Обязанности военрука в школе
Обновлено: 02.07.2024
– А теперь домашнее задание: в свободное от учёбы время попробуйте создать отряд тимуровцев, выберите командира. И самое главное – подумайте, какие добрые дела вы можете совершить, – так заканчивается один из уроков в СШ № 59.
В этом учебном году в учреждениях образования снова появились военруки. Чему хотелось бы научить современных детей? Кто такой настоящий человек? Об этом поговорили с руководителем военно-патриотического воспитания средней школы № 59 Дмитрием УКЛЕЙКО.
К своим обязанностям Дмитрий Николаевич приступил 15 сентября, так что его в прямом смысле слова можно назвать молодым наставником, который не только учит, но и учится сам. До этого он долгое время служил в органах пограничной службы. С последней занимаемой должности – помощник командира Гомельской пограничной группы по работе со СМИ – ушёл в звании подполковника.
– Чему бы вам хотелось научить ребят?
– Умению критически оценивать те события, которые нам преподносятся. Это первое и самое важное. У детей сейчас клиповое мышление. Увидели какую-то картинку, краткий комментарий – и слепо этому верят. Хочется научить детей, особенно тех, кто постарше, сопоставлять события и логически приходить к какому-то выводу, думать. И это касается всего. Даже рекламы, которая постоянно выскакивает в интернете. Если раньше продукт был хороший, но в некрасивой обёртке, то сейчас продукт плохой, но в красивой обёртке.
Ещё я бы хотел вырастить патриотов своей страны. Дети должны понимать, что Беларусь – это наша Родина, которую нужно ценить и любить.
И, возможно, через 10–15 лет, белорусский космонавт будет трудиться на какой-то союзной космической станции.
– В вашем понимании, кто такой патриот?
– Это человек, который любит свою Родину. Понимает, что такое Родина и с чего она начинается. А начинается она с картинки в букваре, со школы. Наверное, какие основы мы заложим в учреждении образования, с таким багажом дети и пойдут во взрослую жизнь. Сейчас многие говорят о гражданине мира. То есть о человеке успешном и востребованном везде, в любой точке земного шара. Но такой человек забывает о своих корнях. А этого допускать нельзя.
– Дмитрий Николаевич, вы сказали, что дети сейчас другие. Может, нужно искать какие-то новые нестандартные формы работы с ними?
– Мы ищем. Только что с четвероклассниками у нас был киноурок. В республике это совсем молодой проект, только набирает обороты. Сначала ребятам демонстрируется короткометражный фильм, а потом начинается обсуждение. Причём очень активное. У детей создаётся определённый эмоциональный фон, который затем нужно подкрепить какими-то действиями. Вот, к примеру, сегодня была тема волонтёрского движения. Дети не знают, кто такие тимуровцы, но знают, кто такие волонтёры. Да и вообще, каждый понимает, что значит сделать доброе дело. А после занятия они попробуют подкрепить полученные знания делом – создать свои волонтёрские отряды.
- Дети не знают, кто такие тимуровцы, но знают, кто такие волонтёры.Дмитрий Уклейко
С детьми нужно посещать музеи, места воинской славы. Эти формы тоже работают. Многие мои коллеги говорят, что школьников следует учить собирать-разбирать автомат. Я считаю, делать этого не стоит. Сначала нужно забраться к детям в душу, повлиять на их сознание, создать у ребёнка внутри добрый мир. Так мы воспитываем настоящих граждан. А рано или поздно эти граждане станут защитниками страны. Каждый на своём участке. Кто-то пойдёт служить, кто-то нет, но он будет патриотом на своём рабочем месте.
Понимаете, самое главное – развивать детей духовно. Должен быть внутренний стержень.
И учить нужно на наших примерах. Вот совсем недавно белорусским военным лётчикам майору Андрею Ничипорчику и лейтенанту Никите Куконенко посмертно были присвоены звания Героев Беларуси. Найдите в интернете хоть одного американского лётчика, который бы совершил такой подвиг. Виктор Оськин Новобелицу спас, отвёл бомбардировщик. На такое способны только наши люди.
Хочется, чтобы дети знали: подвигу есть место и в мирное время. Из последнего привожу пример Ромы Когодовского. Мальчик, сверстник учеников, которые приходят ко мне на занятия, действительно совершил подвиг.
– Педагоги часто говорят, их главная задача – вырастить настоящего человека. Какими качествами обладает такая личность?
Когда ребёнок работает в команде, он думает о других, переживает. И значит, будет переживать за всё. Думаю, такое переживание стимулирует развитие и критического мышления.
1.1.Должность: военный руководитель (далее офицер-воспитатель).
1.2.Офицер-воспитатель непосредственно подчиняется Командиру кадетской роты и получает от него приказы и распоряжения. .
1.3.Дополнительные распоряжения может получать от директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе соответствующей образовательной ступени, к которой относится его взвод.
1.4.Офицер-воспитатель является прямым начальником для всех кадет кадетских классов.
1.5.1. На должность офицера-воспитателя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование без предъявления требований к минимальному стажу работы по данной должности, имеющее военную подготовку.
2.1.Основными направлениями деятельности офицера-воспитателя являются:
- осуществление деятельности направленной на формирование всестороннего, полноценного развития учащихся, социализации и раскрытия творческих способностей;
- создание условий формирования общей культуры; организации содержательного досуга, а также взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- формирование у несовершеннолетних граждан основ для осознанного выбора служения Отечеству на гражданском и военном поприще, воспитание и обучение детей в интересах личности, общества и государства;
- осуществление непрерывного контроля за учащимися во время их нахождения на территории школы с целью обеспечения безопасных условий, охраны жизни и здоровья учащихся.
3.Должен знать
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии противопожарной защиты.
Основы педагогики, психологии, возрастной физиологии и гигиены, доврачебной медицинской помощи. Теорию и методику воспитательной работы.
Методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание образовательных программ, методику и организацию педагогической работы.
Программы и учебники, необходимые в процессе обучения.
Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов.
Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.
Осуществляет контроль деятельности кадет на занятиях дополнительного образования.
Организовывать ежедневное выполнение всех режимных моментов: приход и убытие кадет, осмотр; развод учебные занятия; поведение на переменах, в столовой занятия по интересам.
Проводит родительские собрания совместно с классным руководителем класса, организует индивидуальную работу с родителями.
Оповещать ежемесячно родителей или лиц, их замещающих о состоянии здоровья детей, уровни их успеваемости.
Контролирует посещаемость учебных занятий и оперативно принимает меры по предупреждению пропусков занятий, своевременно доводит до родителей и лиц, их замещающих, информацию о посещаемости кадетами учебных занятий.
Ведёт отчётную документацию по всем видам своей деятельности в учебном заведении.
Работать над совершенствованием развития детей в области культуры и здоровья.
Применять в своей работе игровые, соревновательные, спортивные формы работы и др., способствующие повышению интереса ребёнка.
Периодически, но не реже пяти раз в неделю, присутствовать на учебных занятиях, проводимых с кадетами класса, постоянно иметь полные данные об успеваемости кадет по всем изучаемым предметам.
Офицер-воспитатель осуществляет тесную связь с учителями-предметниками, работающими в классе, не менее 1 раза в неделю, составляет беседу с каждым преподавателем-предметником.
В строгом соответствии с Учебным планом и Программой, планировать и лично проводить с кадетами своего класса ежедневные занятия в системе дополнительного образования для кадетских классов и вести, в специальном журнале, ежедневный учёт этих занятий.
В соответствии с Учебным планом и Программой проводить с кадетами своего класса летние (зимние) военизированные сборы в детских оздоровительных лагерях (или иных местах, предусмотренных для этого).
При реализации любых программ способствовать росту самостоятельности и активности кадет, сохранению индивидуальности; командные формы работы не должны подменять сознательную дисциплину.
Постоянно совершенствовать физическую тренированность кадет, совместно с тренером, проводить с ними занятия по плаванию в бассейне и другие занятия по военно-прикладной физкультуре, предусмотренные Программой дополнительного образования для кадетских классов.
Обеспечивать выполнение требований безопасности, сохранение жизни и здоровья кадет на занятиях, стрельбах, учениях и походах, регулярно проводить с кадетами инструктажи по мерам безопасности.
Осуществлять строевую подготовку с личным составом своего класса, не реже одного раза в месяц проводить строевые смотры взвода.
Требовать и строго следить за соблюдением кадетами дисциплины и Правил внутреннего распорядка в кадетских классах, следить за внешним видом кадет, выполнением ими Правил ношения и сохранностью формы одежды.
Еженедельно подводить итоги учёбы и дисциплины в классе и докладывать по команде о проводимой работе и её результатах.
Вести учёт дисциплинарной практики в классе, иметь полные данные о взысканиях и поощрениях, наложенных на личный состав взвода, готовить представления командованию кадетских классов о поощрении и наказании кадет, докладывать по команде об их нуждах, а также о поощрениях и наложенных на них дисциплинарных взысканиях.
Планировать и организовывать работу с родителями кадет своего класса, вести учёт погашения родителями платы за дополнительные образовательные услуги (если такое имеется),принимать меры к своевременному её внесению. Вовлекать родителей в организацию внеурочной деятельности класса.
Организовывать дежурство кадет по классу, столовой. Организовывать ежедневно уборку помещений, закрепленных за классом. По мере необходимости, но не реже одного раза в неделю, убирать закрепленную территорию на улице. По общему плану организовывать работу класса во время генеральных уборок.
Отвечать за профилактику правонарушений, ежедневно проводить индивидуальную работу с кадетами, склонными к нарушению дисциплины;
Офицер-воспитатель всегда готов дать объективную характеристику классу, кадету.
Офицер-воспитатель, не реже одного раза в год, является организатором крупного внеклассного мероприятия общешкольного масштаба. При проведении общих мероприятий отвечает за готовность класса.
Проводить регулярную работу с органами самоуправления в классе.
Заполнять строго в указанный срок служебную документацию.
Иметь план-конспект проведения занятий с кадетами, план работы на день, месяц.
Не позднее 25 числа каждого месяца представлять план работы на следующий месяц.
Не позднее, чем за 15 дней до каникул, представить свой план работы с классом на каникулах.
Регулярно посещать планёрки, педсоветы и другие совещания.
Обеспечивает воспитательную работу с обучающимися в каникулярное время.
Не курить в присутствии кадет.
Повышать свой профессиональный уровень.
Работает с детьми в лагере, на сборах во время каникул.
Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.
Требовать от руководства Учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Присутствовать на любых уроках и мероприятиях проводимых учителями - предметниками, преподавателями дополнительного образования для кадетских классов (без права входить в класс во время урока).- организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
- проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
- осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
- осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
- координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
4.1.1.Осуществлять присмотр за вверенными ему кадетами, воспитанниками во время их обучения и воспитания в школе.
4.1.2.Совместно с классным руководителем организовывать в классе повседневную жизнь, обучение и воспитание кадет в строгом соответствии с Правилами внутреннего распорядка в кадетских классах и расписанием занятий.
4.1.3.Знать фамилию, имя, отчество и другие демографические данные на всех кадет класса, их родителей, успехи и недостатки каждого кадета в освоении общеобразовательных программ, их деловые и морально-психологические качества.
4.1.4.Постоянно проводить с кадетами индивидуальную работу по государственно- патриотическому, нравственному, правовому, эстетическому и физическому
воспитанию, поддерживать и соблюдать лучшие кадетские традиции, лично подбирать и представлять по команде кандидатуры кадет для назначения их на должности командиров отделений и заместителя командира взвода.
4.1.5.Заботиться о самочувствии и быте своих кадет, вникать в их нужды, регулярно присутствовать в столовой школы во время приёма пищи.
4.1.6.В случае если в период нахождения в школе кадет заболел, своевременно
отвести его в медицинский пункт и при необходимости вызвать или оповестить родителей ребёнка о состоянии его здоровья. Не отпускать ребёнка домой без разрешения медицинского работника и согласия родителя.
6. 1.1. Участвовать в управлении Учреждением в формах предусмотренных Уставом Учреждения.
6.1.2. Вносить на рассмотрение руководства Учреждения предложения, направленные на совершенствование организации труда, замечания по деятельности отдельных работников учреждения.
6.1.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие Правила внутреннего распорядка кадетских классов, в порядке, установленном локальными актами Учреждения.
6.1.9. Затребовать информацию у учителей и других работников Учреждения по вопросу организации учебно-воспитательного процесса вверенного ему класса.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Спустя десятилетия военруки в школах снова в строю. Руководители по военно-патриотическому воспитанию с 1 сентября приступили к своим обязанностям по взращиванию молодого поколения.
– Разобрать автомат несложно: для начала нужно снять обойму, затем – с предохранителя, сделать контрольный спуск. Далее выбивается шомпол и нужно выкрутить пламягаситель.
Конечно, чисто технические навыки – это далеко не полный перечень того, чему учатся школьники в военно-патриотическом клубе. Работа широка и разнопланова: включает сохранение исторической памяти, уход за мемориалами, над которыми школа взяла шефство, в частности памятник Скорбящей матери вблизи деревни Наумовичи, захоронение воинов, погибших в Первой мировой войне. Учащиеся часто ездят на тематические экскурсии, не остается в стороне и профориентационная работа.
– У нас на территории, где находится школа, много воинских частей: застава № 1 имени Героя Советского Союза В. М. Усова, застава № 2 имени Феодосия Кириченко, зенитный ракетный дивизион 1-го зенитного ракетного полка. Нам всегда военные помогают, вот и сегодня приехали пограничники со второй заставы. К тому же наша школа всегда принимает участие во всякого рода соревнованиях, посвященных военно-патриотической тематике, – рассказал руководитель по военно-патриотическому воспитанию Ратичской средней школы Мечислав Штабинский.
– Я командир отряда, – рассказывает пятиклассница Камилла Чекуть. – На мне больше – ответственность за отряд, командир должен отдавать распоряжения, сдавать рапорт… Мне нравится этим заниматься. Мы как будто служим по-настоящему. Спорт опять же у нас в почете.
Организовать занятия так, чтобы ребята спешили на них с охотой – дело не самое простое. Но у Мечислава Штабинского, видимо, есть свои секреты. Не зря он посвятил педагогической деятельности 40 лет жизни.
Педагоги Ратичской школы считают, что не так важно, чем будут заниматься их выпускники и какую профессию выберут. Важно, чтобы их дела были направлены на благо Родины. Этому и стараются научить.
Нормативная документация регламентирующая деятельность руководителя по военно патриотическому воспитанию.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Читайте также: