Сумароков вздорщица краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Шуйский уверяет царя в том, что и народ, и сам он, Шуйский, любят Димитрия и послушны его воле. Тогда в доказательство покорности самозванец велит отдать за себя Ксению. Но девушка гордо отказывает ему: даже угроза смерти не может заставить её забыть своего жениха Георгия. Шуйский обещает царю переменить мысли дочери.

Как только Ксения остаётся наедине с отцом, тот открывает ей, что намерен вскоре свергнуть тирана с престола; но до времени нужно молчать и таиться. Шуйский просит дочь притвориться покорною Димитрию. Ксения и затем Георгий соглашаются на обман во имя блага отечества.

Димитрий и сам понимает, что своей кровожадностью восстанавливает против себя подданных и приближает конец своего царствования, но ничего не может с собой поделать.

Внезапно начальник стражи приносит весть, что и дворянство, и народ ожесточаются и, по-видимому, нынешняя ночь станет ночью измены. Димитрий немедленно зовёт к себе Пармена. Ксения пытается заступиться за зачинщиков бунта — своего отца и возлюбленного, но напрасно. И напрасно наперсник указывает царю путь к спасению — раскаяние и милосердие. Нрав Димитрия противится добродетели, у него на уме лишь новые злодейства. Пармен получает приказ казнить бояр.

Пересказала К. А. Строева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Гост

ГОСТ

Комедия характеров — это комедия, источник смешного в которой заключается во внутренней сути, смешной однобокости, гипертрофированных чертах характера персонажей.

Особенности ранних комедий Сумарокова

Творчество А. П. Сумарокова – это образец классицизма в русской литературе. Для писателя слово является не просто инструментом для создания образов. Он непрерывно размышляет и рассуждает о сути слова. по убеждению Сумарокова, каждое слово должно употребляться в одном значении, свойственном ему. И найти это значение означает понять, какое место занимает предмет, обозначаемый этим словом, в мировом порядке.

Сумароков был талантливым литератором, и оказал большое влияние на развитие русской литературы второй половины 18 века.

Современники ставили комедии А. П. Сумарокова ниже его трагедий. Они не составили важного этапа в развитии драматургии, хоть обладали целым рядом достоинства. Сумароков первым России начал писать комедии.

Всего он написал двенадцать комедий, которые хронологически можно разделить на три группы:

Писатель создавал комедии порывами и хватался за этот неблизкий ему жанр как за сильное сатирическое или полемическое оружие. Сумароков не работал долго и тщательно над своими комедиями, что видно и по их датам, и по тексту, и по пометкам автора.

Готовые работы на аналогичную тему

Если на сцене первых комедий Сумарокова нет единого действия, в них нет и подлинного быта. Сценическая площадка первых комедий, как условная сцена интермедий, представляет собой условное место, в котором никто не живет, и где только появляются действующие лица для демонстрации недостатков, также изображенных условно. В этих пьесах условно-гротескная манера исполнения. Сумароков любит фарсовый комизм – смешные пикировки персонажей, драки на сцене и т.д.

Состав действующих лиц первых комедий Сумарокова определен во многом составом масок итальянской народной комедии. В ранних комедиях Сумароков кроме традиции итальянской комедии масок использовал и драматургию Гольберга, и мотивы французских пьес, в частности, Мольера.

Комедии 1764-1768 гг.

Следующие шесть комедий Сумарокова отличаются от ранних произведений, хоть многое в них и остается прежним:

  • Метод условного изображения;
  • Условные имена;
  • Отсутствие жизни на сцене.

Кроме центральных образов, в комедиях А. П. Сумарокова нет других характеров. Остальные действующие лица являются положительными героями. Центральные характеры писатель вырисовывает с особой тщательностью. Он обставляет их бытовыми деталями реального типа. Все они связаны со злобой дня и замыслом, и отдельными намеками.

Само движение писателя от комедии положений к комедии характеров было обусловлено не столько личной эволюцией Сумарокова, сколько влиянием, которое он испытывал со стороны комедийного репертуара того времени. первые комедии писателя открыли ему дорогу в театр. В 1756 году был организован постоянный театр, и Сумарокову требовался репертуар, в том числе и комедийный.

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется ростом оппозиционных настроений в среде разночинной интеллигенции и передового дворянства. Это был период, когда просветительская мысль была обращена к постановке крестьянского вопроса. Проблема взаимоотношений крестьян и помещиков стал решаться в разных жанрах литературы более осмысленно.

Читайте также: