Яковлев скрипка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В рассказе писателя Юрия Яковлева поднимается проблема нравственного выбора человека. Стоит отметить, что эта проблема существует давно и является актуальной и в наши дни.

В своем рассказе Ю. Яковлев пишет о нелегком выборе мальчика между прекрасной Дианой и круглолицей девочкой, между скрипкой и виолончелью, между счастьем и комфортом. Мальчик полюбил Диану, полюбил её игру на скрипке, полюбил саму скрипку, но Диана даже не замечает мальчика.

Её музыка находит отклик в сердце мальчика, и он готов лишиться всего только для того, чтобы стоять под окнами училища и вслушиваться в звуки скрипки. Мальчик так внимательно слушал эту музыку потому, что она являлась отражением его душевного состояния и его чувств. Но с другой стороны есть круглолицая девочка, которая проявляет заботу к мальчику, стоящему под дождем, приглашая его к себе домой послушать ноктюрн. Мальчик соглашается, но вскоре бросается обратно к тому самому окну, к той скрипке, к самому себе.

По мнению автора, необходимо прислушиваться к своему сердцу и выбирать то, к чему больше тянет, что приносит больше счастья человеку, не ставя превыше всего комфорт и финансовое благополучие.

Я полностью согласна с позицией автора в том, что выбор нужно делать, прислушиваясь к самому себе, к своему сердцу, а, не опираясь на материальные блага.( не исходя из материальных интересов; учитывая материальные интересы)

У всех людей бывают сложные времена, во время которых они оказываются перед сложным нравственным выбором. Нужно понимать, что комфорт, статус, деньги и другие материальные блага никогда не сделают человека счастливым по-настоящему. Мне кажется, что именно эту мысль хотел передать Ю. Яковлев в своем рассказе.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Гробовщик и скрипач всю жизнь проведший за подсчётами убытков, понимает, что жизнь прошла мимо него. Перед самой смертью он завещает свою скрипку человеку, которого просто так обидел.

Главный герой - Яков Матвеевич Иванов, по прозвищу Бронза

Дело было ещё когда я учился в школе, тогда мы с ребятами поехали на соревнования по плаванию. Был у нас в команде мальчик, Пашкой звали, он вечно рассказывал, какой он профессионал. Вот мы уже и приехали, я своё отплыл, но, судя по взгляду Пашки, я совсем уж плох в этом, настала его очередь плыть, ныряет и… как камень, на дно. Бросился наш лучший плавец за ним, звали его Митей, добрый, но совсем уж молчаливый. С тех самых пор никто Пашке не доверял.

Вайна на Зямлi iдзе увесь час. З самага пачатку рода чалавечага. Чалавеку зауседы не хапае зямлi, цi яму не падабаецца тое, як ен жыве, цi што-небудзь яшчэ. Але чалавек нiколi не думае пра вынiкi вайны. У наш час мы ведаем, што вайна – гэта зло, нешта жудаснае. Але чаму яна iдзе i у наш час? У даунiя гады, мы ведаем, вайна iшла за пашырэнне тэрыторыi. А зараз? Няужо i у наш час чалавеку не хапае месца?

Вайна уносiць сотнi i тысячы чалавечых жыццяу. Але рэдка хто на самой справе перажывае за загiнуушых, за iх сем’i. Па тэлебачанню, у асноуным, паказываюць страты у вайне. Адны лiчбы. Людзi радуюцца, што невялiкiя страты, а не скарбяць аб загiнуушых.

Вайна – гэта жудаснае вiдовiшча. Вайна – гэта бяда. Мы у поунай меры не адчуваем гэтага, пакуль вайна не закране нас. I усе ж такi мы баiмся вайны. Кожны з нас спрабуе пазбегчы яе. Вайна патрэбна “вярхам”, а не простаму народу.

Але я лiчу, што вайна нiколi не закончыцца. Яна была, есць i будзе. У мяне такое адчуванне, што людзям патрэбна вайна. Чаму яны не спыняюць яе? Чаму не супроцьстаяць усей сваей сутнасцю? Ну, а калi б супрацiулялiся? Тады, здаецца, успыхнула бы яшчэ адна вайна. Хаця, калi б людзi проста адмовiлiся ад вайны, не прымалi яе. Не шлi забiваць у сувязi з другой, не iх рэлiгiяй i чым-небудзь яшчэ. Калi б людзi выкрэслiлi з мовы само слова “вайна”. Калi б не выконвалi загады, звязаныя з вайной. Тады б вайны нiколi не было. Але гэта мары. Такога нiколi не здарыцца. Тыя, хто змагауся раней, хто гiнуу лютай смерцю, хто не дачакауся, цi страцiу у вайне сваiх родных тыя нiколi не будуць ваяваць.

I сусветная, i астатнiя войны – гэта урок нам. Урок, якi мы дрэнна вывучылi. А адказваць прыйдзецца. Калi пачнецца вайна, чалавеку прыйдзецца забiваць сабе падобных. Мы не ведаем, што гэта такое. Твары забiтых будуць успамiнацца табе вечна. Я думаю, што удзельнiкi вайны ноччу бачаць кашмары, бачаць загiнуушых сяброу. Сяброу, якiя нiколi не вернуцца. Яны не вернуць той мiр, што быу да вайны. Вайна – гэта гiсторыя. Гэта перамены. Жудасныя перамены i жудасная гiсторыя.

Вайна пасля сябе пакiдае рану. Рану на целе Зямлi i на сэрцах людзей. Рану, якая гнаiцца i не зажывае. Нiколi не зажывае

ДЖУНГЛИ И МАНГУСТ
СМЫШЛЕНЫЙ ЗВЕРЕК
ЛУЧШИЙ ДРУГ-МАНГУСТ

Талантливый народный умелец,мастер оружейник,работающий по металлу "Туляки искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации."

У левши-лишь прозвище,имя его не указанно,так как автор олицетворяет в образе Левши русские таланты.Малограмотный,бедный крестьянин,живёт в "тесной хороминке".Холостяк,который нежно любит своих стареньких родителей.Внешность Левши обыкновенная,косоглазый,с родимым пятном на щеке и выдранными волосами на висках "от учения".Бедная ,заплатанная одежда и стоптанная обувь говорят о бедности героя.Левша верит в Бога,не начинает дел без благословления."Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела."

Упорный в труде,Левша добивается мастерства,умеет "вилять умом",но он добрый,простой и открытый.Левша с чувством собственного достоинства, отвечает всем,даже императору,без смущения. Незлобный, умеющий прощать людей,Левша очень скромный.Самый талантливый,Левша способен выполнить любую,самую сложную работу.Талант Левши не развивается,у него нет условий для дальнейшего обучения.

Патриот своей родины,Левша не покупается на заморские соблазны,ему чужда вера англичан,а невесты его не впечатляют. Узнав секрет англичан,Левша спешит домой.Левшу поразило в каком виде содержалось старое оружие,как за ним ухаживали и как хранили.Он узнал тайну англичан,они не чистили ружья кирпичом,поэтому ружья у них были в прекрасном состоянии и в полной боевой готовности.Его знания важны,они спасли бы не мало солдатских жизней,но никто не придаёт Левше большого значения.

Судьба Левши очень печальна,по приезду на Родину он серьёзно заболевает и попадает в госпиталь для нищих.Никто не ищет его,он просит передать секрет англичан царю,но об этом забывают.Левша находится в больнице на полу,его английский друг,шкипер,находит ему врача,но поздно,Левша умирает.Мастера никто не ценил,его не слушали,хотя он говорил правильные вещи и предостерегал от ошибок,которые спасли бы много жизней простых солдат.Талантами полна земля русская,но ценить нужно всех и каждого,а не разбрасываться ими.Левша погибает,никому нет дела до него,а таких людей нужно беречь,они на вес золота."Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле".

В образе главного персонажа, простого гробовщика Якова, отражена приверженность человека к деньгам и вещам. Но со смертью жены герой понимает, что в жизни по-настоящему ценно.


Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в Российской империи, в неназванном маленьком городке.

Главные герои

  • Яков Матвеевич – гробовщик, простой крепкий мужик 70-ти лет, скаредный, хорошо играет на скрипке.

Другие персонажи

  • Марфа – жена Якова, робкая и безответная женщина.
  • Ротшильд – еврей, подрабатывающий в местном оркестре игрой на флейте.
  • Моисей Ильич Шахкес – руководитель оркестра, лудильщик.

Краткое содержание

Несмотря на то, что Якову было семьдесят лет, он по-прежнему оставался крепким, выносливым мужчиной. Мужчинам он делал гробы, ориентируясь на свой высокий рост и ширину в плечах, для женщин использовал мерку, а заказы на детские гробы принимал неохотно, считая это пустяковой работой.

За Яковом вновь пришел Ротшильд. Он стал последним человеком, который слушал прекрасную игру гробовщика. После его смерти Ротшильд получил в дар его скрипку, и с тех пор забросил игру на флейте. Он не раз пытался повторить ту невероятно грустную мелодию, которую играл Яков перед смертью, но так и не смог этого сделать…

Заключение

Микропересказ : Гробовщик и скрипач, всю жизнь проведший за подсчётами убытков, понимает, что жизнь прошла мимо него. Перед самой смертью он завещает свою скрипку человеку, которого просто так обидел.

В маленьком городке живёт семидеся­тилетний мастер-гробовщик Яков Матвеевич Иванов, по прозвищу Бронза. Дела идут скверно — людей мало, умирают редко, поэтому и заказов немного.

Кроме основного ремесла, небольшой доход приносит ему игра на скрипке — периодически его приглашают в еврейский оркестр, когда не хватает людей. Играя иногда с оркестром, гробовщик проникается ненавистью к жидам, а особенно к флейтисту Ротшильду, который даже самую весёлую композицию умудряется играть жалобно.

Яков всегда находится в дурном расположении духа, поскольку терпит убытки, и мысль о них постоянно донимает его. Вот и в этот день он подсчитывает убытки. От этого занятия его отвлекает умирающая жена Марфа.

Она глядела в потолок и шевелила губами, и выражение у неё было счастливое, точно она видела смерть, свою избавительницу, и шепталась с ней.

Утром он берёт у соседа лошадь и везёт Марфу в больницу. Стариков принимает фельдшер Максим Николаевич, который после беглого осмотра подводит итог — Марфе не жить. Он прописывает порошки и холодный компресс. На просьбы Якова банки поставить или пиявками полечить фельдшер отвечает отказом.

Пожилые супруги возвращаются домой. Яков вспоминает о предстоящих православных праздниках, на которых работать грешно, и принимается делать гроб для старухи. Вечером старуха начинает вспоминать, что дал им Бог когда-то давно ребёночка, да не повезло, умерла девочка. Сам Яков ничего не помнит и отвечает, что это ей мерещится.

Приходит батюшка соборовать. Марфа принимается что-то бормотать, а к утру умирает. Похороны обходятся почти даром: Яков вместо дьячка читает псалтырь, кладбищенский сторож, его кум, предоставляет бесплатную могилку, да и гроб до кладбища тоже доносят бесплатно.

Прощаясь с женой, Яков невольно отмечает, какой хороший гроб он сделал.

По дороге с кладбища Яковом овладевает тоска. Он встречается с Ротшильдом, которого послал за ним Моисей Ильич — управляющим оркестром. Яков набрасывается на Ротшильда с кулаками, и еврей убегает.

Не желая возвращаться домой, Яков шляется вдоль речки. Проходя мимо вербы, он вспоминает про младенчика, о котором говорила старуха. Гробовщик думает о своей жизни, которая прошла мимо, об убытках, и о том, что многих людей просто так обижал.

Ночью не спалось. Утром Яков через силу поднимается и идёт в больницу. По глазам фельдшера Иванов понимает — дела плохи. Ему не жалко умирать — от смерти будет одна только польза и никаких убытков. Дома он видит скрипку, и ему становится жалко её оставлять. Яков Матвеевич выходит из избы, садится у порога, начинает играть и думать об убыточной своей жизни.

Он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слёзы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка.

Приходит Ротшильд и сообщает, что оркестру очень нужен скрипач для выступления на свадьбе. Услышав мелодию, которую играет Яков, флейтист начинает плакать.

С тех пор Ротшильд забрасывает флейту, играет только на скрипке. Он пытается повторить те звуки, которые слышал в исполнении Якова. Получается настолько скорбная композиция, что и сам исполнитель плачет. Эта новая песня так нравится в городе, что скрипача наперебой зовут к себе купцы и чиновники, заставляя играть по многу раз.

Пересказал Сергей Симиненко. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: