Открытая образовательная среда школы

Обновлено: 02.07.2024

Движение современного общества к информационному, открытому находит естественное отражение в образовании, которое является зеркалом социальных и иных отношений, объективно существующих в обществе. Одной из новых форм на этом этапе развития общества явилось открытое образование, всемерное и максимальное использование новых информационных и педагогических технологий обучения.

  • неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);
  • отставание получаемых знаний от уровня развития знаний и технологий (консерватизм);
  • низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность);
  • специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении (локальность);
  • не весь перечень специальностей может быть предоставлен желающим обучаться на конкретной территории региональными вузами (ограниченность).
  • создание единой образовательной информационной среды;
  • использование открытых форм обучения;
  • обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технико-технологическим ресурсам.
  • накопленные в общей и профессиональной школе научный, методический, кадровый и производственный потенциал,
  • информационные ресурсы и технологии,
  • опыт проведения дистанционного обучения,
  • существующая телекоммуникационная инфраструктура и их организационные структуры.

Новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний, передачи (распространения) знаний (доступа к знаниям) и контроля знаний. Равноправный доступ к таким технологиям следует обеспечить на всех уровнях систем образования.

В мире идут глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные образовательные структуры открытого типа. Ведется поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно, образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь", - важнейшая проблема XXI века. Образовательные среды могут стать такими социальными институтами, которые были бы способны предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно и получать современные профессиональные знания, выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы его образовательным и профессиональным способностям и потребностям, независимо от его местонахождения.

Подобная среда может быть сформирована как консорциум (ассоциация) связанных друг с другом учебных учреждений, которая предполагала бы наличие информационно-педагогического пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ (способных удовлетворять запросы и потребности населения), возможность многомерного движения потребителя образовательных услуг в образовательно-профессиональном пространстве и создания для него оптимальных условий развития через обучение и профессионально-образовательный консалтинг в рамках единых технологических средств.

Купить медицинские справки не выходя из дома - оформите заказ на сайте или по телефону.. Основными преимуществами сотрудничества с нашей компанией являются скорость и эффективность. Большинство справок оформляется в день обращения. Все медсправки оформлены в соответствии с действующими правилами, никаких ксерокопий, сканирования и прочего, только оригиналы.

проектирования открытой образовательной среды школы
Ключевая идея

Образование – это важнейший социальный институт формирования гражданской позиции личности, что является одной из ведущих задач современного российского общества. Гражданская, личностная, социальная, культурная, этническая идентичность человека – предмет разработок ученых и практических работников в сфере образования. Достижение результатов при решении данной задачи, повышение конкурентоспособности российской системы образования предусматривает достижение высокого уровня информированности субъектов образовательного процесса, создание информационного деятельностного пространства, развития информационной среды, информационной культуры, функциональной грамотности и компетентности. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на 2006-2010 гг., отмечая тенденцию перехода к информационному обществу, выдвигает новые требования к подготовке молодого поколения.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут оценивать качественно получаемую информацию, анализировать ее, понимать полезность и достоверность; самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Результатами образования должно стать развитие – личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное, коммуникативное.

Сегодня уделяется особое внимание взаимодействию и взаимовлиянию школы и социума, акцентируется внимание на роли образовательной среды в процессе формирования личности. Образовательная среда как системно организованное образовательное пространство для овладения различными видами и формами человеческой деятельности, имеющее свои социальные, социально-педагогические, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические особенности, обеспечивает ученику условия для освоения главных принципов взаимодействия с разными социокультурными пространствами; помогает раскрывать себя миру, овладевать значимыми социальными ролями. В образовательной среде современного образовательного общества наряду с передачей социального опыта и ценностных ориентаций решается главная цель образования - формирование системы целостного мировоззрения; навыков самопознания и выявления собственных затруднений, освоение методов самостоятельного овладения знаниями и умениями.

В процессе разработки стратегии развития школы, программы развития в частности, нами было выявлено неразрешенное противоречие между тем, что образованию принадлежит значимая роль в развитии личности ученика, его жизненном становлении и тем, что современная школа все еще остается закрытой средой для взаимодействия с внешним социумом по многим направлениям их возможного взаимодействия. Школа оценивает и ценит способность выпускников решать познавательные проблемы в учебных, искусственно созданных ситуациях.

Данное противоречие предопределило проблему, которая заключается в поиске необходимых и достаточных условий для формирования открытой образовательной среды.

Под открытой образовательной средой мы понимаем определенную систему ресурсов и условий школы, способствующих формированию личности каждого ученика, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном окружении, содействующую ее самоопределению в современном информационном обществе.


  • внешняя и внутренняя коммуникация;

  • динамическое окружение с элементами неопределенности;

  • наличие условий, позволяющих оптимально удовлетворять потребности и интересы субъектов образовательного процесса;

  • признание роли учащегося как субъекта процесса образования;

  • осуществление образовательного процесса в условиях демократизации, гуманизации при соблюдении прав и свобод человека;

  • рефлексивный подход в управлении; сочетание современного менеджмента с общественной самодеятельностью и самоуправлением при постановке достижении общих целей;

  • информационная обеспеченность внутренних и внешних процессов, ее доступность;

  • внутренняя мотивация и готовность педагогов к работе в инновационном режиме;

  • конкурентоспособность и способность к изменениям.

Под целостной системой образовательной среды школы мы понимаем взаимодействие и взаимовлияние урочного и внеурочного пространств, основанных на принципах здоровьесбережения, мотивации, расширения информационного пространства и связей с внешним социумом.



В открытую образовательную среду школы включаем внутришкольные структуры, обеспечивающие связь со средой, и совокупность социальных структур, выполняющих общие со школой социально-педагогические функции и имеющих возможность взаимодействовать со школой при выполнении этих функций. Открытую образовательную среду школы мы проектируем как среду, состоящую из социальных коалиций, куда входят различные ведомства и службы, организации, прямо или косвенно имеющие отношение к проблемам детства, различные среды самореализации ребенка: семья, улица, дополнительное образование, общественная самодеятельность.


Это обеспечивает практические формы включения детей в реальную жизнь, формирование у них способностей проектирования и анализа собственного действия в меняющихся социальных условиях.

Создание открытой школьной образовательной среды предусматривает работу в двух встречных направлениях: введение учащихся во внешний по отношению к школе социум и включение внешнего социума в образовательное пространство школы, что станет одним из условий успешной социализации учащихся школы.

Под социализацией ученика мы понимаем процесс усвоения учеником образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей; системы знаний и умений, позволяющих ему эффективно действовать в информационном обществе.

Педагогическому коллективу в своем развитии необходимо перенести акцент в профессиональной деятельности с преподавания, как активного педагогического воздействия на ученика, в область формирования деятельностной среды, в которой происходит его самообучение и саморазвитие всех субъектов образовательного процесса.

Поставленная коллективом ключевая проектная идея была сформулирована в результате проведения внутришкольного мониторинга образовательной среды школы, внешней экспертизы, оценки уровня профессиональной компетентности педагогов и анализа современных научных исследований и практического опыта.

Приоритетные цели, принципы и задачи и предполагаемые результаты

Приоритетная цель:

формирование открытой образовательной среды, обеспечивающей условия для становления и развития личности ученика, способной к самоопределению в современном информационном обществе.

Под целостной системой образовательной среды школы мы понимаем взаимодействие и взаимовлияние урочного и внеурочного пространств, основанных на принципах здоровьесбережения, мотивации, расширения информационного пространства и связей с внешним социумом.

Создание открытой школьной образовательной среды предусматривает работу в двух встречных направлениях: введение учащихся во внешний по отношению к школе социум и включение внешнего социума в образовательное пространство школы, что станет одним из условий успешной социализации учащихся школы. Мы считаем, что ребенок, чтобы стать личностью, должен пройти путь от восприятия до потребности действия .


Под самоопределением личности мы понимаем выявление и утверждение ее собственной позиции в проблемных ситуациях; готовность найти, определить свое место в жизни, в обществе, в деятельности.

Основные принципы проектирования открытой образовательной среды школы:


  • ценность личности, заключающейся в самоценности ребенка;

  • уникальность личности, состоящей в признании индивидуальности каждого ребенка;

  • приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

  • субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

  • самореализацию – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

  • социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

  • индивидуализацию - это развитие продуктивного, творческого индивидуального, неповторимого потенциала личности.

  • создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

  • развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам России;

  • формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

  • создание действенной службы социально–педагогической и психологической помощи школьникам.

  • разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;

  • создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

  • разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

  • развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;

  • развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

Одной из основных интегральных характеристик выпускника нашей школы станут социальная зрелость, способность к социальному самоопределению, которые необходимы выпускнику школы для его интеграции и свободной ориентации в сложных административных, социально-экономических, социокультурных, образовательных, производственных и других структурах современного общества.

Выпускник школы представляется нам конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. Кроме того, его характеризуют созидательная направленность личности, направленность на достижение успеха в учебной, социально-педагогической, дальнейшей профессиональной деятельности, умение поставить цель и достичь ее, умение планировать и самоконтролировать свою деятельность, способность к конструктивному критическому анализу, владение методами решения проблем, социально-экономическая и социально-трудовая активность, потребность в здоровом образе жизни, способность к эффективному взаимодействию, устойчивая самооценка, чувство собственного достоинства. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как толерантность, гуманизм, справедливость, милосердие. У него будут сформированы навыки социального творчества, социально-трудовые навыки, он получит опыт социального взаимодействия, разработки социальных инициатив и проектов.

Педагог школы

Педагог, организующий социальное становление личности в открытой образовательной среде, должен обладать рядом профессионально-личностных качеств: активной гражданской позицией, ответственностью, умением вести диалог и уважать позицию учащегося. Педагог должен быть специалистом-профессионалом в своей образовательной области, но не замкнутым лишь на своей программе, а имеющим направленность на выполнение социально-педагогических, социально-воспитательных функций.

Особая миссия дополнительного образования детей по отношению к человеку и обществу состоит:

На выполнение этой социокультурной миссии и ориентировано Государственное образовательное учреждение Дворец творчества детей и молодежи.

Педагогический коллектив принимает следующие принципиальные положения:

  • образовательная среда – это часть социокультурного пространства, с объемным и многообразным характером взаимосвязи его компонентов. Она создается каждым человеком и всеми, зависит от индивидуальных особенностей развития и способов вхождения каждого человека в культуру, вносимого набора ценностей и приоритетов. Образовательная среда является одной из важных, в которой происходит социализация ребенка, обретение им собственного социального опыта и активного личностного самостроительства.
  • культурная среда – конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Культурная среда Дворца – это не формальное сохранение традиций, но и развивающееся пространство культурного развития детей и подростков в собственной общности и событийной общности детей и взрослых (В.И. Слободчиков), соединяющее воедино отношения, ценности, символы, предметы, организацию разнообразной деятельности и общности.

Опираясь на данные положения, соотнося их со своими традициями и сложившимся стилем жизнедеятельности, мы считаем важным создавать такую образовательно-культурную среду учреждения, которая в максимальной степени была открыта для детей и взрослых; в какой –то степени представляла некий идеал свободы, творческую среду, в которой формируется основа для общекультурного развития путем того, что человек включается не только в свою деятельность (предметную), но и участвует в праздниках, конкурсах, конференциях, игровых программах, он общается в одном и том же замкнутом пространстве, обретая различный опыт взаимодействия,.

Дворец сегодня. прежде всего, открыт для творческого взаимодействия с образовательными учреждениями округа .

В этом есть много положительного для учреждения.

  • Педагогический коллектив через систему различных мероприятий имеет возможность демонстрировать результаты своих воспитанников перед учителями школы и одноклассниками. Тем самым еще поднимается авторитет ребенка в глазах школьного сообщества. Педагоги могут увидеть другую сторону личности своего ученика: понять-принять-поддержать.
  • Каждое открытое действо - это всегда пропаганда деятельности Дворца в целом. Может благодаря этому, у нас нет острых проблем в формировании учебных групп на первый год обучения. У педагогов школы, знающих Дворец, есть возможность направлять своих учеников целенаправленно на конкретную образовательную программу или вид творчество, соответствующий его способностям и возможностям.
  • Все, что предлагает Дворец школам это формы и способы деятельности, поддерживающие ребенка и провоцирующие его на творчество, обеспечивающие ситуацию успеха каждому. При этом любые результаты ребенка не только имеют безоценочную форму выражения , но они должны эмоционально – положительно приниматься. На таком положительном фоне мы способствуем классному руководителю в формировании классного коллектива, межличностных отношений.
  • Неформальные структуры, отличающиеся от привычной классно-урочной системы, позволяют повысить мобильность, доступность источников образования для каждого ребенка, гарантируя педагогическую и психологическую поддержку.

Комплексная программа Дворца - это особый тип программ, соединяющий в систему разные области, направления, виды деятельности и процессы в некое целое. Все компоненты программы взаимозависимы, основанием и условием этого являются цель, единая концепция, общие принципы отбора содержания, организации, определения путей и способов реализации, прогнозирования и диагностики результатов.

Цель программы: Приобщение к духовным ценностям Российской истории.

  • Формирование общей культуры, способствующей преобразованию личностной духовной сферы, ведущей к пониманию мира, осмыслению себя в нем
  • Расширение представлений детей в области отечественной истории и этнографии;
  • Знакомство с краеведением Москвы;

Цель программы: Восстановление и восполнение психофизических сил воспитанников.

  • Повышение двигательной активности воспитанников;
  • Расширение представлений воспитанников о преимуществах здорового образа жизни;
  • Развитие форм оздоровительной работы с воспитанниками Дворца творчества.
  • Массовые спортивные мероприятия. Популяризация различных видов физкультуры и спорта. Формирование культуры болельщика.
  • Оздоровительные занятия . Занятия различными видами спорта для развития общих и специальных физических качеств.

Цель программы: Приобщение воспитанников к ценностям мировой и

  • Формирование общей культуры у детей и подростков;
  • Активизация познавательных интересов детей в сфере искусства и художественной культуры.
  • Реализация творческих способностей детей в тех видах деятельности, которые связаны с художественной культурой.

Цель программы: Развитие интереса воспитанников к моделированию, конструированию и эстетике быта.

  • Расширение представлений воспитанников в сфере техники и декоративно-прикладного искусства;
  • Активизация детского творчества в сфере декоративно-прикладного искусства и техники;
  • Проведение творческих мероприятий для демонстрации достижений воспитанников.

Цель программы: Формирование экологической культуры личности.

  • Формирование потребности в новой культуре взаимоотношений со средой обитания;
  • Развитие чувства отзывчивости и сопереживания;
  • Привлечение к практическому участию в решении экологических проблем.

Цель программы: Удовлетворение разнообразных интересов ребенка в каникулярное время

  • Расширение кругозора, интересов воспитанников;
  • Включение детей и подростков в систему социальных связей и отношений;
  • Создание положительных эмоций.

Разработка и реализация таких программ осуществляется педагогами – организаторами отдела организационно – массовой работы. В составе отдела есть штат профессионально подготовленных к проведению массовых форм работы людей: режиссер, техники звуко - свето аппаратуры, костюмер. Такой состав организаторов любого мероприятия с детьми дает возможность учителям школы, освободившись от организационных обязанностей, более целенаправленно вести наблюдения за детьми, корректировать их поведение, прослеживать межличностные отношения.

Взаимодействие Дворца и школы выстраивается на принципах взаимоинтересов, основанных на целях и задачах учреждения в данный учебный год, в данный период развития. Поэтому Дворец лишь предлагает школе набор различных форм по комплексным программам, а администрация вправе сделать свой выбор. Календарь массовых дел на полугодие выглядит следующим образом:

Школа будущего: Новые образовательные пространства

В этом году компания Martela, которая разрабатывает общественные интерьеры, учредила премию в области архитектуры и дизайна детских пространств — Martela EdDesign Award. Идея премии — показать, какой может быть комфортная и эффективная образовательная среда. Организаторы обошли (в буквальном смысле) школы, детские сады, площадки и библиотеки, которые открылись в 2016–2017 годах, чтобы найти самые интересные. При отборе внимание обращали на архитектуру, интерьер, инженерное наполнение школы, систему безопасности — в стартовом опроснике больше сотни вопросов обо всем, что не затрагивает педагогический процесс.

Локация: Россия, Москва, улица Народного Ополчения, 9а

Общая площадь: 21 000 м²

Количество учеников: 700 (с 5 по 11 классы)





Архитектура и дизайн

— Прозрачные стены в классах и общественных пространствах, везде огромные окна от пола до потолка, обилие естественного света.

— Лаборатории для занятий физикой, химией, биологией объединены в огромное мегапространство. Его можно разделять перегородками, а можно использовать целиком для проведения хакатонов и других мероприятий.

— Просторная двухуровневая библиотека.

— На верхнем этаже есть просторное и светлое помещение для отдыха детей и для занятий с тьюторами, куда не заходят учителя. Учительская и прочие административные помещения находятся на цокольном этаже, который утоплен в земле, но получает естественное освещение за счет приямков.

— В холле есть горка, по которой можно скатиться со второго этажа на первый и оказаться у дверей столовой.

Новый корпус Школы AYB

Локация: Армения, Ереван, улица Тбилисская, 11/11

Общая площадь: 4 200 м²

Количество учеников: 180 (с 3 по 6 классы)

Авторы проекта: Storaket Architectural Studio, Меружан Минасян, Нарбе Бедросян, Шант Исаньянс


Школа AYB существует с 2011 года, а новый корпус школы открылся только в 2016-м. При разработке проекта нового здания систему приоритетов для архитектора создавал педагогический коллектив во главе с директором школы. Здание получилось энергоэффективным: солнечные панели, установленные в южной части здания, обеспечивают больше половины требуемой электроэнергии, и отопления почти не требуется. За счет утепленных стен здание в холодное время года может обходиться без отопления в течение нескольких дней. В школе прозрачные стены в учительской и других административных помещениях. Все коммуникации, которые идут по потолку, видны — так ученикам наглядно объясняют, как устроено здание.


Архитектура и дизайн

— Цокольный этаж утоплен в землю на восемь метров, однако котлован гораздо шире здания, поэтому помещения на этаже имеют доступ к естественному свету.

— При относительно небольшой площади в школе есть 11 входов и выходов: дети легко могут выходить на прогулку отовсюду.

— Пространства рекреаций многофункциональны: в одной из них расположена, например, столовая.

Читайте также: