Очерки джунгарии краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на то, что учёный прожил всего 29 лет, Чокан Валиханов своими трудами и исследованиями оставил не только яркий след в истории России и Казахстана, стал символом дружбы двух народов, но и признан мировым сообществом как выдающийся деятель мировой науки. Недаром без ссылок на труды Валиханова не обходится ни один серьёзный учёный, изучающий историю, географию и этнографию народов Средней Азии и Казахстана.

Казахский вундеркинд

Чокан Валиханов родился в 1835 году в крепости Кушмурун (ныне аул Кунтимес Костанайская область, Казахстан) в семье Чингиса Валиханова, старшего султана Аманкарагайского (с 1845 г. Кушмурунского) округа Омской области и был правнуком прославленного хана Абылая. При рождении мальчик получил мусульманское имя Мухаммед-Канафия, однако именно ласковое домашнее прозвище Чокан (так его называла мать) со временем стало его официальным именем.

Детские годы Чокана прошли в Кушмуруне, а затем в родовом имении его бабушки Айганым в Сырымбете. По воспоминаниям родных, мальчик сызмальства рос любознательным и не по годам сообразительным, рано научился писать, рисовать, образно и чётко формулировать свои мысли. Сейчас про такого сказали бы – вундеркинд. Уже в начальной частной казахской школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, кыпшак-чагатайского языков, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию.

Отважный путешественник и знаток жизни народов Центральной Азии

Осенью 1847 года 12-летний Чокан Валиханов поступил в Сибирский кадетский корпус в Омске, считавшийся одним из лучших учебных заведений того времени. Помимо военных дисциплин, там преподавали всеобщую географию, историю, русскую и западноевропейскую литературу, философию, ботанику, физику, математику, геодезию, строительное искусство с архитектурой, иностранные языки, в том числе восточные. По мнению преподавателей, Валиханов был одним из лучших учеников, заметно выделялся среди однокашников прекрасной памятью, эрудицией, интересом к литературе и наукам, трудолюбием и своими удивительными человеческими качествами. Любимыми писателями юноши были Гоголь, Диккенс, Теккерей, а кумиром среди поэтов – Лермонтов.

Закончив 1853 году кадетский корпус, восемнадцатилетний Чокан Валиханов в звании корнета поступил на службу адъютантом генерал-губернатора Густава Гасфорта, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточными районами Казахстана. Там он продолжил самообразование, изучая историю, этнографию и культуру народов Средней Азии, много путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, Семиречью, ездил через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийский Алатау. Во время этих поездок Чокан собирал важные для науки сведения, исторические предания, литературные памятники и писал статьи по истории Степи, об обычаях, традициях и религии казахов.


Валиханов и Достоевский в Омске, 1858 год.

Осенью того же 1856 года Шокан с дипломатической миссией посетил Кульджу и договорился с китайскими властями о восстановлении дружеских и торговых связей между Россией и Китаем. А вскоре после возвращения по рекомендации знаменитого географа и путешественника Петра Семёнова (в будущем Семёнова-Тянь-Шанского) Валиханов был избран действительным членом Русского географического общества.

Любопытно, что по возвращении в Омск учёного встречали как героя. Он был награждён и направлен для дальнейшего прохождения службы в Санкт-Петербург. Там у него состоялась личная встреча с императором, на которой Александр II отметил особые заслуги Валиханова перед Отечеством. Ему присвоили очередное звание штабс-ротмистра и наградили императорским орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени.

Но, к сожалению, влажный петербургский климат подорвал здоровье Чокана – вскоре у него начались приступы чахотки. Весной 1861 года по совету врачей учёный уехал на родину – в аул своего отца, рассчитывая там подлечиться.

Разочарованный такой откровенной подтасовкой и вновь почувствовавший себя неважно, Чокан уехал к своим родственникам в урочище Кочен-Тоган, где 10 апреля 1865 года скончался от туберкулеза.

Улица Валиханова с видом на Иртыш

А ректор Омского педагогического университета, председатель омского отделения Русского географического общества Иван Кротт рассказал, как бережно сохраняется память об учёном:

мере трудным научным ребусом, а о среднеазиатском человеке мы почти ничего не знаем.

Средняя Азия в настоящем своем общественном устройстве представляет явление крайне печальное, какой-то патологический кризис развития. Вся страна, нисколько не преувеличивая, есть не более не менее, как одна громадная пустыня с заброшенными водопроводами, каналами и колодцами, усеянная развалинами; пустыня, занесенная песком, заросшая уродливыми кустами ко­лючего саксаула и обитаемая только стадами диких ослов и пуг­ливых сайгаков. Среди этой сахары разбросаны по берегам рек небольшие оазисы, осененные тополевыми, тутовыми деревьями и вязами, там и сям попадаются рисовые поля, дурно возделан­ные, плантации травянистого хлопчатника, который снимают недозрелым, виноградники и· фруктовые сады, предоставленные ленивым человеком исключительно попечению аллаха. В этих оазисах, на развалинах многовратных городов стоят жалкие ма­занки, и в них живет дикое, невежественное племя, развращен­ное исламом и забитое до идиотизма религиозным и монархиче­ским деспотизмом [. ].

В Мавраннагре 4 (нынешняя Бухара, Хива и Коканд), в са­мой просвещенной и богатой стране древнего Востока (в XIV и XV веке), теперь господствуют невежество и бедность более, чем где-нибудь. Библиотеки Самарканда, Ташкента, Ферганы (в Кокандском ханстве), Хивы, Бухары и пр., обсерватория в Самарканде 5 безвозвратно погибли под беспощадной рукой татар­ского вандализма и бухарской инквизиции, которая предала про­клятию всякое знание, кроме религиозного. Даже монументаль­ные памятники прошедшей культуры подверглись гонению мулл, как подражание немвродовскому столпотворению 6 , как греховная борьба человека с творчеством аллаха; только мечети, медресе (училища) и гробницы магометанских святых, только клопная яма (кенехане) и еще башня мунар, с которой бросают преступ­ников, сохранились до наших дней благодаря своему благому назначению.

Среднеазиатские владельцы теперь не пишут стихов и мемуа­ров, не составляют астрономических таблиц, как это делали их предки, зато они каждый день торжественной процессией ходят в мечеть и там смиренно беседуют с муллами, а по возвращении домой забавляются с пажами или идут на арену и смотрят, как два свирепо дрессированных барана бьются лбами; смотрят до тех пор, пока у одного из бойцов не разобьется череп, а потом в кровожадном волнении бьют своих генералов сорок раз по спине и сорок раз по желудку. Другая часть Центральной Азии, Малая Бухарин, находится в обстоятельствах не лучших. Страна, в ко­торой, несмотря на господство ислама, развилась свобода женщин, веротерпимость, безразличие народностей и муниципальные на­чала, обнищала, одичала под гнетом [. ] цензуры и военных мундиров, а мелкие владельцы в горах Болора, производящие род свой от Александра Македонского, продают своих поддан­ных, как киргизы баранов. Всюду разрушение, невежество и безграничный произвол. При таком состоянии цивилизации, или, . правильнее, при таком совершенном отсутствии цивилизации в Средней Азии, понятно, что попытки России и Англии поближе

узнать свою Дикую соседку были так мало удачны, а иногда и печальны (стр. 83—85).

Исследования Ч. Ч. Валиханова в 1856 г Джунгарском (Жетысу) Алатау и в Заилийском крае, т. е. на территории нынешней Алматинской области, позволили внести заметный вклад в познание физической географии и топонимии этого региона.

There is the description of geographical investigation in the southeast Kazakhstan by Ch.Valikhanov for 1856.

Замечательный казахский ученый и путешественник Чокан Валиханов в большей мере известен широкому читателю своими многогранными материалами, собранными в Кашгарии и в Прииссыккулье. Однако ему принадлежат также весьма важные наблюдения в Семиречье (Жетысу) и в Заилийском крае, т. е. на пространстве нынешней Алматинской области.

Первые впечатления о поездке в Семиречье в апреле-июле 1856 г. помещены в его дневнике путешествия на Иссык-Куль. 3 Известно, что весной 1856 г. поручик Чокан Валиханов был включен в состав экспедиции М. М. Хоментовского, которая направляется к Иссык-Кулю. В составе экспедиции были руководитель топографических работ штаба отдельного Сибирского корпуса Г. К. Сильвергельм, топографы: Яновский, А. Вараксин, А. Коновалов и Н. Шестаков, переводчик-этнограф И. Бардашев. В нее входили и представители местного населения – А. Тазыбеков, Б. Сасыбаев, Б. Тленчин, Д. Темирбеков. С Иссык-Куля Чокан вернулся в Копал. Здесь он совершил ряд экскурсий по Жетысу Алатау. А в начале августа 1856 г. в составе дипломатической миссии М. Д. Перемышельского из Копала отправился в Кульджу. Возвращался уже через заснеженные перевалы в Семипалатинск.

Топографы экспедиции Хоментовского произвели съемку территории в бассейнах Иссык-Куля и Каркары. И еще одно очень важное начинание молодого ученого – он впервые записал передаваемую изустно часть киргизского народного эпоса Манас.

Свои наблюдения во время этих двух путешествий он описал в четырех очерках.

Валиханов обстоятельно рассказал о своем пути из Аягуза к Иссык-Кулю. Свои описания он обычно иллюстрировал орографическими картосхемами. Дневник поездки на Иссык-Куль – первая профессиональная характеристика природы и населения Семиречья и Прииссыккулья. В ней содержатся сведения о рельефе, реках, климате гор, растительности, животном мире и топонимии края. Ч. Ч. Валиханов отметил, что в его время еще водились куланы в долине Или, что близ урочища Капчагай (Капшагай) находятся на скалах письмена и рисунки, изображавшие Будд. Валиханов их срисовал. Он вообще много рисовал во время своего путешествия. Интересен, например, его рисунок сцены ловли рыбы на реке Тюп, впадающей в Иссык-Куль.

Ученый обнаружил в районе поселка Чингельды (Шенгельды) древний водопровод и одну из гончарных труб захватил с собой. Валиханов впервые описал уникальное месторождение поделочного камня калыбташа (калыбтаса) близ сопки Карашокы (западное окончание отрогов Жетысу Алатау). Посетил он также месторождение целебных минеральных вод в Арасан-Копале и искупался в его теплых водах. Сообщил о том, что в его время курорт был благоустроен, и уже действовал мост через бурную реку Коксу. Он поэтично описывает красоты Иссык-Куля и ландшафты гор.

По дороге в укрепление Верное молодой ученый осмотрел ущелья Иссык (Есик) и Талгар в тех местах, где реки выходят из гор. Затем проследовал в Копал. Здесь Чокан совершил ряд экскурсий по долинам северного макросклона Алатау (Жетысу Алатау).

Валиханов впервые кратко охарактеризовал животный мир Джунгарского (Жетысу) Алатау, где выделил три зоогеографические зоны. Он их именует так: горная полоса, полугорная и равнинная. Ученый впервые отметил здесь обитание красного волка. Он свидетельствует, что местные казахи его называют чи-бури (шие бөрі). Он же привел казахское название ураганного ветра в Джунгарских воротах – еби-джель (ебі жел).

В своем очерке о Заилийском крае 5 ученый приводит первое описание реки Или. Он сообщает, что китайцы эту реку именуют Ил, а казахи – Ле, Иле. Ле – это, может быть, укороченный гидроним Иле, но, возможно, искаженное слово Лай или усеченное Лайсу, т. е. глинистая или мутная река. Валиханов писал, что вода в ней, исключая два-три зимних месяца, очень мутная. Он описывает берега реки. Рассказывает о растительности и животном мире ее долины. Сообщает, что в сентябре-октябре река Или так мелеет, что прогон скота возможен через три основных брода между устьями Чилика и Тургеня (Огузуткель, т. е. Өгіз өткел – Бычий брод), между Иссыком и Талгаром (Кызуткель, т. е. Қыз өткел – Девичий брод) и в урочище Танглытас.

Валиханов впервые сообщает о приледниковом озере в верховьях Иссык (Есик). Он его не называет, но, судя по его размерам (три версты в окружности), это, несомненно, Акколь. Озеро, по рассказам местных жителей, питается талыми водами ледников. Упоминает он и озеро Джасылколь (Жасылкөл), которое в наше время называют Есик. До сих пор, почему-то не восстановлено первичное народное название необыкновенно живописного бирюзового озера.

Учитывая все сказанное, Алматынын – Алатарау осмысливается как Алматинский высокий отрог. Возможно, это все, что осталось от прежнего наименования центральной части Заилийского Алатау.

3. Валиханов Ч. Ч. Дневник поездки на Иссык-Куль (1856 г.). Ч. Ч. Валиханов. Собрание сочинений в пяти томах, т. I, Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984, с. 306 – 357.

4. Валиханов Ч. Ч. Западный край Китайской империи и город Кульджа. Там же, с. 49–112.

5. Валиханов Ч. Ч. Географический очерк Заилийского края. Там же, с. 173–180.

8. Мушкетов И. В. Верненское землетрясение 28 мая (9 июня) 1887 г. Тр. Геологического комитета. 1890, т.10, № 1, с. 154.

9. Атлас Киргизской ССР. Том 1, М., Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР,1987, с. 157.

10. Жанузаков Т. Отечество. Казахи, том VIII, Алматы, Бiлiк, 1998, с. 381.

11. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. В двух томах. Т. 1, М., Картгеоцентр – Геодезиздат. 1999, с. 340.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: