История школьного самоуправления тест

Обновлено: 02.07.2024

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования, способствующих развитию школьного самоуправления.

16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению “Основные принципы единой трудовой школы”, в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. “Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы.”. На рубеже 20-30-х годов постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе” от 25 августа 1931 года наркомпросом союзных республик было предложено обеспечить осуществление единоначалия в управлении школой. Согласно новому Уставу советской политехнической школы (1933 г.). Школьный совет стал совещательным органом. В основе лежала идея коллективных творческих дел.

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Сегодня ключевая проблема - сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в деловое общение со взрослыми на равноправной основе. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, отстаивать свои права и интересы в школе. Принцип самодеятельности и инициативы в работе с учащимися нередко игнорируется. К сожалению, самоуправление остается привилегией лишь отдельных школьников. При этом забывается, что оно не только средство, но и результат воспитания. На протяжении десятилетий в педагогике использовался опыт и идеи С. Т. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова. Внедрялись на практике производные от стройных моделей самоуправления, разработанных этими педагогами. Перед организаторами воспитательного процесса современной школы встает вопрос - какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, а что оставить в работе, что взять за основу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое местное самоуправление? Вопрос №1

Что такое местное самоуправление? Вопрос №1

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Россий.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, решение вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление:

Какие вопросы может и решает местное самоуправление? Вопрос №2

Какие вопросы может и решает местное самоуправление? Вопрос №2

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исп.

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; 6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения. Вопросы местного значения

Как назывался первый орган самоуправления на Руси? Вопрос №3

Как назывался первый орган самоуправления на Руси? Вопрос №3

Первым органом самоуправления было вече. Такая форма власти существовала в Но.

Первым органом самоуправления было вече. Такая форма власти существовала в Новгороде, Пскове.

В каком году и кем были введены органы местного самоуправления? Вопрос № 4

В каком году и кем были введены органы местного самоуправления? Вопрос № 4

Органы самоуправления были введены 21 апреля 1785г , Екатериной II Органы сам.

Органы самоуправления были введены 21 апреля 1785г , Екатериной II Органы самоуправления

Как назывался документ , положивший начало формированию органов самоуправлени.

Как назывался документ , положивший начало формированию органов самоуправления в России? Вопрос №5

Документ, положивший начало формированию органов самоуправления в России, наз.

Кто из императоров подписал указ о том, что в России вводилось «Положение о г.

Указ был подписан Александром II в 1864 году.

Указ был подписан Александром II в 1864 году.

Кто из императоров провел городскую реформу: были созданы местные органы упра.

Кто из императоров провел городскую реформу: были созданы местные органы управления в городах России? Вопрос № 8

Городская реформа была проведена Александром II вслед за земской реформой в 1.

Городская реформа была проведена Александром II вслед за земской реформой в 1870 году.

Какой круг вопросов решали земские учреждения? Вопрос №9

Какой круг вопросов решали земские учреждения? Вопрос №9

В круг ведения земств, в частности, входили вопросы: народное образование, ор.

В круг ведения земств, в частности, входили вопросы: народное образование, организация здравоохранения, устройство и поддержание земских дорог, земская почта, статистический учет, попечение о местной торговле и промышленности, борьба с падежом скота и вредителями сельского хозяйства, агрономическая помощь, страхование земского имущества, заведование благотворительными и лечебными учреждениями. На всех этих направлениях, особенно в организации народного просвещения, профессионального образования, народной медицины, ветеринарии, статистики, земства добились значительных успехов. Вопросы, которые решали земства

Назовите земские исполнительные органы в царской России. Вопрос 10

Назовите земские исполнительные органы в царской России. Вопрос 10

На какие основные типы подразделяются все муниципальные образования Российско.

На какие основные типы подразделяются все муниципальные образования Российской Федерации? Вопрос №11

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципальн.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района Муниципальный район — соответствует прежнему району Городское поселение или Сельское поселение — входит в муниципальный район города, поселки, деревни, сёла, межселенные территории В городах федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург) (всего 2) Классификация муниципальных образований:

Назовите точное наименование вашего муниципального образования . Вопрос №12

Назовите точное наименование вашего муниципального образования . Вопрос №12

Веселолопанское сельское поселение Сельское поселение

Веселолопанское сельское поселение Сельское поселение

Назовите Представительный орган власти в Веселолопанском сельском поселении.

Назовите Представительный орган власти в Веселолопанском сельском поселении. Вопрос №13

Земское собрание Веселолопанского сельского поселения. Представительный орган.

Земское собрание Веселолопанского сельского поселения. Представительный орган власти

Краткое описание документа:

21 апреля в России День местного самоуправления. В этот день уместно организовать мероприятия по пропаганде знаний истории российского самоуправления.

Учащиеся 8 класса к этому времени знакомы с историей правления Екатерины Второй, Александра Второго. Вопросы викторины помогут в игровой форме повторить и закрепить полученные знания.

В презентации помещены и ответы, которые помогают самим учащимся сравнивать свой ответ и выносить оценку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3

ГЛАВА I

ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялось человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы гуманистической педагогики Витторино да-Фельтре и идеи Томаса Мора и др.

Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.

Несомненный интерес представляют братские школы на Украине. В уставе Львовской братской школы 1586 г. наряду с правами и обязанностями учителя содержатся требования по организации детей.

ГЛАВА II

ИСТОРИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И СССР

Безусловным является то, что идеи, высказанные известными гуманистами Европы периода Возрождения, Реформации и Просвещения, существенно повлияли на философские и идеологические позиции многих общественных и государственных институтов в России, в том числе и церкви. К середине XIX века в России уже сформировалась собственная философская школа, широко апеллирующая к великим философам, придерживающимся гуманистических взглядов.

К проблемам воспитания и обучения в пореформенный период обращались многие российские мыслители, но, пожалуй, самое большое влияние на общественность оказали труды К.Ушинского. Он не был во всем приверженцем гуманистических идей, оставаясь глубоко религиозным человеком, но во главу своих исследований поставил глубокий синтез знаний о человеке.

Педагогические взгляды К.Ушинского можно систематизировать следующим образом:

Послеоктябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного самоуправления.

16 октября1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению “Основные принципы единой трудовой школы”, в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. “Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы.” Деятельность органов самоуправления в общеобразовательной школе России регламентировалась утвержденном ВЦИК РСФСР 30 сентября 1918 г. “Положением о единой трудовой школе, Советом народных комиссаров РСФСР 18декабря 1923 г., Уставом единой трудовой школы, принятым Наркомпросом РСФСР документами – Положением об организациях учащихся в школах второй ступени (1921 г.), тезисами о самоуправлении (1923 г.).

В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения, учащихся(общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

По “Положению о единой трудовой школе” школьный совет являлся ответственным органом школьного самоуправления. Принятие этих документов предоставила простор мыслям великих русских педагогов.

Очень активно в педагогический поиск включились многие известные российские педагоги и психологи. Среди них можно назвать таких, как А.Бакушинский, П.Блонский, Л.Выготский, А.Макаренко, А.Пинкевич, С.Шацкий и др. По их инициативе в эти годы в Москве были созданы Академия социального воспитания (1919 г.), научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922 г.), методов внешкольной работы (1923 г.),научной педагогики при 2-м МГУ (1926 г.), в Ленинграде — Институт научной педагогики (1924 г.).

Революция октября 1917 года и победа советской системы власти на территории всей России вначале 20-х годов привели к тому, что социалистические подходы остались единственно возможными в организации образовательной работы в советской школе. Либеральные подходы к организации системы образования в России были забыты на долгие семьдесят лет.

Система самоуправления коммуны содержалась в “Конституции страны ФЭД”. В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание.

В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода.

На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в “конституции”.

В истории российской педагогики советского периода особого внимания требует педагогическая деятельность И.Иванова и поднятая его опытом (Коммуна юных фрунзенцев, Коммуна им. А.Макаренко) волна коммунарского движения, возникшая в60-х годах XX века. В основе коммунарского движения лежала идея коллективных творческих дел, которая привела к возникновению неформальных коллективов (коммунарских клубов), члены которых в той или иной мере являлись последователями педагогической методики И.Иванова. Эта методика в педагогической литературе известна под разными наименованиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, орлятская методика и пр.

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления. С 1996 г. образовательные учреждения руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития.

Моду можно купить. Стиль необходимо иметь. Эдна Вулмен Чейз
ещё >>

Нажмите, чтобы узнать подробности

в ходе игры ученика предстоит ответть на вопросы по истори МСУ, полномочиях органов МСУ, его роли в жизни общества.

Участники делятся на команды. Необходимо также наличие жюри для подсчета баллов.

Задания для команд

1. БЛИЦ- Тест

1. Под местным самоуправлением понимается:

а) самостоятельность населения в решении определенных вопросов

б) самостоятельная деятельность, совершаемая под свою ответственность

в) решение местных вопросов

г) все перечисленное

2. К формам осуществления местного самоуправления относятся:

г) все перечисленное

3. Структура органов местного самоуправления определяется:

а) органами государственной власти субъекта

б) самостоятельно населением

в) населением совместно с органами государственной власти

г) нет верного ответа

4. К ведению местного самоуправления не относится:

а) организация транспортного обслуживания

б) регулирование планировки территории

в) формирование местного бюджета

г) принятие региональных программ развития

5. Наличие каких органов местного самоуправления является обязательным?

Александр II г. создает в России - ________________ - всесословные органы местного самоуправления.

В ____ главе ныне действующей Конституции Российской Федерации устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления.

3. Распределить полномочия органов МСУ на 3 группы: Администрация городского округа, Совет депутатов, Глава городского округа

1) принятие Устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений

7) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

20) принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

12) принятие решения об удалении главы городского округа в отставку.

2) представляет Озерский городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Озерского городского округа;

3) вносит на рассмотрение Собрания депутатов проект бюджета городского округа, а также отчет о его исполнении;

10) осуществляет руководство территориальной обороной, гражданской обороной на территории городского округа в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством;

15) обеспечивает в установленном порядке организацию и проведение местных референдумов, обсуждение гражданами важнейших решений органов государственной власти и органов местного самоуправления городского округа;

13) организует комплексное экономическое и социальное развитие городского округа и обеспечивает исполнение бюджета городского округа, управление и распоряжение муниципальной собственностью

4) составляет проект бюджета городского округа, исполняет бюджет городского округа, составляет отчет об исполнении бюджета городского округа;

6) назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, применяет к ним меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности;

11) организует в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

8) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

5) представительный орган власти

17) высшее должностное лицо

19) исполнительно-распорядительный орган власти

4. Предположим, инициативная группа выступила с предложением ликвидировать органы местного самоуправления, ведь они не входя в систему государственной власти, а значит, их деятельность и решения бесполезны. Вы приглашены выступить на митинге в защиту МСУ. Подготовьте аргументы, которые докажут пользу местного самоуправления для общества

Читайте также: