Особенности умк классическая начальная школа

Обновлено: 08.07.2024

Начальная школа в образовательном процессе всегда являлась, пожалуй, самым ответственным этапом. Ведь именно от того, как начнется учеба, насколько она вовлечет и заинтересует пусть уже и первоклассника, но еще совсем ребенка, будет зависеть все дальнейшее его образование.

Очень хорошо, что сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу, но в первую очередь учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе.

Почему предлагаемая модель является классической? Потому что особенность комплекта заключается в органическом соединении традиционной методики, развивающей системы обучения, современной психологии и новейших подходов к решению методических проблем. При подготовке всех входящих в комплект учебников и вспомогательных материалов к ним использованы все лучшие наработки, накопленные отечественной методической наукой.

Цель любого учебно-познавательного процесса – максимально полное обеспечение ребят информацией, навыками и умением, необходимыми для их дальнейшей учебы, формирования кругозора и духовности. Для ее реализации авторы комплекта сформулировали основные принципы, на которые ориентированы все учебные предметы:

каждый ребенок должен быть успешен;

каждому ребенку необходимо обеспечить возможность содержательного общения со сверстниками и взрослыми.

К факторам, определяющим эффективность предлагаемых подходов к обучению, относятся:

особенности содержания и логики построения курсов, способствующие интенсивному развитию их мыслительных операций;

ориентация на активные методы обучения, используя которые ученик получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности с другими детьми и учителем, либо самостоятельно;

использование в качестве главной движущей силы учения радости творчества, ощущения своего роста, совершенствования и уверенности в себе.

Иллюстрации учебников разнообразны, многоплановы и многофункциональны. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность детей, учат их анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, сравнивать и абстрагировать. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой -запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Тщательно продуманный методический аппарат учебников предусматривает уровневую дифференциацию обучения.

Рабочие тетради составлены в четком соответствии с темами учебников. Они содержат материал, способствующий лучшему пониманию явлений и процессов окружающей действительности. Это поможет ребятам более полно и глубоко усвоить изучаемое. Кроме того, использование тетрадей на уроках и дома позволит учителям регулировать нагрузки, избавляя учеников от несущественных записей. Содержание рабочих тетрадей удачно структурировано, сопровождено необходимыми условными обозначениями и детально продуманным аппаратом ориентировки. В них широко представлены задания творческого характера, дающие возможность проявить и развить гибкость, критичность и вариативность мышления. А всевозможные игры, кроссворды, шарады сделают как домашние, так и школьные занятия более яркими и эмоциональными.

В пособия для учителей включены программы конкретного класса и методические рекомендации по преподаванию курса. В них подробно раскрыты общие концептуальные положения, лежащие в основе построения каждого учебного предмета, и методические подходы к изучению программного материала. Учителям не только дается общее представление о содержании изучаемых тем, но и описываются оригинальные методики, формы и приемы обучения, которые авторы рекомендуют использовать при изложении учебного материала. В ряде случаев приведены сведения теоретического характера, дополнительный разъясняющий и информационный материал, знание которого позволит педагогам почувствовать себя увереннее в ходе организации работы по формированию сложных понятий.

Филологический блок в концепции обеспечивается учебно-методическими комплектами по чтению и литературе (О.В.Джежелей), письму и каллиграфии (Н.Г.Агаркова) и русскому языку (Т.Г.Рамзаева). В процессе обучения родному языку реализуются в единстве три ведущих направления: 1) чтение и литература; 2) письмо и русский язык; 3) устная и письменная речь. Учебный материал по периодам обучения распределяется на основе системно-концентрического принципа, что позволяет изучать его крупными блоками с учетом всех подсистем языка и речи.

Методическая концепция Т.Г.Рамзаевой заключается в развитии младшего школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Родной язык рассматривается не только как предмет изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, следовательно, его изучение связано с формированием общеучебных умений.

Ориентация на развитие ребенка предполагает опору на активные методы обучения. Это означает, что знания не даются младшим школьникам в готовом виде, ребята получают их в совместной деятельности с одноклассниками и учителем. Учебные ситуации, созданные автором, воссоздают прежде всего исторические условия происхождения понятия, которое подлежит усвоению.

Новый подход к обучению математике позволит уделить внимание каждому ребенку, заинтересовать всех детей, научить их думать и, как результат, повысить качество математических знаний.

Вот так, в одном комплекте, опираясь на лучшие педагогические традиции и современные технологии, оказалось возможным объять на первый взгляд необъятное. Это то, что так необходимо узнать маленькому школьнику, что заложит основу и станет фундаментом всей его будущей жизни. Теперь слово учителю, который проведет своего ученика по удивительному миру знаний, за родителями, которые всегда будут готовы помочь своему ребенку, да и за самим школьником, который захочет все это узнать.

Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

Факторы, определяющие эффективность предлагаемых подходов к обучению:
• особенности содержания и логики построения курсов, которые способствуют интенсивному развитию мыслительных операций;
• ориентация на активные методы обучения, используя которые ученик получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности с другими детьми и учителем, либо самостоятельно;
• использование в качестве главной движущей силы учения радости творчества, ощущения своего роста, совершенствования, и уверенности в себе.

В младших классах наряду со знаниями важная роль отводится умениям и навыкам. В процессе обучения они становятся средством развития личности. Именно овладение такими навыками как чтение, письмо, счет становится фундаментом для дальнейшего успешного обучения и является одной из базисных задач данного комплекта. Главный результат обучения авторы видят в формировании способности ученика пользоваться этими знаниями в разных ситуациях.

Все учебники комплекта полностью отвечают федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и Базисному учебному плану.
Содержание каждого - это единство серьезной науки, методов познания, популярности и увлекательности, т.е. того, что так необходимо маленьким ученикам. Именно такой подход вместе с методическим аппаратом помогает ребятам легче понять тему, изучаемый предмет, узнать что-то самостоятельно, а учителю дает возможность заинтересовать их, показать необходимость постоянной работы и тренировок, сделать каждый урок ярким и эффективным, превратив учебу в радость.
Иллюстрации, содержащиеся в учебниках, разнообразны, многоплановы и многофункциональны. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Тщательно продуманный методический аппарат учебников (выделение обязательного материала, наличие справочников и заданий для организации контроля за выполнением требований к уровню подготовки учеников) предусматривает уровневую дифференциацию обучения, что является необходимым условием грамотной организации личностно-ориентированного обучения.
Рабочие тетради составлены в четком соответствии с темами учебников. Они помогут учащимся более полно и глубоко усвоить изучаемое, так как содержат материал, способствующий лучшему пониманию явлений и процессов окружающей действительности. Кроме того, использование на уроках и дома тетрадей на печатной основе позволит учителям регулировать нагрузки, избавляя учеников от несущественных (с точки достижения планируемых результатов обучения) записей. Содержание рабочих тетрадей удачно структурировано, введены необходимые условные обозначения, детально продуман аппарат ориентировки. Тетради содержат разнообразные задания, позволяющие педагогам грамотно дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс. В них широко представлены задания творческого характера, дающие возможность проявить и развить гибкость, критичность и вариативность мышления, а всевозможные игры, кроссворды, шарады сделают как домашние, так и школьные занятия более яркими и эмоциональными.
В пособия для учителей включены программы конкретного класса и методические рекомендации по преподаванию курса. В них подробно раскрыты общие концептуальные положения, лежащие в основе построения каждого учебного предмета, и основные методические подходы к изучению программного материала. Учителям дается не только общее представление о содержании изучаемых тем, но и предлагаются оригинальные методические подходы, формы и приемы обучения. В ряде случаев даны краткие сведения теоретического характера, дополнительный разъясняющий и информационный материал, знание которого позволит педагогам почувствовать себя увереннее в ходе организации работы по формированию сложных понятий.

Отзывов по этой программе практически нет. Можно только отметить, что учебники по русскому языку Т.Г. Рамзаевой используют в своей работе многие учителя, считая их одними из самых лучших. При этом большинство этих учителей работают по другим УМК.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

УМК "Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление" (РИТМ)

В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.

В ходе изучения курса математики учебники включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по его решению, выбора для этого оптимальных способов.

Методика, положенная в основу предметных линий по иностранному языку, призвана сформировать у младших школьников элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию. Принцип диалога культур, реализованный в курсе английского языка, позволяют ребенку плавно войти в иноязычное коммуникативное пространство. Курс немецкого языка направлен на взаимосвязанное формирование всех видов коммуникативных умений – аудирования, говорения, чтения и письма. Содержание курсов иностранного языка способствует формированию у ребенка ощущения принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу – российской гражданской идентичности.

В предметной линии по окружающему миру осуществляется интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, что закладывает основы формирования целостной картины мира, решает задачи формирования экологического мышления, культуры здорового и безопасного образа жизни, системы национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.

Предметная линия по изобразительному искусству ориентирована на эстетическое развитие личности на основе освоения лучших образцов художественного наследия народов России и мира. Она построена на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и отражает коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

Эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся при использовании предметной линии по музыке осуществляется через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонично развитой личности. Курс музыки выстроен на широкой интегративной основе с предметами гуманитарно-эстетического цикла. В его основу положен принцип формирования универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

В предметной линии по технологии и физической культуре содержатся неординарные методические приемы формирования необходимых предметных и метапредметных умений, а также качеств личности выпускника начальной школы. Линии практико-ориентированы и представляют широкие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

Кому принадлежит классическая идея?

Классическая начальная школа – это результат труда коллектива авторов-единомышленников, среди которых известные методисты и учёные, принимавшие активное участие в развитии начального образования.

Вроде всё мудрёно, с регалиями и с заявкой на успех, но!

программа-ритм-логотип

Новинка отличается новым художественным оформлением. Ранее изданные учебные пособия по русскому языку, литературе, окружающему миру, математике, ИЗО и технологии были допущены для образовательного процесса.

учебники-программы-ритм

До боли знакомая классика

логотип-школа-россии

Некоторые задачи предполагают выполнение вместе с родителями, вовлекая их в образовательный процесс наряду с детьми. В общем, всё знакомо и стандартно, направлено на то, чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в процесс обучения.

Что говорят учителя?

первая-учительница

Тем не менее, отзывы тех, кто работал по этой программе, не так и плохи и характеризуют её с положительной стороны:

девочка-с бантиками-в-классе

В ходе изучения курса математикиучебники включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по его решению, выбора для этого оптимальных способов.

(научный руководитель - Н. Ф. Виноградова)


Комплект базируется на теории деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

УМК “Математика” (авт. В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева) включает:1) учебники “Математика”, 2) рабочие тетради (авт. Е. Э. Кочурова): “Я учусь считать” для 1 кл., “Дружим с3) математикой” для 2, 3, 4 классов. 4) “Математика. 4 кл. Дидактические материалы” (авт. В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева). 5) методики обучения (авт. В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева).

(научный руководитель – И. А. Петрова)


Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий и типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности.

Читайте также: