Педсовет речь развиваем интеллект повышаем в доу

Обновлено: 02.07.2024

Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.

Активизировать деятельность педагогов

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

В профессиональной деятельности педагога культура речи имеет важнейшее значение. От нее во многом зависит успешность воспитателя, его способность общаться и доносить информацию до своих воспитанников. Это фактор развития языка детей, поскольку они копируют окружающих взрослых не только в поведении и манерах, но и в грамотности, и даже в интонациях. Если у педагога грамотная, хорошо поставленная дикция с богатым словарным запасом, огромная вероятность того, что его ученики также успешно овладеют всеми необходимыми навыками.

Поскольку для ребенка все качества воспитателя являются образцом для подражания, его речь должна отвечать следующим характеристикам:

Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.

Понятный и доступный ребенку темп, громкость и интонации. Сотрудник ДОУ должен не просто четко и грамотно произносить слова. Они должны быть понятными, не слишком громкими или тихими, внятными, выразительными.

Грамматически правильное оформление фраз и предложений.

Связный, понятный для малыша определенного возраста текст. Слишком сложные или намеренно упрощенные фразы лишают воспитанников возможности совершенствовать собственную речь.

Точное использование терминов и обозначений. Это поможет детям получить представление о множестве ранее неизвестных определений и слов, научиться грамотно их использовать в собственных высказываниях.

Оценивается качество произношения воспитателя по следующим категориям:

Педагогический состав должен уметь формировать свои высказывания таким образом, чтобы они приносили пользу воспитанникам, давали им важную и нужную информацию, способствовали расширению кругозора, помогали изучать все богатство родного языка.

В случае наличия разнообразных проблем помочь решить их может консультация для воспитателей по звуковой культуры речи, работа над собой, развитие собственных способностей и навыков.

Речь - это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

Согласно требованиям современных ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и пр.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых[1].

Таким образом, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

I. Культура речи педагога

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Однозначного понимания термина не существует.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

II. Компоненты профессиональной речи педагога

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция . Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

III. Требования к речи воспитателя ДОУ

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи, как наука о языке, может и должна:

помочь детям овладеть нормами литературного языка,

привить любовь к родному языку,

научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,

помочь освободиться от "сорных" слов.

Чтобы выступать перед детской аудиторией, педагог должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки:

ориентации во времени.

Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным.

Современная педагогика призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ребенка. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ребенка как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на его интересы и перспективы его развития, где немаловажную роль играет культура речи педагога.

Список использованной литературы

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – 223 с.

Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.

Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. - 239 с.

Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.М. Макарова, Е.А. Ставцева. – М. : Академия, 2006. – 192 с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" / Российская газета от 25 ноября 2013 г. N 265.

Речь – это канал развития интеллекта….

чем раньше будет усвоен язык, тем легче

и полнее будут усвоены знания.

Цель педсовета :

- определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

- совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.

План проведения педсовета :

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Основные направления работы по развитию речи дошкольников

3. Использование в работе с детьми современных образовательных технологий.

4. Условия успешного речевого развития

Решение педсовета.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи :

• Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приемы, но не видит ребенка. Не знает уровня развития речи.

• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

• Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

• Обучение языку идет в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

• При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребенка и используют фронтальные методы.

• Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно необходимо с детьми заниматься постоянно, систематично.

• Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться до его появления на свет, в перинатальный период.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

O Развитие словаря;

O Воспитание звуковой культуры речи;

O Развитие связной речи : диалогической, монологической;

O Формирование грамматического строя речи:

морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование;

O Подготовка к обучению грамоте

O Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей.

Какие вы знаете? (Физминутки, подвижные игры, динамические паузы, минутки настроения; пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастики; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.)

Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности. Какие вы знаете? (Настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

Элементы ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников

Метод наглядного моделирования

Наглядное моделирование это: опорные картинки (Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания) схемы мнемотаблицы карточки-символы реальные предметы и т. д.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Данный метод помогает развивать :

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

Условия успешного речевого развития

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

• педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

• а также, побуждать детей к речевому общению между собой.

2. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

• следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

• наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

• педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

• помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

• обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

• учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

• учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

• поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

• организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

• стимулируют детей комментировать свою речь;

• упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Педагоги поощряют детское словотворчество.

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.

Распределение по командам.

Разминка: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

• Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).

• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).

• Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).

• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).

1. Перед командами лежат вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

Вопросы: 1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? ( Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

5 Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям).

6 Рассказ – описание – это …. (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

7 Рассказ – повествование – это … (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

8 Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

2. . Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.

3. Замените предложения пословицей (кто быстрее).

- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

- Не болтай (держи язык за зубами) .

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

5. Ответь на вопрос ребенку.

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка?

2 Что такое наблюдение?

3 Почему коньки так назвали?

6 Почему красный цвет так назвали?

6. Перечислите функции речи старшего дошкольника.

• Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

• Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

• Речь — как область объективных отношений, которые познает ребенок.

• Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т. д.

• Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств.

• Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т. д.

• Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.

• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений и т. д.

1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)

4 Связное развернутое изложение какого-либо факта. (рассказ)

5 Литературное произведение для пересказа. (сказка)

6 Тип связной речи. (диалог)

7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек. (образец)

8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения. (вопрос)

10 Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

12 Прием, используемый в сарших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)

Подведение итогов педсовета. Решение.

Примерное решение педсовета.

Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :

- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный логопед, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт.

Играем в шашки — развиваем интеллект. Фотоотчёт. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.

— контроля за соблюдением педагогами правил культуры рече​вого общения, тактичного поведения.

- совершенствование работы в ДОУ по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2. Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3. Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

5. Рассказ – описание – это …. (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

6. Рассказ – повествование – это …… (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

3. Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.

4. Замените предложения пословицей (кто быстрее).

- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

- Не болтай (держи язык за зубами) .

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело) .

6. Ответь на вопрос ребенку.

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка?

2 Что такое наблюдение?

3 Почему коньки так назвали?

6 Почему красный цвет так назвали?

1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)

4 Связное развернутое изложение какого-либо факта.(рассказ)

5 Литературное произведение для пересказа.(сказка)

6 Тип связной речи.(диалог)

7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек.(образец)

8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения.(вопрос)

10 Прием , который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

12 Прием, используемый в старших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление на педагогическом совете Тема: Методика развития речи у дошкольников

Методика развития речи дошкольников входит в состав пед. наук. Предмет изучения -процесс овладения детьми родной речью в условиях целенаправленного педагогического воздействия.


Речевое развитие дошкольников происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей ребенка.


Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов.


Педагогический проект "С бумагой играя - речь развиваем"

Педагогический проект "С бумагой играя - речь развиваем" раскрывает вопрос о важности применения современных методов и средств в работе учителя-логопеда. Использование модульной аппликации, .


Педагогический проект "Говорим, играем - речь развиваем"

создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.


Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, который направлен на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей,систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

с. МИЧУРИНСКОЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Воспитатель: Абкадырова Э.Ш.

с. Мичуринское,2019

Форма проведения: деловая игра.

План проведения педагогического совета

Теоретическая часть:

2. Практическая часть:

2.3. Разработка и принятие решений педсовета.

Теоретическая часть

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Слайд № 2. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Слайд №3. Условия успешного речевого развития

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

- педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- а также, побуждать детей к речевому общению между собой.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога - четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь

включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со

стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют

и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят

занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки,

скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости

деликатно поправляют их.

Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с

учетом возрастных особенностей:

- педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых

предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств,

рассказывать о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде,

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи,

упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей

функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Слайд №4. Современные образовательные технологии

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в

котором сходятся различные стороны психического развития: мышление,

воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в

дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми

современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей.

Какие вы знаете? (Физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности.

Какие вы знаете? (Настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

Слайд № 5. Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги по-разному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется.

Слайд № 6. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Данный метод помогает развивать:

зрительную и слуховую память;

зрительное и слуховое внимание;

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд № 7 – Пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.

- Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Встали девочки в кружок, встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег на высокой елке.

Наверху звезда, бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елочка, пусть горит всегда!

Слайд №8 - Составьте рассказ по схеме.

Слайд № 9 - Ткаченко Т.А.: «Процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Слайд №10№11 Методика-коллаж Т.В. Большева

Слайд №12 Методики помогают:

Обогащать словарный запас

Обучать составлению рассказов

Пересказать художественную литературу

Отгадывать и загадывать загадки

Я вам представила основные современные педагогические технологии.

Практическая часть

Ну, а сейчас немного посоревнуемся и применим все накопленные знания по речевому развитию.

- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Разминка: Перед участниками выложен цветок – ромашка. Каждый по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нем. Ведущий зачитывает вопрос. Если, участник, верно ответил на вопрос – забирает лепесток себе.

Вопросы:

Назовите формы речи. (Диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Разговор двоих или нескольких собеседников на тему, связанную с какой-либо ситуацией – это…?(Диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям – это…? (Монолог)

Рассказ, сюжет которого, развертывается во времени – это…? (Рассказ-повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления – это…? (Образец воспитателя)

Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребенка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются, и за наиболее полную и правильную памятку команда получает лепесток от ромашки.

Сейчас мы все с вами превратимся в упрямцев и будем на услышанное слово отвечать прямо противоположным. Очень популярная игра в дошкольных учреждениях. Например: прятать – искать.

Слова: далеко, холодно, друг, зима, зажигать, бежать, веселиться, умный, высокий, ловкий, молчун, любознательный, активный.

Кто вперед: Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает лепесток ромашки.

Задание: Переведите пословицы на русский язык.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот – золотой рот (Германия)
Слово – серебро, а молчание – золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
Язык до Киева доведет.

А теперь продолжаем, но задание немного изменим: Объясни выражения.

Дело в шляпе – Все в порядке.

Плясать под чужую дудку – Действовать не по собственной воле.

Как на иголках – Состояние крайнего волнения, беспокойства.

Чесать язык – Болтать попусту.

Морочить голову – Отвлекать от основного дела пустыми разговорами.

Игра проводится с мячом. Участник бросает мяч другому участнику, называя вежливое слово. Ведущий по ходу меняет тематику вежливых слов: только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения(извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Ведущий зачитывает вопросы, команда первая поднявшая руку дает ответ, если ответ не верный ход переходит к другой команде.

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной

3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

8. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?

9. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал

11. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

18. Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Педагогам предлагается выбрать понравившийся ответ.

Выберете геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Какого цвета? (красная, желтая, зеленая, синяя, белая, коричневая, черная).

Круг – символ гармоничности, стремления к благополучию.

Квадрат – труженик, упорство, терпение, но не любит неожиданностей.

Овал – клей в коллективе, может и умеет сочувствовать, сопереживать.

Треугольник – лидерство упорство, уверенность, карьера.

Прямоугольник – в постоянном поиске, любознателен, переходящий от одной формы к другой.

Красная – лидерство, радость, общение.

Желтая – работа по настроению, зависть, ревность.

Зеленая – спокойствие, благополучие, забота о родных.

Синяя – доброта, верность, постоянство, взгляд вперед (будущее).

Белая – чистота, холодность по отношению к другим, жить по правилам.

Коричневая – твердо уверенные люди, переживают по мелочам.

Черная – тайность и неизвестность.

Форма проведения: деловая игра.

Подготовка к педагогическому совету:

2) Анализ игровых дидактических пособий по развитию речи дошкольников по всех группах.

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

План проведения педагогического совета

1.1. Выполнение решений предыдущего педсовета

1.4. Консультация «Актуальность проблемы речевого развития

детей дошкольного возраста. Речь воспитателя, как образец

2.1. Презентация игровых дидактических пособий по

развитию речи дошкольников.

Теоретическая часть

Выступление председателя педагогического совета №2

о выполнении решений предыдущего педсовета №1

Решения предыдущего педсовета выполнены в следующем объеме:

- изучены нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность в дошкольном учреждении;

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что решения предыдущего педсовета выполнены.

Слайд 1, 2. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Слайд 3. Условия успешного речевого развития

  1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития

речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

- педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- а также, побуждать детей к речевому общению между собой.

  1. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога - четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь

включаются разнообразные образцы речевого этикета.

  1. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со

стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют

и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят

занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки,

скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости

деликатно поправляют их.

  1. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с

учетом возрастных особенностей:

- педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых

предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств,

рассказывать о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

  1. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде,

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

  1. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

  1. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи,

упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

  1. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей

функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

  1. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
  2. Педагоги поощряют детское словотворчество.

Слайд 4. Современные образовательные технологии

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в

котором сходятся различные стороны психического развития: мышление,

воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в

дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми

современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей.

Какие вы знаете? (Физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности. Какие вы знаете? (Настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

Слайд 5. Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги по-разному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется.

Слайд 6. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Данный метод помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Сдайд 7 – Пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.

Слайд 8 - Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Встали девочки в кружок, встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег на высокой елке.

Наверху звезда, бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елочка, пусть горит всегда!

Слайд 9 - Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

  • Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.
  • Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).
  • Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Слайд 10 - Составьте рассказ по схеме.

Слайд 11 - Ткаченко Т.А.: «Процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

Слайд 12. Методика-коллаж Т.В. Большева

Слайд 13. Мнемотехника помогает:

  • Обогащать словарный запас
  • Обучать составлению рассказов
  • Пересказать художественную литературу
  • Отгадывать и загадывать загадки

Я вам представила основные современные педагогические технологии.

В рамках тематического контроля педагогам было предложено изготовить и презентовать игровые обучающие пособия по развитию речи дошкольников. Презентация каждого пособия по продолжительности должна составлять не более 3-5 минут, и следовать алгоритму: название, цель, правила пользования, ожидаемый результат презентуемого пособия.

Презентация дидактических игровых пособий по развитию речи дошкольников педагогами дошкольного образовательного учреждения.

Практическая часть

Ну, а сейчас немного посоревнуемся и применим все накопленные знания по речевому развитию.

- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Разделение на команды:

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Ход игры:

Разминка: Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нем. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда верно ответила – забирает лепесток себе.

Слайд 14. Вопросы:

  1. Назовите формы речи. (Диалогическая и монологическая)
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Разговор двоих или нескольких собеседников на тему, связанную с какой-либо ситуацией – это…? (Диалог)
  5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям – это…? (Монолог)
  6. Рассказ, сюжет которого, развертывается во времени – это…? (Рассказ-повествование)
  7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа)
  8. Ведущий прием для активизации речи и мышления – это…? (Образец воспитателя)

Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребенка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются, и за наиболее полную и правильную памятку команда получает лепесток от ромашки.

Сейчас мы все с вами превратимся в упрямцев и будем на услышанное слово отвечать прямо противоположным. Очень популярная игра в дошкольных учреждениях. Например: прятать – искать. (Слова: далеко, холодно, друг, зима, зажигать, бежать, веселиться, умный, высокий, ловкий, молчун, любознательный, активный).

Кто вперед: Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает лепесток ромашки.

Задание: Переведите пословицы на русский язык.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот – золотой рот (Германия)
Слово – серебро, а молчание – золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
Язык до Киева доведет.

А теперь продолжаем, но задание немного изменим: Объясни выражения.

Дело в шляпе – Все в порядке.

Плясать под чужую дудку – Действовать не по собственной воле.

Как на иголках – Состояние крайнего волнения, беспокойства.

Чесать язык – Болтать попусту.

Морочить голову – Отвлекать от основного дела пустыми разговорами.

Командам выдаются предметы:

команда№1 – яблоко, коробочка, микрофон;

команда №2 – мяч, лист бумаги, набор карточек.

Задание: Придумайте игры для дошкольников, используя эти предметы. Количество игр должно ровняться количеству предложенных предметов. Объяснить, на что направлена данная игра.

Игра проводится с мячом – команды строем напротив друг друга. Участник бросает мяч участнику другой команды, называя вежливое слово, и становится в конец строя. Ведущий по ходу меняет тематику вежливых слов: только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Слайд 15. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Слайд 16. Составить синквейн на тему педагогического совета

Конечно, конкурс шуточный и больше направлен на то, что вы в работе с детьми старались грамотно выстраивать и планировать свою деятельность и совместную с детьми.

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Педагогам предлагается выбрать понравившийся ответ.

  1. Выберете геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
  2. Какого цвета? (красная, желтая, зеленая, синяя, белая, коричневая, черная).

ФОРМА

Круг – символ гармоничности, стремления к благополучию.

Квадрат – труженик, упорство, терпение, но не любит неожиданностей.

Овал – клей в коллективе, может и умеет сочувствовать, сопереживать.

Треугольник – лидерство упорство, уверенность, карьера.

Прямоугольник – в постоянном поиске, любознателен, переходящий от одной формы к другой.

ЦВЕТ

Красная – лидерство, радость, общение.

Желтая – работа по настроению, зависть, ревность.

Зеленая – спокойствие, благополучие, забота о родных.

Синяя – доброта, верность, постоянство, взгляд вперед (будущее).

Белая – чистота, холодность по отношению к другим, жить по правилам.

Коричневая – твердо уверенные люди, переживают по мелочам.

Черная – тайность и неизвестность.

1 . Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. М., 2007.

2. Давыдова, О.И. , Богословец, Л.Г. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ // Управление ДОУ. 2007. № 2.

3. Денякина, Л.М. Технология управления образовательным учреждением / Л.М. Денякина. М., 2004.

4. Дик, Н.Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении / Н.Ф. Дик. М.: Феникс, 2006.

5. Нуждина, Н.И. Консультация как вид работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов // Управление ДОУ. 2006. № 6.

6. Лебедева, С.С., Маневцева, Л.М. Управление инновационным образовательным учреждением в условиях социального партнерства / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцева. СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Читайте также: