Методическая разработка по экологии в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Гурьевский район_Жеребкова Ирина Ивановна.docx

Администрации Гурьевского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Гурьевский муниципальный район

Материалы данного сборника методических разработок внеклассных мероприятий направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, воспитателям детского сада, занимающимся экологическим воспитанием будущего поколения. Методические рекомендации содержат основные этапы, условия, педагогические возможности, сценарии проведения игр и конкурсов для младших школьников.

Экологические мероприятия по сохранению хвойных деревьев в период новогодних праздников……………………………………

Сценарии и конкурсы на праздник посвящения в экологи…………

Сценарии экологических агитбригад……………………………….

Список использованных источников……………………………….

Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная и внешкольная работа.

Внеклассная и внешкольная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения детей с природой, а также позволяет расширить кругозор детей. Одним из направлений данного вида деятельности являются экологические мероприятия: интеллектуальные игры, викторины, практические занятия.

Игра наряду с трудом и обучением – один из основных видов деятельности младших школьников. Играя, дети учатся, познают, запоминают.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что им порой кажется слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра помогает руководителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребята приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх руководитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути общения с каждым из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Замечательным результатом экологической игры признаётся состояние желания участников помочь природе.

Целью воспитательных мероприятий экологической направленности является воспитание экологического сознания и приобщение детей к природоохранной деятельности.

Так же экологическое воспитание школьников преследует следующие цели:

- пропаганда экологических знаний;

- расширение индивидуального опыта взаимодействия детей с окружающей средой;

- ориентация воспитанников на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни;

- осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды;

- повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.

- сформировать и дополнить знания детей в области экологии и расширить кругозора обучающихся;

- формировать активную природоохранную позицию в самосознании детей.

- способствовать развитию экологической культуры;

- способствовать развитию внимания, мышления обучающихся;

- развивать творческие способности детей.

Материалы данного сборника направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, воспитателям детского сада, занимающимся экологическим воспитанием будущего поколения. Методические рекомендации содержат основные этапы, условия, педагогические возможности, сценарии проведения игр и конкурсов для младших школьников.

Участники данных мероприятий - обучающиеся 1-4 классов. Для постановки мероприятий возможно приобщение детей среднего и старшего школьного возраста.

Необходимое оборудование для организации и проведения экологических мероприятий: сценическая площадка, тематическое оформление (воздушные шары, тематические высказывания, плакаты, рисунки детей, костюмы героев), музыкальная и видеоаппаратура (музыкальные заставки, видеоролики, презентации).

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды , с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

-развитие способности работать в группах, к самостоятельному труду, к импровизации и воображению;

-уважительное отношение друг к другу;

-просвещение и пропаганда экологических знаний;

-предупреждение безнравственных поступков в природе и борьбе с ними;

-развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

-Презентации для устного журнала.

План мероприятия:

Ребята вы любите праздники?

Но эти праздники о которых мы будем с вами говорить, вы не найдете в обычных календарях - это праздник леса, птиц, водоемов , день Земли. Не случайно ведь одной из самых актуальных, глобаль6ных проблем в мире является проблемы экологии.

И сегодня в очередной раз мы окунемся в мир экологии.

Открываем 1 страницу нашего журнала.

Ребята, давайте посмотрим видео о нашей небольшой планете.

Для кого мы охраняем природу ? – Для человека.

От кого мы охраняем природу? - От человека.

И обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли , микробы и все мы – люди.

В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.

Перелистываем следующую страницу нашего устного журнала.

Всё имеется у нас на потом и на сейчас:

Реки, горы и леса, голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!

Всё она отдать нам рада,

Только жадничать не надо!

И останется тогда всё для всех и навсегда!

Что имеем не храним…

Причины вымирания многих древних видов и групп животных, видимо, определены биологическими и геологическими законами. Но с появлением человека и в результате его деятельности, стали исчезать животные, не сумевшие приспособиться и защитить себя от человеческой деятельности. При этом скорость исчезновения видов значительно ускорилась и продолжала ускоряться с ростом технических достижений человека.

До появления человека один вид животных вымирал за1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год. Зоологи подсчитали, что из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, 106 видов млекопитающих.

Ребята, я предлагаю обыграть ситуации, примерив на себя 6 шляп мышления.

Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки . Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.

Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой . 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.

Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства? Я надеюсь то вы и в дальнейшем сможете находить разумные решения.

Открываем 3 страницу нашего журнала

Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание.

Ребята этих животных вы никогда не увидите на планете Земля. Это только часть скорбного списка. Посмотрим небольшую презентацию.

Новокаледонский попугай лори истрееблён в 1860 г.

Попугай с острова Лорда Хоу истреблён в 1869 г.

Таитянский длиннохвостый попугай истреблён примерно в 1850 г.

Коричневоголовый попугай истреблён в 1773 г.

Кубинский красный попугай ара истреблён в 1885 г.

Каролинский длиннохвостый попугай истреблён в 1914 г.

Степная куропатка истреблена в 1932 г.

Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).

Бескрылая гагарка, очень крупная нелетающая птица, населяла берега Исландии, Скандинавии, Англии и Лабрадора. Эти птицы не умели летать, но отлично плавали, охотясь за различной рыбой. Гнездились эти птицы на скалах, образуя колонии. Острова, на которых жили гагарки, часто посещали рыбаки, которые легко добывали не умеющих летать птиц, собирали их яйца. В результате подобной бесконтрольной охоты бескрылые гагарки постепенно исчезли с лица Земли. Последняя размножающаяся колония этого вида существовала примерно до 1840 г., а последняя особь бескрылой гагарки была встречена у острова Ньюфаундленд в 1852 г. К настоящему времени всё, что сталось от бескрылой гагарки, это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира.

Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.

Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам.

Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания-Нова, был убит последний тарпан.

Зебра квагга. Степные зебры бродили по равнинам Южной Африки огромными стадами. Когда белые поселенцы добрались туда, они начали истреблять этих животных ради их мяса и шкуры. К 1883 г. квагги были истреблены окончательно. Последнее животное умерло в зоопарке Амстердама в 1883 г.

И пусть биологический вид Человек разумный станет действительно разумным, и не допустит в дальнейшем вымирания тех кто остался на земле.

Представляем вашему вниманию небольшую сценку.

Суд над лягушкой и волком

Лягушка. Ква-ква… Лягушка!

Судья. Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное создание!

Лягушка. Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не привлекают птиц.

Судья. Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.

Лягушка. Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?

Судья. Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!

Лягушка. Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.

Судья. Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.

Лягушка. Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака. (за сценой слышится кваканье лягушек)

Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)

Судья. Ну и грамотные лягушки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой! Добывать вас можно и нужно. Только нужно строго регулировать добычу, не дать исчезнуть целому виду.

Перелистываем следующую страницу нашего устного журнала

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Звучит фонограмма "Голоса леса".

Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.

Ребята мы ни раз обращались к страницам красной книгой.

И сейчас мы проведем с вами викторину.

1 тур. "Встреча с Красной книгой"

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? ( г.)

2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3.Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

4. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли. )

2 тур. "Они исчезли навсегда"

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.(Зебра-квагга).

3 тур. "В мире птиц"

1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу РФ? (более 80 видов).

2 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).

3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).

4.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

4 тур. "Негромкая музыка цветов"

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.

(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

4.По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

Посмотрим кто является знатоками красной книги.

Знатоки Красной книги. Итоги.

Открываем следующую страницу

Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, перепёлки, кукушки; вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где-то в Уссурийской тайге ходит живой, а не плюшевый тигр, - это великая радость жизни. За эту радость надо бороться, пока не поздно…В. М.Песков

Да нам пока еще мало лет, да – многое мы еще не можем сделать, но показать настоящее и будущее планеты в наших силах.

Каждой команде я даю материал и заготовку для плаката. Ваша задача найти и наклеить иллюстрации по заданной теме. Время создания коллажа 5 мин.

Наша реальность.

Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Посмотрите, как красива наша планета и как хрупка. Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.

Замечательно вместе поработали и результат вы видите на доске. Мы обязательно передадим этот плакат в музей природы нашей школы…

Перелистываем последнюю страницу….

Как вы видите она пуста…

Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия.

Ребята, от вас зависит, будет ли заполнена эта страница.

Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.

Источники информации:

1.Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательных учреждений/ В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов/ Под ред. Доктора биологических наук, профессора Н. М. Черновой – М., Вентана – Граф, - 2004 г.

3.Л. В. Сорокина. Край родной. Сценарии экологических мероприятий. М., Сфера, 2001.

Специально для учителя экологии. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по экологии.


Практические советы по экономии воды

Разное

Предлагаем практические советы по экономии воды в домашних условиях.


Конспект занятия экологического кружка

Уроки

Конспект занятия экологического кружка по обобщению знаний об органах цветовых растений


Методическая разработка на тему "Экология - как важнейшая наука"

Презентации

климатические изменения - нарушение озонового слоя - загрязнение водных систем - загрязнение атмосферы - уничтожение лесов - опустынивание - потеря биоразнообразия


Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог . Экология родного края"

Разное

Программа разработана с учетом новых требований. с учетом принципов краеведения. Включает перечень интересных мероприятий, содержащих воспитательный аспект. Удобна для работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, с ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. В целом, экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

Сложившееся в обществе понимание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - это забота о человеке и его будущем, приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.

Комплекс мероприятий, организованный учителем биологии совместно с библиотекой, поможет развитию информационно- познавательной компетентности учащихся, умению работать с различными источниками информации, разовьет навыки независимого библиотечного пользователя.

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведет к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелит на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

Предложенные различные формы работы: беседы, ролевые игры, уроки - будут полезны при организации внеклассной работы по экологии, помогут развить интерес учащихся к изучению предмета, вовлекут в научно-исследовательскую деятельность. Различные конкурсы и викторины, мероприятия в форме ролевых игр в творческой и соревновательной атмосфере затронут серьезные проблемы выживания природы на планете.

Выставки рисунков, сопровождающиеся беседами, викторинами, конкурсами, привлекут внимание читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира.

Проведение таких мероприятий поможет в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях, изменит мировоззрение школьников, создаст условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию. Для этого и проводятся в школе предметные недели, в том числе по экологии.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

1) расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;

2) углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии;

3) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Прогнозируемый результат.

Активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.


Прогнозируемый результат.
Активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.

Читайте также: