Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе

Обновлено: 04.07.2024

Руководитель, Горланова Ольга Михайловна ,учитель физической культуры, высшей квалификационной категории.

Суть моей работы заключается в том, что в наше время нет универсального критерия оценки здоровья. Поэтому в своей работе я попыталась найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья.

В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценить состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся, рекомендации школьникам по сохранению и укреплению

Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Поэтому поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья: физического, психического и социального, созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении своего успеха необходимо уделять значительное внимание. В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе я попыталась найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья с помощью экспресс - диагностических методов оценки здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Целью своей работы мы определили изучение наиболее доступных способов (экспресс - диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объект исследования – состояние здоровья школьника.

Предмет исследования - наиболее доступные способы определения состояния здоровья.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения соблюдения правил здорового образа жизни.

3. Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки здоровья учащихся.

4. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.

5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.

В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.

Основная часть

Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.

В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.

В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:

1.Гиподинамия (недостаток движения);

2.Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);

3.Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);

Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс - диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.

Экспресс - диагностические методы

Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов я выбрала наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени.

Для определения состояния системы дыхания применялся экспресс – метод – проба Штанге . Испытуемые делали полный вдох и задерживали дыхание как можно дольше. Критерии: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более. (приложение №4)

Для определения уровня физического развития применялась формула оценки веса – показатель Поля Брока и весо– ростовой показатель. Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса. Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле: вес(кг) = росту (см) – 100 (при росте до 165 см); вес(кг) = росту (см) – 105 (при росте 160 - 175 см); вес(кг) = росту (см) – 110 (при росте свыше 176 см). Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Весо – ростовой индекс – количество граммов веса (массы) которое приходится на каждый сантиметр роста: Показатель = Вес (гр) : на рост (см) . Показатель менее 300 г для учащихся 16-17 лет (испытуемая категория) указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес. (приложение №4)

Для определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана . Он заключается в сопоставлении роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка). Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя (см). В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста. (приложение №4)

Для определения упитанности использовался индекс пропорциональности роста и массы тела. Он рассчитывался по формуле: К= масса тела (кг): длина тела (см) х100. Критерии: индекс К -35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение. (приложение №4)

Для определения телосложения применялся индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки (Показатель Пинье) , который определяется по формуле: рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). Критерии: 10 и менее – крепкое телосложение; 20 – хорошее; 20-25 – среднее; 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое. (приложение №4)

Результаты исследования

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся целевой группы по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования. (приложение №2). На втором этапе исследования провели анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования. На третьем этапе оформили результаты исследования. (приложение №4)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов

Применение постых экспресс-методов позволяет быстро и без лишних затрат оценить состояние своего здоровья в очень короткие сроки и достаточно объективно.


Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто.

"Использование компьютерного комплекса экспресс-диагностики "Диакомс" для оценки состояния здоровья детей в системе образования"

Использование компьютерного комплекса экспресс-диагностики для оценки состояния здоровья детей в системе образования.

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы и приём.

Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов

Презентация содержит описание экспресс-диагностических методов и результаты исследования.


ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ.


ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ,ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе

Проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно, если вообще возможно. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями. Конечно, представленные ниже диагностические материалы не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма предлагаются многочисленные подходы и методы.

1. Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося

Проводится классны м руководител ем

Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:

0 - признак не выражен (отсутствует);

1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;

3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.

1. С детства наблюдались проявления ослабленного здоровья, болезненности.

2. Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы, операции.

3. Растет в неблагополучной семье.

4. У семьи материальные трудности.

5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).

6. Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.

7. Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток физической активности).

8. Отличается низким интеллектуальным уровнем.

9. Отличается низким культурным уровнем, узким кругом интересов.

10. Характерна несформированность гигиенических навыков.

11. Беззаботен, отличается безответственностью.

12. Проявляет астенические черты характера, слабую волю.

13. Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.

14. Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.

15. Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.

16. Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.

17. Характерна повышенная утомляемость.

18. Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.

20. Предъявляет частые жалобы на здоровье.

Интерпретация результатов

Благополучными можно считать показатели в пределах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника к группе риска. С равнительный анализ показателей учащихся разных классов.

Результаты

2.Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения

Т ест был проведен родителями школьника.

Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:

0 - признак не выражен (отсутствует);

1 - признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 - признак умеренно выражен или проявляется периодически;

3 - признак явно выражен или проявляется постоянно.

2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.

3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.

4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.

6. У родителей плохое зрение (носят очки).

8. Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.

9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Результаты

3.Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки

Инструкция та же, что и в предыдущей тест-анкете.

1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

2. Носит сумки, портфель в одной руке.

3. Имеет привычку сутулиться.

4. Проявляет недостаточную двигательную активность.

5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Неправильно или нерегулярно питается.

8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.

9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Интерпретация результатов по двум тест-анкетам: благополучный показатель по каждой из анкет - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.

Результаты

4.Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест-анкеты для (мальчиков). Из тест-анкеты для (девочек) исключается вопрос 6.

Вопросы

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?

в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

в) затрудняюсь ответить.

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?

в) усталость, утомление;

д) волнение, беспокойство;

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье;

б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;

в) подают хороший пример;

г) подают плохой пример;

д) учат, как беречь здоровье;

е) им безразлично мое здоровье.

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?

а) не оказывает заметного влияния;

в) влияет хорошо;

г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов

Интерпретация результатов

Процессы модернизации российского образования напрямую касаются всех направлений деятельности образовательных учреждений. Изменения, которые происходят в современной школе, меняют и сами подходы к организации современного урока. Ситуация, которая сложилась в настоящее время в сфере образования, между обучением и здоровьем наших учащихся, приобрела противоположную полярность. Погоня за знаниями, интенсификация процесса обучения, компьютеризация, оставляет здоровье наших детей, на втором плане и в результате статистика по состоянию здоровья обучающихся за последние годы, стала угрожающей, как для общества, так и для безопасности государства в целом. Снижение двигательной активности, увеличение психологических нагрузок, ухудшение экологической ситуации, резко повлияло на молодой и неокрепший организм учащихся и породило у многих детей болезни и нарушения состояния их здоровья. И здесь, на первый план, в этой непростой ситуации, выступает приоритет контроля, у наших учащихся, знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, контроля за состоянием своего здоровья, способности оценивать свои возможности.

За последние 10–12 лет число школьников с хроническими заболеваниями увеличилось практически в 1,5 раза. Физиологическая составляющая перегрузок в наших школах развивает у учащихся различные обострения хронических заболеваний, ухудшает зрение и состояние опорно-двигательного аппарата, приводит к нарушениям в работе жизненно важных систем организма. Сохранение здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, оптимизация учебного процесса, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающие технологий – становится одной из главных задач образования в современных условиях.

Для того чтобы отслеживать ситуацию состояния здоровья учащихся, с целью принятия конкретных мер изменения условий обучения, призванных помочь ребенку, улучшить показатели состояния своего здоровья, необходимо проведение комплексного мониторинга здоровья.

Мониторинг использовался еще нашими предками, как метод наблюдения, за определенными процессами в природе, что вело к познанию окружающего мира. Термин “мониторинг” появился лишь в XX веке и обозначал повторяющиеся события, при наблюдении за которыми, происходили изменения в пространстве, в течение определенного времени.

Мониторинг получил свое название, от латинского слова “Monitor”, которое означало – “надзирающий”, “напоминающий”.

Постепенно мониторинг проник во все сферы деятельности человека. Не обошел он и сферу образования.

В настоящее время существует большое количество видов мониторинга, но хотелось бы выделить некоторые из них.

Педагогический мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности в процессе обучения.

В последнее время много говорится о качестве образования и здесь не обойтись без комплексного мониторинга процессов обучения. Комплексный мониторинг, необходим, для составления прогнозов и реального управления качеством образования.

Основной целью, комплексного мониторинга в системе образования, является определение уровня знаний и состояния здоровья, определение влияния на них новых (инновационных) программ.

Мониторинг, в настоящее время, важнейший элемент, в системе педагогического управления образованием, в целом. Он выступает в качестве метода отслеживания, оценивания, корректировки и прогнозирования образовательной деятельности.

В настоящее время, сложилась определенная методика мониторинговых исследований, которая позволяет надеяться, что уровень показателей здоровья наших учащихся, улучшится, за счет своевременно принятых государственными органами превентивных мер.

Методика мониторинговых исследований состояния здоровья включает в себя следующие направления деятельности, с помощью фактических измерений:

  • Физическое развитие.
  • Функциональная подготовленность.
  • Физическая подготовленность.

Данные исследования являются инновационными, здоровьесберегающими направлениями, в сфере модернизации современного образования. В настоящее время, определены основные параметры данного вида мониторинга, но дополнения и изменения, в ходе внедрения в образовательный процесс, возможно еще будут.

Целью мониторинговых исследований состояния здоровья, является помощь в приобретении нашими преподавателями и учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для ведения систематического и постоянного контроля и оценки состояния показателей здоровья.

Задачи, которые будут решаться, в ходе этой работы, следующие:

  1. Освоение учащимися и преподавателями методики замеров, расчетов и системы тестирования.
  2. Обучение анализу полученных результатов.
  3. Использование ИКТ для сбора, обработки и хранения полученной информации о состоянии показателей здоровья.
  4. Анализ результатов тестирования, образовательным учреждением, с последующей передачей показателей, в базу данных, органов управления образовательной системой.
  5. Принятие, органами управления образованием, мер, способствующих улучшению состояния здоровья обучающихся, участвующих в образовательном процессе.

Технология мониторинга, включает в себя тестирование, показателей состояния здоровья, где необходимо проведение следующих мероприятий:

а) Подготовка к тестированию.

Издается приказ, по образовательному учреждению, о назначении ответственных, за проводимое тестирование. По приказу, основную работу по мониторингу, проводят учителя физической культуры или основ безопасности жизнедеятельности, учителя информатики, медицинские работники.

Кроме того, к этой работе, привлекаются классные руководители, которые отвечают за списочный состав, включающий 100% учащихся, в том числе и освобожденных от занятий, по предмету “физическая культура”.

б ) Тестирование.

Необходимо определиться с местом проведения тестирования и временем. По методике проведения мониторинга состояния здоровья учащихся, лучшее время проведения, это начало и конец учебного года (конец сентября и конец мая).

Учащиеся сдают тесты на уроках и во внеурочное время. Допускается использование результатов “Президентских состязаний”.

Рекомендуется начинать тестирование утром, согласно методике. Для освобожденных, от уроков физической культуры, упражнения с нагрузкой и тестирование физической подготовленности, проводятся с учетом рекомендаций врача.

Тестирование физического развития, проводится с помощью антропометрических методик измерения.

Физическая подготовленность, определяется с помощью шести жизненно необходимых показателей состояния здоровья и отдельных систем организма в целом – это сила, скорость, гибкость, выносливость, координация и скоростно-силовые результаты.

Функциональная подготовленность, позволяет судить о состоянии отдельных систем организма.

Все упражнения с нагрузкой выполняются после разминки. Это предохраняет от возможных травм и повреждений, во время тестирования. Разминка должна в себя включать упражнения, близкие по структуре и содержанию, к заданиям тестов.

Здесь необходимо остановиться на материально-техническом обеспечении процесса тестирования. Для качественного и полного мониторинга состояния показателей здоровья, потребуются приборы и оборудование, специального назначения, а именно:

  • компьютер, для обработки данных;
  • весы, для определения массы тела;
  • спирометр, для замера жизненной емкости легких;
  • тонометр, для замера артериального давления;
  • ростомер, для определения роста;
  • динамометр, для замеров силы правой и левой кистей рук (со шкалой от 25 до 120 кг.);
  • секундомер, для замеров ЧСС, задержки дыхания, времени выполнения тестов, упражнений и проб;
  • сантиметровая лента, для измерения окружности грудной клетки, окружности талии, кисти, длины прыжка;
  • метрическая линейка, для измерения результатов гибкости, выполнения теста на быстроту;
  • кроме того, необходимо будет иметь под рукой: маты, скамейки, перекладину и другое необходимое оборудование, для выполнения тестовых упражнений.

в) Учет и регистрация результатов.

Во время проведения тестирования, результаты показателей физического состояния организма, каждого учащегося, заносятся в специальную ведомость, для дальнейшей передачи данных, на информационно – компьютерную обработку.

Заполненные карты тестирования, на электронных носителях, в программе Microsoft Office Excel, отправляются дальше, на обработку, в лабораторию мониторинга показателей здоровья.

Данные, по результатам тестирования, хранятся в базе данных образовательного учреждения, все годы обучения учащихся. Это позволяет, на протяжении длительного времени, вести контроль, за состоянием здоровья учащихся и при необходимости вносить поправки в физкультурно-оздоровительную и учебную работу, конкретно, с каждым обучающимся.

Планируется создание базы данных, по мониторингу состояния здоровья, всех обучающихся, во всех учебных заведениях России. Это поможет оперативно и на регулярной основе, отслеживать ситуацию со здоровьем обучающихся в образовательных учреждениях и своевременно принимать необходимые меры и решения, на законодательном уровне, по улучшению ситуации в области состояния здоровья наших детей.

В своей статье, ниже, предлагаю вариант проведения тестирования физической подготовленности учащихся, в форме урока-практикума, по контролю знаний, умений, навыков и общего уровня физической подготовленности.

С целью применения на уроке инновационных методов и приемов обучения, предлагаю использовать при тестировании, личностно-ориентированный метод и обучение в сотрудничестве, где построение всей работы происходит в группах. Роль старших, в группах, выполняют сами учащиеся, из числа физкультурного актива класса. Они являются помощниками учителя, во время урока, так как предстоит выполнить большой объем работы.

Такой подход в обучении, помогает решать, самую главную задачу наших уроков – прилагая конкретные усилия, добиваться общих, положительных результатов совместной деятельности.

Урок-практикум

“Оценка индивидуального уровня физической подготовки учащихся”

Цель: проверить физическую подготовленность учащихся, по рекомендованной методике мониторинга состояния здоровья.

Задачи урока:

  • способствовать развитию физических качеств методом круговой тренировки;
  • закрепить технику выполнения тестовых упражнений, изученных ранее;
  • формировать умение проводить оценку состояния своего здоровья самостоятельно;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности, коллективизма.

Продолжительность урока – 45 минут.

Место занятия – спортивный зал.

Материальное обеспечение: групповые листы учета показателей физической подготовки, скакалки, гимнастические скамейки, поворотные стойки, гимнастическая перекладина, гимнастические маты, тренажер для отжимания, карточки с номерами станций работы и нормативами тестов, секундомеры, свисток, мерная линейка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ данных мониторинга является основой для принятия упрвленческих решений разного уровня и создания здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении.

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Разработчик: Ирина Александровна Хрипкова

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Состояние здоровья - это важный критерий, характеризующий результат деятельности образовательной системы. Не случайно, одним из критериев оценки деятельности образовательного учреждения является отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся. Анализ данных мониторинга является основой для принятия управленческих решений разного уровня и создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Состояние здоровья учеников – ключевой показатель образовательной программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обусловливает результативность целостного образовательного процесса.

а) 1-х классов – период адаптации к школе;

б) 5-х классов – переход в среднее звено школы;

в) 9–11-х классов – выпускники.

Комплексная оценка состояния здоровья учащихся включает диагностику здоровья в двух традиционных аспектах: физическом и психическом. Причем в психическом здоровье выделяются две подструктуры, а именно – социальное и психологическое здоровье. Таким образом, о целостном развитии учащихся составляем представление по следующим компонентам:

В каждом компоненте выделяется четыре уровня по степени сформированности критериев и показателей развития учащихся:

В зависимости от результата определяются группы учащихся и намечаются направления работы по выявленным проблемам.

Показатели, используемые для мониторинга здоровья учащихся в школе.

Цель мониторинга:

Оценить уровень здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего

развития деятельности школы в области здоровьесбережения.

Задачи мониторинга:

Формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье

учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования

школы, корректировки здоровьесберегающей деятельности;

Вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья, выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования;

Объект мониторинга:

Объектом мониторинга являются класс, учитель, учащийся, а также отдельные составляющие образовательного процесса:

здоровье учащихся и учителей;

содержание и результаты обучения;

социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников;

уровень воспитанности учащихся.

Участники мониторинга:

Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:

Учителя физической культуры;

Медицинская сестра школы.

Педагог дополнительного образования

Основные методы сбора и обработки информации

Основными методами и средствами диагностики здоровья обучающихся являются:

Ежегодный медицинский осмотр;

контроль знаний, умений и навыков;

Получатели информации

Сбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру,

психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и доступна для всех участников образовательного процесса. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.

Планируемые результаты

Оформление паспорта здоровья для каждого класса;

Определение уровня здоровья всех учащихся;

Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся;

Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).

Состав экспертной группы

В экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:

- учитель физической культуры, руководитель программы;

- медицинская сестра школы;

Принятие управленческих решений

Управленческие решения принимает администрация школы. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является завуч по учебно-воспитательной работе И.А. Медведева.

Сроки исполнения

Сроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.

Схема мониторинга развития учащихся

Объект наблюдения

Периодичность измерений

Медицинские показания ученика

Группа здоровья:

Анализ медицинских документов

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Устойчивость к заболеваниям

Гигиеническая оценка освещенности классного помещения

Гигиеническая оценка школьной мебели

Гигиенические требования к организации учебного процесса

Гигиенические требования к составлению расписания уроков

Гигиеническая оценка урока

Сведения о пропусках по болезни за триместры

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Соответствие возрастным показателям по:

– прыжкам с места;

челночный бег 3х10 м;

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Уровень воспитанности:

Бережное отношение к природе

Мое отношение к школе

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 1-х классов

Отношение к природе

Прекрасное в моей жизни

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 5-х классов

Отношение к труду

Я (отношение к себе)

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 9-х классов

1. Интеллектуальный уровень

2. Нравственная позиция:

методика Н.П. Капустина

Учащиеся 11-х классов

Социально-педагогическая запущенность детей:

Отсутствие патологии развития

Неадекватная активность в общении и деятельности

Неразвитость ребенка как субъекта самосознания

Общая средовая адаптация

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Социальное благополучие в коллективе

Социальный статус в коллективе

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Анализ качества знаний по результатам срезов, контрольных работ и т.д.

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Не менее 3 раз в год

Анализ успеваемости по итогам триместров

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Мотивация к здоровью и ЗОЖ

Стремление вести ЗОЖ

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Умение вести здоровый образ жизни

Экспертные оценки родителей, учителей

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Тест Филлипса, методика самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина,"Самооценка психических состояний" Айзенка

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Модифицированный тест Л. Люшера, САН

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Уровень психоло-гического развития

Личностное развитие (самооценка, особенности характера)

Тест Л. Шмишека, тест Айзенка, тест Кеттела

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание)

Тест Зейгарник; пробы Мейли; таблицы Шульте

Учащиеся 1-, 5-, 9-, 11-х классов

Результаты комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся

Медицинские группы здоровья

I группа здоровья

II группа здоровья

III группа здоровья

IV группа здоровья

V группа здоровья

Состояние здоровья учащихся

Заболевание органов дыхания

Нарушение эндокринной системы

Нарушение нервной системы

Количество здоровых детей

Физкультурная группа здоровья учащихся

Уровень физической подготовленности учащихся

Распределение учащихся по медицинским группам здоровья

1-я группа здоровья - учащиеся, не имеют отклонений в физическом развитии, состояния

2-я группа здоровья - учащиеся, без отклонений в физическом развитии и состоянии

здоровья и, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической

3-я группа здоровья - учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в учащиеся, имеющие значительные отклонения постоянного или временного характера не мешающие выполнению учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физической культурой в полном объеме. Некоторые из них временно, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от участия в учебных занятиях по физической культуре;

4-5-я группа здоровья - учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера, мешающие выполнению учебной работы в школе.


Анализ результатов:

2. Состояние здоровья учащихся


Оценивается по результатам диспансеризации и медицинских осмотров медицинскими работниками

В школе в 2016-2017 году наблюдался высокий рост заболеваний: - нарушениями зрения-14% от общего количества учащихся, динамика улучшения зрения составила в 2019 году7 %, показатели свидетельствуют о внедрении в школе специальных технологий и условий во время учебного процесса: использовании парт-конторок, гимнастика для глаз использовании тренажера Базарного для детей с ослабленным зрением организованы консультации специалистов, проводятся зрительные минутки. Первостепенной задачей педагогов при выявлении школьников с ослабленным зрением является работа с родителями, обеспечивающая своевременное обращение ребенка к врачу. Обязательным компонентом каждого урока в 1-11 классах является зарядка для глаз. Количество нарушений зрения учащихся не ухудшилось по сравнению с прошлыми годами. В нашей школе уделяется особое внимание этой проблеме.

Выявлены в 2016 году проблемы у детей в здоровье это: нарушение эндокринной системы-5%, плоскостопие-11%, нарушение осанки 7% за три года работы в этом направлении школа добилась положительных результатов. Показатель по данным позициям составил 1%. В школе созданы условия, подобраны методики для коррекции данных заболеваний и профессионально используются учителями физической культуры на уроках и во внеурочной деятельности.

Показатели по всем остальным заболеваниям улучшились на 1% или стабильны.

Созданные условий в школе, организация и учет профилактических мероприятий совместно с медицинскими специалистами и специалистами образовательного учреждения, учителями, родителями позволило добиться положительных результатов по профилактике заболеваний. Динамика здоровых детей за три года составила 9 %.

Удалось добиться компенсации или длительной ремиссии имеющихся хронических заболеваний, предотвратить переход функциональных нарушений в органическую патологию.

3. Физкультурная группа здоровья учащихся

Распределение учащихся по физкультурным группам здоровья

Основная группа: учащиеся, занимаются по школьным программам в полном объеме, сдача всех нормативов по физической культуре и занятия в секциях по физическому воспитанию;

Подготовительная группа: учащиеся, занимаются по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений, сдача контрольных испытаний и норм – с особого разрешения врача;

Специальная группа: учащиеся, занимаются по особой программе или отдельным видам школьных программ со сниженными нормативами. Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры.

Анализ результатов: наблюдается переход детей из подготовительной группы в здоровую -4 %, рост показателей на 1% наблюдается у детей со специальной группой, что обусловлено поступлением в классы детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.

Соблюдение САНПИН, использование здоровьесберегательных технологий на всех уроках, оздоровительных и профилактической мероприятий, забота, контроль и помощь родителей, семьи позволило повысить уровень здоровья учащихся.


4. Физическая подготовленность учащихся

Уровень физической подготовленности проводит учитель физической культуры 2 раза в год (осень-весна) всем детям. Учителя физкультуры имеют тесты для оценки физической подготовленности для основной, подготовительной и даже специальной медицинской группы. Оцениваются следующие параметры: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость.


С переходом детей в основную группу здоровья, увеличилось и количество детей с мотивацией заниматься физической культурой и спортом и развивать свои физические качества. Результат детей с высоким уровнем подготовленности возрос на 9%, а средний показатель составил-10%. Учащиеся ежегодно сдают нормативы норм ГТО, участие и победы в соревнованиях по разным видам спорта свидетельствует о хорошей и отличной подготовленности детей в области физической культуры.

Читайте также: