Оснащение логопедического кабинета в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Паспорт логопедического кабинета, составленный в соответствии с современными требованиями оформления педагогической документации. В материале представлено не только оснащение логопедического кабинета, но и картотека методических и дидактических пособий для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста.

Паспорт логопедического кабинета

Общие сведения о кабинете^

  • Образовательное учреждение:Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение№ 42
  • Общая площадь логопедического кабинета:15м.кв.
  • Освещенность:
  • Тип: смешанный (естественное и искусственное)
  • Источники: естественное – окно 1 шт.
  • искусственное –люминесцентные лампы 4 шт.
  • Количество работающих логопедов:1
  • Количество логопедических групп:1
  • Ф.И.О. учителя-логопеда:Попова Ирина Семеновна
  • Стаж работы:5 лет
  • Образование:высшее
  • Разряд:первая квалификационная категория

График занятости логопедического кабинета

Консультации для педагогов

Консультации для родителей

Участие в режимных моментах

Правила пользования логопедическим кабинетом

• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
• ежедневно проводится проветривание кабинета;
• перед каждым применением и после него производится обработка ло-гопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
• кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для ин-дивидуальных занятий, игровой зоной;
• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с тре-бованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:

  1. Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопеди-ческого кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
  2. Доступности(дидактические игры и игрушки хранятся на нижних откры-тых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
  3. Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены ка-бинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
  4. Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрас-тных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
  5. Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).

Документация

  1. Положение о логопедической группе.
  2. Должностные инструкции учителя-логопеда.
  3. Рабочая программа учителя-логопеда.
  4. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
  5. Паспорт кабинета.
  6. Речевые карты на каждого ребёнка.
  7. Тетради взаимосвязи с воспитателями.
  8. Тетрадь по работе с родителями.
  9. Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.
  10. Календарно-тематическое планирование.
  11. Годовой план работы.
  12. Циклограмма деятельности логопеда.
  13. График работы учителя-логопеда.
  14. Расписание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.
  15. Инструктаж по ТБ.
  16. Тетради индивидуальной работы с детьми.
  17. Копии отчетов о результатах коррекционной работы, протоколы ПМПК.
  18. Журнал диагностики детей курируемого ГБДОУ.

Зоны в логопедическом кабинете

1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, фотоаль-бомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.
3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями.
4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы.
5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.
6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.
7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.
8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артику-ляционной гимнастике.
9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.
10. Методическая Зона — планы, конспекты, библиотека методической ли-тературы и др.

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.
2. Детские столы — 2 шт.
3. Детские стулья — 8 шт.
4. Стол для логопеда — 1 шт.
5. Шкафы для пособий — 3 шт.
6. Зеркала для индивидуальной работы — 18 шт.
7. Магнитная доска мини — 1 шт.
8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 2 шт.
9. Персональный компьютер – 1 шт.
10. Принтер – 1шт.
11. Картотека имеющихся пособий.
12. Коробки и папки для хранения пособий.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

1. Набор логопедических зондов — 6 шт.
2. Спиртовые салфетки.
3. Вата стерильная.
4. Пособия для индивидуальной работы.
5. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
6. Материалы для обследования устной речи.

Специальная литература

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 100 экземпляров.

Коррекция и развитие

лексико-грамматического строя речи

коррекционно-образовательной деятельности (комплексные)

просодической стороны речи

Формирование психических процессов

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда под ред. В.И. Селиверстова,- М.1997.
  2. Дефектология. Словарь – справочник под ред. Пузанова Б.П.,-М.1996.

Картотека пособий в логопедическом кабинете

Дидактические игры и пособия

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

лексико-грамматического строя речи

Развитие мелкой моторики рук

Консультации для педагогов и родителей

В процессе осуществления коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед решает типовые профессиональные задачи, предъявляемые к соответствующим видам деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность:

— осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— применение современных педагогических технологий.

Диагностико-аналитическая деятельность:

— проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения;

— проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Коррекционно-развивающая деятельность:

— осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

— осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально-педагогическая деятельность:

— планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

— установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании;

— оказание помощи в социализации детей.

Научно-методическая деятельность:

— выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

— анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность:

— консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, педагогов по проблемам обучения и развития;

— проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

Культурно-просветительская деятельность:

— формирование общей культуры воспитанников.

Организационно-управленческая деятельность:

— рациональная организация образовательного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников;

— обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса;

— ведение необходимой документации, речевых карт;

— организация контроля за результатами обучения и воспитания;

— управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Для реализации профессиональных задач и организации более эффективной работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений учителю-логопеду необходимо специально оборудованное рабочее место – логопедический кабинет.

Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

3. Консультативной работы учителя-логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя-логопеда с педагогами.

Оборудование логопедического кабинета

1. Оснащение кабинета:

Зеркало настенное (50 100 см) с лампой дополнительного освещения;

Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.);

Шкафы для хранения пособий;

Столы для детей;

Стол, стулья для работы логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);

методическая литература по разделам

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:

разрезные картинки разной конфигурации;

набор карточек на обобщающие темы;

артикуляционная гимнастика в картинках;

дыхательные упражнения и игры;

наборы предметных картинок по лексическим темам;

загадки, чистоговорки, скороговорки;

упражнения на релаксации

г) пособия и материалы:

— на развитие дыхания:

— на развитие мелкой моторики:

— по обучению грамоте:

кассы букв и слогов

предметные картинки на каждую букву

схемы артикуляции звуков

материал для звукобуквенного анализа и синтеза

3. Педагогическая документация:

  • Логопедические карты на каждого ребенка;
  • Годовой план работы;
  • Список детей группы компенсирующей направленности;
  • Расписание занятий;
  • Циклограмма рабочего времени;
  • Календарно-тематическое планирование;
  • Конспекты фронтальных занятий;
  • Планы индивидуально-подгрупповых занятий;
  • Тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • Отчет о результатах работы;
  • Паспорт логопедического кабинета
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Вводная часть:

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

— тщательно вымыть руки;

— подготовить для работы все необходимое;

— произвести стерилизацию логопедических зондов кипячением в стерилизаторе, или обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

2. Содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями.

4. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.

5. Вести необходимую документацию.

6. Следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов.

7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.

8. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.

Общая площадь логопедического кабинета 25 кв. м.

– естественная – 3 окна;

– искусственная: светильники – 6шт.

В кабинете две двери. Пол покрыт линолеумом.

Оборудование и материалы логопедического кабинета призваны решать такие задачи, как:

- осуществление коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников;

- своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, обусловленных недостатками в их речевом развитии;

- обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- осуществление интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) МДОУ;

Сведения об учителе-логопеде:

Сведения о категории

Сведения о курсовой подготовке

Казакова Елена Николаевна

Высшее педагогическое образование

График работы учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год.

Режим кварцевания в логопедическом кабинете на 2020-2021 учебный год.

Режим проветривания в логопедичсеком кабинете на 2020-2021 учебный год.

в период между занятиями

в период между занятиями

в период между занятиями

в период между занятиями

в период между занятиями

Перечень основного оборудования: предметов мебели, дополнительных средств дизайна.

Перечень технических средств обучения

Интерактивный логопедический стол

Набор посуды (игрушечный)

Набор овощей (игрушечный)- тарелка, перец, лук, кабачок, помидор, огурец

Набор фруктов (игрушечный) – поднос, сковорода, яблоки(2), лимон, абрикос(2), сливы(2), мандарин, банан

Подстаканники под карандаши

Перечень учебно-наглядных пособий

Комплекс артикуляционных упражнений для групп звуков

В.В.Коноваленко.С.В.Коноваленко. Картинный материал. Антонимы

Османова Г.А. Позднякова Л.А.

Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб.: КАРО,2007.144

Предметы из сюжетов.2016г.

Назови одним словом.2018г.

Овощное лото 2018г.

Что где находиться?2017г.

Прогулка по городу.2018г.

Готов ли ты к школе? Развитие речи 2018г.

Готов ли ты к школе? Внимание 2018г.

Теремкова Т.Э. Дружу со звуками С,СЬ,ЗЬ,Ц. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний.2018г.

Теремкова Т.Э. Дружу со звуками Ш,Ж,Щ,Ч. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний.2018г.

Глаголы в картинках.2018г.

Из чего мы сделаны? 2018г.

Знаю все профессии. 2018г.

Зайчата в лесу. 2018г.

Кто какой?. 2018г.

Зимняя прогулка. 2018г.

Перечень методической литературы

Поваляева М.А. Справочник логопеда Ростов н/дону Феникс,2007

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов СПб КАРО,2008г.

Акименко В.М. Домашний логопед6 программа исправления речевых нарушений у детей. Ростов н/Д: Феникс, 2019г.

Акименко В.М. Логопедический массаж. Ростов н/Д:Феникс,2019г.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда Изд, Ц ВЛАДОС,2006г.

Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Часть 1.2.М.: ТЦ Сфера,2017г.

Фадеева Ю.А.,Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков:Речевые игры на автоматизацию звуков. М.:ТЦ Сфера,2018г.

Кысалова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактический материал.Волгоград:Учитель,2009г.

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: Комплект из 4-х альбомов. М.: Изд. ГНОМ и Д,2007г.

Кирьянова Г.А.Игры со словами для развития речи. Картотека игр для детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО 2010

БатяеваС.В.,Савостьянова Е.В.Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.:РОСМЭН.2018.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.- М.: Айрис-пресс,2007

Теремкова Т.Э. Шипящие звуки ШЖЩЧ-Москва: Оникс-ЛИТ.2018г.

Теремкова Т.Э. Свистящие звуки С.Сь.З.Зь.-Москва: Оникс-ЛИТ.2018г.

Теремкова Т.Э. Сонорные звуки Р.Рь-Москва: Оникс-ЛИТ.2018г.

Теремкова Т.Э. Сонорные звуки Л.Ль-Москва: Оникс-ЛИТ.2018г.

Центры в логопедическом кабинете

2020-2021 учебный год

Центр по коррекции звукопроизношения

Пособия по постановке, автоматизации и введению в речь звуков речи.

Кубики по арт. гимнастики.

Интерактивная арт. гимнастика на интерактивной логопедической панели.

Центр по развитию речевого дыхания

Картотека игр и упражнений по развитию речевого дыхания.

Центр по развитию лексики

Коллекция предметных картинок по основным лексическим темам.

Коллекция игрушек по лексической тематики: дикие и домашние животные, насекомые, ягоды, фрукты, транспорт.

Центр по развитию грамматических категорий и связной речи

Пособия по развитию грамматических категорий.

Мнемотаблицы и графические схемы для развития связной речи.

Центр по развитию мелкой моторики

Коллекция интерактивных игр на логопедической панеле.

Сенсорные коробки и подносы с крупами.

Центр по развитию фонематических процессов

Коллекция игр по работе над фонематикой.

Схемы - подсказки для определения места звука в слове.

Карточки-символы для определения характеристик звуков (звонкий, глухой, твёрдый, мягкий).

Символы согласных и гласных звуков ПоТ.А.Ткаченко и М.Ф.Фомичёвой.

Пособия по работе над формированием и развитием фонематических процессов.

Центр коррекции слоговой структуры слова

Пособия по коррекции и развитию слоговой структуры слов.

Коллекция настольно-печатных игр по коррекции слоговой структуры слов.

Центр релаксации и эмоциональной разгрузки.

Настольно-печатные игры по психогимнастики.

Пособия по проведению мимической гимнастики.

Центр мотивации и успеха

Центр методической литературы и документации

Пособия и дидактические игры по работе над всеми компонентами речи.

Методическая и учебно-игровая литература.

на 2020-2021 учебный год.

Пополнение картотеки по лексическим темам.

Пополнение картотеки по слоговой структуре слова

Пополнение материала по развитию связной речи

Санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования к логопедическому кабинету.

1. Расположение в любой части здания.

2.Площадь не менее 10 м2.

3. Логопедический кабинет не должен быть проходным помещением.

4. Половое покрытие должно обладать низкой теплопроводностью.

5. Поверхность стен помещения для логопедического кабинета окрашены в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8.

6. Освещение логопедического кабинета МДОУ – естественное. Величина коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее 1,5%.

7. Жалюзи на окнах не должны снижать уровень естественного освещения. Цветы на окнах не должны снижать уровень освещения.

8.Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный свет. Уровень освещения не менее 150 л.к. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильники). Все источники освещения должны находиться в исправном состоянии.

9. Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год.

10. В качестве нагревательных приборов могут использоваться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы. Температура поверхности обогревательных приборов не более + 80 градусов С.

11. Обогревательные элементы должны быть ограждены съемными решетками.

12. Влажность воздуха 40- 60 %.

13. Проветривание сквозное и угловое по 10 минут через 1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до прихода детей.

14. Температура воздуха в логопедическом кабинете + 20 градусов С.

15. Перед каждым занятием необходима влажная уборка помещения.

16. Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300 мм.

Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.

Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Роль логопедического кабинета

Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:

  • Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
  • Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  • Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС

Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:

  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • зона индивидуальной работы;
  • учебная зона.

Оборудование и оснащение кабинета логопеда

Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.

Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:

  • Большое настенное зеркало (50x150 см).
  • Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
  • Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
  • Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
  • Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
  • Настенные часы, секундомер, метроном.
  • Магнитная доска.
  • Фланелеграф.
  • Бактерицидный облучатель.
  • Раковина.

Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.

Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:

  • Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
  • Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
  • Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
  • Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  • Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
  • Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
  • Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.

Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

Читайте также: