Окружность круг 3 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 07.07.2024

Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятиями “круг” и “окружность”, “радиус” и “диаметр”, “центр”.

Тип урока: “Открытие новых знаний”.

– получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения– пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;
– развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
– воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК (12 шт.), мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, набор геометрических фигур, мяч, обруч, циркуль, фломастеры.

2. Технологическая карта занятия.

Включение детей в деятельность.

Настрой на работу в стихотворной форме.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Найдите лишние фигуры.

(№ 3 – не имеет углов) – окружность

2-й ряд.

(№ 4 – не имеет углов) – круг.

Как называются все фигуры одним словосочетанием?(геометрические фигуры)

Познавательные: логические.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Что же нового мы узнаем сегодня на уроке?

Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.

Познавательные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

(У каждого ученика на парте круг из плотной цветной бумаги.)

Дети подписывают отрезок.

Дети подписывают линию

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

1. Послушайте и отгадайте загадку:

В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картину на стене,
Со стола слизнула справку
И опять пошло на грядку. (Коза)

Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это – центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг.

3. Центром круга.

– Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок.

Подведение к “открытию” нового знания с помощью побуждающего диалога

Практическая задача.

– В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.

Веревку можно заменить палкой.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения.

Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу. (показ модели)

– Что является границей прямоугольника?
– А как может называться граница круга?

Дети высказывают предположения

Границей прямоугольника являются его стороны

Эта граница может называться окружностью

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

– Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой – грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

Знакомо ли вам это слово?

На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и его правописанием.

Организация деятельности по применению новых знаний.

Задание №1 стр. 94.

– Прочитайте задание. Как вы будете чертить окружность?

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались.

Задание №1 стр.94

Окружность с внутренней частью

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

– Почему выбрана именно эта форма?

– Каких размеров арена?

– Диаметр всех арен 13 метров или 42 фута

(Видео “Галилео” Выпуск №127)

Зимние Олимпийские игры “Сочи-2014”

Собрать символ олимпиады из окружностей.

Составить композицию из кругов и его долей.

– Кто знает, что означают количество и цвета колец?

(Справка для учителя: любой олимпиец должен был владеть каждым из 5 видов. Кольцо-символ величия.)

Работа с электронным приложением.

Игра “Круг или окружность”.

Дети работают в группах

5 частей света: синее – Европа, черное – Африка, красное – Америка, желтое – Азия, зеленое – Австралия.

Синее – плавание, черное – стрельба, красное – фехтование, желтое –бег, зеленое – прыжки.

Дети выполняют задание №1 по теме: “Окружность. Круг” за ноутбуками

1. Организация рефлексии.

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Окружность можно начертить при помощи…

Если вам на уроке всё удалось – покажите зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы – жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь – красный круг.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

– Круг.
– Окружность.
– Циркуля, палки, верёвочки, рук.

Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов

2. Определяются задания для самоподготовки.

Нарисовать олимпийские кольца, используя циркуль

3. Оценка достижений, награждение.

Записывают домашнее задание. Нарисовать символ олимпиады (талисман из геометрических фигур).

Технологическая карта урока по математике. Тема "Окркжность. Круг". В ходе урока учащихся познакомятся с понятиями "окружность", "круг", радиус", "диаметр".Научаться при помощи циркуля чертить окружность.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_3_klasse_po_teme_okruzhnost._krug.docx 41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Макштадт Ирина Ивановна

Открытие новых знаний

М етоды и формы обучения

Словесный, наглядный, практический методы обучения

Образовательные ресурсы и оборудование

Мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, набор геометрических фигур, мяч, обруч, циркуль, фломастеры.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; расширить кругозор учащихся;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; нацеливание на успешную деятельность;

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, планирую учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него;

научатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;

-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Дидактическое обоснование

Задачи урока:

-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;

-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Пед. технологии: ИКТ , технология сотрудничества, моделирование, выполнение проектов

Методы обучения : продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Средства обучения: компьютер, набор геометрических фигур, циркуль, фломастеры.

2.Технологическая карта занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1 МИН.

Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Мы проверим все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Все готовы- что ж тогда,

начинать урок пора!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

Личностные : самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

На доске примеры:

- назовите примеры с ответом 56

26+20 47+9 7*8 67-9

Решают задания на слайд

Находят выражения со значением 56 и лишнее среди записанных примеров

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: решение заданий, контроль

Анализ объектов с целью выделения признаков

3.Самоопреденление к деятельности

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.

Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

- какая же тема нашего урока

- какая задача стаит перед нами сегодня на уроке

Ставят цели, формулируют тему урока

Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Практическая работа

- какие окружающие нас предметы имеют форму круга

-Как можно изобразить круг на бумаге.

Циркуль – это чертежный инструмент.

- циркуль имеет две ножки. Одна ножка для устойчивости,он зацепляется ею за бумагу, а вторая работает – чертит. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.

- возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на лист бумаги, а ножкой с грифелем очерните окружность

- закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните мне, как она называется (круг)

- отметьте простым карандашом точку которая осталась от иголочки.(это центр круга обозначим буквой О)

-а сейчас найдите границу круга. Что это?(линия которую оставил грифель)

Граница круга- это окружность.

- давайте теперь на окружности поставим точку назовем ее буквой А.

-возьмите линейку и соедините центр окружности с точкой А.

- что вы сейчас сделали

- вы начертили радиус окружности

- а что такое радиус?(отрезок который соединяет центр окружности с какой не будь ее точкой)

- удобнее всего циркулем

Это центр окружности

Дети подписывают отрезок.

Дети подписывают линию

Познавательные: моделирование

5.Физминутка

В жизни мы часто встречаемся с кругом и окружностью.

Сейчас мы поиграем, посмотрим какие вы внимательные: я вам буду называть предметы , если они имеют форму круга-то вы садитесь, если форму окружности то вы хлопаете

Молодцы: и отдохнули, и поиграли, все быстро анализируют

Бублик(хлопок), тарелка (приседание),

Баранка, колесо, скатерть круглая, циферблат от часов, кольцо, обруч, крышка, блюдо, зеркало

Анализ объектов с целью выделения признаков

6.Закрепление изученного материала

- прочитайте текст рядом с красной чертой ст 94

-- что такое радиус

-чем различаются круг и окружность(окружность это граница круга)

- как вы будете чертить окружность

– на сколько частей разделили первый круг

-какая доля закрашена

Какая доля закрашена на втором рисунке

-какая доля больше?

Дети высказывают предположения

Границей прямоугольника являются его стороны

Эта граница может называться окружностью

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

11. Рефлексия деятельности

1.Организация рефлексии

Если вы знаете ответ, поставьте себе плюс

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Окружность можно начертить при помощи…

Кто поставил себе 4 + ?

Есть те, кто поставил только 2 + ?

На листочках начертите окружность с помощью циркуля

И по традиции рисуем смайлик!

Если все понятно: на все вопросы, которые ставились.вы знаете ответ, то поставьте ! вместо носа, а если остались вопросы ,то ?

Не переживайте, вопросы должны быть, мы только начали изучать эту тему!

Если вам было интересно, если вы получили удовольствие от урока нарисуйте улыбку

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

-циркуля, палки, верёвочки, рук

Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать у учащихся понятие об окружности и круге, как геометрических фигурах; научить строить окружность с помощью циркуля.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся научатся различать окружность и круг; чертить окружность (круг); находить радиус и центр окружности (круга).

Метапредметные.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

Мотивационный

1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.)

-Внимание на экран. На следующем слайде изображён некий предмет.

Это одно из самых великих изобретений человечества. У кого какие мысли по этому поводу?

- В наше время изобретения появляются и устаревают с необыкновенной скоростью. Но этот предмет не устареют никогда. Вы сейчас удивитесь, но это обыкновенное колесо. Его изобрели 6000 лет назад. Раньше люди пользовались только тем, что давала им природа. А такого предмета в природе не было. И пришлось людям придумать колесо, которое служит человечеству и по сей день.
Колесо в разных видах применяется в огромном количестве устройств и машин.

- Зачем на уроке математики я завела речь про колесо? Ваши предположения? Давайте к этому вопросу вернёмся в конце урока.

-Разделите их на 2 группы. Обоснуйте свой выбор.

-Многоугольники нам не понадобятся, а вот с этими фигурами мы ещё поработаем.

- Посмотрите внимательно на эти фигуры. Вы сказали, что это круги. Они одинаковые? Есть ли среди этих двух геометрическая фигура, название которой вы знаете точно.

Читайте также: