Опера роберт дьявол краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Роберт-Дьявол (фр. Robert le diable) — большая опера в пяти актах. Композитор — Джакомо Мейербер. Либретто — Эжена Скриба и Жермена Делавиня.

Содержание

Введение

Действующие лица

  • Роберт, герцог нормандский — тенор
  • Бертрам, его друг — бас
  • Альберт, обер-гофмейстер короля сицилийского — бас
  • Изабелла, принцесса сицилийская — сопрано
  • Рамбольд, нормандский крестьянин — тенор
  • Алиса, нормандская крестьянка — меццо-сопрано
  • Герольд короля сицилийского — тенор
  • Король сицилийский — без текста
  • Гренадский принц — без текста

Время действия — Палермо, XI столетие.

Содержание

Сюжет оперного действия построен на средневековых преданиях, повествующих о жизни герцога Нормандии Роберта I (ок. 1000—1035).

Акт I

На песчаном морском берегу Сицилии, за роскошными столами, уставленными золотыми кубками и серебряными тарелками, пируют знатные рыцари из свиты короля Сицилийского. Вдруг к берегу подплывают корабли, из которых спускаются вооружённые чужестранцы. Богато разодетые воины присоединяются к сицилийцам и пьют с ними за здоровье сицилийского короля. Всё за столом замечательно — не хватает лишь песни, весёлой или печальной. И её исполнителя, певца-трубадура.

Вдруг на берег выходит Рамбальд, крестьянин из далёкой, северной Нормандии. У него сильный голос, и он умеет и любит петь. Рыцари требуют, чтобы он исполнил для них какую-нибудь балладу, которыми славится его родина. Особенно настаивает на этом молодой рыцарь Роберт — оказывается, он тоже нормандец. В угоду ему крестьянин исполняет известную на их родине песнь о Роберте-Дьяволе, юноше, продавшем душу Сатане и за это изгнанному из родных краёв. Эта песнь на самом деле была написана о самом рыцаре Роберте, и тот с трудом сдерживается, чтобы не зарубить дерзкого трубадура. Рамбальд же, не узнавая Роберта и не подозревая об опасности, продолжает свою песнь: Некогда правил в Нормандии мудрый и славный герцог. И у него была прекраснейшая дочь по имени Берта. Многие сватались к ней, но гордая принцесса не принимала ничьих ухаживаний, пока сама не полюбила. Но выбор её оказался ужасным по последствиям, ибо избранником девушки оказался околдовавший её злой дух. Берта родила от него сына, который ещё до рождения был назван Робертом-Дьяволом и посвящён Сатане. После рождения своего этот Роберт приносил людям только горе и несчастья, почему и был изгнан их родных пределов. Да будет проклято это исчадие Ада.

Гнев вновь охватывает Роберта, но его старший спутник, рыцарь Бертрам успокаивает молодого человека и заставляет его вложить меч в ножны. Однако разъярённый Роберт всё же приказывает повесить несчастного певца. Перепуганный Рамбальд просит пощадить его, тем более, что прибыл на Сицилию он не один, а со своей невестой, Алисой. Увидев Алису, Роберт узнаёт ей. Она была дочерью служанки его матери Берты, детьми они вместе играли в дворцовом саду. Герцог обрадован встрече и милует Рамбальда; он рассказывает Алисе о своей незавидной судьбе. Уже долгое время Роберт находится на Сицилии, он влюблён в дочь сицилийского короля Изабеллу. Однако, вызвав неудовольствие её отца он, видимо, навсегда потерял надежду женится на любимой. Ведь Роберт, расхваставшись своим боевым искусством, вызвал на поединок вассалов короля, и в жестокой схватке победил их. Правда, здесь ему оказал помощь его храбрый старший друг Бертрам. Разгневанный из-за поражения своих воинов, король навсегда отказал Роберту в руке Изабеллы. В свою очередь Алиса открывает Роберту причину своего путешествия в Италию. Мать герцога, Берта, скончалась, и послала девушку к нему со своим благословением и завещанием. Однако, Роберту разрешено прочесть последнее лишь тогда, когда он очистится душою. Молодой человек не решается пока развернуть пергамент, и оставляет его на сохранение у Алисы.

Выслушав исповедь герцога, Алиса предлагает написать ему письмо своей любимой, которое девушка берётся передать по назначению. В награду Роберт дозволяет Алисе и Рамбальду в тот же день сыграть свадьбу. Уже уходя, Алису вдруг пронизывает ужас. Она видит рыцаря Бертрама и вспоминает икону в сельской церкви, где изображён архангел, ниспровергающий сатану. Черты лица этого друга Роберта такие же в точности, как и у дьявола на старой иконе. Но Роберт лишь посмеялся над страхами девушки. С другой стороны — с тех пор, как с Бертрамом они вместе, не слишком ли много зла сотворено им? Роберта охватывают сомнения, но его друг Бертрам ловко меняет направление его мыслей. Им очень нужны деньги, и друзья отправляются играть в кости. Игра оказывается крайне неудачной для герцога — он проигрывает все свои деньги и драгоценности, даже оружие и лошадей. Раздосадованный, Роберт обещает отомстить обыгравшим его сицилийцам.

Акт II

Акт III

В этот момент к развалинам аббатства приходит и Алиса. Не обнаружив Рамбальда, девушка вдруг слышит ужасные голоса, с которыми общается Бертрам. Девушка вне себя от страха: как она и подозревала, Бертрам служит дьяволу! В это время на месте действия появляется и Роберт, однако Алиса не в силах сообщить ему о своём открытии и убегает. Роберт же жалуется своему другу на несчастья, постоянно преследующие юношу. Тогда Бертрам даёт ему совет: Роберт должен войти в разрушенное аббатство, и на могиле святой Розалии сломать кипарисовую ветвь. Она станет для него магической помощницей. Вот только осмелится ли принц на такое святотатство? Однако Роберт уже готов на всё.

Акт IV

Акт V

Роберт несчастен. Даже его меч, которым он должен был биться на поединке, сломался. Бертрам убеждает его, что юноша сам виноват в своих бедах — не надо было отказываться от чудодейственной силы кипарисовой ветви. Теперь же Изабелла станет женой Гренадского принца. Вне себя от ревности Роберт готов следовать любому совету, и когда Бертрам предлагает ему подписать договор с Дьяволом, Роберт не колеблется.

Договор мгновенно составлен. Но тут из бывшей обители раздаются молитвенные песнопения. Роберт вспоминает — так молилась его мать, Берта, желая оберечь сына от сил зла. Он медлит, и тогда Бертрам решается на крайнее средство. Он сообщает Роберту, что является его отцом. Принц должен выбрать — или он теряет возлюбленную и отца, либо — послушавшись его и подписав договор с сатаной, получит и Изабеллу, и сохранит для себя Бертрама.

В этот момент на месте действия вдруг появляется Алиса и сообщает, что и Гренадский принц, и вся его пышная свита внезапно исчезли — будто растворились в воздухе, оказавшись фантомами, дьявольским наваждением. Девушка умоляет Роберта скорее бежать к Изабелле, которая его ждёт. Но поздно — Роберт решает остаться с отцом и подписать страшный договор. Тогда Алиса идёт на последнее средство — она разворачивает свиток Берты, в котором та предостерегает сына от веры его отцу, посланцу тёмных сил. Часы бьют полночь. Земля разверзается под Бертрамом, и он проваливается в адскую бездну.

В последней сцене две счастливые пары — Роберт с Изабеллой и Рамбальд с Алисой, как им и напророчил святой отшельник — вступают в освещённые двери собора и направляются к алтарю для венчания.

В течение 19-го века опера широко ставилась в оперных театрах, а затем наступил период провала и Роберта невозможно было увидеть на мировых сценах. Во многом это связано с презрением сторонников вагнеровской оперы, одним из самых ярких из которых был Бернард Шоу, он довольно язвительно отзывался о Мейербере. Сейчас это произведение вернулось на подмостки и можно сказать, обрело второе дыхание.

Алиса рассказывает Роберту, что его мать умерла, и что ее последние слова были предупреждением об угрожающей темной силе (Va! Va! Dit-elle). Она предлагает Роберту прочитать письмо, в котором выражена последняя воля матери. Но Роберт слишком взволнован, чтобы прочитать его, и просит Алису сохранить его на время, поскольку он торопится на встречу к своей возлюбленной Изабелле. Алиса предупреждает Роберта остерегаться Бертрама, но он игнорирует ее.

С подачи Бертрама Роберт вступает в азартную игру с рыцарями и теряет все свои деньги, а также свою броню.

Появляется Роберт, оплакивающий потерю Изабель, и Бертрам говорит ему, что, чтобы вернуть ее, он должен захватить волшебную ветку из гробницы Святой Розалии в соседней пустынной обители. Хотя факт кражи этой ветви и будет святотатством, она даст Роберту магические силы. Роберт заявляет, что он будет делать все, что поручает Бертрам ради возвращения возлюбленной. Бертрам ведет Роберта в монастырь. Призраки монахинь поднимаются из своих гробниц, и танцуют, восхваляя удовольствия от питья, азартных игр и похоти. Роберт захватывает ветку и отгоняет демонов, которые окружают его.

Изабель готовится к браку с принцем Гранады. Алиса мчится, чтобы сообщить ей о том, что она узнала о Роберте, но она остановлена посланниками принца, которые входят с подарками. Роберт прибывает и, используя силу волшебной ветви, замораживает всех, кроме себя и Изабель. Изабель обеспокоена и встревожена сотворенным Робертом колдовством, а он просит её не отвергать его любви. Тогда Изабель выражает свою любовь к Роберту и умоляет его покаяться (Robert, toi que j'aime). Роберт ломает ветвь и разрушает созданное ею заклинание.

Группа монахов восхваляет власть Бога. Бертрам освобождает Роберта от охранников принца, котрые схватили его, чтобы не расстроился брак принца Гранады и Изабель. Он пытается заставить Роберта подписать документ, в котором он обещает служить Бертраму на всю вечность. Он открывается Роберту, что он его истинный отец, и Роберт решает подписать присягу ради сыновней преданности. В это время появляется Алиса с известием о том, что свадьба принца и Изабель расстроилась. Алиса молит бога о помощи и божественном провидении (Dieu puissant, ciel propice) и, наконец, дает Роберту письмо его матери.

Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 21 ноября 1831 г.

Действующие лица:

  • Изабелла, дочь короля Сицилии (сопрано)
  • Роберт, герцог Нормандии (тенор)
  • Рембо, нормандский трубадур (тенор)
  • Алиса, его невеста (сопрано)
  • Бертрам, дух зла (бас)
  • Принц Гренады (без речей)
  • Рыцари, дамы, слуги, народ, демоны, призраки, монахи, отшельники

Действие происходит на Сицилии в XI веке.

История создания

Сюжет

В Палермо пируют рыцари, среди них неузнанный герцог Роберт, изгнанный из родной Нормандии. Трубадур Рембо поет балладу, в которой рассказывает о нормандской принцессе, соблазненной дьяволом и родившей от него сына. Разгневанный Роберт угрожает Рембо смертью, но появляется невеста Рембо Алиса, в которой Роберт узнает подругу детских дней. Алиса прислана умершей матерью герцога, но ее завещание она сможет отдать только если он достоин этого. Роберт понимает, что не имеет права прочесть послание. Алиса берется передать письмо Роберта к любимой им сицилийской принцессе Изабелле. Испуганная появлением постоянного спутника герцога — Бертрама, Алиса уходит. Роберт в знак примирения с Рембо сзывает рыцарей и предлагает играть в кости. Эту мысль ему внушил Бертрам. Он хочет довести Роберта до отчаяния, чтобы заставить его подписать договор с адскими силами. Роберт проигрывается дотла: у него не остается ни денег, ни коня, ни оружия. В ярости он грозит всем страшной местью.

Зал во дворце короля Сицилии. Изабелла тоскует: она любит Роберта, но отец выдает ее замуж за принца Гренады. Алиса приносит Изабелле письмо от Роберта, а вслед появляется и он сам. Принцесса дает ему оружие для поединка с соперником. Роберт уходит на его поиски, а зал заполняет праздничная толпа. Гренадский принц вызывает рыцарей на поединок, наградой за победу в нем станет Изабелла. В страхе она видит, что Роберта нет. Его увлек отсюда Бертрам, продолжающий козни: жених Изабеллы — вызванный им фантом. Он нужен для той же цели, что и фатальный проигрыш.

В уединенной долине в горах Рембо ждет свидания с Алисой. Он горько сожалеет о своей бедности. Неожиданно появившийся Бертрам бросает ему туго набитый кошелек и соблазняет отказаться от брака: теперь, когда Рембо богат, ему может принадлежать любая, к чему связывать себя? Поддавшись искушению, Рембо уходит. Бертрам слышит голоса демонов. Начинается буря, и он укрывается в пещере, из которой вырываются языки пламени. С гор спускается Алиса. Из пещеры доносятся голоса духов, буря усиливается, в ужасе Алиса приникает к кресту. Бертрам, узнавший, что потеряет Роберта навсегда, если тот не предастся ему сегодня до полуночи, пытается соблазнить Алису, которая слышала его речи и проникла в ужасную тайну. Она взывает к Божьей помощи. Появляется Роберт, Алиса убегает. Герцога гнетет страх, терзают злые предчувствия. В бою с принцем Гренады меч сломался в его руках, он изгнан под страхом смерти. Бертрам уверяет, что соперник Роберта призвал для победы адские силы и предлагает помощь: нужно похитить с гробницы святой Розалии волшебную ветвь кипариса, которая даст победу, богатство, бессмертие.

Бертрам приводит Роберта на кладбище, где похоронены благочестивые монахини. Он призывает восстать из гробниц умерших дев. Роберт хочет сорвать ветвь, но с ужасом отступает. Его окружают вызванные Бертрамом призраки монахинь в виде соблазнительных вакханок, среди которых Клеопатра, и увлекают к святой могиле. Роберт пытается бежать прочь, но поддается искушению: чудесная ветвь в его руках. Под раскаты грома, из-под земли поднимаются торжествующие демоны: ад победил!

В дворцовом покое дамы славят Изабеллу, мир, любовь. Алиса прощается с принцессой: она едет на родину, но прежде отдаст Роберту письмо матери. Принц Гренады готовится вести невесту к венцу. Вдали показывается Роберт с чудесной ветвью. По мере его приближения все погружаются в волшебный сон. Роберт будит Изабеллу. Она понимает, что Роберт одержим злым духом, и призывает Творца. Герцог страшен — его любовь превратилась в бесовскую страсть. Мольбы Изабеллы, отвращение, которое она испытывает к посланнику адских сил, вызывают в нем перелом: если Изабелла не любит его более, он умрет! Роберт ломает ветвь. Все просыпаются. Он обречен на казнь.

Во дворе монастыря отшельники славят свой уединенный приют. Народ возносит благодарение за спасение принцессы от чародейства Роберта. Появляются Роберт и Бертрам. Роберт чувствует, что лишь под кровом монастыря найдет спасение. Бертрам призывает герцога отдаться его власти и предлагает подписать торжественный акт. Роберт готов, но доносящееся из монастыря пение его останавливает. Он вспоминает мать. Тщетно Бертрам зовет его за собой и, наконец, решается на последнее средство: открывает Роберту, что он, его отец, сделает все для сына — соперник, принц Гренады, исчезнет. Роберт готов следовать за Бертрамом, и пусть торжествует ад. Эти слова слышит Алиса. Она пришла с радостной вестью: венчание Изабеллы было прервано неземной силой, жениха больше нет, Изабелла простила любимого и ждет его. Бертрам пытается увести Роберта, но Алиса вручает ему завещание матери. Герцога раздирают противоречия: строки матери заклинают бежать от Бертрама. Колокол возвещает полночь — спасенный Роберт теряет сознание. Все заволакивают тучи.

Тучи рассеиваются, предстает внутренность собора в Палермо. Изабелла и Роберт идут к алтарю.

Музыка

В основе драматургии лежит конфликт между добром и злом, воплощенный в столкновении контрастных образов и в самом главном герое, в душе которого происходит борьба света и мрака. Роберт — сын герцогини Нормандской и дьявола, унаследовавший качества обоих. Он любит Изабеллу, принцессу Сицилии, но воздействие его отца, явившегося под видом черного рыцаря Бертрама, временно побеждает. Бертрам заманивает сына в ловушку, опутывает его волю, и, повинуясь ему, Роберт срывает ветку кипариса с гробницы святой Розалии, чтобы с помощью чародейства овладеть Изабеллой. Однако кротость и чистота девушки действуют на его душу, а завещание матери, предостерегавшей его от отца, довершает перерождение. Роберт, который был готов подписать договор с Бертрамом, отвергает его. Бертрам проваливается под землю. Исчезает таинственный соперник и победитель Роберта на турнире, оказавшийся выходцем из ада, и счастливый, освобожденный от власти злых сил рыцарь отправляется в храм венчаться с Изабеллой. Опера Мейербера поразила современников яркой и броской театральностью, умелым использованием сценических ситуаций. Музыка в сочетании со спектаклем неотразимо действовала на зрителей. Но было бы неверно видеть в ней только расчет на внешний эффект. Партитура действительно богата талантливыми и выразительными страницами и демонстрирует умение передать настроение, колорит сцены, зловещую фантастику.

Джакомо Мейербер / Giacomo Meyerbeer

Опера немецкого композитора Мейербера (1831, Париж), в пяти действиях. Либретто Скриба и Ж. Делавиня.

Главные персонажи: Роберт (тенор), Бертрам (бас), Изабелла (сопрано), Алиса (меццо-сопрано), Рамбальд (тенор).

13 век. Берег Сицилии. Роберт, сын герцогини нормандской Берты, любит принцессу Сицилии Изабеллу. Не захотев покориться королю Сицилии, он вызвал на поединок всех его рыцарей и едва не погиб, его спас верный друг, рыцарь Бертрам. Умирая, мать Роберта отдала свое завещание крестьянке Алисе, невесте Рамбальда, наказав отдать его Роберту только тогда, когда он станет достоин этого. Бертрам, являющийся в действительности дьяволом и отцом Роберта, постоянно влияет на сына, возбуждая в нем злые чувства. Так, он нарочно устраивает турнир, который выигрывает гренадский принц, обманувший Роберта, напрасно прождавшего того в роще, пока шел турнир. Никто не знает, что это была злая воля Бертрама. Роберт в отчаянии. Бертрам искушает его, предлагая силой овладеть принцессой, для чего тому необходимо сорвать кипарисовую ветвь с гробницы святой Розалии. Роберт готов совершить это кощунство. Однако Изабелла, увидев Роберта с ветвью, умоляет сломать ее, так как она приносит одни несчастья. Уступая мольбам, Роберт ломает ветвь. Его снова начинают преследовать неудачи. Бертрам упрекает его за этот необдуманный поступок и соблазняет подписать договор с адом, чтобы опять вернуть Изабеллу. Он открывает Роберту тайну его рождения. Неожиданно появляющаяся Алиса сообщает, что гренадский принц, его соперник, исчез. Он оказался призраком, посланцем дьявола. Но это известие уже не радует Роберта, решившего следовать за отцом. Единственное, что может остановить Роберта — завещание матери. Алиса разворачивает свиток: Берта сообщает сыну, что Бертрам — обманщик. Бьет полночь, и с адским грохотом дьявол проваливается в преисподнюю. Освобожденный от дьявольских чар, Роберт теперь может соединиться с любимой. Две пары — Роберт с Изабеллой, Алиса с Рамбальдом —идут венчаться к алтарю.

Это сочинение Мейербера, написанное в стиле французской большой оперы, имело успех у публики. Эффектная театральность, романтический накал страстей обеспечили ему популярность. Русская премьера прошла в 1834 (Москва, Большой театр, под названием "Роберт"). В Петербурге партию Бертрама с блеском исполнил О. Петров. Из постановок последних лет отметим спектакль 1985 в Гранд-Опера (солисты Ванцо, Д. Андерсон, Рэми и др.).

Дискография: CD — Melodram. Дир. Сандзоньо, Роберт (Мериги), Изабелла (Скотто), Бертрам (Христов).

Читайте также: