Причины прогулов в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Причины прогуливания школьниками уроков

Когда школьники начинают пропускать учебные занятия без уважительной причины, их успеваемость в школе, как правило, падает. Разберем, с какими факторами связана проблема прогулов и как выявить потенциального прогульщика, а также рекомендации, которые помогут организовать профилактику пропуска учебных занятий и выстроить сотрудничество с родителями прогульщиков.

Прогульщик – это ученик, который намеренно избегает и пропускает учебные занятия без уважительной причины. Почему он так поступает и как распознать потенциальных прогульщиков, рассмотрим.

Принято считать, что прогульщиками становятся дети из неблагополучных семей. Однако отказы посещать школу встречаются и среди детей, которых воспитывают благополучные семьи. Школьные прогулы могут быть единичными и хроническими, но все они в своей основе имеют конкретные причины.

Причина 1. Внутришкольные проблемы ребенка. Причина пропусков учебных занятий может быть связана со школьным конфликтом, в котором участвует ребенок-прогульщик. Из-за напряженных отношений с одноклассниками школа вызывает у ученика отторжение и он избегает посещения уроков.

Если ребенок стал жертвой буллинга, он может вообще не появляться в школе. Прогулы становятся для него способом избежать издевательств.

Еще одна возможная причина пропуска занятий – психологическое напряжение, которое ребенок испытывает из-за высокой учебной нагрузки. Если у него есть склонность к повышенному ожиданию собственной успешной деятельности и он боится неудач, то это может привести к страху и нежеланию посещать школу.

Причина 2. Отношение педагога к ученику. Многое зависит и от учителя. Предвзятое отношение к школьнику со стороны педагога, его излишняя строгость, непонимание проблем ребенка, сухое изложение учебного материала без контакта с классом способствуют прогулам.

Причина 3. Семейные проблемы школьника. Причина прогулов может находиться в семье ученика. Потеря близкого человека, коалиции внутри семьи, развод родителей, а также смена города, школы или класса – факторы стресса для ребенка. Из-за стресса школа отходит у ребенка на второй план и он начинает прогуливать уроки.

Пропуски занятий могут быть связаны с переживаниями ребенка из-за разлуки с родителями, с потерей чувства безопасности. У таких учеников наблюдается неуверенность в себе, снижение социальной активности.

Специалисты, которые исследуют проблему школьных прогулов, отмечают, что мальчики прогуливают занятия чаще девочек.

Психологи советуют родителям и педагогам обратить внимание на первые признаки нежелания ходить в школу (см. рисунок).


У частых пропусков занятий есть последствия. Во-первых, это низкие успеваемость и качество знаний. Во-вторых, подростки могут перейти в ситуацию безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения, поскольку за счет прогулов у них появляется много свободного времени. В-третьих, когда ребенок перестает посещать школу, это только усугубляет его школьные и личные проблемы.

Как хронические прогулы усугубляют проблемы ребенка

1. Конфликт с педагогами нарастает.

2. Репутация ребенка среди одноклассников и педагогов падает.

3. Учебная мотивация стабильно снижается.

4. Появляется страх перед контрольными и проверочными работами.

5. Развивается комплекс неполноценности.

6. Ухудшаются отношения с родителями из-за того, что ребенок постоянно обманывает.

kb02_2016-53

Представьте: утром ребенок собирается в школу. И вы абсолютно уверены, что это так. Только спустя некоторое время вы узнаете от классного руководителя, целью его утренних сборов была вовсе не школа.

Зачем дети прогуливают школу? Где они проводят отводимое на занятия время? Почему ребенок так поступает и как на это реагировать? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы по этой теме, предлагаем прочитать наш материал, в котором мы разберем признаки такого поведения, модель поведения и общения с прогульщиком.

Случается, что родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании детей, как школьные прогулы. Как правило, эта проблема становится актуальной в старших классах. Она может вызвать бурю негодования, как у родителей, так и у педагогов.

Новость о том, что ребенок не посещает школу, зачастую становится сюрпризом для родителей. Взрослые могут отреагировать на нее по-разному. Строгие родители наказывают непослушного сына или дочь. В либеральных семьях прогульщика пытаются понять и не осуждают. А те мамы и папы, которые слишком заняты своими дела- ми, и вовсе закрывают глаза на проблемы ребенка.

Прогул может случиться единожды, а может обладать постоянной, хронической формой. И это – не основная проблема. В этой ситуации важней всего понять следующее: причиной беспокойства должно быть не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, почему ему очень не хочется идти в школу.

Первые признаки школьных прогулов

Узнать о прогулах не всегда удается с первого же раза. Но понять, был ли сегодня в школе ваш ребенок или нет, можно по его поведению. Если у ребенка есть склонность к прогулам, то это будет заметно в особенностях поведения, отследив которые можно предотвратить пропуски занятий.

Советуем обратить внимание на следующие первые признаки непосещений занятий или предпосылок к ним:

Причины школьных прогулов

Человек будет выполнять что-то без энтузиазма (или сов- сем не будет выполнять), если знает, что он может сделать что-то другое с гораздо большим интересом. И этот факт не влияет на возраст. Да, кто-то заметит, что интересы взрослых и детей разные, но причин, по которым ребенок прогуливает школу, также много, как и у взрослых, которые отлынивают от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Ребенок может не ходить в школу по разным причинам, понять и решить которые зачастую сложнее, чем, кажется. Можно выделить следующие основные причины прогулов.

Рекомендуемое поведение с прогульщиком

kb02_2016-54

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное – осуществлять их с позиции оказания помощи ребенку. В стремлении восстановить отношения и дела нельзя использовать метод наказания или скандала.

  1. 1. Заметив, что ребенок не ходит в школу, нужно узнать, единичный ли это прогул. Попытайтесь выяснить у учителей, нет ли у ребенка каких-либо конфликтов с одноклассниками, другими учениками или преподавателями. Узнайте, есть ли у него проблемы поведенческого характера.
  2. 2. Самое главное в решении проблемы прогулов – по- строение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните с откровенного разговора с ребенком о мотивах и причинах его поступков.
  3. 3. Если же ребенок не сознается или не может ответить на ваши вопросы, постарайтесь разузнать это у его ближайшего окружения, поговорить с учителями. Так вы сформируете свое представление, свой личный взгляд на причины прогулов.
  4. 4. После этого необходимо еще раз провести разговор с ребенком, но при этом выставляя свое мнение лишь как предположение, а не абсолютную уверенность. Есть вероятность, что вы окажетесь правы, а возможно, что ребе- нок, отрицая, назовет истинную причину.

kb02_2016-55

По какой бы причине ребенок не пропускал школу, родители должны выяснить все обстоятельства этого факта и постараться максимально открыто поговорить с прогульщиком. Никаких криков и угроз. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобную проблему.

Как не идти на контрольную

В школе практически каждую неделю бывают проверочные работы, контрольные или диктанты. Иногда о них заранее предупреждают, а иногда – нет. Если ты чувствуешь, что непременно получишь двойку, лучше прогулять урок. Дело в том, что учитель сначала проверит все работы и выставит оценки, затем назначит день для исправления двоек. В этот день он пригласит и тех, кто вообще не писал. Это даст тебе время для подготовки к контрольной.

Виды контрольных работ которые лучше прогулять

Если речь идёт о русском языке – смело прогуливай изложения, сочинения и диктанты. По математике, химии и физики можно прогулять контрольную на знание формул. Но только при условии, что к следующей попытке ты выучишь их наизусть, иначе за тобой потянется хвост академической задолженности. Знания по биологии, истории и географии чаще всего проверяются тестами. Тестирование лучше всего не прогуливать вообще, независимо от предмета. Всегда можно подсмотреть ответ на незнакомый вопрос у соседа по парте или вспомнить самому. Писать тест в одиночку – худшее, что может случиться с учеником.

Уважительные причины для прогула в школе

Главная причина, по которой без проблем отпускают с уроков – болезнь. Если ничего не болит по-настоящему, можно проявить актёрский талант и сымитировать. Вот несколько идей для тебя:

Другие способы прогулять уроки

  • Можно напроситься помогать кому-нибудь в школе, например библиотекарю. Когда спросят, почему тебя не было на уроке, можно с чистой совестью сказать правду, а библиотекарь подтвердит;
  • Опоздай на автобус, если ты ездишь издалека;
  • Вариант с запиской от родителей лучше всего не использовать. Сегодня все поддерживают связь по телефону или в мессенджерах, поэтому классный руководитель обязательно уточнит у твоих родителей, почему тебя не было на уроке;

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

ВложениеРазмер
progulshchiki_v_shkole.docx 336.29 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Жанна Алексеевна,

МОУ Речицкая СОШ

Внимание! Прогульщики в школе

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

Они связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению . Ребенок не понимает для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
  2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
  3. Пробелы в уровне подготовке , порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
  4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характер: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

Они вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

  1. Неправильная организация образовательного процесса , не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызов родителей в школу и неуспех на контрольных работах.
  2. Несформированность классного коллектива , ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
  3. Необъективность учительской оценки знаний , конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

Отношения в семье

Ведут к систематическим прогулам. Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что проблемы идут от семьи. Семейные отношения становятся основной причиной школьных прогулов. Она выделяет 4 типичные семейные проблемы, порождающие прогулы детей.

  • Не являются авторитетом для ребенка . Он не считается с их мнением, а те допускают вседозволенность и безнаказанность.
  • Не уделяют внимания ребенку , не оказывают помощи в решении школьных проблем. Ребенок воспринимает ситуацию как знак к тому, что его старания в обучении не интересуют родителей. Он ищет внимания на стороне.
  • Подавляют ребенка , предъявляют завышенные требования. Страх огорчить родных и не соответствовать ожиданиям ведет к прогулам.
  • Слишком опекают ребенка . При малейшей жалобе на недомогание ребенка оставляют дома, потакают капризам, оправдывают пропуски перед учителями. Позже, прогуливая школу, ребенок знает, что родители пожалеют, прикроют и не накажут.

Почему прогулы вредят

Во время, отведенное на учебные занятия, ребенка нет в школе. Где, с кем и как он проводит время – в лучшем случае, дома, один и бесцельно. В худшем – в подворотне, плохой компании и с вредными последствиями.

Систематические прогулы школы порождают:

  • отставание в освоении школьной программы;
  • негативную репутацию ученика перед администрацией школы, учителями, одноклассниками;
  • вредные привычки – курение, алкоголизм, токсикоманию, игроманию, наркоманию;
  • отрицательные черты личности – хитрость, ложь;
  • несчастные случаи, жертвами которых становятся прогульщики;
  • ранние беспорядочные половые отношения;
  • совершение правонарушений.

Если ребенок обманывает

Если в семье между взрослыми и детьми нет доверия, то ребенок скрывает факты прогулов и обманывает. Чем позже родители узнают о пропусках, тем сложнее разрешить ситуацию. Есть признаки в поведении, которые должны насторожить родителей:

  • частые отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
  • нежелание выполнять уроки, откладывание заданий до вечера;
  • постоянные жалобы на недосыпание, головные боли, просьбы остаться дома;
  • вредные привычки, новые неблагонадежные друзья;
  • негативная реакция на вопросы об успеваемости и школьной жизни;
  • безразличие к внешнему виду перед школой, плохое настроение;
  • замкнутость, нежелание обсуждать с родителями свои проблемы.

Что могут сделать родители

Если родителям небезразлична судьба сына или дочери, они должны найти способ разрешения ситуации. Действия взрослых не должны иметь одноразовый характер, эффективен лишь комплекс мер – сочетание ограничения и поощрения, строгости и доброты. На этом строили свои педагогические идеи известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

Конкретные шаги зависят от причин прогулов:

  1. Универсальный первый шаг – откровенный, доверительный, терпеливый разговор с ребенком, направленный на выяснение проблем, порождающих прогулы. Разговаривать надо постоянно, учиться слушать ребенка и слышать его боль, проблемы, потребности, какими бы простыми и наивными они не покажутся.
  2. Беседа с администрацией школы, учителями, одноклассниками, друзьями. Тон беседы – конструктивный, без скандала, высоких интонаций, взаимных претензий и критики. Цель – увидеть ситуацию с другой стороны, найти совместное решение.
  3. Если проблема в отставании и пробелах знаний – обратиться к репетиторам, предложить посещение дополнительных занятий в школе, оказать личную помощь в освоении предмета.
  4. Проблема в неуверенности и страхах ребенка – для повышения самооценки предложить записаться в кружок, секцию, уделить внимание совместному семейному досугу.
  5. Конфликты с одноклассниками и педагогами – привлечение личного жизненного опыта, помощь психолога. В отдельных случаях – альтернативный вид обучения, дистанционное или свободное, перевод в другой класс или школу.
  6. Если причины прогулов в компьютерной и игровой зависимости, эффективно воспитание ответственности и организованности через четкий график расписания дел, где на компьютер выделен ограниченный промежуток времени, при условии выполнения домашних обязанностей, уроков.
  7. Если причины прогулов вызваны неблагополучием в семье, прогулы могут рассматриваться как протест. Надо наладить семейную жизнь и дать ребенку возможность учиться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по развитию памяти и внимания обучающихся коррекционных школ VII вида

В работе представлены разработки коррекционных занятий для учащихся 1-2 классов коррекционной школы VII вида.


Статья "Научно-практические аспекты инклюзивного воспитания в процессе реализации проблемы формирования нравственных качеств у детей, требующих особого педагогического внимания в специальной школе-интернате"

Статья для конференции по инклюзивному образованию . Опубликована в научно-методическом сборнике.


Откровения прогульщика

Откровения прогульщика(стих на "День Учителя")Вчера хотел придти я на урок,Но злые силы все же помешали.То по будильнику с кровати встать не смог,Потом как будто мною управляли.Проснулся - вроде време.


Беседа "Внимание. Внимание? Внимание!"

Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание.


статья "Как удержать внимание учащихся начальной школы на уроке англ.яз.

Статья посвящена решению проблемы неустойчивости внимания учащихся на уроке.


Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н.

Рекомендации родителям по развитию внимания учащихся начальной школы

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешн.

Читайте также: