Основоположник норвежской национальной композиторской школы

Обновлено: 06.07.2024

Маленькие дети и классическая музыка ) 06.04.2014 --> Смотрели: 131 (19) Маленький венский марш 06.04.2014 --> Смотрели: 146 (27) Rondo Alla Turca 06.04.2014 --> Смотрели: 88 (9) *** 06.06.2012 --> Смотрели: 296 (59) Танец воздуха. Мэджик капет Дэниэла Вурт 13.11.2011 --> Смотрели: 470 (22)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Юхан Северин Свенсен (норв. Johan Severin Svendsen; 30 сентября 1840, Христиания — 14 июня 1911, Копенгаген) — норвежский композитор и дирижёр. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца - дирижёра военного оркестра. Играл на скрипке, флейте, кларнете; сочинял музыку с детских лет. С 12 лет играл на кларнете в военном оркестре, затем на скрипке в театральном оркестре в Осло. После одного из концертов в Любеке получил поддержку богатого любителя музыки, позволившую поступить в 1863 г. в Лейпцигскую консерваторию к Фердинанду Давиду. Затем, однако, травма руки вынудила Свенсена переключиться на обучение композиции, и он окончил консерваторию в 1867 г. как ученик Морица Гауптмана, Эрнста Рихтера и Карла Райнеке.


В 1871 году он побывал в Нью-Йорке, где женился на Саре (Салли) Леветт Шмит, с которой познакомился ранее в Париже. В 1884 году он и его жена расстались, и Сара переехала в Париж. Их отношения уже были слишком напряжены. Так, например, в 1883 году в порыве ярости она бросила в разожжённый камин единственную копию его третьей симфонии. Ибсен описал этот инцидент в своей пьесе "Гедда Габлер". После развода с Сарой в декабре 1901 года, спустя 13 дней он снова женился на Джульете Хаасе, которая родила ему троих детей и прожила с ним до конца его жизни.

Свенсен - крупнейший норвежский симфонист, один из основоположников национальной композиторской школы. Испытав значительное влияние немецкого музыкального романтизма, Свенсен, однако, подобно Григу, стремился воплотить в своих сочинениях (преимущественно крупных форм) национальные образы и опирался на норвежский музыкальный фольклор. Автор первых норвежских симфоний на народные темы. Его оркестровые сочинения отличаются яркостью и сочностью колорита.

В течение своей жизни Свенсен дружил с Эдвардом Григом, и тоже завоевывал много премий в области музыки, но, в отличие от Грига, он не завоевал такой популярности. Юхан Свендсен умер в Копенгагене в возрасте 70 лет.

Сочинения: для оркестра - 2 симфонии (1867, 1876), 4 Норвежские рапсодии (1877-1878), увертюра Сигурд Злой (Sigurd Slembe; к драме Б. Бьёрнсона, 1871), пьеса Карнавал в Париже (Karneval in Paris, 1872), Легенда Зорахайда (Zorahayda, 1874), Праздничный полонез (Festpolonaise, 1873), пьеса Карнавал норвежских артистов (Norsk kunstnerkarneval, 1874), фантазия Ромео и Джульетта (1876); для инструмента с оркестром - 2 концерта: для скрипки (1869), виолончели (1881), Романс для скрипки (1881); камерно-инструментальные ансамбли (струн.) - квартет (1865), квинтет (1867), октет (1866); хоры (муж.) - К Швеции (Til Sverige), Вечерние голоса; романсы и песни для голоса с фортепиано (1880). Но наиболее известным его произведением остаётся Романс для скрипки с оркестром (1881), впервые исполненный гастролировавшим в Норвегии Станиславом Барцевичем.

Романс для скрипки с оркестром, Op. 26

Симфония № 1, op. 4. II. Andante

Симфония № 2, Op. 15

III. Intermezzo: Allegro giusto
IV. Finale: Andante - Allegro con fuoco

Праздничный полонез, Op. 12

Фантазия для оркестра "Ромео и Джульетта", Op. 18

Легенда "Зорахайда", Op. 11

Симфоническая поэма Йохана Свенсена, основанная на произведении Вашингтона Ирвинга "Легенда о Розе Альгамбры"

Э́двард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg ; 15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. В Бергене родился и долго жил Оле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года.

Григ опубликовал 637 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии, и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.

Григ скончался в родном городе — Бергене — 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.

Содержание

Биография

Детство





Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене. По отцовской линии семья происходила от шотландского купца Александра Грига, перебравшегося в Берген около 1770 года и некоторое время исполнявшего обязанности британского вице-консула в этом городе. Пост британского представителя в Бергене унаследовали сперва дед, а затем и отец композитора, также Александр Григ. Дед Эдварда-Джон Григ играл в бергенском оркестре и женился на дочери его главного дирижёра Нильса Хаслунна [1] . Мать композитора Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз оканчивались.

Ранние годы



Жизнь в Копенгагене

Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

В Копенгагене Григ нашёл интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Личная жизнь



Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они поженились в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Осло.

Смерть



С годами Григ становился всё более замкнутым. Его мало интересовала жизнь — своё жилище он покидал лишь ради турне. Эдвард и Нина бывали в Париже, Вене, Лондоне, Праге, Варшаве. Во время каждого выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года выдающийся русский скрипач Адольф Бродский (впоследствии первый исполнитель Третьей скрипичной сонаты Грига). Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых гостей — Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы, между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 году, Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора. В 1889 году, в знак протеста против дела Дрейфуса, Григ отменил выступление в Париже.

Музыкально-творческая деятельность

Первый период творчества. 1866—1874

С 1866 по 1874 год продолжался этот напряжённый период музыкально-исполнительской и композиторской работы. Ближе к осени 1866 года в столице Норвегии — Кристиании Эдвард Григ организовал концерт, который прозвучал как отчёт о достижениях норвежских композиторов. Тогда были исполнены фортепианная и скрипичная сонаты Грига, песни Нурдрока и Хьерульфа (на тексты Бьёрнсона и других). Этот концерт позволил Григу стать дирижёром Кристианийского филармонического общества. Восемь лет жизни в Кристиании Григ отдал напряжённой работе, что принесло ему много творческих побед. Дирижёрская деятельность Грига носила характер музыкального просветительства. В концертах прозвучали симфонии Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шумана, произведения Шуберта, оратории Мендельсона и Шумана, отрывки из опер Вагнера. Большое внимание Григ уделял исполнению произведений скандинавских композиторов.

Последний период музыкального творчества. 1890—1903

Характеристика произведений

Характеристика составлена Асафьевым Б.В и Друскиным М. А.

Лирические пьесы

Романсы и песни



Романсы и песни — один из основных жанров творчества Грига. Романсы и песни в большей степени писались композитором в его Поместье Тролльхауген (Холм Троллей). Григ создавал романсы и песни на протяжении всей своей творческой жизни. Первый цикл романсов появился в год окончания консерватории, а последний совсем незадолго до того, как завершился творческий путь композитора.

Увлечение вокальной лирикой и чудесный расцвет её в творчестве Грига были в значительной мере связаны с расцветом скандинавской поэзии, будившей воображение композитора. Стихи норвежских и датских поэтов составляют основу подавляющего большинства романсов и песен Грига. Среди поэтических текстов песен Грига — стихи Ибсена, Бьернсона, Андерсена.

Свободные ходы мелодии по терциям (с характерным звучанием большой септимы), квартам, квинтам, широта дыхания мелодии, равномерный баркарольный ритм создают ощущение простора, лёгкости.





Фортепианный концерт

Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке второй половины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представлена фортепианными концертами Шопена и особенно Шумана. Близость к концерту Шумана обнаруживается в романтической свободе, яркости выявления чувства, в тонких лирико-психологических нюансах музыки, в ряде композиционных приемов. Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй произведения обусловили яркое своеобразие григовского концерта.

Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала — это образный строй и линия развития образов в первой части.

Вторая часть концерта — небольшое, но психологически многогранное Adagio. Динамическая трехчастная форма его вытекает из развития основного образа от сосредоточенной, с нотками драматизма, лирики к открытому и полному выявлению яркого, сильного чувства.

Произведения

Основные произведения

Камерно-инструментальные произведения

  • Первая скрипичная соната F-dur соч. 8 (1866)
  • Вторая скрипичная соната G-dur соч. 13 (1871)
  • Третья скрипичная соната c-moll соч. 45 (1886)
  • Виолончельная соната a-moll соч. 36 (1883)
  • Струнный квартет g-moll соч. 27 (1877—1878)

Вокально-симфонические произведения (театральная музыка)

Фортепианные произведения (всего около 150)

Хоры (всего — с посмертно изданными — свыше 140)

  • Альбом для мужского пения (12 хоров) соч. 30
  • 4 псалма на старинные норвежские мелодии, для смешанного хора a capella с баритоном или басом соч. 70 (1906)

Наследие Грига



Эдвард Григ

Эдвард Григ – всемирно известный норвежский композитор периода романтизма, пианист, дирижер и писатель. Родился 15 июня 1843 года в городе Берген. Начальным музыкальным образованием мальчика занималась мама, талантливая пианистка Гесина Григ (Хагеруп).

В 1863 году, по окончании консерватории, Эдвард Григ переезжает в Копенгаген. В том же году молодой композитор дает свой первый концерт в шведском Карлсхамне. Столица Дании принесла молодому музыканту знакомство с композиторами Н. Гаде и Р. Нурдроком (автором государственного гимна Норвегии). Живое общение с прогрессивными музыкантами пробудило у Грига интерес к национальному музыкальному фольклору.

В 1886 голу Григ возвращается на родину, в Норвегию. Всю оставшуюся жизнь прожил преимущественно в Христиании (ныне – Осло), Бергене и его окрестностях. Дважды ездил в Рим, где познакомился и завязал дружеские отношения с Ференцем Листом.

Мировое признание

Преимущественная область сочинений Грига – инструментальная и вокальная миниатюра. В произведениях композитора национальное своеобразие гармонично сливается с ярким индивидуальным творческим почерком.

Трольхауген. Усадьба Эдварда Грига

Постепенно сочинения композитора нашли признание во всей Европе. Англия, Франция, Венгрия, Польша, Голландия, Скандинавские страны – вот неполный перечень гастролей Грига по Старой Европе. Гениальность сочинений Грига не оставила равнодушными и ведущие музыкальные академии. В 1872 году Григ избирается почетным членом Шведской академии музыки, в 1883 году – членом-корреспондентом Лейденской музыкальной академии. В 1889 году композитор становится почетным членом Института Франции, в 1897 – Берлинской академии искусства, в 1893 и 1906 годах соответственно получает степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов.

Скончался знаменитый композитор на родине, в Бергене, 4 сентября 1907 года. По завещанию композитора, его прах был захоронен не на кладбище, а в скале над фьордом возле его резиденции Трольхауген (Холм троллей).

Сочинения Эдварда Грига:

Sigurd Jorsalfar Op. 22 — Hommage March (2nd Act) — Edvard Grieg — Piano

Норвежец Эдвард Григ принадлежит к кругу композиторов, горячо любивших свою родину. И родина отвечала ему взаимностью. В Норвегии его сочинения до сих пор пользуются необычайной популярностью. Но всё могло сложиться иначе, поскольку семья Грига на самом деле была шотландского происхождения – его прапрадед эмигрировал в Скандинавию после поражения в битве с англичанами под Куллоденом.


Лучше всего у Грига получались произведения небольших жанров, такие как Лирические пьесы для фортепиано. Но его самый известный концерт – Фортепианный концерт, со внушительным вступлением, в котором звуки фортепиано словно сыплются градом под тремоло литавр.

? К представителям скандинавской национальной музыкальной школы также относятся Карл Нильсен и Йохан Свендсен.


Несмотря на то что в XIX столетии в Испании тоже писали классическую музыку, там жило не так уж много композиторов, добившихся мировой известности. Одно из исключений – Исаак Альбенис, в юности не отличавшийся покладистым нравом.

Говорят, что играть на фортепиано Альбенис научился уже в один год. Через три года он выступал на публике, а в возрасте восьми лет принялся гастролировать. К пятнадцати годам он успел побывать в Аргентине, на Кубе, в США и Англии.

Особо удавались Альбенису импровизации: он мог на лету придумать какую – нибудь мелодию и тут же обыграть её в нескольких вариантах. Также он демонстрировал чудеса владения инструментом – играл, стоя к нему спиной. В довершение всего, он каждый раз облачался в костюм мушкетёра, добавляя тем самым зрелищности своим выступлениям.

В зрелом возрасте он немного остепенился и поражал публику уже не своим эпатажным поведением, а сочинениями. Особенно прославился его цикл фортепианных пьес Иберия. Благодаря своему успеху, этот композитор вывел Испанию из тени и привлёк к ней внимание мировой музыкальной общественности.

? Альбенис оказал большое влияние на многих других композиторов испанской национальной школы, включая Пабло де Сарасате, Энрике Гранадоса, Мануэля де Фалья и Эйтора Вилла – Лобоса (который был бразильцем).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Скандинавская литература

Скандинавская литература Ханс Кристиан Андерсен (1805–1875) Вопрос 9.1Неподалеку от дома, в котором жил маленький Андерсен, протекала река. В реке был большой камень. Андерсен часто на него забирался.Что он там делал?Вопрос 9.2Раз на пароходе по пути в Ливорно Андерсену

№ 14 Школа № 210

№ 14 Школа № 210 1939 г., Б.Р. Рубаненко Первая постройка на участке по проекту архитектора А.В. Квасова датируется концом 1760-х годов. Четырехэтажный дом с лопатками и пилястрами на фасаде принадлежал придворному кофишенку П.В. Мышляковскому. С 1786 года владельцем стал

Часть VII Скандинавская мифология

Часть VII Скандинавская мифология Введение в скандинавскую мифологию Мир скандинавской мифологии – необычный мир. Обитель богов Асгард коренным образом отличается от небесных обителей других мифологических систем. Там нет места ни светлой радости, ни блаженству. Это

Школа принцев

Русская школа

Русская школа Если у русской классической музыки есть отец – основатель, то это, вне всякого сомнения, Михаил Иванович Глинка. Музыканты – националисты отличаются как раз тем, что используют в своих произведениях народные мелодии. Глинку с русскими песнями познакомила

Чешская школа

Чешская школа Если отцом русской классической музыки считается Глинка, то ту же роль в чешской классической музыке исполняет Бедржих Сметана. Сметану неизменно вдохновляли чешская народная культура и природа родной страны. Особенно это ощущается в его цикле

Английская школа

Английская школа Артур Салливан хорошо известен и в наши дни. Но история обошлась с ним не слишком справедливо, поскольку сегодня вспоминают далеко не самые лучшие из его работ. В 1870–е годы он стал сотрудничать с поэтом и либреттистом У. Ш. Гилбертом. Вместе они написали

Толкин и скандинавская культура

6. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа А. Д. Урсула и научная школа социальной экологии

6. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа А. Д. Урсула и научная школа социальной экологии В 80-х – 90-х годах происходит формирование научной школы А.Д.Урсула. Сама школа А.Д.Урсула выросла из научной школы социальной экологии,

Читайте также: