Причины использования портфолио в школе и вузе

Обновлено: 05.07.2024

Любящие родители всегда собирают в альбом рисунки, табеля со школьными оценками и другие документы, которые подтверждают достижения ребенка. По мере взросления альбом превращается в папку и наполняется грамотами, дипломами, благодарственными листами. Такое безобидное занятие в будущем может принести плоды.

Сегодня в некоторых школах уже введено требование о ведении портфолио и даже есть требования к его оформлению. Но во многих учебных заведениях это занятие остается добровольным. Мы выяснили, зачем нужно собирать портфолио, и как оно может положительно влиять на поступление в ВУЗ.

Что должно быть в портфолио школьника?

Если ученик ведет активную деятельность в школе, участвует в различных соревнованиях, конкурсах и конференциях, к 11-ому классу у него накапливается значительное количество бумаг, подтверждающих его умения. Хорошее портфолио включает:

  • приложения к аттестату, в котором указаны оценки по профильным и общеобразовательным предметам;
  • грамоты за участие в школьных, региональных, государственных олимпиадах;
  • сертификаты о получении призовых мест на спортивных соревнованиях;
  • дипломы, полученные за участие в художественных мероприятиях;
  • научные работы, представленные на конференциях и слетах;
  • свидетельства о прохождении курсов предпрофильной подготовки;
  • рекомендательные письма учителей или преподавателей в группах довузовской подготовки.

Кроме перечисленных бумаг в портфолио можно добавить благодарственные письма родителям, результаты ЕГЭ, автобиографию. Но установленный список, который ценится при поступлении в конкретный ВУЗ, нужно уточнять в приемной комиссии.

Психологи отмечают, что фиксация достижений человека нужна не только в школьном возрасте, но и в зрелом. Портфолио достижений повышает самооценку, развивает творческий потенциал, укрепляет веру в себя, усиливает мотивацию к новым свершениям.

Как правильно вести портфолио?

Портфолио учителя рекомендуют вести с первого класса. Так как ученик в этом возрасте еще не умеет читать и грамотно писать, задача ложится на плечи родителей. Кроме этого, дети младшей школы часто предлагают добавлять в папку неважные материалы, которые касаются жизни родителей или друзей.

Удобнее вести портфолио в виде большой папки со скоросшивателем. В него вставляются файлы для листов размера А4. Так их легко хранить и при необходимости заменить другими или в любой момент добавить новый раздел.

В школах, где ведение портфолио считается обязательным, учителя дают родителям план для его составления. Это нужно для идентификации школы и повышения ее престижа. Обычно титульный лист и разделы похожи. Рассмотрим их подробнее.

Старайтесь вести портфолио аккуратно, так как в зрелом возрасте будет интересно показать его следующим поколениям. Кстати, оно актуально при переводе из одной школы в другую для лучшего знакомства с педагогом.

Зачем нужно портфолио школьника?

Некоторые родители и ученики не понимают важности папки с достижениями, тем более ее ведения с первого класса. Об успеваемости дают представление текущие оценки и ЕГЭ. А раскрыть учащегося как многостороннюю личность как раз и помогает заполненное портфолио.

Подтверждения достижений ребенка показывают, что интересует его, какими навыками он обладает. Это особенно полезно при переходе из садика в школу или из одного учебного заведения в другое. Так учитель поймет сильные и слабые стороны учащегося и подберет подходящий уровень для изучения дисциплин.

Портфолио позволяет учителям следить за индивидуальным ростом учащегося и сравнивать его прогресс с остальными. Это превращает школьное оценивание в комплексное и более совершенное.

Чем портфолио школьника поможет при поступлении?

В западных странах портфолио уже давно введено в систему образования и играет значимую роль при поступлении в колледж или университет. Некоторые официальные дипломы даже отдельно оцениваются.

В России подобная практика еще не сильно развита. Обычно жизнь портфолио заканчивается сразу после выпускного. Но в некоторых ВУЗах, чтобы поступить на творческие или спортивные специальности, нужно показать список своих достижений. Если это журналистика – газетные вырезки с опубликованными статьями, конкурсные сочинения, стихи. Дизайнеров просят показать рисунки и свои разработанные модели одежды. Фотографы показывают удачные фото, а спортсмены – грамоты, выданные за призовые места на соревнованиях.

В ВУЗах, где абитуриентов просят показать портфолио, могут дополнительно начислить до 10 баллов, которые учитываются при поступлении.

Как мы видим, школьникам обязательно вести портфолио в том случае, если это прописано в уставе общеобразовательного заведения. Но психологи и учителя рекомендуют собирать подтверждения достижений для себя, даже если этого никто не требует. Так ребенок поднимает самооценку, разбирается в своих интересах и хобби, мотивируется к новым достижениям.


Идея использования портфолио в сфере образования принадлежит Соединенным Штатам. Она возникла там в 80-х годах и до сих пор широко используется.

раскрытие личных способностей каждого школьника;

постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.

развитие положительных нравственных качеств;

развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;

портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке;

портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений;

портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию.

портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения.

Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка.

Можно выделить несколько отличительных особенностей портфолио школьника и портфолио студента. Прежде всего, портфолио студента более конкретизировано и систематизировано, в нем находится только необходимая информация без лирических отступлений и графических иллюстраций.

Очень часто школьникам для создания индивидуального пакета личных достижений требуется помощь старших, а студент, как полностью сформировавшаяся личность, может проделать эту процедуру самостоятельно.

У школьника портфолио – это собственноручно написанная книга, которую он создавал самостоятельно при помощи учителей и родителей, в ней можно найти его интересы, мечты и желания.

Кроме того, портфолио ученика школы может выражать его собственную оценку происходящей действительности. Психологи считают, что именно оценочно-диагностическое портфолио является основополагающей частью программы развития ребенка.

технология создания портфолио лежит в основе образовательной технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.

этот метод позволяет непрерывно оценивать достижения учащегося, совершенствуя процесс образования.

электронное портфолио. Данный вид оформления является сравнительно новым. Все больше и больше школьников предпочитают выбирать именно его, не говоря уже о студентах. Портфолио в электронном варианте – это прекрасно оформленные документы, украшенные дополнительными эффектами, которое можно брать всюду с собой.

Главное условие при создании портфолио – это добровольность. Только сделанная по собственному желанию папка документов пойдет на пользу ученику и студенту. Портфолио не должно иметь формальный характер, в противном случае оно будет только в тягость и преподавателю, и учащемуся. Создатель должен быть лично заинтересован в его оформлении. Даже отбор необходимого материала у школьников и студентов должен происходить самостоятельно. В случае, если студент не считает нужным размещать в папке ту или иную информацию, давить на него не стоит, в противном случае портфолио перестанет быть индивидуальным.

Также стоит четко понимать цель накопления информации, создания непосредственно такого документа как портфолио. Данные могут собирать для выявления результатов деятельности по определенному направлению.

Второй целью является накопление информации за определенный временной промежуток. Проанализировав данные, можно выявить тенденции развития школьника или студента.

Могут составляться и тематические портфолио в зависимости от того, какой результат предполагается достичь. Тематика рубрик, разделов, а также их количество определяется индивидуально для каждого учащегося.

Еще одним условием создания портфолио является удобство хранения: полученный материал необходимо систематизировать таким образом, чтобы при использовании не возникло никаких трудностей. Не стоит забывать о систематическом пополнении информацией, в противном случае портфолио перестанет быть актуальным.

Несколько самых лучших работ с текущего курса;

Произведение из начала, середины и конца курса;

Работы, которые показывают достижения учащегося;

Несколько работ, ставших поводом для гордости;

Только после этого учащийся сможет правильно определиться с будущей специальностью и выбрать правильный путь. в жизни.

Так как работы, объединенные в портфолио, очень часто обладают уровнем, годным для предъявления, кроме того, оформление портфолио достаточно эстетически привлекательно и находится в открытом доступе для обзора извне, портфолио годится для демонстрации третьим лицам. Показать собственные достижения можно в определенный день, к примеру, на родительском собрании или на студенческой конференции. Вышеуказанная процедура защиты или предъявления портфолио может являться поводом для демонстрации индивидуального роста достижений школьников и студентов во время работы. Презентацию портфолио можно объединить с более или менее подготовленным отчетом учащегося о процессе собственной работы и учебных усилиях. Также можно презентовать портфолио и во время экзамена, во время чего можно рассказать и о процессе работы, и о её результатах.

Ценность портфолио заключается в том, что с его помощью можно выстроить учебный процесс, позволяющий формировать и развивать когнитивно-личностные особенности, выдвигаемые образовательными стандартами, как необходимые для участия в жизни демократического общества.

Применение портфолио обеспечивает построение планов роста в профессиональном смысле, стимулирует студентов участвовать в конкурсах. Оно полностью отвечает интересам школьников и студентов.

В заключении следует отметить, что российское образование сейчас находится в состоянии серьезных изменений. Подтверждением тому является принятый летом 2012 года Федеральный государственный образовательный стандарт, одной из главных тенденций которого является модернизация образования на основе новых инновационных технологий. А метод портфолио и является одной из таких технологий, направленной на создание преемственности между школой и высшим учебным заведением.

Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки//Школьные технологии. – 2006. - №3. – С.32-36.

Основные термины (генерируются автоматически): портфолио, студент, портфолио студента, достижение, достижение учащегося, накопление информации, противный случай портфолио, учебное заведение, школа, школьник.

Рисунки, аппликации, дневники — родители собирают в отдельную папку все первые и очень важные достижения взрослеющего ребёнка. А потом к ним прибавляются школьные грамоты и сертификаты. Разбираемся, зачем собирать портфолио ученика и как оно может помочь при поступлении в университет.

В большинстве школ ведение портфолио достижений школьника — дело добровольное. В положении о портфолио, которое существует в некоторых школах, даются скорее ориентиры, как его вести, а не требования. Общее пожелание к портфолио (и его смысл) — предоставление учеником максимально полной информации о своих способностях и достижениях.

Что должно быть в хорошем портфолио:

  • аттестационные документы по разным предметам;
  • сертификаты и грамоты за участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, различных художественных мероприятиях;
  • результаты творческой и научной деятельности;
  • свидетельства об участии в конференциях и проектах, курсах предпрофильной подготовки (отзывы и рекомендательные письма вышеперечисленных мероприятий тоже очень пригодятся).

Любая дополнительная информация о себе будет только полезна. Но необходимый список достижений для поступления лучше уточнять в конкретном вузе. Вообще, портфолио достижений, по задумке Дмитрия Медведева, должно было стать логичным дополнением к результатам ЕГЭ и удобным способом самопрезентации абитуриентов. Хотя поступление в вуз — не единственный повод фиксировать свои успехи.


Павел Северинец, директор школы № 444 (Москва)


Соня Волошко, 6 класс


Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ)


Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университете (ДВФУ)



Виктория Шепталина, студентка 3 курса Московского государственного областного университета (МГОУ)

Несмотря на противоречия и отсутствие единых подходов к содержанию, портфолио — вещь явно нелишняя. И пусть оно будет. Хотя бы про запас.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Н.А. Аскерова,

Частное общеобразовательное учреждение

В каждом учебном заведении (школе), в каждом классе есть обучающиеся, которые хорошо учатся, участвуют в олимпиадах различного уровня - от классных до международных. Как же быть детям, которые не участвуют в предметных олимпиадах, но имеют желание и возможность проявить себя, заявить о себе в других областях? Потенциал возможностей у всех разный, одинаковых детей нет. Одни легко решают задачи по физике, другие легко проходят дистанции по бегу, третьи - предпочитают творчество. Конечно, каждому ребенку хочется, чтобы его достижения заметили, оценили, гордились, ставили в пример.

Что такое портфолио? Портфолио ученика - это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга воспитанников [1].

На базе школы-интерната в послеобеденный период дети всегда заняты. График очень плотный: занятия по хореографии, музыке, танцам, различные кружки. Поэтому наработав материал, поставив музыкальные номера с детьми, педагоги дополнительного образования могут легко заявить их на участие в конкурсах различного уровня. Практически всегда участники получают сертификаты, поэтому портфолио обучающихся начальной школы и 5-6 классов достаточно быстро наполняется.

- интересы и увлечения, классные поручения ребенка,

- постановка цели и анализ достижений,

- самоанализ собственных планов и итогов года.

- успехи в проектной и исследовательской деятельности, фиксирование достигнутых результатов,

- результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.

- прохождение практики на ДЖД г. Ярославля,

- посещение экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта, - творческие работы, конкурсы,

- акции дорожного уровня, в которых ученик принимал участие.

4. Моё творчество:

- творческие работы: рисунки, сказки, стихи,

- если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.

5. Физическое развитие:

- фиксирование достигнутых результатов в спорте,

- участие в соревнованиях, спортивных конкурсах.

6. Духовно-нравственное развитие ребенка:

- участие в социальных акциях, конкурсах, проектах.

Руководитель учреждения периодически вывозит детей на детскую железную дорогу в город Ярославль за особые успехи в учебе и творческих делах. Вот здесь каждому желающему ребенку необходимо предоставить свои достижения на поощрение поездкой, то есть свое портфолио.

В нашем классе родительский комитет приобрел всем воспитанникам одинаковые папки для портфолио. Воспитатель ведет портфолио класса.

Это является положительным результатом работы всего педагогического коллектива школы-интерната.

Несомненно, свою основную роль портфель достижений сыграет в выпускных классах, когда при поступлении в дополнение к результатам ГИА нужно будет еще убедительнее обосновать необходимость обучения в конкретном вузе.

В условиях ФГОС обучающимся необходимо накопление и систематизация портфолио, так как это один из важных критериев при желании продолжить свое обучение после девятого класса в десятом, после одиннадцатого – в самых престижных вузах страны.

Как создать портфолио для поступления

Что такое портфолио и почему оно нужно не только на творческих специальностях? Разбираемся в баллах за индивидуальные достижения абитуриентов, собираем резюме и готовимся к поступлению ответственно.


Портфолио — это папка, в которую выпускник собирает свидетельства своих успехов в учёбе, науке, творчестве, спорте и общественной жизни. За индивидуальные достижения в различных областях вузы начисляют поступающим дополнительные конкурсные баллы. Случается, что именно баллы за индивидуальные достижения играют решающую роль и тот, кто потрудился собрать портфолио, проходит по конкурсу на бюджет. Рассказываем, как оформить папку индивидуальных достижений абитуриента бакалавриата или специалитета.

Содержание

Сколько баллов дают за достижения

Вузы сами решают, какие достижения учитывать, а какие нет. Поэтому выпускникам необходимо внимательно изучить документы в разделе для поступающих на сайте выбранного университета. Собрали ссылки на нужные страницы топовых вузов:

Обычно в сумме индивидуальные достижения оцениваются не больше чем в 10 баллов и прибавляются к баллам, которые абитуриент получил на ЕГЭ и ДВИ.

Общие рекомендации

Резюме и подборку документов нужно составлять с учётом требований вуза. Если абитуриент подаёт документы в четыре вуза, ему потребуется четыре отдельных портфолио.

Абитуриентам художественных специальностей при подаче документов необходимо продемонстрировать работы по профилю вступительных испытаний, например рисунок, живопись, композицию. Эти работы накапливаются в течение последних лет на занятиях в художественной школе, на подготовительных курсах или при самостоятельной работе. Следует бережно хранить лучшие образцы, а если они остались у преподавателя, можно попросить выдать их на время поступления.

Резюме абитуриента

Материалы портфолио удобно собирать в папку с вкладышами объёмом 16–20 листов. Первый лист портфолио должен содержать краткую информацию о выпускнике:

Лучше всего уместить информацию резюме на одну страницу — маловероятно, что вторую страницу станут читать.

Свидетельства, дипломы, рекомендации

Каждый документ портфолио должен подтверждать информацию, которую выпускник упомянул в резюме. Если написано, что окончена художественная школа, необходимо приложить копию свидетельства с оценками. Если упомянута сдача норматива ГТО — то копию удостоверения о награждении знаком отличия ВФСК ГТО.

Сертификаты с результатами олимпиад и учебных курсов, дипломы победителей и призёров олимпиад, научных и творческих конкурсов, спортивных соревнований лучше отсканировать и по возможности вложить в портфолио цветные копии. Яркие документы привлекают внимание и легче читаются, а среди одинаково серых листов можно запутаться.

Отзыв научного руководителя исследовательской работы или куратора общественного проекта необходимо оформить заранее: под ним должна стоять подпись с расшифровкой фамилии, имени и отчества, а также печать уполномоченной организации, например школы или Дома творчества.

Публикации

Копии публикаций в бумажных и электронных СМИ, скриншоты и фотоработы с подписями имеет смысл приложить отдельно. Если ученик по результатам исследования опубликовал работу в сборнике научно-практической конференции, следует приложить её и указать год издания. Фоторепортажи в рамках исследовательских, творческих, спортивных или добровольческих проектов тоже можно вложить в портфолио.

Добровольческие проекты

Чтобы подтвердить своё участие в добровольческих мероприятиях, школьники заводят книжки волонтёров. Такую книжку можно вести онлайн или распечатать и собирать записи в бумажную версию. Главное, зарегистрироваться на сайте Росмолодёжи и вписать свой id — индивидуальный номер — в книжку.

Каждая акция или проект заносится в отдельную строчку с указанием периода, места практики и количества отработанных часов. Своей подписью и печатью организации запись заверяет руководитель волонтёров.

Помимо записей в книжке волонтёра, необходимо предоставить несколько фотографий абитуриента с места событий. Можно приложить эссе — аналитическое сочинение, в котором выпускник осмысляет и оценивает полученный опыт добровольчества.

Художественные специальности

Портфолио абитуриента архитектурных и художественных специальностей не уместится во вкладыши папки. Помимо документов формата А4, необходимо приложить работы юного художника.

Этюды и рисунки показывают, насколько выпускник готов к вступительным испытаниям. Дипломы победителя или призёра узкопрофильных и известных всероссийских олимпиад тоже пригодятся.

Стоит принести в приёмную комиссию рисунок, композицию и живопись. Если на вступительных испытаниях предстоит рисовать гипсовую голову или натюрморт, можно приложить работы именно такого содержания.

Портфолио художника нужно приносить на отдельных листах в развёрнутом виде. Ни в коем случае не в тубусе и не в рулоне. В идеале работы следует оформить в паспарту или рамки.

Если стоящих работ мало, лучше показать 3–4 лучших образца, чем принести рисунки низкого уровня мастерства.

Что запомнить

  • Даже один решающий балл стоит того, чтобы собирать портфолио.
  • Обязательно нужно уточнить на сайте вуза, какие достижения дают дополнительные баллы при поступлении.
  • Если абитуриент подаёт документы в несколько вузов, для каждого следует подготовить своё портфолио.
  • Всё материалы (кроме творческих работ художников) необходимо уместить в папке с 16–20 вкладышами.
  • Резюме должно занимать не более одной страницы.
  • Копии сертификатов, дипломов и свидетельств лучше распечатать в цвете.
  • Чтобы подтвердить добровольческую деятельность, понадобится книжка волонтёра, а также печать и подпись руководителя практики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: