кони революции рвутся на домашние кухни - оторвать женщин от кастрюль с морями щей и курганами из каш, вернуть, наконец, им половину их жизни. И рыцари умирающих эпох, отстаивающие свои права на любовь и ненависть, не переводятся. И так же в итоге сокрушаются, что из всех доступных человеку чувств к концу жизни самым ярким почему-то оказывается зависть.

  • - Вы пришли украсть у нас примус?
  • - Нет, я пришел искать у вас героев.

Освежим в памяти сюжет. Один Бабичев лелеет новый мир, в котором мы - это не семья, мы - это человечество. Его мечты накормить всю страну новой колбасой возвышенны и прекрасны. Иван Бабичев - его брат и антагонист - его обвиняет: "Ты хочешь вывести новую породу людей, как выводишь новые породы колбас". И мучается о том, что человек должен быть не сытым, а прежде всего духовным, ведь бездуховность убивает быстрее голода.

Два брата, два мира, две идеологии. По одну сторону баррикад - стремление живого человека превратить в машину и всех подогнать под одни стандарты, по другую - мечта одушевить даже железные машины. Ну вы, конечно, помните, как Иван Бабичев создает и называет свою машину именем девушки Офелии, которая сошла с ума от любви и отчаяния. И как Андрей Бабичев вопрошает: "Нет ли в классическом репертуаре девушки, объевшейся колбасой?" - в раздумьях о том, как назвать свое изобретение - новый сорт универсальной колбасы. И где здесь, скажите на милость, ирония, когда в этой истории под пером Олеши впервые родился образ, которому суждено было со временем сначала превратиться в устойчивую метафору социалистического рая, а затем стать символом благополучия и даже определить название целого поколения эмиграции - "колбасной"?

Прямая речь

О "Заговоре чувств" и культурной политике Сергея Женовача в Художественном театре после премьеры рассказал актер МХТ Станислав Любшин:


- "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Мы в это верили. Но прежде о главном: Сергей Васильевич Женовач начал свою жизнь в МХТ, пригласив на сцену потрясающих писателей нашей истории - Платонова, Олешу, Виктора Некрасова, Булгакова, Тургенева. Он обозначил направление - что это русский театр, и свою позицию - что это про Россию. С моей точки зрения, он создал потрясающий философский спектакль о нашей трагической жизни, о судьбе страны в самые страшные переходные моменты: когда начинается новая жизнь. Что она с собой приносит? Кто придумал воспитывать нового человека? Во времена Олеши страшная цензура была.

А сейчас Сергей Женовач называет вещи своими именами. И показывает, как стандарты убивают духовность, как на протяжении всей истории погибают самые талантливые. Дух их сопротивления всегда был велик. А вот хватало ли сил, чтобы подняться? Это стало главным откровением спектакля. Что творилось с людьми в 20–30-е годы нашей истории - вопрос поставлен мужественно и с иронией, - интересное сочетание. Современный режиссер - он видит ту жизнь, но нельзя же все время педалировать на боль, на несчастья. На события он смотрит философски и с юмором. Артисты у Сергея Женовача играют прекрасно. У Михаила Пореченкова (Андрей Бабичев. - Прим. ред.) - грандиознейшая работа. Он ухватил время 20-х, 30-х годов, соприкоснулся с той эпохой, в которой не жил, но всколыхнул ее своей интуицией. У Артема Волобуева замечательнейшая роль (Иван Бабичев), Виктор Кулюхин прекрасно сыграл Старика, Авангард Леонтьев, как всегда, мастерски нашел характер персонажа (Соломон Шапиро). У Алексея Красненкова (Кавалеров) острохарактерная роль, Юлия Чебакова (вдова Прокопович) какими яркими красками работает, а как Софья Райзман (Валя) раскрылась!

Женскую тему Сергей Женовач выстроил так, что там сплошь шедевры. Все персонажи объемные и сложные, и все актеры не просто исполняют какие-то роли, а они рассказывают судьбу и биографию страны. Кем каждый из них хотел бы быть и кем оказался. Кем он никогда не будет, и кем-то он мечтал стать. Это потрясающе выстроено режиссером. И самые молодые артисты говорят на таком правдивом театральном языке - о чем мечтали корифеи Художественного театра. Спектакль интеллектуален, он для того, чтобы подумать: как мы живем, куда стремимся, что нас ждет дальше. Он живой, не сделанный, не на котурнах, он - по существу рассказывает о труднейших в нашей истории моментах. Что страна пережила - все там есть. Если кому-то это интересно, спектакль будет его трогать. Александр Боровский придумал интересную конструкцию - фанерный занавес. Это гениальная метафора художника. Вот появилось у героя право высказаться, ему дают форточку, он что-то сказал в небольшое окошко, а его раз - и в нужный момент закрыли. Сцены идут по вертикали, ведь каждый из героев в своей судьбе то возвышается, то падает. То он человек значимый, то ничтожество. А в бытовом смысле та деревянная декорация - как станок без мебели, голый образ коммуналки, где все слышно, все понятно, все прозрачно. Быт из пустоты, все вокруг - времянка, а на пьедестале - широта, подъем, людей призывают к новой жизни. Люди верят, но не знают - а когда же это будет. Смысл там, что все возносятся, а потом все, кроме колбасника, падают. И то, что возносило к успехам, оказывалось обманом. И так создавался трагический внутренний пафос целого поколения. Музыка вела на подвиги, на свершения. А когда наступал момент трагедии, люди Олеши - они не были посажены, не совершали политических ошибок, их не обвиняли в том, что они шпионы. Они оставались в обычной жизни, но их так доламывали, так доводили до страшного состояния. Не просто же так Кавалеров в спектакле ползает - это нам пример, знак: вот что они делали с человеком.

Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств

Фото Александр Иванишин / МХТ имени А.П. Чехова

У победителя, всадника времени Андрея Бабичева, директора треста пищевой промышленности (Михаил Пореченков) – это упоение своей силой и раздражение от путающихся под ногами неудачников. У его брата Ивана Бабичева (Артём Волобуев) – ненависть к победителю. А у юноши-приживала Николая Кавалерова (Алексей Краснёнков) доминирует отчаянная, неизбывная зависть. Хотя главные герои испытывают вроде бы какие-то чувства (типа любовь) к прекрасной стройной девушке Вале (Софья Райзман), это остаётся декларированным, назывным, да Олеша никакой любви и не писал.

Проще говоря, любимец публики играет уморительно смешно. Поёт ли он, делает ли забавную гимнастику, спорит ли с окружающими лузерами, держит ли в бережных руках заветную колбасу (вот что он нежно любит, и девушка Валя тут не при делах) – ко всему примешан юмор, причём самого лёгкого и беззлобного свойства.

Да, ничто в спектакле не противоречит духу двадцатых годов прошлого века в их советском измерении. Эта бравурность, лихорадка новизны, строительства нового мира, даже авангардный дизайн – всё правильно. Но картина мира дана глазами странного, эгоцентричного и эксцентричного автора, который и хотел бы поверить в новую жизнь, но знал доподлинно, что советская сказка будет рассказана и закончена. Сгинут все те, кто упивался своей силой и властью, и изо всех щелей выползут стонущие юноши-неудачники и прочие причудники, лузеры и маргиналы, потому что и они имеют право на жизнь. В том числе на жизнь в слове. Вот почему-то неудачники истории владеют словом, а победители – не очень.

Не будет нового мира. Мир останется прежним. Мы созданы из вещества того же, что наши сны. Это старая, старая сказка. Не было на свете, нет и не будет колбасы с 85% содержанием телятины, и мечты Бабичева о подобной колбасе столь же несбыточны, как грёзы Кавалерова о славе.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Читайте также: