Ольга славникова прыжок в длину краткое содержание

Обновлено: 01.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Умеющий ходить, не оставляет следов
Сверху Ведерников целый и даже как будто живой; внизу он словно растворяется в пространстве, исчезает, как исчезает, превращается в облачко, не достигнув тверди, слабая струйка песка.
Сказать, что это хорошо - ничего не сказать. Восторг абсолютного узнавания, знакомый всякому, кто дышит книгами, когда от первых же строчек бабочки порхают в солнечном сплетении. Набоков говорит о таком, как о сладкой дрожи вдоль позвоночника. Владимира Владимировича не случайно вспомнила, "Прыжок в длину" ощутимо его книга.

Дар ведь симбионт, который выбирает наиболее достойного носителя среди людей, с его физической смертью воплощается в другого или других. В современной русской литературе часть изысканной цветистости словесной вязи - сада земных наслаждений набоковского таланта, несет Марина Степнова. Его птичье-насекомые игры с гравитацией, ядовитый сарказм, смеховой дар достались Ольге Славниковой.

"Прыжок в длину", при глубокой трагедийности, по-настоящему смешная книга. Правда-правда, читая, то и дело ухмыляешься и всхохатываешь, поначалу одергивая себя - стыдись, не над таким же! А после думаешь - "смеяться, право, не грешно, над тем, что кажется смешно". Что там, в этом романе?

Подающий надежды юниор легкоатлет Олег Ведерников, возвращаясь с тренировки, видит, как на дорогу. вслед за выкатившимся мячиком, под колеса машины выбегает карапуз. Юноше свойственная особая взлетная прыгучесть, которая делает его в перспективе реальным кандидатом на пьедестал, особенно хорошо удаются прыжки в длину. То что случается дальше, не результат сознательного выбора, тело реагирует само, Он прыгает (поставив мировой рекорд, который нигде не будет зафиксирован), выбивает ребенка из-под колес и остается без ног.

Правая ампутирована выше колена, левая по щиколотку, и относительная материальная независимость, спасибо обеспеченной маме, владеющей несколькими магазинами, слабое утешение. Хождения по мукам с унизительным выбиванием из госучереждений положенных инвалиду льгот, в жизни Олега не будет. Отличное кресло и сменяющий друг друга все более высокотехнологичные протезы, станут появляться у него материнским попечением. Как и отдельная квартира - обеспечивая сыну инвалиду материальный комфорт, мать тяготится его обществом и скоро купит себе еще одну, оставив прежнюю в его распоряжении.

Вместе с домовитой заботливой домработницей, в чьи официальные обязанности входит уход за безногим, а в неофициальные - предоставление молодому мужчине некоторых других услуг. Она, эта добросердечная недалекая Лида, да спасенный малец, не считая кратких визитов матери, долгие годы составляют весь мир Олега.

Мальчик Женечка вовсе не умилительный младенчик. Сказать по правде - маленькая дрянь со свойством приносить несчастье всем, имеющим неосторожность делать ему добро. Олег не первый и далеко не последний в череде жертв этого свинцового колобка, который катится по жизни, ломая, калеча и приминая.

Противопоставление ведерниковской взлетности особой редкоземельной тяжести спасенного Женечки, основной конфликт книги. И это немыслимо хорошо. "Люди-женечки" Ольги Славниковой - в сути, мережковское Царство Зверя, адаптированное ко дню сегодняшнему. Сосредоточенные на себе, свято убежденные в том, что "право имеют", что любая, исходящая от них, чушь украшает мир.

Не так давно, говоря о "Темной башне" Кинга, героиня которой молодая женщина с отрезанными по колено ногами, я посетовала, что тема гандикапа в современной литературе замалчивается, практически нет героев инвалидов. И очень скоро погребена была под ворохом из десяток (если не сотен) безруких-безногих персонажей. Начавшись в ЖЖ, переместилось в Фейсбук, еще пару дней поражая увечьями всех сортов, до которых оказалась охоча словесность. Не стала объяснять, что имела в виду настоящих, живых людей, не условного Капитана Крюка.

Так вот, у Славниковой подлинные ампутанты. Переживающие травму неполноты как на физическом. так и на психологическом уровне, и неизвестно еще, какого рода страдания тяжелее. Не умеющие приспособиться к самым современным протезам, какие живых конечностей не заменят. Вопреки убеждению "людей-женечек", что все это легко и проблема яйца выеденного не стоит: встал на карбоновый протез, и побежал - чего ноешь?

Удивительно, но книга, при выраженном трагизме, не оставляет тягостного впечатления, даже напротив, какой-то светлой взлетности и "все мы будем счастливы, когда-нибудь, Бог даст". А может не удивительно, осененное крылом Гения, дарит миру тепло и свет, вне зависимости от предмета изображения.


09.01.2019


1602


18

Анастасия КОБОЗЕВА

ПРЫЖОК В СТОРОНУ

И вроде читатель частично погрузился в мир главного героя, начинает его понимать, сочувствовать, интересоваться его судьбой, как вдруг сюжет распадается на фрагменты судеб разных героев. Постепенно Олег Ведерников уходит на задний план. Появляются описания других пациентов больницы, которые не играют в романе никакой роли, всплывают паралимпийские игроки баскетбола, возвращается в жизнь Олега тот самый мальчик, уже подросший; главный герой сам не знает, почему решает его воспитывать. С возвращением в повествование Женечки начинается вторая часть романа. В целом произведение можно разделить на три части: травма Ведерникова, жизнь Женечки и воскрешение Ведерникова. Между собой части эти соединены второстепенными событиями, значение которых не оправдано. К примеру, описание любовного треугольника между Ведерниковым, домработницей и её сожителем восточной национальности или съёмки фильма о спасении Женечки, которые никак не отражаются на состоянии главного героя. Он безразлично участвует во всём этом, иногда пытается оказать слабое сопротивление, но его душа остаётся такой же пустой и загадочной для читателя.

В развязке использована кольцевая композиция, где Ведерников, спасая Киру и случайно, стоящего рядом Женечку, совершает второй героический прыжок и погибает от пули. Сюжет переполнен любовными перипетиями, не обусловленными переживаниями героев. И так тихий и незаметный, главный герой вовсе потерялся на фоне бушевавших вокруг страстей, он умер ещё в первой части романа, до описания действительной смерти.



От издателя:
Ольга Славникова — известный прозаик, эссеист, культуртрегер. Автор романов "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки", "Один в зеркале", "Бессмертный", "2017" (премия "Русский Букер") и "Легкая голова". Ее романы тяготеют к магическому реализму, сам автор говорит, что пишет в жанре достоверной фантастики. "Прыжок в длину" — новый роман Ольги Славниковой. Олег Ведерников заканчивает школу и готовится к чемпионату Европы — на него возлагают большие надежды, спортсмен-юниор одарен способностью к краткой левитации. Однажды он совершает чемпионский прыжок — выталкивает из-под колес летящего джипа соседского мальчика и… лишается обеих ног. В обмен на спасенную жизнь получает жизнь сломанную, а мальчик становится его зловещей тенью…

"За талантливым человеком по пятам идет рок. В момент наивысшей вспышки таланта он наиболее уязвим, и судьба наносит удар".
Ольга Славникова.

Ольга Славникова. Прыжок в длину. Спорная книга

Ольга Славникова. Прыжок в длину
М.: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2017

Библиотекарь В.П.Пискунова в своем обзоре (сайт Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки) отмечает тяжеловесность книги, но подчеркивает, что читать этот роман надо обязательно: «Ольга Славникова в своем романе “Прыжок в длину” показала обычную жизнь сотни тысяч семей в России. У нее получился отличный социальный роман, точнее сказать, социальная драма. Книга объемная — 519 страниц, читается очень тяжело, много рассуждений и описаний, хорошо прорисованы главные герои.

Читайте также: