Социализация детей с тнр в школе

Обновлено: 05.07.2024

Образовательная среда как инструмент социализации учащихся
с тяжелыми нарушениями речи

Жукова Жанна Владимировна,
педагог-психолог, методист
ГБОУ школы №3 Санкт-Петербурга

Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья являются одними из приоритетных направлений развития Российской системы образования.

Процесс социализации является предметом исследования многих специалистов психологической науки.

Социализация (по Л.С.Выготскому) - процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.

В исследованиях К. Роджерса и А. Маслоу высказывается идея о том, что социализация представляет собой процесс самоактуализации.

Социализация как адаптация к социальной среде была рассмотрена в работах А.В. Мудрика, Н.Ф.Головановой, Т.А. Серебряковой.

В нашей школе учатся дети с тяжелыми нарушениями речи, которых отличает многообразие и сложность имеющихся речевых дефектов, у таких детей имеются определенные особенности протекания психического развития, обусловленные наличием органических нарушений ЦНС, которые, как правило, сопровождаются общей соматической ослабленностью.

У каждого второго первоклассника в анамнезе стоят диагнозы: ММД, пренатальная энцефалопатия, нарушение мозгового кровообращения, и соответственно учет у невропатолога. Эти нарушения лежат в основе речевого недоразвития, провоцируют задержку психомоторного развития, являются причиной несбалансированности протекания основных нервно-психических процессов, которые лежат в основе обучения.

Дети с различными нарушениями развития характеризуются той или иной степенью инфантилизма: незрелостью эмоциональной и волевой сфер, недостаточной самостоятельностью, неумением преодолевать трудности и ориентироваться в жизненных ситуациях, нереализованной потребностью в признании и самоутверждении.

Помимо образовательных задач важнейшей целью школы является преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии существенно затруднена вследствие ограничений, которые накладываются первичным дефектом, провоцирующим появление вторичных и третичных.

В трудах отечественных психологов полноценная речевая деятельность и общение рассматриваются как важнейший фактор социализации, как предпосылка становления социальных форм поведения и взаимоотношений с окружающими.

Вследствие этого, механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности.

В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении культуры и образцов поведения в обществе. Отмечается ряд специфических особенностей социального поведения:

• речевые контакты, включенные в деятельность, сводятся к минимуму;

• практическая деятельность и поведение ребенка остаются непосредственными, невербальными;

• обнаруживается низкий уровень эмоциональной эмпатии;

• у них затруднено взаимодействие с социальной средой;

• снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения;

• учащиеся с ТНР испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении.

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают особые трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, обусловленные недостаточностью как языковых средств, так и коммуникативных умений и навыков.

Гармонизация развития личности ребенка с речевой патологией, обеспечение педагогических условий его социализации в школьном возрасте - одна из приоритетных задач специальной коррекционной школы.

Успешность обучения и социализации учащихся с т.н.р. во многом зависит от выбора современных методов и приемов обучения, создания в школе оптимальных условий (среды) для обучения и воспитания учащихся с т.н.р., их социализации и индивидуализации.

Решение данной проблемы было найдено в построении в школе творческой личностно ориентированной образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных умений в процессе продуктивной творческой деятельности.

Развитие и становление личности происходит благополучно, если удовлетворяются ее базовые потребности.

Опираясь на теорию потребностей А. Маслоу, школа может обеспечить потребности субъектов образовательного процесса следующим образом: физиологические потребности могут быть обеспечены здоровьесберегающей средой, потребность в безопасности – психологически безопасной средой, потребности в эмоциональных контактах, в самоуважении и самоактуализации могут быть реализованы в творческой среде.

В условиях школы образовательную среду можно рассматривать как систему специально организованных психолого-педагогических условий развития личности ученика.[3]

В структуре образовательной среды выделяют три основных компонента: социально-психологический (система отношений между субъектами образовательного процесса); технологический (используемые в образовательном процессе педагогические технологии); предметно-пространственный (фактически, это возможности материально-технической базы школы).[1, 2]

Развитию этих компонентов среды и уделено особое внимание в работе школы.

Предметно-пространственнаясоставляющая среды – ее материально-техническая база постоянно обновляется и совершенствуется.

Технологический компонент среды– применяемые личностно ориентированные педагогические технологии, такие как проектная и исследовательская деятельность, театрализации и др. стали активно вводится в образовательный процесс. Преимуществом используемых нами технологий является их продуктивный характер, создание особой мотивации на исследование, поиск решения, развитие аналитического и критического мышления, направленность на самостоятельное овладение знаниями. Данные технологии предполагают субъект-субъектные отношения, большее равноправие и свободу выбора для ученика.

Социально-психологический компонент среды– система отношений между субъектами образовательного процесса - выстраивается в процессе творческого сотрудничества при работе над проектами. Для создания творческой образовательной среды в нашей школе особое внимание стало уделяться помимо активно используемых игровых технологий таким личностно-ориентированным педагогическим технологиям как метод проектов, урокам-исследованиям, театрализациям, позволяющим охватить большинство видов творческой деятельности учащихся, постепенно расширяя сферы социализации учащихся и активизируя процессы индивидуализации.

В процессе творческой деятельности разрушались барьеры общения сначала с одноклассниками, затем и с другими людьми, классы стали более сплоченными, учебная мотивация выросла. Учащиеся с т.н.р. перестали бояться конкурировать с учащимися общеобразовательных школ, стали принимать участие в различных внешкольных творческих конкурсах и проектах, которые связаны с речевой деятельностью.

Педагоги отмечают, что учащиеся, которые на протяжении 2-3 лет принимали активное участие в проектной деятельности, психологически более открытые, активные, умеющие сотрудничать.

Конечно, уровень достижений учащихся с речевой патологией не может сравниться с достижениями нормально развивающихся сверстников, однако переходит качественно на другой, более высокий уровень.

Таким образом, формирование творческой личностно ориентированной образовательной среды способствует реализации эффективного образования и социализации учащихся с т.н.р.

1. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика [Текст]/В.И.Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

2. Педагогическая психология [Текст]/ Коллектив авт. Под ред. А. Орлова, Л.Регуш.- СПб.: ПитерПресс, 2008.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. [Текст]/В.А.Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Речь является одним из важнейших приобретений в жизни человека. Приобретений в том смысле, потому что она не дана нам от рождения. По мере взросления ребенка он обучается навыкам речи, но этот процесс может проходить с определенными сложностями, в результате чего у ребенка развиваются различные нарушения речи.

Проблема в том, что у детей с речевыми нарушениями могут возникнуть сложности с коммуникацией и отношениями со своими сверстниками. Дети далеко не так терпеливы к различным речевым дефектам, как взрослые, поэтому достаточно часто ребенок, который заикается, неправильно выговаривает какие-то звуки или имеет другие проблемы с речью, становится объектом насмешек со стороны других детей.

Социализация детей с нарушениями речи крайне важна, ведь от того, будет ли ребенок чувствовать себя полноценной частью социума или нет, зависит комплексное развитие его личности, способность адаптироваться к окружающим его условиям.

Социализация – это усвоение индивидом социальных норм. Это сложный процесс, в ходе которого происходит адаптация к окружающей социально-культурной среде. От успешности социализации напрямую зависит, сможет ли ребенок полностью реализовать свой потенциал в зрелом возрасте.

Специфика проблемы

В современном социально-культурном пространстве ребенку, чтобы легко адаптироваться к окружающей действительности, важно владеть коммуникативными навыками.

Качество общения между ребенком и взрослым также снижается. Объясняется это определенными социальными условиями, занятостью родителей на работе, что приводит к недостатку внимания со стороны взрослых по отношению к ребенку. В таких условиях легко не заметить те серьезные сложности, которые испытывает ребенок при общении с окружающими.

Коммуникация и отношения с другими людьми начинают развиваться с раннего возраста. Примерно с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – это сверстник. Именно потребность в общении с ним является одной из основных потребностей в дошкольном возрасте. В диалоге со сверстниками дети получают неоценимый опыт коммуникации, учатся говорить связно, понятно, задавать вопросы, отвечать, аргументировать свои высказывания и т.д.

На момент поступления в школу примерно 1/3 всех детей имеет определенные речевые нарушения разной этиологии и степени выраженности, что негативно сказывается на их социализации. Отмечаются не только различные дефекты речи, но и сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей.

Для детей с речевыми нарушениями характерно:

  • недостаток или полное отсутствие инициативы в общении;
  • более пассивная роль в общении и поведении;
  • проблемы со сглаживанием конфликтных ситуаций;
  • отсутствие речевых способов выражения своих мыслей и внутреннего состояния.

Задачей современного учителя-логопеда является помощь детям-логопатам не только в преодолении речевых нарушений, но и в их социализации, чтобы ребенок мог найти себя в будущем, был самостоятельным, уверенным в себе человеком.

Проблемы со звукопроизношением отрицательно сказываются не только на развитии речи, но и накладывают сильный отпечаток на личность ребенка. Если же нарушение сильное, то это может привести к серьезным изменениям характера ребенка: он может замкнуться в себе, перестать общаться или вообще говорить.

Особенности социализации детей с речевыми нарушениями

У детей с нарушениями речи снижена активность во всех сферах деятельности, у них не сформированы коммуникативные способности. Наблюдается нарушение познавательной деятельности из-за дефицита общения с окружающими людьми.

Работа по социализации ведется в следующих направлениях:

  • Сотрудничество с семьей. Оно предполагает мониторинг семьи, вовлечение родителей в образовательную деятельность, а также консультирование и поддержку.
  • Логопедические занятия с ребенком, направленные на устранение дефектов речи.
  • Расширение круга общения.

Одной из форм социализации ребенка выступает игра. Это не какое-то развлечение, а специальный метод, позволяющий вовлечь детей в творческий процесс, эффективный способ стимулирования их активности. Игра – это своеобразная школа социальных отношений, где моделируются различные формы поведения.

На практике применяются различные игры, которые способствуют формированию коммуникативных навыков, чувства сплоченности и единства. Эти занятия дают ребенку почувствовать себя частью группы, что очень важно в его социализации.

Для развития навыков общения у детей используются:

  • Различные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, инсценировки, подвижные и т.д.).
  • Словесные поручения. К примеру, ребенку нужно попросить тряпку для мытья у помощника воспитателя и отчитаться о выполнении.
  • Организация проблемно-речевых ситуаций. Они различны: ребенок только что пришел в новую группу – нужно рассказать о себе, два мальчика поссорились – нужно помирить их и т.д.
  • Чтение литературных произведений. Выбирать их нужно на основании возраста детей.
  • Организация совместной деятельности. Совместное украшение комнаты к какому-то празднику, участие всех детей в инсценировках сказок и т.д.
  • Коллективные разговоры. Темы бесед могут быть различны, но они должны быть понятны детям, чтобы они могли высказывать свои мысли по тому или иному поводу.

Коррекция речевых нарушений как основной способ социализации

Чтобы ребенок-логопат смог стать полноценной частью детского коллектива, мог свободно и без внутреннего стеснения использовать свои коммуникативные навыки, должна проводиться логопедическая коррекция речевых нарушений. Если не будет устранен дефект речи, то никакие действия, направленные на социализацию, не могут быть эффективными.

При коррекции нарушений речи важно:

  • мотивировать ребенка на преодоление речевого дефекта;
  • проводить коррекцию звукопроизношения;
  • развивать фонематический синтез и анализ;
  • использовать лексико-грамматические упражнения;
  • развивать мелкую моторику, связную речь и т.д.

В процессе коррекции нужно восполнять пробелы в формировании словарного запаса и развитии грамматического строя речи. Логопеду нужно проводить полноценную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей детей. Для этого используются специальные задания, которые построены на вербальном и невербальном материале.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социализация детей с нарушением речи в условиях

современного образовательного процесса

Российская модель современного образования базируется на позициях

Л.С. Выготского, который воспринимал личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития Российской системы образования.

В настоящее время контингент посещающих ДОУ достаточно разнообразен по уровню речевого развития. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации.

За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие, общее недоразвитие речи –IIIуровня, фонетические дефекты, обусловленные стертой дизартрией. А поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма (Р.Е.Левина, Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев), следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дисграфии и дислексии, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.[2]

Во многих учреждениях также наблюдается увеличение количества детей, поступающих в первый класс с речевыми нарушениями.

В начале учебного года все обучающиеся начальной школы проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы. С учетом специфики речевого нарушения разрабатывается планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий по группам и индивидуально.

Но решая проблемы нарушения в развитии устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей данной категории в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутриличностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость); в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемости детей.

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории младших школьников.

В нашем учреждении в последние годы сформировалась целостная система педагогического сопровождения детей с нарушением речи в общеобразовательную среду. В процессе работы решаются основные логопедические задачи:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся.

Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Используются методы, направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов, эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний), формирование адекватной самооценки.

Одним из ведущих направлений в работе учителя - логопеда является просвещение родителей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей. Менее ответственных родителей такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам ребенка.

Главный педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе. В настоящий момент сформировалась и действует система взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями. Мною разработаны комплексы упражнений, которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. Такие упражнения подходят как для фронтальных, так и индивидуальных логопедических коррекционно-развивающих занятий. Педагоги используют их на различных этапах непрерывно-образовательной деятельности, применяют при организации динамических пауз и физминуток.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:

- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы (исключается дублирование занятий логопеда);

- активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных возможностей детей с нарушением речевого развития в досуговой деятельности;

- осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных способов социального взаимодействия.

Воспитателем группы применяются методы педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речевого развития, направленные на активизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей, специфика которых негативно отражается на процессе адаптации данной категории детей.

Одним из основных приемов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей в коллективную деятельность.

Воспитатель ежедневно планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное от занятий время, таким детям предлагаются индивидуальные карточки по развитию речи и сопутствующие к ним инструкции. Так же детям предлагаются настольные игры и познавательные папки дидактического характера. Дети их любят, так как содержат яркий иллюстративный ряд и доступный материал познавательного характера.

Я считаем, что в ходе такого педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.


Ключевые слова: социализация, социальное развитие, семья, окружающий мир, сверстники, речь, общение, младшие школьники

Key words: socialization, social development, family, surrounding world, peers, speech, communication, younger schoolchildren

Школа уже на протяжении длительного исторического времени является ведущим фактором социализации личности. Выявление особенностей социализации учащихся с ТНР является актуальной задачей для организации эффективного педагогического содействия их личностному развитию, разработки педагогических условий преодоления трудностей социализации в условиях образовательного учреждения. Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей социального развития учащегося младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, отмечается, что эффективность логопедической коррекции и социального развития учащегося в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими.

Социализация — процесс двусторонний: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, к которым он принадлежит, а с другой — активно привлекается к системе социальных связей и приобретает социальный опыт. Процесс социализации человека разворачивается по возрастным стадиям, каждая из которых характеризуется формированием определенной группы личностных качеств и ценностных установок, развитием конкретных психических новообразований личности и, соответственно, характером восприятия внешних воздействий. В частности, по А. В. Петровским, дорога к зрелости проходит микрофазы: детства (адаптация личности); отрочества (социализация ребенка через самоидентификацию личности); юности, которая ведет к интеграции личности в обществе [7].

Анализ научных подходов к определению проблем социализации учащихся с нарушением речи позволил выделить, что в структурном плане социализация детей с ТНР является системным образованием и включает в себя такие аспекты, как: способность к самооценке, самовыражения; способность к взаимооценки партнерами друг друга; адекватность форм сотрудничества и взаимодействия в различных ситуациях.

Социальное развитие учащихся оказывает влияние на деятельность, общение и самосознание личности. Развитие социального поведения прослеживается в деятельности каждого ребенка школьного возраста. Вследствие ограниченных возможностей развития детей с ТНР школьного возраста И. С. Зайцев [4] отмечает ряд специфических особенностей развития социального поведения, проявляющихся в несвоевременности и фрагментарности развития, что необходимо учитывать в работе с учащемся с ТНР.

Занимающиеся проблемами развития и воспитания учащихся c ТНР, отмечают, что у обучающихся с нормально развивающейся речью умения и навыки социального реагирования формируются последовательно на основе приспособлением их поведения к потребностям общения с окружающими, а у детей с нарушениями речи они в нужном объеме и качестве спонтанно не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки. Поэтому необходимо определенное воздействие, которое будет являться процессом направленного формирования социального развития.

В сложном комплексе нарушений развития при тяжелых нарушениях речи отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики речевого нарушения социальное развитие учащихся должным образом не формируется. Для учащихся с тяжелым недоразвитием речи характерно следующее: недостаточная общительность; неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи; снижение подражательной деятельности, самостоятельности; низкий уровень сформированности навыков самообслуживания; неустойчивость внимания; повышенная психическая истощаемость, утомляемость; нарушения поведения.

Особый этап социального становления и развития ценностно-смысловой сферы ребенка начинается с ее приходом в школу. Психологи и педагоги рассматривают начальный период школьного обучения, как наиболее важный для развития таких социальных качеств, как трудолюбие, работоспособность, чувство долга и ответственности. Если школьная социализация проходит успешно, то у ребенка развивается уверенность в собственных силах и стремление к достижению успеха, сопровождающееся адекватной самооценкой. В начальной школе ребенок занимает социальную позицию в системе формальных и неформальных отношений среди сверстников. Постепенно формируется собственный, относительно устойчив социометрический статус, который впоследствии может быть перенесен и в другие социальные группы. Нужно отметить, что именно в младшем школьном возрасте формируются также волевые механизмы регуляции общественного поведения — этот период является сенситивным для развития свободы. Для успешного социального развития важно также, чтобы ребенок смог достичь успеха в какой-либо деятельности.

Взаимозависимость и взаимообусловленность процессов социализации и воспитания раскрывается, прежде всего, за счет включения учащихся с ТНР в различные виды социальных отношений, формы жизненной деятельности, а также формирования сознания. Важно также направление усилий личности на познание самого себя, применения внутренних резервов. Процессы социального становления и развития ценностно-смысловой сферы личности должны носить прогнозируемый характер; их основой должна стать совместная деятельность семьи, школы, других социальных институтов в создании образовательного социализирующую пространства.

Таким образом, условием успешности социализации выступает полноценное общение учащихся с окружающими людьми, требующее от него владение языковыми средствами, коммуникативными навыками как обязательными компонентами социального взаимодействия. В свою очередь, затруднения социального характера могут препятствовать успешной компенсации и коррекции речевого дефекта, как в период накопления языковых средств, так и в процессе их продуцирования в межличностном взаимодействии. Процесс социализации учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального образовательного учреждения будет успешнее, если будут созданы педагогические условия для социальной адаптации; если работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей таких детей; если использовать специально подобранные методы и приёмы формирования личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): тяжелое нарушение речи, социальное развитие учащихся, адекватная самооценка, образовательное учреждение, социальное поведение, социальное развитие, социальное становление, социальный опыт, школьный возраст, эмоционально-волевая сфера.

Читайте также: