Особенности преподавания в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Особенности образовательного процесса для учащихся младшего школьного возраста.

Образовательные программы начальной школы

В современной России для начальной школы нет единой системы образования: каждое общеобразовательное учреждение и каждый класс самостоятельно выбирают учебно-методические комплексы, согласно которым будет производиться обучение детей.

На практике применяется несколько программ начальных классов, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам. Все они делятся на традиционные и развивающие образовательные системы, у каждой из которых есть свои особенности, свой подход к образовательному процессу, но при этом цель они преследуют единую – не только дать знания школьнику, но и научить применять их на практике.

I. Наиболее распространенные образовательные программы.

II. Для обучения могут предложить и развивающие программы Занкова или Эльконина-Давыдова , но они практикуются не так часто.

Каждый учебно-методический комплекс отличается учебной программой, степенью нагрузки на ребенка и вовлечения в образовательный процесс родителей, а также предполагает разный комплект учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов.

Нормы учебной нагрузки

Министерством образования РФ установлены нормы нагрузки для начальной школы, которые не должны превышаться.

Для учеников 1-го класса нормативы учебной нагрузки должны соответствовать следующим требованиям:

  • в первой четверти должно быть не более трех уроков и обязательный динамический час, во второй и других четвертях допускается максимум по 4 урока в день;
  • домашние задания в первом классе задавать не рекомендуется;
  • наиболее трудные предметы должны проводиться на втором уроке;
  • оценки ученикам не выставляются;
  • допускаются 35-минутные уроки;
  • вводятся дополнительные зимние каникулы.

Для учеников со 2-ых по 4-ые классы учебные нагрузки должны соответствовать следующим нормам:

  • при пятидневной учебной неделе в расписании должно стоять не более 22 учебных часов, то есть допустимо проведение ежедневно по 4 урока и только два раза в неделю – по пять;
  • наиболее трудные предметы должны проводиться на втором и третьем уроках;
  • в течение одного дня не должно проводиться более одной контрольной работы;
  • факультативное обучение производится выборочно и на добровольной основе.

Какие предметы изучают ученики начальных классов

В образовательную программу учеников начальной школы включено изучение 8 (для первых классов) или 9 (для 2 - 4 классов) обязательных предметов и строго определено количество часов, выделяемых на их изучение.

Внеурочная деятельность

Максимально допустимый объем нагрузки для внеурочной деятельности составляет не более 10 академических часов в неделю.

Войти через uID

Войти через uID


Чтение — один из базовых навыков школьника. Действительно, уметь читать необходимо не только на уроках литературы, но и на математике (прочесть задачу), окружающем мире (параграф), музыке (например, текст песни). Не умея достаточно бегло читать и понимать прочитанное, ребенок теряет возможность успешно учиться вообще. Что же такое техника чтения и как ее проверить и повысить при необходимости?


Елена Сафонова (Публикатор)


12.10.2020


Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.


(Публикатор)


30.04.2019


Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.


Марина Гладко (МаринаГладко)


18.09.2018


Педагог, взявший первый класс, в начале учебного года сталкивается с проблемой знакомства не только со своими учениками, но и их родителями. Чтобы быстрее собрать информацию о семьях своих учеников и них самих, проще всего разработать анкету для родителей первоклассников и предложить заполнить ее родителям на первом классном родительском собрании или в течение первой недели обучения.


Татьяна Мунгалова (Публикатор)


21.12.2017


Обучение чтению — важный этап развития ребенка. На практике приходится сталкиваться с 10 ошибками, которые допускают родители при обучении ребенка чтению.


Валентина Рогозина (Публикатор)


04.12.2017


Обучение чтению родителями дома, когда они не знают методики обучения — все равно, что дать ребенку ложку, но не сказать, как ею пользоваться. В нашей статье мы рассмотрим, что нужно знать родителям и каких основных ошибок избегать, чтобы правильно научить ребенка читать самостоятельно.


Марина Гладко (МаринаГладко)


04.12.2017


Умение считать в уме — один из основных навыков, который нужно сформировать у ребенка в процессе изучения математики в начальной школе. Ребенок должен научиться быстро и правильно называть результат любого математического действия.


Марина Гладко (МаринаГладко)


25.11.2017


В методической копилке учителя русского языка и литературы имеется немало интересных форм обучения и контроля. Какое место среди них занимает диктант? Как диктовать, а также кому и когда? А главное — зачем? Видам и вариантам диктантов и посвящена наша статья.


Елена Сафонова (Публикатор)


06.11.2017


Успешная деятельность по формированию преемственности между современным детском садом и школой проводится в соответствии с ФГОС. Педагоги реализуют общественный заказ, бережно сохраняя особенности каждого возраста, оказывая содействие семьям воспитанников и учеников.


Ирина Иванова (Публикатор)


14.10.2017


Школьникам и дошкольникам приходится заучивать стихи. Не всем это нравится, не всем дается это легко. Бывает, что учитель и не объяснил, как заучивать стихи, тогда методику изучают уже родители. Но все же миссия выполнима. Попробуйте воспользоваться нашими советами о том, как быстро выучить стих, — возможно, они помогут.


Елена Сафонова (Публикатор)


14.10.2017


Развить логику, внимание и быстроту реакции, расширить словарный запас, научиться правильно ставить вопросы и различать схожие звуки, а также просто повысить настроение и положительное отношение к языку помогут игры со словами для детей. В непринужденной развлекательной форме они решают множество общепедагогических и специфически филологических задач. Рассмотрим некоторые из таких игр.


Елена Сафонова (Публикатор)


08.10.2017


Все родители с большим нетерпением ожидают того момента, когда их ребенок пойдет в школу. Но радостное настроение улетучивается. Ведь оказывается, что многие радужные ожидания родителей, связанные с успешной учебой их чада, не соответствуют действительности, и их ждет большое количество проблем. Поговорим о пятерке неприятных вещей, с которыми могут столкнуться родители первоклассников.


Марина Гладко (МаринаГладко)


08.10.2017


Умение читать — одно из главных умений, которыми ребенок овладевает на первой ступени обучения. Но ведь далеко не в каждом детском саду обучают детей грамоте. И родителям приходится самостоятельно заниматься данной проблемой. В таком случае у них появляются вопросы: по какой методике обучать ребенка чтению, как сделать это правильно, какие пособия или упражнения могут помочь в этом? Представим для родителей практические рекомендации, как научить ребенка читать в домашних условиях.


Марина Гладко (МаринаГладко)


07.10.2017


Умение читать в современном обществе является необходимым навыком, полученным в детстве. Процесс обучения ребенка чтению является задачей родителей, работников дошкольных учреждений и педагогов начальной школы. Если в последних двух случаях с детьми работают профессионалы, специально обучавшиеся этому, то в случае, когда за работу берутся родители, могут возникать проблемы, вызванные ошибками психологического и методического (технического) характера.


Елена Смык (Публикатор)


07.10.2017



Елена Сафонова (Публикатор)


09.09.2017


Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям, первоклассник проходит сложный процесс адаптации. Педагогам и родителям необходимо знать основные возрастные особенности детей 6-7 лет, чтобы суметь оказать необходимую помощь ребенку в преодолении возникающих проблем. В чем заключаются эти особенности?


Марина Гладко (МаринаГладко)


10.06.2017


Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста.


Оксана Бокова (Публикатор)


15.03.2017


Одна из основных задач учителя на уроке — привлечение внимания детей к себе, к тому, что он говорит, и к тому материалу, который ученики должны усвоить. Особенно трудно это удается при работе с первоклассниками. И дело здесь совсем не в том, что они не хотят учиться или имеют скверный характер. Рассмотрим подробнее причины почему так трудно привлечь внимание первоклассников и как решить эту проблему.


Марина Гладко (МаринаГладко)


13.02.2017


Как ни прискорбно, но школьники читают все меньше и притом весьма неохотно. Конечно, это относится не ко всем детям, а причины могут быть весьма разные. Но что же делать учителю: как проконтролировать ознакомление с текстом прочитанного произведения и надо ли вообще это делать?


Елена Сафонова (Публикатор)


01.02.2017

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Гост

ГОСТ

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это период жизни ребенка от 6-ти до 10-ти лет, во время которого он проходит обучение в начальной школе.

Ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста является учение. Именно в этом виде деятельности ребенок формируется и развивается.

В школьном возрасте дети познают науки, расширяют и пополняют собственный кругозор. В основном происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы психики ребенка, появляются новые психические новообразования и совершенствуются уже имеющиеся.

В общем, школьный период можно характеризовать интенсивным развитием у детей мыслительных, познавательных, сенсорно-перцептивных, мнемонических и иных функций.

Дети младшего школьного возраста с охотой идут в школу, у большинства из них стремление к получению новых знаний и умений. С момента поступления в школу у детей меняется социальная позиция, они становятся – школьниками. Большое значение для дальнейшего обучения в школе имеют полученные до школы знания (в ДОУ, семье и т.д.).

Одной из особенностей младшего школьного возраста, которую следует учитывать педагогам школы, является то, что в 7-мь лет дети переживают один из психологических кризисов.

Активная модель организации жизни в начальной школе

Основой модели обучения детей в начальной школе является учет базовых знаний, умений и навыков (ЗУН), которыми должны овладеть все учащиеся по окончанию обучения. В частности, все дети по окончанию начальной школы должны уметь считать, писать и читать. Кроме того, определены и общенаучные знания, которыми должны овладеть дети – это умение самостоятельно осуществлять поиск информации, сравнивать факты, анализировать, излагать свои мысли письменно и устно, принимать решения и делать выбор. Все указные ЗУН являются фундаментальными, так как без них невозможно получить в дальнейшем необходимые профессиональные навыки и жизненные умения.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо ЗУН, в настоящее время, все более актуальным становится получение детьми необходимых компетенций, под которыми понимаются знания и навыки в конкретной практической области или ситуации.

Кроме ЗУН и компетенций, большое значение имеет развитие у детей младшего школьного возраста некоторых личностных качеств, таких как умение сопереживать, чувствовать прекрасное в произведениях искусства и окружающей природе, уметь давать адекватную оценку собственному поведению, поступать в соответствии с общепризнанными правилами и принципами.

Основным направление обучения в начальных классах является развитие у детей индивидуализации. Каждый ребенок должен воспринимать себя как индивидуальную личность, наделенную определенными способностями и умениями. Задача педагога воспитать детей так, чтобы они были единым коллективом, но при этом осознавали собственную значимость и уникальность.

Таким образом, особенностью обучения в начальной школе является всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. В связи с чем, важным является правильный подбор методов, средств и приемов обучения и воспитания в начальных классах.

Организация пространства начальной школы и класса

Основой преподавания в начальных классах является правильно организованная окружающая среда школы и непосредственно класса, где учатся дети. Общепринятым является организация одного учебного кабинета, в котором дети занимаются на протяжении четырех лет.

Учебный класс в начальной школе должен быть просторным и включать в себя место не только для размещения учебных парт, то есть непосредственно для обучения, но и место для отдыха, спокойных игр, чтения книг и общения детей между собой.

Особое внимание необходимо уделить созданию многофункционального помещения, в котором учащиеся начальных классов смогут при необходимости пообщаться с социальным педагогом, психологом, коррекционным педагогом и т.д. Такое общение поможет получить детям ответы на интересующие их вопросы, осуществить коррекционную работу с учащимися, которым требуется помощь. Еще одним предназначением многофункционального помещения является предоставление детям возможности отдохнуть, избавиться от плохого настроения или снять напряжение.

Организация класса должна основываться на требованиях, предъявляемых к педагогическому процессу.

Например, класс следует оборудовать необходимой техникой, для того, чтобы сопровождать объяснения педагога мультимедийными средствами (презентациями, музыкой, видео и т.д.).

Деление класса на зоны способствует тому, что дети имеют возможность сменить деятельность. Это снимает напряжение, снижает утомляемость и усталость. Кроме того, во время перемен, дети должны иметь возможность удовлетворить собственные потребности в движении. Именно поэтому педагогам следует организовывать подвижные игры с учащимися.


В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Ключевые слова: методы, обучение, классификация, преподаватель, устное слово, наглядные пособия, практический метод.

В наш ХХI-век преподавателям становится все труднее завладеть вниманием учеников и побудить в ник желание учится. Сейчас, в век развития информационных технологий, вокруг детей находится много лишней информаций, которая ему, помогает но и может навредить. В связи с этим возникают проблемы, которые требуют от учителя максимальных усилий. Как донести знания до учеников? Как пробудить в них познавательскую любопытность и положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждение? Как найти правильный подход к неуспевающим ученикам и втянуть их в учебный процесс? Эти вопросы преподаватель решает на каждом уроке. Все они связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Давайте выясним, что принято подразумевать под методом обучения.

Методы обучения — это способы, применяемые при совместной деятельности учителя и учащихся, они помогают при совместной деятельности учителя и учащихся, они помогают при решении различных задач обучения.

Современные методики уделяют большое внимания побуждающей составляющей метода обучения. Назначение этого метода состоит не в простой передаче или пересказу материала преподавателем, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность ученика, его интерес к решению той или иной задачи. Кроме этого, в развивающей и воспитывающей функции метода открываются новые аспекты. Ведутся активные поиски в создании обстановки сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельного решения задач. Надо отметить, что зачастую наблюдается неспособность отличия метода обучения от средства. Давайте разберемся, в чём отличие этих видов обучения. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не может существовать. Средство обучения — это учебники, книги, справочники, пособия, технические средства, словари, наглядные пособия, словом, всё то, что помогает учителю в процессе, урока интереснее преподать его ученикам. Этот вспомогательный материал может быть использован в различных целях. Будучи включенное в какую-то деятельность, они дают возможность осуществлять цель деятельности.

Они приводят изменению структуры. В качестве примера можно привести включение в рассказ учится других средств, например, кинофрагментов, что меняет характер деятельности и учителя, и учащихся. Составные элементы метода называют методическими приёмами. Когда метод помогает овладеть основным содержанием учебного материала, те или иные методические приёмы обеспечивают углублённое усвоение отдельных вопросов предмета и темы. Существует большое множество методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении отдельному предмету.

Методы и приемы на урок выбирает сам учитель, акцентируя свое внимание на тех из них, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учебному процессу.

Совершенствование методики учебной работы идет беспрерывно. На современном этапе наблюдается интенсивный поиск в области методов обучения. Осуществление всеобщего среднего образования и дальнейшее совершенствование школы требует еще больше гибкости в организации и методике работы. Ведутся попытки классификации различных методов обучения. Потому что она имеет большое значение для разделения всех известных методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, всегда) и методы работы учащихся. Ещё предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод.

Чаще всего методы классифицируют по источнику получения знаний. В этом случае методы объединяют в три группы:

1) Словесные методы — рассказ, беседа, работа с учебником и книгой, объяснение;

2) Наглядные методы — наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.

3) Практические методы — устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.

Давайте, рассмотрим эти три группы по отдельности.

Как видно из названия, это виды методов, в которых применяется устный рассказ учителя. При его помощи учитель даже самые отвлечённые понятия может объяснить детям доступным до их понимания языком. Преподаватель, пользуясь этим инструментом, может рисовать перед мысленным взором ребёнка цветастые картины прошлого, настоящего и будущего. Слово может активировать воображение и чувства учеников. В самом начале школьного обучения, когда дети ещё не научились пользоваться книгой, слово учителя является единственным инструментом обучения. Рассказ учителя — это живое, образное и эмоциональное изложение событий. Он содержит преимущественно фактический материал. Хорошо оформленный рассказ учителя помогает ученику в своём воображении представить преподаваемый материал в живых красках. Эмоциональная составляющая рассказа придает краски самому, скучному предмету, делая его интересным для учащихся. Для достижения такого эффекта преподаватель должен хорошо владеть техникой речи и хорошо поставленным голосом. У него, кроме этого, должен быть хороший словарный запас, потому что при рассказе учитель не может ограничится простым пересказом материала, данного в учебнике. Потому что в таком случае весьма проблематично достижение намеченных целей, предусмотренных при выборе устного метода при подготовке учителя к уроку. Кроме устного рассказа, преподаватель в ходе учебного процесса может применить и метод беседы. Беседа отличается от устного рассказа тем, что предполагает участие в процессе преподнесения учебного материала и учащихся. Для раскрытия темы, в таких случаях, учитель задает вопросы и получает на них ответы. В таких случаях ученики сами вникают в суть урока. Надо подчеркнуть, что устные рассказы и беседа в большинстве случаев сопровождается работой с учебником и соответствующей теме вспомогательной литературой. Ещё существует объяснительный метод обучения. В нём учитель разъясняет ученикам аспекты, которые были непонятыми в процессе объяснения.

Устный метод хорош тем, что он может довести смысл преподаваемого материала даже в тех случаях, когда вспомогательный материал не доступен по тем или иным причинам.

Мы рассмотрели первую группу методов обучения, основанной на устном изложении материала. Теперь рассмотрим вторую группу методов, называемой наглядным.

Эти методы, что видно по названию, сводится к наглядным демонстрациям вспомогательных пособий кинофильмов и диафильмов. Такие методы обучения помогают учителям сделать учебный процесс увлекательным и запоминающимся. Правда, при этом есть риск, что ученик может не понять в полной мере суть демонстрируемых наглядных пособий и кинофильмов, если конечно, они не создавались специально к уроку. Проведение несложных опытов наблюдение всем классом того или иного явления природы с последующими комментариями от преподавателя тоже можно отнести к наблюдательному методу обучения. При демонстрации кинофильмов учитель может перед сеансом рассказать цель демонстрации, или сделать это после его окончания. Но во многих случаях преподаватель даёт необходимые разъяснения по ходу процесса, останавливая сеанс показа на необходимых для процесса обучения местах. Наглядные пособия бывают двух видов — изготовленные ответственными за этот процесс предприятиями и самодельными, приготовленными самими преподавателями. В первом случае они получаются более красочными, но во втором случае они более креативны, так как учитель готовит их, точнозая уровень восприятия учеников, которым он преподает. И наконец, третья практическая группа методов — упражнения, устные и письменные, лабораторные и графические работы. Если в вышеописанных методах устный рассказ, так или иначе, главенствует, в этом случае предпочтение отдается более самостоятельной работе учеников во время урока. Выполняя письменное задание учителя, ученик закрепляет материал, который до этого был ему объяснен в устный форме. Как видим, методы обучения весьма разнообразны. Каждый из них направлен на то, чтобы в той или иной форме донести до ученика материал, предусмотренный на данный конкретный урок. А как эта задача будет выполнена, зависит от мастерства учителя и уровня восприятия самих учеников.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебный процесс, преподаватель, устный рассказ, ученик, учитель, вспомогательный материал, совместная деятельность учителя, устный метод, учебный материал.

Читайте также: