Особенности изучения произведений детской литературы разных жанров в доу

Обновлено: 04.07.2024

Детская литература в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Содержимое публикации

на тему:

Воспитатель Ронжина С. Г.

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой .

Детская литература в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями художественных произведений , дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Ознакомление детей с художественной литературой помогает активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.

Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на педагогических мероприятиях с детьми .

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми . Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

На сегодняшний день проблема приобщения детей к художественной литературе является одной из актуальных. Проблема обусловлена рядом причин :

- приобщение к художественной литературе используется в недостаточном объеме;

- нет потребности в сохранении и передачи семейного чтения;

- становление связной речи у детей.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа . Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы , необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой .

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи :

Воспитывать интерес к художественной литературе , развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы :

• О жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях.

• О простейших элементах образности в языке.

Воспитывать литературно- художественный вкус , способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров. В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию , предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы , формирования личности ребенка, его художественного развития , существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные , эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Методика художественного чтения и рассказывания.

Выделяется несколько типов занятий :

Чтение и рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке) . Можно объединить произведения одного жанра или несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и ужу знакомый материал.

Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства :

• Чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника .

• Чтение в сочитании с музыкой.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

• Чтение и рассказывание с игрушками.

• Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

• Диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

Чтение как часть занятия по развитию речи.

• Оно может быть логически связано с содержанием занятия.

• Чтение может быть самостоятельной частью занятия.

Основными методами являются следующие :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением .

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависить от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду : чтение и рассказывание.

У детей младшего дошкольного возраста воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения , стремления эмоционально откликнуться на описание события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми вне занятий.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью, трудом.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, в каждой группе создается литературный центр , это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований :

• Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

• В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах в литературном центре должны быть 3-4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями.

В средней группе на полочках-витринах 4-5 книг, материал для ремонта, разные виды театра, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изучение произведений детской литературы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

Методисты выделяют несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

· обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

· определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;

· подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей, прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Необходима словарная работа.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р. И. Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Как уже отмечалось выше, одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений для детей. Напомним, что это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Вопросы содержания и методики инсценирования рассматриваются в специальной литературе – авторы Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. Федотов, Г. В. Генов, Л.С. Фурмина и другие.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа - последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания; социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения; психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Рассмотрим характеристики ознакомления детей 2-7 лет с художественными произведениями на разных этапах дошкольного детства:

- в 1 младшей группе воспитатель приучает детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождает чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учит слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

- во 2 младшей группе воспитываются умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя дети инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок. Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.

- в средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

- в старшей группе воспитатель учит определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

- в подготовительной к школе группе внимание детей обращается на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитатель помогает почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививает чуткость к поэтическому слову; помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением [1].

Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, хочется поделиться опытом своей работы по ознакомлению дошкольников старшего возраста с литературными жанрами. Ознакомление происходит в три этапа:

Предлагаю познакомиться с ходом знакомства детей дошкольного возраста с данными жанрами:

Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.

У всех детей есть любимый литературный жанр - это сказка.

Вы принесли из дома свою любимую книгу со сказками, они расположены на нашей выставке

Какие сказки вы любите?

Воспитатель: Сказки бывают разные: некоторые придуманы народами, например,…

Воспитатель: Есть сказки, которые написали авторы. Каких сказочников вы знаете?

Ответы детей: (Пушкин, Маршак, Успенский, Ш. Перро, Бр. Гримм, Г. Х. Андерсен или другие)

Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказа?

Предположения детей: (там есть чудеса,….)

Предположения детей: (звери говорят на человеческом языке; скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др.)

Воспитатель: Я приготовила для вас загадки про сказки. Попробуйте их отгадать и правильно назвать сказку:

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Стрела молодца угодила в болото,

Ну, где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Из танцзала короля

Девочка домой бежала

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка

Хороша малютка, просто

С дюйм была малышка ростом

Если сказку вы читали

Знаете, как дочку звали.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собачка Жучка

Деду с бабкой помогали

Воспитатель: Ребята, я думаю, что одним из самых любимых ваших сказочников является К. И. Чуковский. Какие он сказки написал?

Воспитатель: Почему мы называем это произведение сказкой?

Ответы и предположения детей: (Животные говорят на человеческом языке)

Воспитатель: Хочется отметить, что это сказка в стихах. Не торопитесь относить книги домой, давайте мы их почитаем друг другу в группе.

Воспитатель: Послушайте, какую историю написал Яков Аким про жадину:

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке.

Кто, выйдя во двор никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде.

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем, ни за что не поделится.

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище - жадина!

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому честно, ребята, скажу:

С жадными я никогда не дружу.

Вопрос воспитателя: Что я вам прочитала?

Ответы детей: (стихотворение или другой ответ)

Вопрос воспитателя: Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ (в стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках). Когда в конце строчки слова звучат одинаково - это называется рифма:

Безделицей - не поделится

Воспитатель: А теперь попробуем подобрать рифму без картинок на мои слова, а если рифма мне понравится, я ее запишу

котик (бегемотик - животик)

дом (лом, ком, сом, том)

капуста (пусто, мангуста)

игрушка (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)

зайчонок (бочонок, лисенок)

ласка (каска, маска, глазки)

Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:

Совместное сочинение стихотворения (педагог проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).

Вот как мы стихи писали,

Рифмы хором подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Их окошка виден дом,

Красят стены в доме … (том).

Есть у котика игрушка-

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

Обращение воспитателя: Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?

Ответы и предположения детей: (в загадках, считалках, …)

Воспитатель: Да вы правы:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Тады – рады - тынка-

Где же наша свинка?

Тады – рады - толки

Съели свинку … (волки).

Тады – рады - тынкой

Ты бы их дубинкой.

Тады – рады - тутки

С волком плохи … (шутки).

Тады – рады - тышка,

Кто с тобой подружится -

Тот рыжий таракан.

Обращение воспитателя: А вы знаете сказочного героя Незнайку из книги Николая Носова? Он тоже пытался очинять стихи. Послушайте, что у него получилось.

Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.

Беседа воспитателя с детьми : (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)

Скажите, что я вам прочитала?

Почему вы решили, что это стихотворение? (есть рифма)

Что такое рифма? (когда в конце строчек слова звучат одинаково)

О ком это стихотворение? (о кукушке, петухе, они хвалят друг друга)

Скажите, а это может быть на самом деле? (нет, значит это похоже на сказку)

Почему похоже на сказку? (потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке)

Значит, это сказка в стихах.

Как поет кукушка? (ку - ку)

Ее пение можно сравнить с пением соловья?

Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей? (он обманывал, льстил кукушке)

Почему он это делал? (потому что кукушка тоже его хвалила)

Обращение воспитателя: В этом произведении есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:

«За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

Воспитатель: Сейчас я сообщу вам что-то новое для вас. То, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.

Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая - нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова (в хороводе).

- Маша, у тебя сегодня красивая прическа…

Воспитатель: Послушайте историю про ворону и лисицу.

Беседа воспитателя с детьми : (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)

Что я прочитала? (басню)

О ком эта басня? (о вороне, лисице, как лисица льстила вороне, а ворона ей поверила и потеряла сыр)

Что обязательно должно быть в басне? (мораль, нравоучение, урок)

Какой урок в этой басне? (умей отличать комплименты от лести)

Обобщение воспитателем о жанрах: Итак, ребята, мы с вами знаем такие литературные жанры, как рассказ, сказка, стихотворение, басня.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Читайте также: