Опыты с аммиаком в школе
Обновлено: 03.07.2024
Давно мы что-то с Катей не химичили :) Захотелось каких-то простых, но зрелищных опытов. А что может быть проще, чем получение разноцветных жидкостей? Главное выбрать такие реакции, чтобы все необходимые ингредиенты для них можно было бы найти дома. И их не так уж мало! А что еще хорошо при работе с жидкостями, так это то, что если не брать уж совсем какие-то едкие кислоты, проведение таких опытов можно доверить самому ребенку. Под присмотром, конечно. Но, по крайней мере, смешивать, капать и переливать он сможет сам. Например, в прошлый раз мы делали цветной огонь - там все манипуляции проводила я сама, Катя лишь наблюдала. А в это раз Катя сама "колдовала" - и восторга было в сто раз больше! :)
Итак, нам понадобятся: крахмал, соль, молоко, уксус (все это есть на кухне), марганцовка, йод, перекись водорода, раствор аммиака, более известный как нашатырный спирт (все это покупается в аптеке) и медный купорос (последний можно купить в садоводческих магазинах - он продается как удобрение).
Начинаем опыты с того, что подготавливаем нужные вещества. Так потом будет удобнее экспериментировать - не придется по сто раз замешивать нужные жидкости. В отдельных емкостях (например, в стеклянных стаканах) делаем растворы, тщательно перемешивая их:
- медного купороса (1 ч.л. на 150 г воды)
- насыщенный солевой (6 ч.л. соли на 150 г воды)
- марганцовки (буквально несколько крупинок перманганата калия на 150 г воды: так, чтобы получился ярко-малиновый цвет)
- йода (капаем 3-5 капель йода в 100 г воды)
- крахмала (1ч.л. на 100 г воды)
Понадобится: насыщенный солевой раствор, раствор медного купороса, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
В пустой стакан наливаем около 50 г солевого раствора (прозрачная жидкость), добавляем тоже около 50 г раствора медного купороса (голубая жидкость) и смотрим, как в результате реакции жидкость становится зеленой!
Понадобится: нашатырный спирт, раствор медного купороса, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
Перед тем, как проводить опыт, я еще раз рассказала и показала Кате, как надо нюхать вещества при проведении химических опытов. И только после этого открыла пузырек с нашатырем. Теперь Катя на себе поняла, почему не стоит сразу совать свой нос в банку и нюхать))))
В пустой стакан наливаем 50 г раствора медного купороса (голубой цвет) и капаем буквально пару капель прозрачного нашатырного спирта. Голубая жидкость тут же превращается в синюю!
Общеизвестную йодную реакцию на крахмал мы уже делали с Катей, когда изучали клубни картофеля при наших опытах с растениями. Но в таком виде реакция происходит гораздо зрелищнее.
Взбалтываем раствор крахмала (непрозрачный, белого цвета) и наливаем грамм 50 в пустой стакан. Добавляем туда 50 грамм раствора йода (золотисто-желтого цвета). В результате у нас в стакане получается жидкость темно-фиолетового цвета!
марганцовка и молоко |
Наливаем грамм 50 молока в пустой стакан. Получаем жидкость белого цвета. Добавляем туда столовую ложку раствора марганцовки (малинового цвета). В результате молоко темнеет и становиться бледно-коричневым!
Понадобится: раствор марганцовки, столовый уксус, перекись водорода, пустая стеклянная емкость (например, стакан).
Марганцовка, уксус, перекись водорода |
Добавляем в него 1 ч.л. уксуса (прозрачный цвет). Жидкость окраски не поменяла - все такая же ярко-малиновая .
А теперь добавьте в нее пол чайной ложки перекиси. Прямо у вас на глазах жидкость начнет светлеть! И уже буквально через минуту в стакане будет кристально-прозрачная вода!
Это так неожиданно и так интересно, что потом мы еще несколько раз проделывали этот опыт в разных вариантах.
Например, если к марганцовке сначала добавить перекись, то жидкость станет коричневой и начнет активно выделять пузырьки газа. Но тоже обесцвечивается, если к ней добавить чайную ложку уксуса.
Слева - марганцовка, справа - результат ее смешения с перекисью водорода |
Если вместо уксуса в ту жидкость, которая получилась после соединения марганцовки и перекиси в прошлом опыте, добавить жидкое мыло, то жидкость станет сильно пениться. Чтобы реакция шла быстрее, жидкость можно помешать. Через некоторое время она начнет по виду напоминать пенистое пиво :)
А если вам интересно еще поэкспериментировать , то вот здесь у меня собраны простые химические опыты. Кроме того, множество самых разных опытов по другим наукам есть у меня на страничке "Клуб почемучек и опыты для детей".
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Практическая работа 1.
Тема : Получение аммиака и опыта с ним.
Цель : Научиться получать и собирать аммиак в лаборатории; закрепить знания о свойствах газообразного аммиака и его водного раствора; изучить качественную реакцию на ион аммония NH 4 + ;
сформировать умение составлять отчет по результатам наблюдений.
Реактивы : Кристаллический хлорид аммония (NHCl), гидроксид кальция ( Ca ( OH ) 2 ), раствор фенолфталеина, раствор хлороводородной кислоты, лакмусовая бумага.
Оборудование : Пробирки (одна сухая), газоотводная трубка, кристаллизатор с водой, ступка с пестиком, нагревательный прибор, сухое горючее, спички.
Тип урока : Урок закрепления знаний
Структура урока
I . Организационный этап.
II . Инструктаж по технике безопасности.
III . Выполнение практической работы.
IV . Домашнее задание.
V . Подведение итогов урока.
Ход урока .
I . Организационный этап.
II . Инструктаж по технике безопасности.
Учитель напоминает правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Особое внимание уделяется правилам работы с нагревательным приборами и ядовитым газом аммиаком.
III . Выполнение практической работы
Опыт 1 . Для получения аммиака приготовьте смесь равных объемов (по половине чайной ложки) кристаллического аммония хлорида ( NH 4 Cl ) и гидроксида кальция ( Ca ( OH ) 2 ). Размешайте в ступке или на плотной бумаге (рис.1).
Осторожно понюхайте смесь! Аммиак – очень ядовитое вещество.
Напишите , что наблюдаете.
↑, ц , з , резкий (аммиак)
Напишите уравнение реакции.
2 NH 4 Cl + Ca ( OH ) 2 ---> CaCl 2 + 2 NH 3 ↑ + 2H 2 O
Опыт 2 . Насыпьте смесь в сухую пробирку на 1/3 ее объема и закройте пробкой с газоотводной трубкой, изогнутой под прямым углом и повернутой отверстием вверх. Пробирку со смесью укрепите в лапке штатива немного наклонно, отверстием книзу. На конец газоотводной трубки наденьте сухую пробирку вверх дном и слегка закройте ее отверстие кусочком ваты (рис.2.).
Объясните
1. Почему пробирку со смесью необходимо укреплять в лапке штатива наклонно в сторону отверстия?
В результате реакции получения NH 3 ↑ образуется H 2 O и, чтобы она не взаимодействовала со смесью, пробирку крепят наклонно в сторону отверстия.
2. Почему аммиак собирают в сухую пробирку, перевернутую вверх дном?
Потому что NH 3 реагирует с H 2 O и легче воздуха.
Опыт 3 . Осторожно прогрейте сначала всю пробирку , а затем нагрейте в том месте, где находится смесь.
Как только появится острый запах аммиака (нюхать осторожно!), пробирку, в которую собран аммиак осторожно снимите с газоотводной трубки, держа ее вверх дном. Сразу же закройте отверстие большим пальцем и опустите в кристаллизатор с водой так, чтобы под водой было удобно открыть пробирку (рис.3) . Когда заполнится водой, снова закройте ее отверстие пальцем под водой и выньте из кристаллизатора.
Напишите уравнения реакций:
NH 3 ↑ + H 2 O ⇄ NH 4 OH
NH 3 + H 2 O ⇄ NH 4 + + OH -
Объясните, почему вода заполняет пробирку с аммиаком, помещенную в кристаллизатор.
Аммиак очень хорошо растворяется в воде
( при 20 °C в одном объеме воды растворяется 700 объемов NH 3 )
Опыт 4 . Полученный водный раствор аммиака разделите на две пробирки. В одну опустите индикаторную бумажку (лакмус фиолетовый), а в другую добавьте несколько капель фенолфталеина.
Напишите, что наблюдаете.
Л.ф. → лакмус
ф.ф. → малиновый
На основе представлений об электролитической диссоциации объясните, о каких свойствах водного раствора аммиака свидельствует его действие на индикаторы.
NH 4 OH ⇄ NH 4 + + [ OH - ]
среда щелочная
Опыт 5 . В пробирку с раствором аммиака и фенолфталеином внесите несколько капель хлоридной кислоты ( HCl ).
Напишите, что наблюдаете.
Малиновая окраска исчезает
Составьте уравнение реакций
NH 4 OH + HCl → NH 4 Cl + H 2 O
NH 4 + + OH - + H + + Cl - → NH 4 - + Cl - + H 2 O
OH - + H + → H 2 O
На основе представлений об электролитической диссоциации объясните, что происходит при действии кислоты на водный раствор аммиака.
Происходит реакция нейтрализации, которая сводится к взаимодействию ионов водорода с гидроксид-ионами, что сопровождается образованием воды.
IV . Домашнее задание
1. Повторить § 11.
2. Выполнить задание 73-76 с.59.
3. Повторить химические свойства солей и свойства аммиака.
а) Действия: Насыпаем смесь
в пробирку. Закрываем газоотводной трубкой, конец которой направлен вверх. Нагреваем смесь. Наблюдения: Ощущается запах аммиака. Уравнения реакции:
Выводы: Аммиак можно получить, нагревая смесь соли аммония и щелочи. б) Действия: Через некоторое время пробирку с аммиаком, не переворачивая, закрываем пробкой, затем опускаем в кристаллизатор с водой и открываем пробку. Наблюдения: Вода заполняет пробирку. Уравнения реакции:
Выводы: Аммиак очень хорошо растворим, образует
в) Действия: В полученный раствор помещаем красную лакмусовую бумажку. Добавляем к раствору фенолфталеин. Наблюдения: Бумажка синеет; раствор с фенолфталеином розовый. Уравнения реакции:
Выводы: Гидроксид аммония обладает основными кислотными свойствами.
2) Горение аммиака в кислороде
Действия: Нагреваем смесь
затем поджигаем с помощью лучинки газ, выходящий из газоотводной трубки. Наблюдения: Газ горит ярким пламенем. Уравнения реакции:
Выводы: В результате горения аммиака образуется азот и вода. Аммиак обладает восстановительными свойствами.
3) Взаимодействия аммиака с кислотами
4) Свойства водного раствора аммиака
а) Действия: Вводный раствор аммиака опускаем красную лакмусовую бумажку. Наблюдения: Бумажка синеет. Уравнения реакции:
Выводы: Водный р-р аммиака обладает основными свойствами. б) Действия: К водному р-ру аммиака добавляем фенолфталеин Наблюдения: Раствор розовый. Уравнения реакции:
Выводы: В растворе аммиака присутствуют ионы
в) Действия: Добавляем разбавленную соляную кислоту. Наблюдения: Раствор обесцвечивается. Уравнения реакции:
Выводы: Водный раствор аммиака имеет основные свойства.
Цель: закрепить знания о свойствах соединений азота со степенью окисления - 3, добиться использования учащимися этих знаний для объяснения наблюдаемых явлений.
Образовательные: формирование у учащихся необходимых теоретических навыков и умений, необходимых для выполнения лабораторных и практических работ; осуществление контроля за приобретенными знаниями.
Развивающие: развитие умений обобщать знания по данной теме, совершенствование учебных умений, развитие интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях.
Задачи для учащихся: учащиеся должны собрать прибор для получения аммиака, получить аммиак, используя лабораторный способ, изучить физические свойства аммиака, взаимодействие данного вещества с водой и кислотами; провести реакции, подтверждающие основной характер гидроксида аммония; рассмотреть химизм процессов с точки зрения теории электролитической диссоциации; объяснить наблюдаемые явления.
Методы проведения занятия: частично-поисковый, практические исследования, самостоятельные работы учащихся.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование: штатив, пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, ложечка или шпатель, стеклянные палочки, нагревательный прибор, концентрированные азотная и соляная кислота, вода в химическом стакане, фенолфталеин, растворы серной кислоты и хлорида железа (111).
1. Организационный момент.
- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начинаем наш урок.
2. Повторение ранее изученного.
Часть В (задания с кратким ответом)
- легче воздуха;
- тяжелее воздуха;
- газ желто-зеленого цвета;
- бесцветный газ;
- ядовитый;
- неядовитый;
- газ с резким запахом;
- газ без запаха.
Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке их возрастания.
Ответ: 1457.
3. Подготовка к выполнению работы.
1. Фронтальное обсуждение хода практической работы.
2. Составление схемы опытов.
3. Схема записывается на доске и несколько раз “озвучивается” технологическим планом. Это необходимо, так как учащимся надо быстро выполнить большое количество действий, а их последовательность забывается.
- Как должна быть расположена в штативе пробирка для получения аммиака? Почему?
- Иногда пробирка для получения аммиака при нагревании лопается. Почему? Каким образом нужно нагревать?
- Как определить выделение аммиака? По каким признакам вы установите, что пробирка заполнена аммиаком?
- Почему аммиак собирают в пробирку, держа ее вверх дном?
- Что будем наблюдать при опускании пробирки с аммиаком в воду?
4. Повторение правил по технике безопасности.
Следует обратить внимание учащихся на то, что запах аммиака очень резок. Настолько, что может привести в чувство человека, потерявшего сознание, когда к его носу подносят ватку, смоченную нашатырным спиртом(10%-ным водным раствором аммиака). Вдыхание больших количеств аммиака сопровождается удушьем, слезотечением, головокружением и болями в желудке.
Поэтому желательно провести все опыты быстро, перенести прибор под тягу и не вдыхать аммиак.
5. Выполнение работы.
Перед началом работы целесообразно разделить класс на группы, с тем чтобы каждая группа выполняла свой вариант заданий. Если реактивов достаточное количество, можно разделить на три группы.
В ходе выполнения работы использовать инструктивную карточку.
Дифференцированные самостоятельные работы
Вариант 1 - задания этой группы необходимы умения: проводить эксперимент, правильно описывать наблюдаемые явления, анализировать результаты эксперимента, формулировать частные и общие выводы.
Вариант 2 - они должны провести теоретический анализ, экспериментально подтвердить высказанные предложения, объяснить наблюдения и сформулировать вывод.
Вариант 3 - теоретически обосновать гипотезу и экспериментально ее проверить.
Цель: познакомиться со способом получения аммиака и изучить его свойства.
1. Получить аммиак.
1) Возьмите два кристаллических вещества: хлорид аммония и гидроксид кальция. Какие вещества образуются при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Напишите уравнение реакции.
2) Соберите прибор для получения аммиака.
3) Получите аммиак и соберите его в пробирку. Для этого равные объемы хлорида аммония и гидроксида кальция перемешайте в ступке и поместите в сухую пробирку. Осторожно нагрейте смесь.
4) Назовите четыре физических свойства аммиака, которые вы обнаружили в этом опыте.
5) Изучите растворимость аммиака в воде.
1) Пробирку с аммиаком закройте пробкой, в которую вставлена пипетка с водой. Выдавите воду из пипетки в пробирку с аммиаком и опустите пробирку с аммиаком в сосуд с водой. Под водой снимите с пипетки колпачок. Опишите наблюдения и объясните их. Обобщите, какими физическими свойствами обладает аммиак.
2) К полученному раствору аммиака прилейте каплю раствора фенолфталеина. Объясните наблюдения. Сделайте вывод, к какому классу соединений относится продукт взаимодействия аммиака с водой. Запишите уравнение реакции.
3) Изучите взаимодействие аммиака с кислотами.
1) Нагрейте смесь хлорида аммония и гидроксида кальция, поднесите к отверстию газоотводной трубки палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой.
2) Опишите наблюдения, объясните их.
3) Запишите уравнение реакции.
4) Изучите свойства водного раствора аммиака.
1) Нагрейте водный раствор аммиака, в который добавлен раствор фенолфталеина; опишите наблюдения и объясните их. Запишите уравнение реакции.
2) Исследуйте раствор хлорида аммония на лакмус. На основании исследования среды раствора сделайте вывод о силе гидроксида аммония как основания.
3) Проведите реакцию гидроксида аммония с раствором серной кислоты: в пробирку налейте раствор аммиака в воде объемом 4-5 мл. Добавьте в него 2-3 капли раствора фенолфталеина и прилейте к нему по каплям раствор серной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Объясните наблюдения, запишите ионные уравнения реакций (полное и сокращенное).
4) Проведите реакцию гидроксида аммония с раствором хлорида алюминия: в пробирку налейте раствор хлорида алюминия объемом 2-3 мл и добавьте раствор аммиака в воде того же объема. Объясните наблюдения, запишите ионные уравнения реакций (полное и сокращенное).
5) Сформулируйте вывод о свойствах водного раствора аммиака.
1. Получите аммиак и изучите его свойства: растворимость в воде; химический характер продукта его взаимодействие аммиака с кислотами.
1) Выберите из стоящих на столе реактивов те, которые вам необходимы для получения аммиака и изучения его свойств.
2) Соберите прибор для получения аммиака и изучения его свойств.
3) Проведите опыты. Оформите результаты опытов. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
4) Сформулируйте вывод о физических свойствах аммиака.
5) Нагрейте водный раствор аммиака, в который добавлен раствор фенолфталеина. Опишите наблюдения и объясните их. Запишите уравнение реакции. Сформулируйте вывод.
6) Исследуйте раствор хлорида аммония на лакмус. Напишите уравнение реакции гидролиза хлорида аммония.
1. Получите аммиак и изучите его свойства: растворимость в воде; свойства продукта взаимодействия его с водой; взаимодействие с кислотами.
1) Выскажите обоснованные предположения о том, какие из предложенных веществ: гидроксид кальция, хлорид аммония, гидроксид натрия, серная кислота – можно использовать для получения аммиака.
2) Выберите наиболее простой способ получения аммиака. Отберите реактивы, необходимые для получения аммиака и изучения его свойств. Соберите прибор для получения аммиака. Проведите опыты.
3) Оформите результаты опытов. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.
4) На основании результатов опытов сформулируйте вывод о физических и химических свойствах аммиака.
5) Предложите и проведите опыт, доказывающий, что водный раствор аммиака – слабый электролит.
6) Выберите из предложенных вам реактивов те, с которыми будет реагировать водный раствор аммиака: гидроксид калия, соляная кислота, азотная кислота, сульфат натрия, хлорид алюминия. Экспериментально проверьте правильность вашего выбора. Оформите результаты опытов. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.
7) Сформулируйте вывод о свойствах водного раствора аммиака.
2. Оформление результатов практического занятия.
Установите соответствие между индикатором и окраской этого индикатора в водном растворе аммиака. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.
В ходе синтеза аммиака из азота и водорода было израсходовано 140 г азота. Образовавшийся аммиак полностью прореагировал с избытком соляной кислоты. Определите массу (в граммах) образовавшегося хлорида аммония.
Аммиак реагирует с кислородом в присутствии металлической платины. Определите массу в граммах образовавшегося оксида азота (II), если прореагировало 1000 л (н.у) аммиака, а выход продукта реакции равен 70,9 %. Ответ дайте в виде целого числа без указания единиц измерения.
Укажите, какое суждение является правильным:
А) аммиак получают методои вытеснения воздуха, держа пробирку кверху дном; Б) в лаборатории аммиак получают, нагревая смесь сухих гидроксида кальция и хлорида аммония.
1) верно только А,
3) верны оба суждения,
2) верно только Б,
4) оба суждения неверны.
Итог урока. После заполнения таблицы учащиеся делают вывод о том, что они научились делать в результате практической работы.
Они должны записать название и химическую формулу, сделать пояснения.
Читайте также: