Оформление числового ряда в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Детский сад выполняет много разнообразных функций, но одной функцией особенно заинтересованы родители - в подготовке будущих первоклассников. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному обучению.

Цель: Формирование у детей знаний о составе чисел в пределах десяти.

Актуальность: Я считаю данное дидактическое пособие актуальным для решения математических задач, так как знание состава чисел для будущих школьников, является важным умением в математике.

С помощью данного пособия можно развить у ребенка математические способности, логику, мышление, память, мелкую моторику.

Используя арифметическую линейку в индивидуальной работе с детьми, можно решить несколько задач:

- решение арифметических примеров на сложение и вычитание в пределах первого десятка.

Варианты использования арифметической линейки в работе с детьми старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет)

Например : назови соседей числа 7



1,2,3,4 и т.д. по порядку , объясняем ребенку - это прямой счет







Для изучения и закрепления цифр и чисел проводятся различные игры.

Использую линейку для изучения образования чисел от1 до 10.

Например : образование числа 7.

6 ,5,4,3,2,1 – верхний

1,2,3,4,5,6 – нижний ряд

4. Решение примеров на сложение и вычитание

Использую на закрепление выполнения арифметических действий на сложение и вычитание.

Если на сложение (+), то обращаем внимание на нижнюю часть линейки (на числа красного цвета), если на вычитание (-), то на верхнюю часть линейки (числа синего цвета).

Примеры на вычитание можно решать и другим способом









Изготовить такую линейку самостоятельно очень просто.

Для работы нам потребуется :

2) 2 полоски с числовым рядом (прямой - красного цвета и обратный счет синего цвета);

3) прозрачный и двухсторонний скотч;

4) цветные 5) ножницы;

7) белый картон для укрепление числовых лент.

Наклеить прозрачным скотчем для прочности.




Сворачиваем полоску нужной ширины (ширина должна соответствовать ширине цифры) цветного картона пополам.









Данный тренажер можно изготовить по количеству детей в группе (для индивидуальной работы) и одну большую (для демонстрации).



Детей данное пособие заинтересовало, надеюсь, заинтересует и Вас!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

В этом материале вы можете бесплатно скачать замечательную подборку карточек от Лисёнка Бибуши "Цифры от 1 до 10" для печати. Карточки пригодятся родителям, воспитателям детских садов, а также педагогам младших классов для занятий с детьми и обучения ребят счету до 10. Здесь вы найдете 7 наборов карточек, которые находятся в отдельных архивах для скачивания во вложениях внизу страницы.

Во время занятий по карточкам малыши не только познакомятся с цифами от 1 до 10, они будут запоминать, как правильно пишутся цифры, смогут самостоятельно научиться обводить цифры по образцу, а также выполнять различные задания на счет и решать математические примеры.

Образцы карточек для предварительного просмотра мы выложили в ознакомительном материале под описанием. Чтобы не занимать место на странице - мы не стали размещать образцы синих цифр до 10, считаем, что трех цифр будет вполне достаточно для обзора.

Если вас интересуют карточки с числами от 1 до 20, вы можете просто кликнуть по этой ссылке для дальнейшего просмотра и скачивания материалов. Оцените наш труд - не ленитесь писать свои отзывы!

1. "Цифры от 1 до 10" для печати в картинках.

Эти яркие и красочные карточки в картинках с цифрами от 1 до 10 вы можете распечатать на цветном принтере (бумаге формата А-4). Разрежьте каждый бланк на четыре части по указанным линиям - и приступайте к занятиям с ребенком. С помощью данных карточек, вы можете самостоятельно придумывать различные задачи для малышей, например, подобные тем, которые мы разместили на четвертом бланке пособия.


Цифры 9 и 10 с заданими скачать

2. Скачиваем цифры - раскраски от 1 до 10 с заданиями.

Эти карточки хороши тем, что во время занятий ребенок может совмещать обучение с рисованием. Если вы заметили, что ваш малыш устал и перестал внимательно воспринимать информацию, сделайте перерыв - предложите ребенку раскрасить картинки с цифрой, которую он уже успел выучить. Таким образом, ребенок и отдохнет, и с удовольствием приступит к изучению следующей цифры.

На четвертом бланке вы найдете два задания для малышей на счет, для закрепления пройденного материала. К тому же, во втором задании ребенку предлагается дорисовать узоры на варежках в зеркальном отображении. Такие примеры вы легко сможете составить сами при помощи цифр, картинок и математических знаков, которые распечатаете на странице.

Скачиваем цифры - раскраски от 1 до 10 с заданиями.

Цифры от 5 до 8 с раскрасками

Скачиваем цифры 9 и 10 с раскрасками и заданиями

3. Как пишутся цифры от 1 до 10 правильно.

Это пособие пригодится вам уже после того, как ребенок выучит и хорошо запомнит 10 печатных цифр. Чтобы ребенок научился правильно писать прописные цифры, необходимо сначала на наглядном примере продемонстрировать малышу последовательность их написания по стрелочкам. Положите бланк на столике перед ребенком, возьмите ручку или карандаш, и начните обводить первую цифру от указанной точки по направлению стрелочек, затем предложите малышу сделать то же самое. Затем вторую, третью и так далее, в зависимости от того, как быстро ребенок запоминает последовательность написания.

Бланк должен все время быть на виду у ребенка, чтобы он мог в любой момент проверить себя. После того, как малыш запомнил данные правила, можно приступить к седьмому пункту этой страницы, где ребенку нужно обвести цифры по точкам, руководствуясь этим пособием.

Как пишутся цифры от 1 до 10 правильно

4. Карточки с цифрами от 1 до 10 и математическими знаками "плюс" и "минус".

Скачивая четвертый архив, вы получите 2 бланка с цифрами и математическими знаками "плюс" и "минус", которые расположены на листах в рамочках, по 6 штук на каждом. Вырежьте рамочки по линиям и у вас появится замечательный набор карточек для ознакомления ребенка с печатными цифрами и обучения малыша счету до 10.

Ваша основная задача - донести до ребенка, что за цифрами "скрываются" реальные предметы и насколько интересно научиться самостоятельно их пересчитывать.

Во время занятий приводите малышу как можно больше наглядных примеров из окружающей обстановки по счету, ненавязчиво занимайтесь с ним на прогулке, во время еды, игр - сделайте обучение увлекательным и интересным.

Карточки с цифрами от 1 до 10 и математическими знаками
Карточки с цифрами и математическими знаками скачать

В пятом архиве находятся 11 карточек с синими цифрами от 1 до 10, начиная с нуля, каждая из которых размещена на отдельной странице. Под каждой цифрой на листе имеется и название цифры. Дополнительно, в наборе карточек мы разместили и математические знаки "плюс", "минус" и "равно".

Для распечатки карточек используйте А-4 формат бумаги. Даже если у вас нет цветного принтера, не страшно, при распечатке цифр на черно-белом принтере, цифры станут черного цвета.

6. Карточки "Цифры от 1 до 10" - распечатать каждую цифру на отдельном листе.

В шестом архиве собраны, аналогичные предыдущим, карточки с цифрами и математическими знаками, но уже без названий. Для того, чтобы использовать карточки длительное время, их лучше распечатать на более плотной бумаге, либо заламинировать.

Запоминать цифры ребенку довольно сложно, поэтому процессу обучения необходимо уделить особое внимание, а главное, сделать его увлекательным и интересным. Заниматься нужно постоянно, в игровой форме, с использованием наглядных материалов и предметов. Занимайтесь дома, на улице, в транспорте, магазине, такое обучение, как правило, приносит самые неожиданные результаты и является максимально эффективным.

Если вас интересует полный набор карточек с математическими знаками и символами для составления различных примеров и задач во время занятий с ребенком, перейдите по этой ссылке.

Карточки
Карточки для детей - распечатать цифру 2
Цифра 3

Математический знак
Распечатать знак
Распечатать математический знак

7. Учимся писать цифры по точкам от 0 до 15 по образцу.

После того, как малыш успел познакомится с правильным написанием прописных цифр, предложите ему самостоятельно выполнить данные задания. Здесь ему нужно будет обвести по образцу цифры, начиная с нуля до 15, а также математические знаки "плюс", "минус" и "равно". Проконтролируйте действия ребенка, когда он будет обводить цифры по точкам и проверьте, насколько хорошо он запомнил правила их написания. Бланки с заданиями можно распечатать в любом количестве, поэтому не нужно ругать малыша, если у него с первого раза не будет хорошо получаться чистописание.

Вы также можете воспользоваться нашими прописями для детей с цифрами, раскрасками и картинками для скачивания, если перейдете по этой ссылке



И так же картинки. Я сделала заготовку из картинок, взятых с просторов интернета, и распечатала их на цветном принтере. На одном листе формата А4 у меня поместилось 4 ряда картинок. Размеры одного ряда: высота 4,5 см, ширина (длина) 28 см. В каждом ряду по 10 штук картинок. С удовольствием поделюсь с вами своими заготовками.







Делаем такие же заготовки (полоски) из картона размером 4,5 см * 28 см). И дополнительно к каждой заготовке нам понадобятся по две небольших полоски размером 0,7 см * 28 см.




Если у вас есть достаточное количество картинок, из журналов, ненужных книг, то можно их вырезать и наклеить на картон, тогда не нужно распечатывать картинки.
Далее нам понадобиться самоклеющаяся пленка, которая может быть любого цвета. Отрезаем полоску самоклейки чуть шире нашей самой узкой полоски.



Приклеиваем узкую картонную полоску по самому краю самоклейки, оставив клейкую часть пленки открытой.



Затем берем нашу широкую полоску с наклеенной на нее картинкой и накладываем ее картинкой вниз, совмещая края узкой и широкой полосок, оставляя так же открытым клейкий край пленки.



После того как края полосок совмещены, загибаем клейкий край пленки, склеивая тем самым узкую и широкую полоски, переворачиваем и смотрим что у нас получилось.



Аналогично обрабатываем второй край широкой полоски.
Далее заклеиваем самоклеющейся пленкой тот край широкой полоски, откуда будет начинаться счет предметов.











Или употребление слов один-одна-одно, два-две;
Одно яблоко – два яблока и т.д.;
Можно считать с использованием прилагательного - одно зеленое яблоко и т.п.




При желании можно изготовить необходимое количество карточек для работы с подгруппой.
Надеюсь, что вам и вашим детям данное дидактическое пособие будет хорошим помощником. Желаю творческих успехов!

(Предлагаем ребёнку некоторое количество элементов, из которых будем составлять столбики. Просим взять один и поместить над линией.)

Педагог: Правильно! Это один. Одна деталь (один кружок/квадратик…). (Помещаем над этим элементом цифру 1.)

Педагог: Смотри, это цифра один! Одна деталь – цифра один. (Далее ориентируемся на уровень развития ребёнка: если он только начинает знакомиться с цифрами, то можно остановиться и попрактиковаться в сопоставлении одного предмета с цифрой 1. Если ребёнок уже освоил число 1, то можно переходить к следующему этапу.)

Игра 1

Педагог: Это один. Одна деталь. Возьми одну синюю деталь и поставь рядом. (Показываем ребёнку, где (над линией справа от столбика 1) расположить деталь другого цвета.)

Педагог: Здесь (левый столбик) сколько? (Один.) А здесь (правый столбик) сколько? (Один.) Одинаково. Теперь возьми одну красную деталь и прикрепи сюда (над нижней деталью во втором столбике). Было один, ты добавил ещё один, стало два. Посчитай, сколько стало в этом столбике? (Стимулируем ребёнка проговаривать и касаться деталей рукой. Располагаем над вторым столбиком цифру 2.)

Педагог: Это цифра два! Две детали – цифра два.

Педагог: Что больше: пять или три? (Ответ ребёнка.) Что меньше: два или шесть? (Ответ ребёнка. Здесь можно предложить ребёнку указать пальцами соответствующие столбики (включаем в процесс тактильное восприятие и фиксируем внимание) и сказать, какой столбик больше, а какой меньше.)

Игра 2

Педагог: Это ряд, в котором числа стоят по порядку. Лесенка в эту сторону (вправо) поднимается (каждая ступенька на одну деталь выше), а в эту сторону (влево) лесенка спускается – каждая ступенька на одну деталь ниже.

Игра 3

(Знакомя ребёнка с составом числа, просим построить столбик этого числа и всех меньших чисел. Разберём пример с числом 8.)

Педагог: А теперь добавь в каждый столбик столько жёлтых деталей, чтобы получилось восемь. (Здесь можно использовать дополнительную горизонтальную линию/линейку. Количество жёлтых деталей тоже можно обозначить цифрами, но другого цвета.)

Игра 4

Педагог: Сколько теперь деталей в каждом столбике? (Восемь.) Давай разберёмся, из каких частей состоит число восемь. Сколько было деталей в этом столбике? (Показать столбик 8. Восемь.) Сколько мы добавили жёлтых деталей, чтобы получилось восемь? (Нисколько, ноль.) Значит восемь – это восемь и ноль. Сколько было деталей в этом столбике? (Показать столбик 7. Семь.) Сколько добавили жёлтых? (Одну.) Значит восемь – это семь и один. (И так далее разбираем весь состав числа, стимулируя ребёнка самостоятельно выявлять закономерности и делать выводы.)

Состав числа

Игра 5

Педагог: Давай узнаем, сколько будет семь плюс два. Поставь на линию семь жёлтых деталей. Что это за знак? (Плюс.) Что он говорит нам делать? (Прибавить, добавить.) Сколько? (Два.) Добавь две зелёных детали. Сколько всего деталей получилось в этом столбике? (Девять.) Значит семь плюс два будет …? (Девять.)

Сложение и вычитание

Педагог: Давай узнаем, сколько будет восемь минус три. Построй столбик из восьми жёлтых деталей. Что означает знак минус? (Отнять, убрать.) Сколько нужно отнять? (Три.) Убери три детали. Сколько осталось? (Пять.) Значит восемь минус три равно …? (Пять.)

Наталья Актанко, педагог-психолог
МБДОУ Д/с № 5 раб. пос. Хор
муниц. р-на им. Лазо, Хабаровский край

Читайте также: