Цель домашнего задания в начальной школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи­ теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.
Н.К.Крупская

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

· Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

· По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

· Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.

· Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

· Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

· Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

· В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

· Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

Задания учащимся для проверки домашней работы:

· выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);

· сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;

· дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;

· нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;

· выделить вопросы и проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);

· продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);

· выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;

· взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;

· повторное выполнение заданий без изменения условий;

· повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);

· составить вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Перегрузку учащихся могут вызвать:

· чрезмерно большое домашнее задание;

· чрезмерно трудное домашнее задание;

· несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

· неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со вто­рого полугодия) - до 1 часа;

во 2-3х - до 1,5 часов ;

в 4-м - до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык). Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

Дифференцированные домашние задания

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи­ теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

В расчете на какого ученика давать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.

Установлена закономерность 1 : 6,

что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.

Одно и то же задание для сильных может быть легким, для слабых - трудным. Первые не трени­ руют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подго­товка к творческой деятельности. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференци­ рованный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.

Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.

При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование само­ стоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:

• способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);

• умение выражать свои мысли;

• познавательную активность (проявление интереса к знаниям);

• организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познаватель­ ной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предна­значает определенной группе учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;

2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;

3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.

Для 3 уровня можно использовать такие задания, как :

• задания на выявление закономерностей;

• задания на развитие логики;

• рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;

• составление обратных задач, подобных заданий;

• разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;

• составление предложений и текстов;

• составление схем предложений;

• составление вопросов к тексту;

• составление плана текста;

• выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;

Примеры дифференцированных заданий:

Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний . Выпол­няя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения .

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.

Когда же и как давать дифференцированное домашнее задание?

Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда внимание детей не так рассеяно и силы не на пределе. Задание должно сопровождаться чётким инструктажем учителя: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении. Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их мотивацию на успех, преодоление трудностей.

Цели домашнего задания в условиях внедрения

новых образовательных стандартов

Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание? Ответ на этот вопрос следует искать в определении места домашней работы в системе образования ребёнка и целей такой работы. Выбор содержания, характера и формы деятельности, видов задания, временного интервала, степени самостоятельности домашней работы ученика зависит, прежде всего, от поставленных целей и задач.

во-первых, без них невозможно закрепить учебный материал,

во-вторых, нехватка урочного времени для изложения всего курса.

При таком подходе становится очевидной цель домашних заданий – закрепление знаний, полученных в классе, и их роль в системе образования – необходимая часть образовательного процесса, при отсутствии которой невозможно полноценно изучить школьный курс.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центрального района Санкт-Петербурга

Учитель начальных классов

Хохлова Татьяна Анатольевна

Домашние задания в рамках реализации ФГОС

Домашние задания – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных . При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.

Для этого на каждом уроке необходимо выделять время на разъяснение домашнего задания

1. Задание выписывается на доску.

2. Открывается страница учебника, на которой учащиеся находят нужное задание.

3. Прочитывается вслух текст упражнения (учителем или детьми).

4. Учитель выясняет у детей, как надо выполнить задание, выясняет затруднения. (Эту работу лучше вести со слабыми учащимися)

- Единым для всех учащихся.

- Индивидуальные задания предлагаются учащимся на основе проведенных срезовых работ, которые выявляют группы детей, требующие индивидуального подхода. Задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся

.- Творческие домашние задания часто используются на начальной ступени обучения. Такие задания могут быть:

Например: на уроках внеклассного чтения дети получают следующие задания:

-найти сведения о писателе,

-составить отзыв о понравившемся произведении,

-составить кроссворд по теме,

-выполнить рисунок, закладку, марку.

Дети сами выбирают, какое задание они могут выполнить и хотят. А составление отзыва – обязательно для всех. Но это задание учитель учит выполнять на уроке. Составляется подробный структурный план для написания отзыва . Учащиеся записывают его в тетради – справочники. Это способствует формированию навыков проектной деятельности, а также личностных навыков и умений. Необходимо отметить, что такие задания способствуют сплачиванию семьи, т.к. родители часто становятся активными помощниками своим детям . Дома дети составляют свои отзывы и оформляют свою работу. Делают они это с удовольствием.

Важно помнить об объеме домашних заданий. У учащихся начальных классов это 1/3 часть выполненной работы на уроке. Существуют временные ограничения при выполнении домашних заданий:

1 класс – со IIполугодия до 1 часа

2 класс – до 1,5 часа

3-4 классы – до 2 часов

5-6 классы – до 2,5 часов

7-8 классы – до 3 часов

9-11 классы – до 4 часов.

Каждое домашнее задание должно быть своевременно проверено, иначе оно не имеет смысла. Существуют различные формы проверки домашних заданий:

Фронтальная – чаще всего используется. Это текстовые задания, письменный опрос, выполнение аналогичных заданий.

Взаимопроверка– на уроках математики в начальных классах во время арифметического диктанта часто используем взаимопроверку. Так же на уроках развития речи во время работы над составлением предложения. На уроках английского языка при работе над техникой чтения и формировании монологической речи детям предлагается прослушать друг друга. Такая работа может проводиться как в парах, так и в группах.

Выборочный контроль– учитель выбирает сам кого из учащихся необходимо прослушать или проверить выполнение письменного задания.

Такая работа может быть организована по-разному. Учащихся можно пригласить к доске и дать задание по аналогии с домашним. Можно использовать карточки, перфокарты, другой различный материал.

Необходимо помнить о том, что домашнее задание важный этап учебной деятельности, которому нужно уделять серьезное внимание.

А.Г.Амосова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли: система знаний: пособие для учителя –М: Просвещение 2010- (стандарты нового поколения)

Шмелёва Л.В. Спасская Е.Б, О готовности образовательных учреждений к введению ФГОС // Управление начальной школой -2011 №8Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение


Основным документом, регламентирующим объёмы домашнего задания, Являются СанПиН 2.4.2.2821 – 10, утв.постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

СанПиН 2.4.2.2821 – 10, устанавливают нормы домашнего задания в зависимости от класса:

Цели домашнего задания

1. Домашнее задание предназначено для самостоятельной работы учащегося.

2. Домашнее задание периодически должно быть дифференцированным или индивидуальным.

- не все учащиеся в классе получают домашнее задание(зависит от личных достижений);

- каждый учащийся получает персональный вопрос по материалам параграфа или раздела учебника, на который готовит ответ;

- класс делится на группы, каждая группа получает специальное домашнее задание;

- по результатам контрольных, проверочных, самостоятельных работ каждый учащийся получает индивидуальное домашнее задание, в зависимости от личных достижений;

- учащиеся, нуждающиеся в педагогическом сопровождении(болезнь, длительное отсутствие по семейным обстоятельствам) получают индивидуальное домашнее задание;

- высокомотивированные учащиеся получают домашнее задание повышенного уровня или получают задание с целью подготовки к олимпиадам.

Дифференцирование – это расчленение, различие, выделение составляющих элементов при рассмотрении, изучении чего-либо. Дифференциация учитывает интересы конкретного ребенка, усиливает его мотивацию к учебе, помогает самоопределению, способствует развитию способностей учащихся .

Дифференцирование – это расчленение, различие, выделение составляющих элементов при рассмотрении,

изучении чего-либо.

Дифференциация учитывает

интересы конкретного ребенка, усиливает его мотивацию к учебе, помогает самоопределению, способствует развитию способностей учащихся .

Дифференцированный подход к учащимся очень важен при организации работы над ошибками, домашние задания также целесообразно давать дифференцированные. Как минимум три варианта, рассчитанных на учеников: 1) увлеченных, легко усваивающих материал 2) испытывающих определенные затруднения 3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе. Лучше всего давать задания в первой половине урока, когда ребята ещё не устали и внимание их не рассеяно.

Дифференцированный подход к учащимся очень важен при организации работы над ошибками, домашние задания также целесообразно давать дифференцированные.

Как минимум три варианта, рассчитанных на учеников:

1) увлеченных, легко усваивающих материал

2) испытывающих определенные затруднения

3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе. Лучше всего давать задания в первой половине урока, когда ребята ещё не устали и внимание их не рассеяно.

Виды домашних заданий в условиях дифференциации.

Три уровня домашнего задания:

  • обязательный минимум(по силам любому ученику), тренировочный (для желающих хорошо знать предмет), творческое задание

(в зависимости от темы урока, выполняется на добровольных началах).

Проверка домашнего задания :

при проверке домашнего задания слабоуспевающим учащимся необходимо давать больше времени на подготовку к ответу, оказывать различные виды помощи (примерный план ответа, опоры, наглядность и т.д.), более конкретно формулировать вопросы заданий. Для наиболее подготовленных учащихся задания могут носить проблемный, частично-поисковый,

исследовательский характер.

При проверке письменного домашнего задания предусматривать время на исправление ошибок в тетрадях учащихся.

Обязателен анализ типичных ошибок.

Наиболее подготовленные учащиеся могут выступать в роли консультантов или выполнять какое-либо задание, направленное на творческое развитие личности.

Учителю не рекомендуется:

Оценивание учащихся:

Оценка – не отметка –

главная цель - стимулировать познания.

Знакомство с критериями оценки – учитель знакомит с критериями,

по которым выставляются отметки.

Рейтинг – ученик сам ставит себе отметку через дробь отметка учителя.


-75%

Читайте также: