Опорные схемы для составления описательных рассказов в детском саду волкова

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Материал из опыта работы

Актуальность проблемы

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения.

Специальными исследованиями (Т.Б.Филичевой, В.П.Глуховым, Н.С.Журавлёвой) установлено, что дошкольники с нарушениями речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. Для них характерны трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний детей характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной монологической речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе.

Коррекционная работа по развитию навыков связной речи (В.П. Глухов, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) строится в соответствии с общедидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Виды занятий по развитию связной монологической речи

Особое место при обучении детей рассказыванию мы уделяем наглядности.

Наглядность - один из основных приёмов повышения речевой активности детей, облегчающий процесс становления связной речи.

Ведущее место при обучении детей рассказыванию занимает работа с моделями. Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки. На значимость наглядности и моделирования указывали С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин Л. С. Выготский.

Практическое применение опорных схем при составлении

описательных рассказов

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления. Эти представления об объектах дети накапливают в процессе рассматривания предметов на занятиях и в повседневной жизни. Однако чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям. Во-первых, умению осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать., ощупывать, надавливать, нюхать и т. д.), с тем, чтобы получить разную информацию. Во-вторых, умению использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величины, цвета, формы). Описательный рассказ включает в себя название объекта, описание его особенностей, поведения, обращение с объектом.

При обучении детей составлению рассказа-описания мы решаем следующие основные задачи :

развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;

овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

После проведения ряда подготовительных упражнений мы переходим непосредственно к процессу обучения составлению описательных рассказов. В этом случае мы используем модель : предметную, предметно-схематическую или схематическую.

На первом этапе применяем предметную модель . Предметные модели воспроизводят структуру и особенности реальных объектов и явлений. Самая простая предметная модель - игрушка какого-либо животного, а также муляжи овощей, фруктов, грибов.

hello_html_m2ed8aa3e.jpg

Примером предметной модели может служить аквариум, моделирующий водоём, или глобус - как модель Земли. Смоделировать можно экологические системы: лес, луг, речку.

Предметной моделью можно считать и набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. На картинках должен быть изображён конкретный объект и конкретное действие. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, мышка, аквариум с рыбками, человек.

Дети отбирали картинки по собственной инициативе и составляли рассказ. Если дети хорошо справляются с заданием составить рассказ по предметной модели, задание усложняется.

На втором этапе в качестве модели используем более схематичные изображения, имеющие обобщённые значения, или предметно-схематическая модель. Например, по картинке, на которой нарисована тарелка с молоком, дети рассказывали о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду;

В отличие от предметной, предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений. Например, кошка, клубок, человек. Их можно использовать для рассказа о разных объектах. И предметная, и предметно-схематическая модели помогают детям определить последовательность изложения.

hello_html_778fe049.jpg

На третьем этапе обучения детей рассказыванию используем картинно-графические модели (или схемы) . Они передают условно-обобщённые признаки объектов и природных явлений. Используются эти схемы при составлении описательных рассказов об игрушках, при описании овощей и фруктов, предметов посуды, одежды, времён года, диких и домашних животных и птиц. Схема вводится после того, как дети познакомились с данными объектами или явлениями, у них имеются конкретные представления.

С этой целью дети рассматривают овощи, обследуют их, выделяют разнообразные признаки: форма, цвет, величина, характер поверхности, вкус и т. д. На первых занятиях можно ограничиться показом 2-3 моделей, а потом вводил остальные (всё зависит от возраста и уровня развития детей).

hello_html_2443a09a.jpg
hello_html_m7c9c80ab.jpg

Далее эта схема используется для описания объекта. Перед детьми ставится задача: "Расскажите об овоще подробно, какой он. А чтобы ни о чём не забыть, смотрите на эти картинки".

В своей работе мы использовали схемы, которые были предложены в методической литературе (В.А.Крылова, Л.С.Ванюкова, Е.М. Воробьёва), а многие схемы придумали сами.

Схема описания овощей, фруктов, ягод

hello_html_47ec39dc.jpg

Схемы описания времён года

hello_html_m695fbd5e.jpg

Схема описания животных

hello_html_m278e55a3.jpg
hello_html_43fa1161.jpg

Схемы описания птиц

Наглядная модель – схема выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов детей.

Вывод: применение метода наглядного моделирования связного высказывания позволило нам более успешно обучить детей составлению описательных рассказов, повысить интерес к данному виду деятельности и добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Наш педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.

Структура комплекта опорных схем содержит 16 карточек по разным лексическим темам.

Диапазон тем, которые вошли в комплект опорных схем для составления описательных рассказов, довольно широкий:

3. Цветочные растения

12. Герои сказок, мультфильмов

16. Времена года

Предложенный вниманию воспитателей комплект схем для составления описательных рассказов обеспечит :

• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;

• Развитие у детей логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;

• Углубление знаний детей об окружающей среде;

• Улучшение коммуникативных навыков детей.

Каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте схемы представлены объяснения содержания клеточек, т. е. развернутый план описательного рассказа.

По такой модели можно составить описание отдельного предмета, который принадлежит к определенной группе.

Опорные схемы в работе с дошкольниками

Опорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Волкова, Черткова - Опорные схемы для составления описательных рассказов обложка книги

Аннотация к книге "Опорные схемы для составления описательных рассказов"

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы - очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными.
Диапазон тем, которые вошли в комплект опорных схем для составления описательных рассказов, довольно широкий:
- Овощи
- Фрукты, ягоды
- Цветочные растения
- Грибы
- Деревья
- Листья
- Насекомые .

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы - очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными.
Диапазон тем, которые вошли в комплект опорных схем для составления описательных рассказов, довольно широкий:
- Овощи
- Фрукты, ягоды
- Цветочные растения
- Грибы
- Деревья
- Листья
- Насекомые
- Птицы
- Рыбы
- Животные
- Человек
- Герои сказок, мультфильмов
- Одежда
- Посуда
- Игрушки
- Времена года
Предложенный вниманию воспитателей и родителей комплект схем для составления описательных рассказов обеспечит:
- формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
- развитие у малышей логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;
- умение дошкольников оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
- углубление знаний детей об окружающей среде;
- улучшение коммуникативных навыков детей.

Опорные схемы для составления описательного рассказа, мир растений и грибов, мир животных, мир человека, времена года, набор из 22 карточек-схем в картинках, Шестернина Н.Л., 2014.

Пособие включает 22 схемы в картинках по темам, охватывающим содержание познания окружающего мира: мир растений и грибов (фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья, лес); мир животных (домашние и дикие животные Средней полосы, домашние и дикие птицы Средней полосы, животные и птицы холодных стран (Севера), животные и птицы жарких стран (Юга); насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы; мир человека (человек и его тело, человек и его семья, планета Земля, страна, Родина, столица, город, улица, дом, транспорт, квартира, мебель, электробытовая техника, посуда, продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии); времена года. Содержит примерные вопросы и задания на умение рассказывать о любом предмете или явлении окружающего мира. Обширный картинный материал, а также 8—10 вопросов по каждой из 22 тем пособия, позволят проверить овладение детьми 6—7 лет доступным для этой возрастной категории лексическим словарем природоведческой, обществоведческой, бытовой тематики, в соответствии с требованиями ФГТ, сформированность грамматического строя речи, умение составлять рассказ-описание о конкретных предметах или явлениях действительности. Пособие может использоваться и при организации познавательной деятельности детей более раннего возраста, а также педагогами начальной школы, учителями иностранного языка. Адресовано воспитателям детского сада, учителям начальной школы и иностранного языка, гувернёрам.

1. Что это? Назови каждый предмет. Назови обобщающим словом.
2. Для чего служат головные уборы?
3. Какие головные уборы носят:
• в разное время года (сезона)?
• взрослые (мужчины, женщины) и дети?
• люди разных профессий?
4. Какого бывают цвета?
5. Из какого материала их делают?

Читайте также: