Опыты по обж в доу

Обновлено: 02.07.2024

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знанияоснов безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Работая долгое время в детском саду, заметила, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель:формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.

Задачи:

  • формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность
  • воспитание у детей принятие правил и норм безопасного поведения для приобретения социального опыта.
  • систематизация методов и приемов для формирования основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
    • организация взаимодействия педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
    • проверка эффективности использования познавательной проектной деятельности

    Участники:

    • дети старшего дошкольного возраста;
    • родители;
    • воспитатели.

    ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование использования познавательной проектной деятельности для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

    Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

    1. Конвенция о правах ребенка.

    Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

    Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

    В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе "Социально-нравственное воспитание" в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе "Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду" с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми.

    Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

    Рассмотрим метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ. Проект-это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

    Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.

    Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

    Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

    ГЛАВА 2. Содержание системы работы.

    Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, используя в работе следующие формы:

    - консультации для педагогов ДОУ;

    Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

    Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ используются различные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, релаксация, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, сказкотерапия, артикуляционная гимнастика.


    и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

    Использование метода проекта меня привлекло потому, что:

    во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

    в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

    в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

    2.1.Создание предметно-развивающей среды.

    В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. Только при наличии полноценной материально – технической базы возможно внедрение работы по проекту.

    - картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;

    - детские рассказы по данной тематике;

    - наглядный дидактический материал;


    Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:

    -викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;

    -разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);

    - планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе , в пожарную часть, больницу, парк, детские игровые площадки ;

    Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать поставленные задачи. Широко используется: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой фотоаппарат, камера, электронные носители, диски,

    Использование цифровой камеры и фотоаппарата помогает в течение работы с детьми зафиксировать работу, дает возможность проанализировать ее, сделать выводы, наметить дальнейшие пути работы.

    Правильно организованная развивающая предметно-развивающая среда в группе, будет способствовать успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям.

    Большая роль отводится методическому сопровождению.

    В методическом кабинете в достаточной количестве имеется наглядный материал по основам безопасности. В наличии методическая литература по данной теме.

    2.2. Методы и приемы работы.

    Для реализации задачпо формированию основ безопасности жизнедеятельности через познавательную проектную деятельностьиспользуются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.

    Методы работы в частности:

    • Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
    • Демонстрационный материал;
    • Наблюдение;
    • Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
    • Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
    • Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
    • Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
    • Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
    • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
    • Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
    • Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

    Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

    Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Задания типа "Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками". Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

    Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

    Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: "Почему нельзя украшать елку свечами?" Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

    Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: "Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?".

    "К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома". Игровое "как будто…" раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: "Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?" Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

    Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку "Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…". Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения "Кошкин дом", при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка

    2.3. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

    Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

    В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности.

    Используемые формы работы в процессе реализации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

    Программные задачи: Дать представление об опасных предметах, о пользе воды. Учить отвечать на вопросы. Учить детей бережно относиться к природе. Учить первым правилам безопасности в природе. Познакомить с назначением каждого знака, запомнить его, называть правильно цвета светофора.

    Ход занятия:

    Занятие по формированию основ безопасности жизнедеятельности с элементами экспериментирования

    Воспитатель: - Что случилось с Козлятами? (ответы детей)

    Стук в дверь. (ситуация – Что делать)


    Дети: Спросить: - Кто там?

    Воспитатель: Правильно. (Открываем дверь)


    Воспитатель: Ой, ребята, а почему Петрушка не веселый, ведь он же клоун, он должен веселить и быть веселым. Что случилось? (ответы детей).

    Посмотрите, ребята, у Петрушки есть какие-то карточки, но он не знает что с ними делать, а мы знаем. Поможем Петрушке?


    Воспитатель: Что делает мальчик? Для чего нужно мыть руки? (ответы детей).



    Воспитатель: Ребята, картофель какой?

    Дети: Белый, чистый.

    Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру.



    После игры воспитатель спрашивает:

    Воспитатель: Что случилось с картофелем?

    Дети: Он стал грязным.

    Делаем вывод с детьми, что нужно мыть руки.

    После игры обратить внимание на опасные предметы (нож и т. д.).

    Воспитатель: Детям можно брать нож?

    Воспитатель: Правильно, можно порезаться.


    Воспитатель: Перейти через дорогу

    Вам на улицах всегда

    И подскажут и помогут



    Сдержано и строго.

    Желтый свет – дает совет

    А зеленый свет горит –

    С площадей и перекрестков

    Он на нас глядит в упор

    С виду грозный и серьезный

    Воспитатель: Подошли мы к мостовой

    Знак весит пред нами

    Человек шагает смело

    По полоскам черно-белым.

    Дети: Пешеходный переход!


    Воспитатель: Ну что, Петрушка, запомнил?

    Воспитатель: Ребята, что это за знак?


    Воспитатель: Что он означает?

    Дети: Проезда нет.

    Воспитатель: Правильно, молодцы.

    Воспитатель: Мы с вами ребята можем идти дальше потому, что это знак самый строгий для машин, а мы с вами пешеходы. Поэтому мы с вами идем дальше.

    Попадаем в лес (показ картинок).



    Вешаем картинки на деревья:

    Воспитатель: - Что нужно чтобы защитить природу?

    - Чем можно помочь обитателям?

    Дети: Покормить птиц.

    Воспитатель: Еще мы можем повесит знаки,


    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Репьевский муниципальный район

    Отделение дошкольного образования

    МКОУ Бутырская ООШ

    Конспект НОД по ОБЖ

    с элементами экспериментирования

    hello_html_m5153a6ef.jpg

    Воспитатель 1 КК

    Цели: Формировать знания у детей о профессии пожарного, их действиях при пожаре, о роли пожарных в тушении пожара. Познакомить детей со средствами тушения пожара. Познакомить с правилами безопасного поведения во время пожара. Учить детей правильно работать с клеем, аккуратно наклеивать детали, пользоваться салфеткой; по окончании работы убирать свое рабочее место.

    - Игрушечные инструменты помощники пожарных (топор, огнетушитель, лопата, ведро, пожарная машина)

    - Свеча, вода в стакане, песок, земля и т.д. для экспериментальной деятельности

    - Кисточки, салфетки, баночки для клея, ватман для коллективной работы.

    Дети сидят на ковре полукругом, перед ними сидит воспитатель. Перед воспитателем стоит большая коробка.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то принес волшебную коробку!

    hello_html_28e9e7f7.jpg

    Я буду загадывать вам загадки, а вы их должны отгадать и тогда мы узнаем, что в коробочке лежит.

    Если стал гореть забор,

    Доставай скорей… (топор)

    hello_html_m3602d271.jpg

    Знать обязан каждый житель, где лежит… (огнетушитель)

    hello_html_m7d75394b.jpg

    В меня воду наливают,

    Быстро на огонь плескают

    Раз- раз, раз – раз

    И огонь погас… (ведро)

    hello_html_28e9e7f7.jpg

    Спешит, гудит – дорогу дай,

    Моргает синим глазом,

    Примчится, от огня спасет

    Детей и взрослых разом… (пожарная машина)

    hello_html_28e9e7f7.jpg

    Я пожарным помогаю,

    На огонь песок бросаю… (лопата)

    hello_html_28e9e7f7.jpg

    (По мере разгадывания загадок воспитатель достает из коробки предметы)

    Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А теперь скажите мне, кому помогают эти предметы в работе?

    Воспитатель показывает иллюстрацию на которой изображен п ожарный

    hello_html_356019a7.jpg

    Воспитатель: Эта профессия очень сложная. Пожарные спасают людей, дома, лес от пожара. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

    Дети: Смелым, мужественным, ловким, добрым.

    Воспитатель: А от чего же может возникнуть пожар?

    Дети: Кто-то оставил утюг включенным, сушил вещи вблизи огня, играл со спичками.

    Для забавы, для игры

    Спички в руки не бери

    Не играй дружок с огнем

    Чтобы не жалеть потом.

    Спички это опасный предмет, ими нельзя играть, но иногда спички помогают взрослым, например: растопить печь, разжечь костер в лесу, поджечь газовую плиту, чтобы сварить еду. Спичками можно пользоваться только взрослым.

    (Воспитатель обращает внимание детей на пол, где разбросаны спички)

    Воспитатель : Посмотрите ребята, кто-то в нашей группе разбросал спички, давайте их соберем, чтобы не случилась беда.

    (По команде воспитателя дети собирают спички)

    Воспитатель: Эти спички мы положим высоко на шкаф, чтобы никто не мог их взять. Ведь спички – это не игрушки! (Убирает спички на высокий шкаф)

    Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.

    Эксперимент первый:

    Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

    Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

    Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

    Воспитатель: Объясните, почему?

    Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

    Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

    Эксперимент второй:

    Дети: Его нужно потушить.

    Воспитатель: Чего же боится огонь?

    Дети: Воды, снега, песка, земли.

    Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их?

    Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему?

    Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.

    Эксперимент третий:

    Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.

    Эксперимент четвертый:

    Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

    Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

    Вот так, ребята, теперь мы знаем, как потушить огонь!

    Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то за дверью плачет? Вы садитесь на стульчики, а я посмотрю кто там!

    Воспитатель вносит в группу куклу

    hello_html_62e49b02.jpg

    Маша: У меня, ребята, случилась беда. У меня домик сгорел. И мне негде жить. А на улице так холодно и опасно.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему у Маши сгорел дом?

    Дети: Наверно Маша играла со спичками.

    Воспитатель: Правильно ли сделала Маша, что выскочила из дома, когда дом загорелся?

    Воспитатель: Молодец Маша, сразу покинула, дом иначе могла бы погибнуть в горящем доме.

    Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Маше?

    Дети: Мы можем построить новый дом для нее.

    Воспитатель: Правильно ребята, мы построим Маше новый дом. Не плачь Маша, ребята построят, тебе новый дом и ты в нем будешь жить.

    Воспитатель приглашает детей к столу, где разложены материалы

    Воспитатель: Ребята, чтобы строить дом мы должны знать из чего он состоит. Что есть у дома?

    Дети: У дома есть стены, крыша, окна, дверь.

    Воспитатель: Правильно! Сначала мы наклеим стену, затем крышу, потом крыльцо, дверь и окно, и, конечно же, трубу.

    Воспитатель выкладывает дом в том порядке, в котором он будет клеиться

    Коллективная аппликация

    Выполняется коллективная работа (В ходе работы воспитатель дает указания: как правильно держать кисточку, говорит, что намазывать детали надо аккуратно, клея на кисточку набирать немного, после наклеивания детали использовать салфетку, для равномерного наклеивания и удаления лишнего клея. Дети по очереди наклеивают детали.)

    Воспитатель: Ну вот, Маша, посмотри, какой тебе дом ребята построили. Тебе в нем будет уютно и тепло. И пообещай ребятам, что больше не будешь баловаться со спичками.

    Маша: Спасибо вам ребята, за новый дом.

    hello_html_7d0d9d01.jpg

    Я больше никогда без разрешения не возьму в руки спички.


    Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

    Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г.Хромцовой, К.Ю.Белой.

    Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях..

    Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, везде могут подстерегать опасности. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

    Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.

    Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

    Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

    Принцип системности. Работа должна проводится системно, весь год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

    Принцип учета условий городской и сельской местности. У каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

    Принцип возрастной адресованности. Содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах.

    Принцип интеграции. Содержание вплетается в содержание основной комплексной программы.

    Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

    Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с детскими несчастными случаями: это и порезы, ушибы, бытовые ожоги, травмы. Общаясь с родителями и детьми, проводя диагностические исследования, понимаем, что не каждый понимает необходимость привития навыков правильного поведения в различных опасных ситуациях, начиная с дошкольного возраста. Значимой проблемой также является создание условий для планомерного накапливания опыта безопасного поведения в детском саду и дома.

    во-первых, надо детям дать необходимую сумму знаний об

    общепринятых человеком нормах поведения;

    во-вторых, научить осознанно действовать в той или иной обстановке,

    помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками

    поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

    в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

    Важно научить ребенка объяснить собственное поведение

    Содержание работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности затрагивает все виды опасностей окружающего мира.

    В первую очередь был разработан методический инструментарий: составлен перспективный план, подобраны конспекты занятий, экскурсий, бесед и др., разработан диагностический пакет, составлен план работы с родителями

    Перспективный план по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и содержит в себе 4 блока:

    Правила дорожного движения.

    Здоровый образ жизни.

    Все содержание работы разбито по темам. Каждую тему я раскрываю на одном или нескольких занятиях, иногда работа над одной темой продолжается в различных видах деятельности. Раскрыть тему нам помогают беседы, подвижные и дидактические игры, загадки, рассматривание картин и плакатов, составление рассказов по картине, чтение произведений .

    Неизменным помощников в вопросах воспитания безопасного поведения является забавный персонаж Незнайка. Он своими вопросами побуждает детей к решению проблемных ситуаций. Дети считают, что сами учат его правилам безопасного поведения. В гости к нам приходят и другие сказочные герои.

    Особый интерес и удовольствие дети получают во время выполнения трудовых поручений. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствует росту, физическим возможностям и небрежным хранением, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом, в этом нам помогают карточки – правила.

    В повседневное время дети часто используют ножницы, карандаши, поэтому большое внимание уделяется правилам обращения с опасными предметами. На занятии напоминаем правила безопасной работы с ножницами, клеем и подтверждаем это собственным примером. Для этого созданы карточки – правила, с помощью которых ребята закрепляют правила безопасного поведения. Подобные правила были введены и для других ситуаций.

    В группе накоплен богатый материал для работы в данном направлении: дидактические игры, плакаты, картины, схемы, домино и прочие. Мной были изготовлены несколько дидактических игр, созданы картотеки логических задач, экскурсий. Стихи помогают закреплять правила безопасности, детям легче и интереснее усваивать правила безопасного поведения. Поэтому сделана подборка художественного слова: стихи, загадки, словесные игры.

    Дом в порядке содержи

    Вилки, ножницы, ножи,

    И иголки, и булавки

    Ты на место положи.

    Нами ведется летопись событий и мероприятий. Все самое важное и интересное мы фотографируем и оформляем фотогазеты, и альбом со стихотворным сопровождением. Поэтому рассматривание альбома является одним из самых любимых дел у ребят, что способствует запоминанию правил поведения.

    Изучение причин травм показывает, что в большинстве своем они происходят по прямой или косвенной вине взрослых.

    Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому нами разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие мероприятия:

    беседы о мерах безопасности в частном доме, о поведении в лесу, на природе, у костра;

    консультации об основных правилах обращения с елочными гирляндами, фейерверками, бенгальскими огнями, свечами и другие. Объясняю, что взрослые должны научить правильно: пользоваться бытовыми приборами, соблюдать меры безопасности и осторожности, научить детей какими предметами можно пользоваться, а какими нельзя. То есть родители и все взрослые самые главные учителя в этой сложной и опасной жизни.

    папки- передвижки, стенды, библиотечка.

    участие и помощи в проведении экскурсий, походов, развлечений,

    помощь в создании игровой среды.

    За два года педагогической деятельности в направлении воспитания у детей безопасного поведения мы наблюдаем динамику усвоения детьми знаний. Опираясь на показатели диагностики, мы можем с уверенностью сказать, что работа дала хорошие результаты: у детей виден прогресс в знаниях, умениях и навыках. Дети активны в совместной и самостоятельной деятельности, любознательны

    Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

    Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

    В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

    Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одно из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

    А так же Указами Президента России

    Обеспечение безопасности образовательного пространства, защита прав, охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса, являются приоритетными направлениями образовательной политики.

    Читайте также: