Обязанности военрука в школе

Обновлено: 02.07.2024

– А теперь домашнее задание: в свободное от учёбы время попробуйте создать отряд тимуровцев, выберите командира. И самое главное – подумайте, какие добрые дела вы можете совершить, – так заканчивается один из уроков в СШ № 59.

В этом учебном году в учреждениях образования снова появились военруки. Чему хотелось бы научить современных детей? Кто такой настоящий человек? Об этом поговорили с руководителем военно-патриотического воспитания средней школы № 59 Дмитрием УКЛЕЙКО.

К своим обязанностям Дмитрий Николаевич приступил 15 сентября, так что его в прямом смысле слова можно назвать молодым наставником, который не только учит, но и учится сам. До этого он долгое время служил в органах пограничной службы. С последней занимаемой должности – помощник командира Гомельской пограничной группы по работе со СМИ – ушёл в звании подполковника.

– Чему бы вам хотелось научить ребят?

– Умению критически оценивать те события, которые нам преподносятся. Это первое и самое важное. У детей сейчас клиповое мышление. Увидели какую-то картинку, краткий комментарий – и слепо этому верят. Хочется научить детей, особенно тех, кто постарше, сопоставлять события и логически приходить к какому-то выводу, думать. И это касается всего. Даже рекламы, которая постоянно выскакивает в интернете. Если раньше продукт был хороший, но в некрасивой обёртке, то сейчас продукт плохой, но в красивой обёртке.

Ещё я бы хотел вырастить патриотов своей страны. Дети должны понимать, что Беларусь – это наша Родина, которую нужно ценить и любить.

И, возможно, через 10–15 лет, белорусский космонавт будет трудиться на какой-то союзной космической станции.

– В вашем понимании, кто такой патриот?

– Это человек, который любит свою Родину. Понимает, что такое Родина и с чего она начинается. А начинается она с картинки в букваре, со школы. Наверное, какие основы мы заложим в учреждении образования, с таким багажом дети и пойдут во взрослую жизнь. Сейчас многие говорят о гражданине мира. То есть о человеке успешном и востребованном везде, в любой точке земного шара. Но такой человек забывает о своих корнях. А этого допускать нельзя.

– Дмитрий Николаевич, вы сказали, что дети сейчас другие. Может, нужно искать какие-то новые нестандартные формы работы с ними?

– Мы ищем. Только что с четвероклассниками у нас был киноурок. В республике это совсем молодой проект, только набирает обороты. Сначала ребятам демонстрируется короткометражный фильм, а потом начинается обсуждение. Причём очень активное. У детей создаётся определённый эмоциональный фон, который затем нужно подкрепить какими-то действиями. Вот, к примеру, сегодня была тема волонтёрского движения. Дети не знают, кто такие тимуровцы, но знают, кто такие волонтёры. Да и вообще, каждый понимает, что значит сделать доброе дело. А после занятия они попробуют подкрепить полученные знания делом – создать свои волонтёрские отряды.



  • Дети не знают, кто такие тимуровцы, но знают, кто такие волонтёры.Дмитрий Уклейко

С детьми нужно посещать музеи, места воинской славы. Эти формы тоже работают. Многие мои коллеги говорят, что школьников следует учить собирать-разбирать автомат. Я считаю, делать этого не стоит. Сначала нужно забраться к детям в душу, повлиять на их сознание, создать у ребёнка внутри добрый мир. Так мы воспитываем настоящих граждан. А рано или поздно эти граждане станут защитниками страны. Каждый на своём участке. Кто-то пойдёт служить, кто-то нет, но он будет патриотом на своём рабочем месте.

Понимаете, самое главное – развивать детей духовно. Должен быть внутренний стержень.

И учить нужно на наших примерах. Вот совсем недавно белорусским военным лётчикам майору Андрею Ничипорчику и лейтенанту Никите Куконенко посмертно были присвоены звания Героев Беларуси. Найдите в интернете хоть одного американского лётчика, который бы совершил такой подвиг. Виктор Оськин Новобелицу спас, отвёл бомбардировщик. На такое способны только наши люди.

Хочется, чтобы дети знали: подвигу есть место и в мирное время. Из последнего привожу пример Ромы Когодовского. Мальчик, сверстник учеников, которые приходят ко мне на занятия, действительно совершил подвиг.

– Педагоги часто говорят, их главная задача – вырастить настоящего человека. Какими качествами обладает такая личность?

Когда ребёнок работает в команде, он думает о других, переживает. И значит, будет переживать за всё. Думаю, такое переживание стимулирует развитие и критического мышления.

1.1.Должность: военный руководитель (далее офицер-воспитатель).

1.2.Офицер-воспитатель непосредственно подчиняется Командиру кадетской роты и получает от него приказы и распоряжения. .

1.3.Дополнительные распоряжения может получать от директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе соответствующей образовательной ступени, к которой относится его взвод.

1.4.Офицер-воспитатель является прямым начальником для всех кадет кадетских классов.

1.5.1. На должность офицера-воспитателя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование без предъявления требований к минимальному стажу работы по данной должности, имеющее военную подготовку.

2.1.Основными направлениями деятельности офицера-воспитателя являются:

- осуществление деятельности направленной на формирование всестороннего, полноценного развития учащихся, социализации и раскрытия творческих способностей;

- создание условий формирования общей культуры; организации содержательного досуга, а также взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

- формирование у несовершеннолетних граждан основ для осознанного выбора служения Отечеству на гражданском и военном поприще, воспитание и обучение детей в интересах личности, общества и государства;

- осуществление непрерывного контроля за учащимися во время их нахождения на территории школы с целью обеспечения безопасных условий, охраны жизни и здоровья учащихся.

3.Должен знать


    1. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии противопожарной защиты.

    2. Основы педагогики, психологии, возрастной физиологии и гигиены, доврачебной медицинской помощи. Теорию и методику воспитательной работы.

      1. Методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание образовательных программ, методику и организацию педагогической работы.

      2. Программы и учебники, необходимые в процессе обучения.

      3. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов.

      4. Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.

      4.1.1.Осуществлять присмотр за вверенными ему кадетами, воспитанниками во время их обучения и воспитания в школе.

      4.1.2.Совместно с классным руководителем организовывать в классе повседневную жизнь, обучение и воспитание кадет в строгом соответствии с Правилами внутреннего распорядка в кадетских классах и расписанием занятий.

      4.1.3.Знать фамилию, имя, отчество и другие демографические данные на всех кадет класса, их родителей, успехи и недостатки каждого кадета в освоении общеобразовательных программ, их деловые и морально-психологические качества.

      4.1.4.Постоянно проводить с кадетами индивидуальную работу по государственно- патриотическому, нравственному, правовому, эстетическому и физическому
      воспитанию, поддерживать и соблюдать лучшие кадетские традиции, лично подбирать и представлять по команде кандидатуры кадет для назначения их на должности командиров отделений и заместителя командира взвода.

      4.1.5.Заботиться о самочувствии и быте своих кадет, вникать в их нужды, регулярно присутствовать в столовой школы во время приёма пищи.

      4.1.6.В случае если в период нахождения в школе кадет заболел, своевременно
      отвести его в медицинский пункт и при необходимости вызвать или оповестить родителей ребёнка о состоянии его здоровья. Не отпускать ребёнка домой без разрешения медицинского работника и согласия родителя.


          1. Осуществляет контроль деятельности кадет на занятиях дополнительного образования.

          2. Организовывать ежедневное выполнение всех режимных моментов: приход и убытие кадет, осмотр; развод учебные занятия; поведение на переменах, в столовой занятия по интересам.

          3. Проводит родительские собрания совместно с классным руководителем класса, организует индивидуальную работу с родителями.

          4. Оповещать ежемесячно родителей или лиц, их замещающих о состоянии здоровья детей, уровни их успеваемости.

          5. Контролирует посещаемость учебных занятий и оперативно принимает меры по предупреждению пропусков занятий, своевременно доводит до родителей и лиц, их замещающих, информацию о посещаемости кадетами учебных занятий.

          6. Ведёт отчётную документацию по всем видам своей деятельности в учебном заведении.

          1. Работать над совершенствованием развития детей в области культуры и здоровья.

          2. Применять в своей работе игровые, соревновательные, спортивные формы работы и др., способствующие повышению интереса ребёнка.

          3. Периодически, но не реже пяти раз в неделю, присутствовать на учебных занятиях, проводимых с кадетами класса, постоянно иметь полные данные об успеваемости кадет по всем изучаемым предметам.

          4. Офицер-воспитатель осуществляет тесную связь с учителями-предметниками, работающими в классе, не менее 1 раза в неделю, составляет беседу с каждым преподавателем-предметником.

          5. В строгом соответствии с Учебным планом и Программой, планировать и лично проводить с кадетами своего класса ежедневные занятия в системе дополнительного образования для кадетских классов и вести, в специальном журнале, ежедневный учёт этих занятий.

          6. В соответствии с Учебным планом и Программой проводить с кадетами своего класса летние (зимние) военизированные сборы в детских оздоровительных лагерях (или иных местах, предусмотренных для этого).

          7. При реализации любых программ способствовать росту самостоятельности и активности кадет, сохранению индивидуальности; командные формы работы не должны подменять сознательную дисциплину.

          8. Постоянно совершенствовать физическую тренированность кадет, совместно с тренером, проводить с ними занятия по плаванию в бассейне и другие занятия по военно-прикладной физкультуре, предусмотренные Программой дополнительного образования для кадетских классов.

          9. Обеспечивать выполнение требований безопасности, сохранение жизни и здоровья кадет на занятиях, стрельбах, учениях и походах, регулярно проводить с кадетами инструктажи по мерам безопасности.

          10. Осуществлять строевую подготовку с личным составом своего класса, не реже одного раза в месяц проводить строевые смотры взвода.

          11. Требовать и строго следить за соблюдением кадетами дисциплины и Правил внутреннего распорядка в кадетских классах, следить за внешним видом кадет, выполнением ими Правил ношения и сохранностью формы одежды.

          12. Еженедельно подводить итоги учёбы и дисциплины в классе и докладывать по команде о проводимой работе и её результатах.

          13. Вести учёт дисциплинарной практики в классе, иметь полные данные о взысканиях и поощрениях, наложенных на личный состав взвода, готовить представления командованию кадетских классов о поощрении и наказании кадет, докладывать по команде об их нуждах, а также о поощрениях и наложенных на них дисциплинарных взысканиях.

          14. Планировать и организовывать работу с родителями кадет своего класса, вести учёт погашения родителями платы за дополнительные образовательные услуги (если такое имеется),принимать меры к своевременному её внесению. Вовлекать родителей в организацию внеурочной деятельности класса.

          1. Организовывать дежурство кадет по классу, столовой. Организовывать ежедневно уборку помещений, закрепленных за классом. По мере необходимости, но не реже одного раза в неделю, убирать закрепленную территорию на улице. По общему плану организовывать работу класса во время генеральных уборок.

          2. Отвечать за профилактику правонарушений, ежедневно проводить индивидуальную работу с кадетами, склонными к нарушению дисциплины;

          3. Офицер-воспитатель всегда готов дать объективную характеристику классу, кадету.

          4. Офицер-воспитатель, не реже одного раза в год, является организатором крупного внеклассного мероприятия общешкольного масштаба. При проведении общих мероприятий отвечает за готовность класса.

          5. Проводить регулярную работу с органами самоуправления в классе.

          6. Заполнять строго в указанный срок служебную документацию.

          7. Иметь план-конспект проведения занятий с кадетами, план работы на день, месяц.

          8. Не позднее 25 числа каждого месяца представлять план работы на следующий месяц.

          9. Не позднее, чем за 15 дней до каникул, представить свой план работы с классом на каникулах.

          10. Регулярно посещать планёрки, педсоветы и другие совещания.

          11. Обеспечивает воспитательную работу с обучающимися в каникулярное время.

          12. Не курить в присутствии кадет.

          13. Повышать свой профессиональный уровень.

              1. Работает с детьми в лагере, на сборах во время каникул.

              6. 1.1. Участвовать в управлении Учреждением в формах предусмотренных Уставом Учреждения.

              6.1.2. Вносить на рассмотрение руководства Учреждения предложения, направленные на совершенствование организации труда, замечания по деятельности отдельных работников учреждения.


              1. Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.

              2. Требовать от руководства Учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

              3. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях проводимых учителями - предметниками, преподавателями дополнительного образования для кадетских классов (без права входить в класс во время урока).

              6.1.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие Правила внутреннего распорядка кадетских классов, в порядке, установленном локальными актами Учреждения.

              6.1.9. Затребовать информацию у учителей и других работников Учреждения по вопросу организации учебно-воспитательного процесса вверенного ему класса.

              Как работает руководитель по военно-патриотическому воспитанию в Ратичской школе

              Всё новое – это хорошо забытое старое. Спустя десятилетия военруки в школах снова в строю. Руководители по военно-патриотическому воспитанию с 1 сентября приступили к своим обязанностям по взращиванию молодого поколения.

              – Разобрать автомат несложно: для начала нужно снять обойму, затем – с предохранителя, сделать контрольный спуск. Далее выбивается шомпол и нужно выкрутить пламягаситель.





              Конечно, чисто технические навыки – это далеко не полный перечень того, чему учатся школьники в военно-патриотическом клубе. Работа широка и разнопланова: включает сохранение исторической памяти, уход за мемориалами, над которыми школа взяла шефство, в частности памятник Скорбящей матери вблизи деревни Наумовичи, захоронение воинов, погибших в Первой мировой войне. Учащиеся часто ездят на тематические экскурсии, не остается в стороне и профориентационная работа.


              – У нас на территории, где находится школа, много воинских частей: застава № 1 имени Героя Советского Союза В. М. Усова, застава № 2 имени Феодосия Кириченко, зенитный ракетный дивизион 1-го зенитного ракетного полка. Нам всегда военные помогают, вот и сегодня приехали пограничники со второй заставы. К тому же наша школа всегда принимает участие во всякого рода соревнованиях, посвященных военно-патриотической тематике, – рассказал руководитель по военно-патриотическому воспитанию Ратичской средней школы Мечислав Штабинский.

              – Я командир отряда, – рассказывает пятиклассница Камилла Чекуть. – На мне больше – ответственность за отряд, командир должен отдавать распоряжения, сдавать рапорт… Мне нравится этим заниматься. Мы как будто служим по-настоящему. Спорт опять же у нас в почете.




              Организовать занятия так, чтобы ребята спешили на них с охотой – дело не самое простое. Но у Мечислава Штабинского, видимо, есть свои секреты. Не зря он посвятил педагогической деятельности 40 лет жизни.

              Педагоги Ратичской школы считают, что не так важно, чем будут заниматься их выпускники и какую профессию выберут. Важно, чтобы их дела были направлены на благо Родины. Этому и стараются научить.


              Нормативная документация регламентирующая деятельность руководителя по военно патриотическому воспитанию.

              Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

                • организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
                • проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
                • осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
                • осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
                • координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

                Читайте также: