Типы трудных ситуаций в школе наказания трудные задания и тд

Обновлено: 05.07.2024

В статье указан перечень проблемных ситуаций, которые могум возникнуть в учебном процессе и способы их коррекции.

ВложениеРазмер
problemnye_situatsii_v_shkole_i_sposoby_ih_resheniya.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации в школе и способы их решения

Жестокость и насилие в школе

Это форма жестокого обращения , когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего не способны защитить себя с подобной ситуации, испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Не надо обращать внимание только на эпизоды школьной травли и пытаться их устранить только путем ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или психологической терапии для жертв. При оценке инцидента нужно выявить причины, учитывать и оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, их цель, число участников и мотивацию каждого из них.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

- сидя на стуле корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;

- легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;

- не может спокойно ждать своей очереди в ситуациях, требующих дисциплины;

- на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;

- не может следить за своими вещами, часто их теряет;

- пристает к окружающим, порой агрессивен.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой – предъявления повышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказанием. Неблагоприятное педагогическое воздействие может вызвать у детей деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие его формы. Гиперактивные дети требуют постоянного внимания учителя, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако это не решит существующих проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения ребенка, не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему. /

Во время проведения уроков рекомендуем:

• рассаживайте гиперактивных детей, если их в классе несколько, по разным рядам, но при этом старайтесь сажать их на первые парты — меньше объектов для отвлечения.

Снижение и потеря мотивации к обучению

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы: 1) неумение учиться;

2) ошибки воспитательного характера.

Ошибки воспитательною характера допускают и родители, и учителя:

• неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни — что после этого для него переживания по поводу оценок и учебы вообще?!);

• отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;

• нарушение единства требований к ребенку;

• неправильные методы воспитания подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

• завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений:

Важно проводить разъяснительную работу с родителями. Безответственно оправдывать свое неучастие в школьных делах ребенка отсутствием времени. Если родители не находят времени для помощи ребенку, не надо удивляться, что он будет плохо учиться. Необходимо объяснять, что учитель ведет фронтальное обучение учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого, в частности темп деятельности. Учитель вынужден ориентироваться па основную массу. Он контролирует продукт обучения и видит конечный результат. А родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка будет создан образ врага — учителя (мама хорошая - хвалит. учитель плохой — ругает). Это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Рекомендации педагогам средних и старших классов

В основе лежит стремление защитить себя от наказания и/или унижения. Такое поведение сигнализирует о том, что ребенок не доверяет взрослым, или о том, что у него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребенка не выработалось умение справляться с трудностями

Важно быть твердыми, справедливыми и последовательными. Подавайте хороший пример. Хватите ребенка всякий раз, когда он говорит правду. Покажите, как вы справляетесь с тяжелой для Вас правдой (тщательно следите за тем, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали — все фразы должны быть краткими и убедительными)

Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся — надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но можно отучить его браниться в школе и других присутственных местах. Самое замечательное, что можно сделать, — это научить детей переживать огорчения без гнева и ругани.

Склонность к воровству

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные.

Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Аня, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Аня так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены причины конфликтов учитель - ученик, трудные ситуации на уроках и даны рекомендации психолога.

Трудные ситуации на уроке: способы разрешения педагог – психолог М.А.Манаенкова

Трудные ситуации на уроке: способы разрешения педагог – психолог М.А.Манаенкова

1. Недостаточный профессионализм педагога, проявляющийся в неверных взаимоотношениях учителя с учениками:

- демонстрация своего превосходства, своего особого статуса;

- плохая организация класса;

- в занижении оценок школьникам;

- в неумении организовать познавательный интерес у школьников к своему предмету;

- в навешивании ярлыков, например, неуспевающего школьника.

 2. Нарушение школьных требований учениками: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины. 3. Проявление личностных конфликтов как обучающегося, так и педагога.

2. Нарушение школьных требований учениками:

неподготовленность домашних заданий;

умышленное нарушение дисциплины;

пропуски уроков без уважительной причины.

3. Проявление личностных конфликтов как обучающегося, так и педагога.

Трудная ситуация 1. Школьник перестал выполнять домашнее задание и готовится к предмету, нарушал дисциплину. Парень способный, а двойки стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. - Ваши действия в данной ситуации?

Трудная ситуация 1.

Школьник перестал выполнять домашнее задание и готовится к предмету, нарушал дисциплину. Парень способный, а двойки стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали.

- Ваши действия в данной ситуации?

Рекомендации психолога: - пригласить родителей (выяснить какие - проблемы в семье); - поддерживать со школьником доброжелательные отношения; - индивидуальный подход; - найти и обеспечить сферу успеха; - правильно реагировать на поведение ученика; - взять ситуацию под собственный контроль и восстановить порядок.

Рекомендации психолога:

- пригласить родителей (выяснить какие - проблемы в семье);

- поддерживать со школьником доброжелательные отношения;

- найти и обеспечить сферу успеха;

- правильно реагировать на поведение ученика;

- взять ситуацию под собственный контроль и восстановить порядок.

Трудная ситуация 2. На уроке учитель несколько раз делал замечания ученику, который не занимался. На замечание учителя он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в школьников. Учитель потребовал, чтобы ученик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учитель прекратил вести урок. Так прошло 20 мин. Прозвенел звонок. Педагог сказал, что весь класс остаётся после уроков, все зашумели. - Ваши действия в данной ситуации?

Трудная ситуация 2.

На уроке учитель несколько раз делал замечания ученику, который не занимался. На замечание учителя он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в школьников. Учитель потребовал, чтобы ученик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учитель прекратил вести урок. Так прошло 20 мин. Прозвенел звонок. Педагог сказал, что весь класс остаётся после уроков, все зашумели.

- Ваши действия в данной ситуации?

Рекомендации психолога: - выяснить мотивы школьника, нужно найти причину отклоняющего поведения. Это может быть: - стремление привлечь к себе внимание- демонстративный тип; - стремление к самоутверждению; - нравственно — духовная незрелость; - стремление отомстить родителям.

Рекомендации психолога:

- выяснить мотивы школьника, нужно найти причину отклоняющего поведения. Это может быть:

- стремление привлечь к себе внимание- демонстративный тип;

- стремление к самоутверждению;

- нравственно — духовная незрелость;

- стремление отомстить родителям.

- умение выделить и найти даже самые малые достижения; - индивидуальный подход (любая помощь будет эффективной насколько она учитывает уникальность и неповторимость школьника); - не демонстрировать свои негативные эмоции;

- умение выделить и найти даже самые малые достижения;

- индивидуальный подход (любая помощь будет эффективной насколько она учитывает уникальность и неповторимость школьника);

- не демонстрировать свои негативные эмоции;

- не усиливать напряжение в ситуации

- обсудите поступок позже один на один;

- демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Трудная ситуация 3.

- Ваши действия в данной ситуации?

Рекомендации психолога:

- профессиональная ответственность педагога за педагогически правильное разрешение ситуации;

- профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы школьника;

- всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты.

Трудная ситуация 4.

- Ваши действия в данной ситуации?

Рекомендации психолога: - проанализировать ситуацию; - на первом уроке, когда ученик молчал, учительнице необходимо после уроков надо было поговорить с учеником, разобраться в причине, постараться устранить назревающий конфликт; - на следующем занятии молчание ученика уже было проявлением протеста. Школьник, испытав нажим со стороны учительницы , проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм);

Рекомендации психолога:

- на первом уроке, когда ученик молчал, учительнице необходимо после уроков надо было поговорить с учеником, разобраться в причине, постараться устранить назревающий конфликт;

- на следующем занятии молчание ученика уже было проявлением протеста. Школьник, испытав нажим со стороны учительницы , проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм);

Учительница, в своих действиях допустила очень серьёзные педагогические ошибки:

- не разобралась в причине отказа отвечать;

- показала своё недоброжелательное отношение к ученику,

- и тем углубила конфликт, не учитывая особенностей подросткового возраста.

Стратегии поведения в конфликтных ситуаций: Сотрудничество Компромисс Соперничество Приспособление Избегание

Стратегии поведения в конфликтных ситуаций:

Сотрудничество

Соперничество

Приспособление

Вывод: 1 . Трудные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, признаются типичными, закономерными. 2.Для их разрешения: - учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность школьников; - трудные ситуации доходят до конфликта, как правило, с трудными школьниками; - педагогу лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание и индивидуальный подход; - нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведёт к затяжному личностному конфликту с учителем и вызовет снижение интереса у ученика к предмету; - предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это наиболее оптимальный для обоих сторон выход из трудной ситуации.

1 . Трудные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, признаются типичными, закономерными.

2.Для их разрешения:

- учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность школьников;

- трудные ситуации доходят до конфликта, как правило, с трудными школьниками;

- педагогу лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание и индивидуальный подход;

- нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведёт к затяжному личностному конфликту с учителем и вызовет снижение интереса у ученика к предмету;

- предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это наиболее оптимальный для обоих сторон выход из трудной ситуации.

1.В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

  • 1.В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участие;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

2.Выступаете ли вы на собраниях с критикой?

б) только, если имею для этого веские основания;

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3.Часто ли спорите с друзьями?

а) только, если люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

 4.Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто – то лезет в обход? а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; б) делаю замечание; в) провожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком. 5.Дома на обед подали недосолённое блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из – за пустяков; б) молча, возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний, и быть может, демонстративно откажусь от еды. 6.Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу… а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!

4.Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто – то лезет в обход?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание;

в) провожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком.

5.Дома на обед подали недосолённое блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из – за пустяков;

б) молча, возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний, и быть может, демонстративно откажусь от еды.

6.Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!

 7.Если кто – то из близких купил вещь, которая вам не понравилась: а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным комментарием; в) устрою скандал. 8.Не повезло в лотерее. Как вы к этому относитесь? а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш. в) проигрыш надолго испортит настроение.

7.Если кто – то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) устрою скандал.

8.Не повезло в лотерее. Как вы к этому относитесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.

в) проигрыш надолго испортит настроение.

 От 12 до 20 очков. Конфликтность выражена слабо. Вы слывёте человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижайтесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

От 12 до 20 очков. Конфликтность выражена слабо.

Вы слывёте человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижайтесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.



Определение понятия

Прежде чем приводить пример педагогических ситуаций, нужно определить, что именно понимают под этим термином. Это обстановка, возникающая в процессе обучения и воспитания, которую необходимо учитывать при принятии решений о том, как воздействовать на них.

Они могут быть простыми и сложными. В первом случае конфликт решается без участия педагога. Пример педагогической ситуации: двое учеников спорят на повышенных тонах. Затем ученики начинают драться. Учитель видит это и спешит вмешаться в конфликт. Но неожиданный звук отвлекает учеников и конфликт пропадает. Таким образом, звук послужил отвлекающим моментом, тем самым уреголировав конфликт.

пример педагогических ситуаций

В сложных педагогических ситуациях большое значение имеют эмоциональные состояния педагога и ученика и другие дополнительные факторы. В таком случае конфликт может быть разрешен при взаимодействии ученика и учителя.

Пример педагогической ситуации: у класса появился новый руководитель. Учительница быстро нашла общий язык со всеми учениками. Но неожиданно у одного заметно снизилась успеваемость. Между классным руководителем и учеником стали возникать конфликты. Так продолжалось до тех пор, пока мама ребенка не рассказала учительнице, что отец часто скандалит дома. После это педагог стала более внимательной к ученику, а он, почувствовав ее заботу, стал больше внимания уделять учебе.

В педагогической деятельности трудно провести грань между ситуацией и конфликтом. Но учитель в любом случае обязан проанализировать ситуацию, чтобы принять верное решение.

анализ педагогической ситуации

Виды педагогических ситуаций

Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.

  1. Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
  2. Поведенческие ситуации - они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
  3. Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.

Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.

Отличительные особенности

Психолого-педагогические ситуации имеют ряд особенностей:

  • профессиональная ответственность учителя за разрешение ситуации;
  • нужно учитывать различный социальный статус участников конфликта;
  • конфликтующие стороны имеют разницу в возрасте и жизненном опыте;
  • педагог должен суметь посмотреть на ситуацию со стороны ученика;
  • учитель должен помнить, что другие ученики являются участниками педагогической ситуации, а разрешение конфликта является воспитательной моделью для них;
  • из-за своего статуса, педагог должен взять инициативу в поиске решения конфликта, поставив на первое место интересы воспитанника;
  • ошибки, которые может допустить учитель, могут стать причиной новых педагогических конфликтов;
  • педагог должен помнить, что такие ситуации легче предупредить, чем правильно их урегулировать.

педагогическая проблемная ситуация

Способы решения педагогической ситуации

  1. Педагог поочередно спрашивает участников ситуации и просит изложить суть проблемы. Главное - учитель должен пресечь любую попытку дать эмоциональную оценку других участников. Уточнив факты, педагог вызывает учеников и просит их высказать все, что они думают друг про друга. После этого педагог принимает решение.
  2. Педагог делает враждующим сторонам предложение выступить со своими претензиями на собрании. И решение он принимает после того, как участники собрания выскажут свое мнение по вопросу.
  3. Если мирно разрешить ситуацию не получается, учитель принимает в отношении к участникам конфликта санкции.
  4. Иногда ученику достаточно высказать отрицательные эмоции.
  5. Педагогу стоит избегать публичных (особенно это актуально в работе с подростками) критичных замечаний.
  6. Учителю не нужно делать акцент на "отрицательном" поведении ученика.
  7. Нужно поощрять у ребенка стремление к творчеству, дальнейшему саморазвитию.

Но, в первую очередь, решение педагогической ситуации будет зависеть от причины ее появления. Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.

психолого педагогические ситуации

Пункты анализа педагогической ситуации

  1. Характеристика социальных условий. Сюда входит определение возраста, социального статуса, влияние взрослого окружения на ребенка. Это важно для подбора правильного решения социально-педагогической ситуации.
  2. Анализ причины поступков участников педагогической ситуации. В этом пункте делают анализ психологических особенностей детей, родителей и педагогов; социально-психологические предпосылки возникновения ситуации; какие взаимоотношения между участниками конфликта и педагогическая оценка.
  3. Поиск решения выхода их педагогической ситуации, т. е. выбор средства достижения цели и планирование педагогической деятельности.

Пример педагогической ситуации и ее анализ

Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.

социально педагогическая ситуация

Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?

Читайте также: