Обязательным элементом участка доу должен быть

Обновлено: 04.07.2024

С введением Федерального государственного образовательного стандарта важнейшими задачами системы дошкольного образования стали задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. ФГОС ДО подчеркивает, что залогом эффективной реализации образовательной программы дошкольной организации, которая решает вышеуказанные задачи, служат условия ее реализации, обеспечивающие социальную ситуацию развития ребенка во всех основных образовательных областях. Также стандарт определяет требования к условиям реализации программы дошкольной организации, а именно к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям и развивающей предметно-пространственной среде (РППС).

При построении развивающей предметно-пространственной среды, как дошкольной организации, так и прилегающей к ней территории необходимо учитывать требования следующих нормативных документов: (Слайд 4 клик1-2-3).

Стандарт дает разъяснения того, какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда. Она должна быть содержательно насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2. Вариативность среды предполагает :

- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

3. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

4. Полифункциональность материалов предполагает :

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

5. Доступность среды предполагает :

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (клик 4).

В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: "развивающая предметно-пространственная среда" и "образовательная среда". Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте (клик 5).

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территории; помещениям, их оборудованию и содержанию.

п. 3.6. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки-индивидуальные для каждой группы и физкультурную площадку (одну или несколько).

п. 3.11. Для хранения игрушек, используемых на территории дошкольных образовательных организаций, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место.

п. 3.12. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

п. 6.10. В ДОО используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции (клик 6).

4. Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных организаций реализующих ООП ДО на основе ФГОС.

5. Основная образовательная программа дошкольной организации. Занимаясь организацией развивающей предметно-пространственной среды необходимо помнить основные положения, принципы, целевые ориентиры ООП ДО и опираться на её учебно-методический комплекс.

Таким образом, изучив данные нормативные документы, мы можем сделать вывод, что развивающая среда организации и участка должна обеспечивать интеграцию образовательных областей, развитие, охрану и укрепление здоровья дошкольников, учитывать их возрастные особенности.

Для того чтобы повысить практическую компетентность педагогов в вопросах организации РППС прогулочных участков, предлагаю вниманию возможный вариант её построения для детей старшего дошкольного возраста.

Всё пространство прогулочного участка может быть разделено на центры (уголки, где дети могут выбрать себе занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, удобством их размещения, доступностью и простотой материалов.

Таким образом, вашему вниманию был представлен вариант организации среды прогулочного участка. Данный вариант можно изменять, дополняя новыми идеями.

Педагогам важно помнить, что среда способна к развитию и корректировке. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах необходимо пополнять, обновлять и приспосабливать её к новообразованиям возраста.

Список используемых источников:

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Читайте также: