Способы сравнения величин и чисел в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Понятие натурального числа, нумерация целых неотрицательных чисел и действия над ними являются основными темами начального курса математики. При изучении нумерации, у учащихся должен быть сформированы знания, которые являются основой работы над арифметическими действиями.

Материал по нумерации изучается в четырех концентрах: десяток, сотня, тысяча, многозначные числа. При этом изучение каждого вопроса опирается на предыдущий концентр, дополняется новым содержанием и тем самым получает свое развитие.

Использование приёмов активизации учащихся в учебном процессе делает учение для учащихся интересным, ярким и увлекательным. Это способствует повышению успехов младших школьников.

На начальном этапе младшие школьники изучают нумерацию десятка. Уже на первом этапе учитель может использовать приемы сравнения и классификации. Очень важно сравнение чисел; причем при изучении каждого нового числа вновь полученное число сравнивается с изученным перед ним, и, как следствие, указывается его место в ряду чисел. Младшим школьникам намного легче будет запомнить нумерацию чисел путем сравнения.

«Сравнение чисел (от 1 до 5) выполняется с опорой на сравнение групп предметов, а в дальнейшем, опираясь только на счет (какое число при счете идет раньше, то меньше). Постоянно должна вестись работа, направленная на формирование у детей умения называть отрезки натурального ряда чисел от 1 до 10 в прямом и обратном направлении, начиная с любого числа. Состав числа из слагаемых в пределах 5 усваивается в ходе выполнения упражнений на сложение и вычитание, результаты действий в которых находят вначале путем практических действий с множествами предметов, затем по представлению. Постепенно результаты действий дети запоминают.

Прием сравнения также может использоваться с помощью некоторых предметов, учитель его применяет для объяснения материала более слабым учащимся. Например: при изучении нового числа, предположим 5, учитель показывает 5 одинаковых предметов, параллельно сравнивая их с цифрой 5.

Последнее число, с которым знакомятся первоклассники в этой группе чисел, это число нуль. При знакомстве с ним детям нужно показать, что нуль это тоже число. Для этого надо подвести их к выводу, что число нуль образуется также как и другие числа, но только одним способом - вычитанием 1 из 1. Это число 1. Отсюда следует, что его


Процесс измерения – сравнение данной величины с некоторой мерой , принятой за единицу измерения.

Результат измерения величины – числовое значение .

в измеряемую величину.

Этапы знакомства с понятием величины Выделение и распознавание свойств и качеств предметов. Сравнение их без измерения. Сравнение величин с использованием промежуточной мерки . Знакомство с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы, часы, и т.д.).

Этапы знакомства с понятием величины

I этап Сравнение без измерения

- на глаз, приложением, наложением.

- прикидкой на руке.

- на глаз, наложением.

- ориентировка на субъективные

ощущения длительности или

на внешние признаки процесса.

Качества позволяющие провести разницу неточная оценка точная оценка длина масса объем площадь и т.д. субъективные объективные кислое – сладкое оттенки цвета

Качества позволяющие провести разницу

субъективные

объективные

Действия сравнения величин с реальными предметами; с предметами, которые нельзя взять в руки. Результат сравнения фиксируется: с помощью слов; предметными моделями, схемами.

Действия сравнения величин

  • с реальными предметами;
  • с предметами, которые нельзя взять в руки.

Результат сравнения фиксируется:

II этап Сравнение с использованием промежуточной мерки

Метки - условная предметная модель процесса измерения величины.


-75%

Читайте также: