Организационная структура бухгалтерии в школе

Обновлено: 02.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Целью практики является:
- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на основе знакомства с опытом работы учреждения в области исчисления налогообложения;
- приобретение практического опыта и знаний на конкретном рабочем месте;
-формирование грамотного творческого специалиста, способного организовать и вести налоговый учет, а так же составить налоговую отчетность.
Задачами производственной практики являются:
-ознакомится с учреждением, и дать краткую его характеристику;
-ознакомится с организационной и производственной структурой, уделив особое внимание изучению функций бухгалтерских, финансовых и экономических подразделений;
- ознакомится с ведением налогового учета;
-ознакомится с системой налогообложения учреждения;
-изучить порядок составления и предоставления в налоговые органы налоговой отчетности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Общая характеристика учреждения………………………………6
2. Характеристика организационной структуры управления МОУ СОШ с. Залазна……………………………………………………………..……8
3. Организация бухгалтерского, налогового учета, структурой бухгалтерского аппарата………………………………………………..10
4. Документирование хозяйственных операций…………………..14
5. Общее исследование отдельных операций…..………..…. ……16
5.1. Учет основных фондов………………………………….…16
5.2. Учет материальных запасов…………………………….…21
5.3. Учет труда и заработной платы……………………. ……23
5.4. Учет денежных средств……………………………………25
5.5. Учет финансовых результатов…………………….………26
6. Налоговая отчетность…………………………………….………28
Заключение…………………………………………………..…………..29
Библиографический список источников информации………………..30

Файлы: 1 файл

отчет по практике мой.doc

1. Общая характеристика учреждения………………………………6

2. Характеристика организационной структуры управления МОУ СОШ с. Залазна…………………………………………………………… ..……8

3. Организация бухгалтерского, налогового учета, структурой бухгалтерского аппарата………………………………………………..10

4. Документирование хозяйственных операций…………………..14

5. Общее исследование отдельных операций…..………..…. ……16

5.1. Учет основных фондов………………………………….…16

5.2. Учет материальных запасов…………………………….…21

5.3. Учет труда и заработной платы……………………. ……23

5.4. Учет денежных средств……………………………………25

5.5. Учет финансовых результатов…………………….………26

6. Налоговая отчетность…………………………………….………28

Библиографический список источников информации………………..30

Я, Смагина Юлия Сергеевна, производственную практику проходила в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе с. Залазна Омутнинского района Кировской области с 1 июня 2011года по 28 июня 2011 года.

МОУ СОШ с. Залазна – образовательное учреждение, финансируемое за счет средств бюджета.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетным учреждением является учреждение, отвечающее признакам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Одним из признаков является финансирование учреждения из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

Целью практики является:

- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на основе знакомства с опытом работы учреждения в области исчисления налогообложения;

- приобретение практического опыта и знаний на конкретном рабочем месте;

-формирование грамотного творческого специалиста, способного организовать и вести налоговый учет, а так же составить налоговую отчетность.

Задачами производственной практики являются:

-ознакомится с учреждением, и дать краткую его характеристику;

-ознакомится с организационной и производственной структурой, уделив особое внимание изучению функций бухгалтерских, финансовых и экономических подразделений;

- ознакомится с ведением налогового учета;

-ознакомится с системой налогообложения учреждения;

-изучить порядок составления и предоставления в налоговые органы налоговой отчетности.

1 Общая характеристика УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Залазна Омутнинского района Кировской области руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, Управления образования администрации муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области, Уставом Омутнинского муниципального района Кировской области, Уставом и другими законодательными актами.

Учредителем является администрация муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Залазна Омутнинского района Кировской области бюджета.

Полное название: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Залазна Омутнинского района Кировской области. Сокращенное: МОУ СОШ с. Залазна.

Юридический адрес: с. Залазна , Омутнинский район, Кировская область, ул. Шоссейная, 1.

Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении Управления образования администрации муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, и с наименованием вышестоящего органа управления образование, бланки и штампы на русском языке.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Учреждение имеет в своем составе:

- средняя общеобразовательная школа;

Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления Комитетом по делам муниципальной собственности муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области. В отношении этого имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом и договором с Учредителем, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются:

- имущество, закрепленное собственником или уполномоченным органом в установленном порядке;

- бюджетные и внебюджетные средства, в том числе бюджетные ассигнования в соответствии с договором об участии учреждения в осуществлении государственных программ

Руководителем Учреждения является исполняющий обязанности директора, который назначается и освобождается от должности главой Управления образования администрации муниципального образования Омутнинского муниципального района Кировской области.

Предметом деятельности Учреждения является оказание образовательных услуг в соответствии с лицензией, выданной Комиссией по лицензированию образовательной деятельности при департаменте образования Кировской области.

2 Характеристика организационной структуры управления МОУ СОШ с. залазна

Организационная структура управления предприятием – это совокупность его производственных и управленческих подразделений и связей между ними.

Во главе данной организации стоит исполняющий обязанности директора.

На должность исполняющего обязанности директора школы назначается сотрудник с высшим профессиональным образованием, имеющий опыт образовательной и организационной работы, и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Назначается и увольняется вышестоящим органом образования или вышестоящим органом управления по подчиненности, в соответствии с действующим законодательством. Осуществляет руководство деятельностью школы на основе единоначалия, опираясь на общественность; отвечает за всю образовательную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность школы. Представляет школу в государственных, судебных, страховых, арбитражных и других органах. Приказы и распоряжения исполняющего обязанности директора являются обязательными для всего персонала школы.

Также несет ответственность за некачественную работу и ошибочные действия, как свои, так и персонала школы; за бездействие и непринятие решений, входящих в сферу его обязанностей и компетенции, в соответствии с действующим законодательством.

Исполняющему обязанности директора непосредственно подчиняется его заместитель: по учебно-воспитательной работе.

На должность заместителя исполняющего обязанности директора по учебно-воспитательной работе назначается педагог, имеющий квалификационную категорию и обладающий организаторскими способностями. Назначается и увольняется исполняющим обязанности директора школы, в соответствии с действующим законодательством. Руководит организацией учебного процесса. В своей деятельности руководствуется действующими нормативно – правовыми актами, решениями, приказами и инструкциями, приказами исполняющего обязанности директора.

Главный бухгалтер разрабатывает должностные инструкции для работников бухгалтерии и утверждает их в установленном порядке.

3 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО, НАЛОГОВОГО УЧЕТА, СТРУКТУРОЙ БУХГАЛТЕРСКОГО АППАРАТА

Бухгалтерский и налоговый учет ведется бухгалтерией.

Бухгалтерия является структурным подразделением МОУ СОШ с. Залазна.

Бухгалтерский учет осуществляется по мемориально-ордерной форме учета.

В целях обеспечения сохранности и достоверности данных бухгалтерского и налогового учета и отчетности школа проводит инвентаризацию в порядке согласно приказов исполняющего обязанности директора.

Все документы, имеющие отношение к бухгалтерскому учету, формируются в дела с учетом сроков хранения документов согласно прилагаемой к приказу примерной номенклатуре дел бухгалтерской, налоговой и финансовой службы, являющейся составной частью общей номенклатуры дел учреждения.

Формы налогового учета.

Школа ведет учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, выплаченных физическим лицам, а так же суммы социального налога и страховых взносов в ПФРФ.

Для целей исчисления транспортного налога используются документы соответствующих транспортных средств состоящих на балансе предприятия.

Налоговый учет ведется по простой форме учета.

Главный бухгалтер разрабатывает должностные инструкции для работников бухгалтерии и утверждает их в установленном порядке.

Бухгалтер составляет сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников; принимает участие в составлении тарификационных списков; ведет учет расчетов по финансированию, кассовых и фактических расходов, анализирует исполнение смет доходов и расходов по всем видам средств; разрабатывает предложения по устранению недостатков и улучшению финансово-хозяйственной деятельности; составляет мемориальные ордера № 1,2,3,6,8.

Так же бухгалтер занимается учетом материальных ценностей ведет учет основных средств, материалов; участвует в проведении годовой и периодической инвентаризаций; осуществляет систематический контроль за сохранностью ценностей, эффективностью их эксплуатации; за правильностью поступления и списания имущества, инвентаря и других ценностей, пришедших в ветхость и непригодность; следит за соблюдением положения о полной индивидуальной материальной ответственности, а так же соответствием бухгалтерского и оперативного (у материально-ответственных лиц) учета ценностей. Составляет мемориальные ордера №9,10,11,12,13.

Пример формы договора о полной индивидуальной материальной ответственности представлен в приложении.

Учета расчетов по оплате труда ведется главным бухгалтером. Рассчитываются: заработная плата работников организации, пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты. Бухгалтер производит удержания из заработной платы налогов и других добровольных удержаний, перечисляемых путем безналичных перечислений. Контролирует своевременность ежедневных отметок учета в табелях рабочего времени. Составляет журнал операций по зарплате №6.

В функции бухгалтерии входит:

- ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, инструкции по учету и других нормативных и правовых актов;

Читайте также: