Экологические опыты для детей начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей.

Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе - обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Использование опытов, экспериментов является эффективным средством формирования особенно познавательных УУД, так как в эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности. Это:

  • выделение главного;
  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • конкретизация;
  • определение и объяснение понятия;
  • обобщение и систематизация;
  • моделирование;
  • доказательство;
  • объяснение результатов опыта.

Различают опыты по специфике проведения: демонстрационные, лабораторные (работа детей); по поисковой направленности: традиционные (цель ставитcя учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).

Есть ряд методических рекомендаций, которые необходимо учитывать при постановке учащимися опытов:

  • задача исследования должна предусматривать конкретные выводы, которые должны быть подтверждены опытами;
  • необходимо параллельно ставить два похожих опыта, различающихся лишь одной задачей, которую необходимо решить;
  • приёмы проведения опытов должны соответствовать запасу знаний учащихся.

Эксперимент или опыт (Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. ОПЫТ, эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений, применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Или в тех случаях, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, визуально нельзя обнаружить в почве воздух, чтобы его увидеть, необходимо почву опустить в воду. Наблюдая выделение из почвы пузырьков воздуха, учащиеся убеждаются в том, что почва содержит воздух. Затем, решается вопрос о том, какое значение имеет наличие воздуха в почве, как можно увеличить его содержание.

Опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:

  • активное воздействие на изучаемое явление или предмет;
  • умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы; специально подготовленные условия проведения.

Опыт достигает эффективности при соблюдении определенных условий:

  • тщательный анализ экспериментируемого факта;
  • правильная постановка вопросов для исследования;
  • опыт применяется только в тех случаях, когда экспериментатор в состоянии подчинить себе явление;
  • наличие предварительного наблюдения.

Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.

При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:

  • соблюдать меру вещества;
  • вещества должны быть доброкачественные;
  • прибор не должен иметь дефектов;
  • всё оборудование готовится заблаговременно;
  • необходим комплект нужного оборудования.

Основные требования к постановке опытов:

  • ясная постановка цели;
  • чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;
  • проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;
  • своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;
  • контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;
  • уборка рабочего места;
  • отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;
  • повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении неживой природы. Они являются фундаментом всех последующих знаний о явлениях природы и технике, а также логического мышления учащихся.

Опыты активизируют познавательную деятельность учащихся, если они:

  • сочетаются с проблемными ситуациями и вопросами, подводящим детей к мысли об опыте;
  • отражают жизненные ситуации;
  • включаются в изложение нового материала;
  • проводятся детьми по творческим заданиям.

Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.

Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:

  • наблюдения явления;
  • предположение о причине явления;
  • проверка предположения при помощи опыта;
  • анализ результатов, выводы.

Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.

В методике окружающего мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения.

Иллюстративные опыты используются для подтверждения учебного материала или для проверки усвоения знаний, например, расширение тел при нагревании, водопроницаемость горных пород. При проведении исследовательских опытов учащиеся получают тему и цель, после наблюдения результатов делают выводы и устанавливают причинно-следственные связи, например, опыты по изучению состава почвы, свойств воды и т.д.

Если нет возможности обеспечить всех учащихся оборудованием или. если учащиеся по технике безопасности не имеют права выполнять опыты сами, учитель показывает демонстрационные опыты. Проведение демонстрационных опытов предполагает следующие действия:

  • Учитель готовит все необходимое для проведения опыта оборудование, проверяет его.
  • Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания которых он просто не получится. Например, простой опыт, который должен доказать, что песок и глина пропускают воду по-разному, может не получиться, если глина будет сухой.
  • Опыт проделывается на демонстрационном столике, чтобы все действия учителя учащиеся с любого места могли одинаково хорошо наблюдать и иметь результаты опытов. В некоторых случаях, если прибор мал, учитель может показать его учащимся, проходя между партами (исключение зажженная спиртовка). Следует так же использовать и классную доску, изображая на ней схему демонстрируемого прибора.
  • При демонстрации опыта все свои действия учитель сопровождает объяснением, так как очень часто учащиеся в процессе опыта замечают не самое существенное. С этой целью учащимся дается задание перед началом демонстрации опыта (повторной) провести дополнительные наблюдения.
  • После проведенных наблюдений идет беседа, после чего делаются выводы.

Школьники должны научиться делать выводы на основании своих наблюдений и, проверяя опыты в природных условиях, делать обобщения. В этом сопоставлении опытов с действительностью (природными явлениями и трудовой деятельностью населения) осуществлять связь обучения с жизнью.


Учитель: Что изменилось? Подумайте! (Обращается внимание на то, что сосуды разные.)

Ученик: изменилась форма воды.


С помощью учителя дети приходят к выводу, что вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. В выводе указывается, что вода, как и всякая жидкость, легко меняет свою форму в отличие от твёрдых тел.


Учащиеся с помощью пипетки переносят по три капли воды на предметное стекло и наклоняют его. Так открывается свойство воды - текучесть.

Опыты по изменению воды под действием разных температур более сложные, поэтому я предлагаю их демонстрацию учителем с одновременным выполнением учащимися, либо только демонстрацию с привлечением некоторых учеников.


Для получения более полных и отчетливых представлений о воде и её свойствах целесообразно использовать методические приемы, позволяющие задействовать различные органы чувств ребенка для обнаружения вкуса, цвета, запаха, а также проблемные вопросы, познавательные задачи. Вначале детям предлагается вспомнить, какие органы чувств есть у человека и какие свойства окружающих предметов можно воспринимать с их помощью. С помощью опыта можно показать, что вода в жидком состоянии, может принимать любую форму и может двигать турбины. Одним из доказательств свойств воды является то, что она, как и всякое иное тело бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

Оборудование к опытам достаточно простое: чашки с водой, воронки, стаканчики; стаканы с водой, кусочки угля, комочки почв.

Результаты опытов зарисовываются в тетради и записываются в выводах.

Для закрепления и осознания материала о свойствах воды школьникам даётся задание подумать, моделью каких природных явлений выступают проведённые опыты.

Учащимся сообщается, что ещё не все свойства воды изучены, на следующем уроке они будут учеными-исследователями ещё одного замечательного свойства воды и будут работать более самостоятельно. На дом они получают задание пронаблюдать отношение к воде соли и сахара и рассказать о своих наблюдениях.

На следующем уроке обсуждаются результаты домашних опытов по растворению соли и сахара. Класс превращается в лабораторию. На столах у учащихся лежит набор оборудования: стаканы с водой, шпатели (взяты от использованных лекарств), стеклянные палочки, спичечные коробки с различными веществами (коробки снабжены этикетками): мел, зубной порошок, крахмал, марганцовокислый калий, песок, глина, металлическая стружка, сода, лимонная кислота. В пузырьках спирт, йод, чайная заварка. Причём, каждая пара учеников получает по три разных вещества.

Обсуждаются результаты домашнего опыта, определяется, что сахар и соль при смешивании с водой не исчезают, они присутствуют в воде, но только в другом состоянии, определить их присутствие можно, попробовав воду на вкус.

Учащиеся работают самостоятельно по инструкции:

Делается вывод о свойстве воды как растворителя и заполняется схема на доске и в тетрадях:


Для опыта нужен тонкостенный химический стакан объемом 250-300 куб. см., стекло, треножник или штатив, спиртовка, частая металлическая сетка, выпаривательная чашка.

На дно стакана насыпается толстый (около 3 см) слой песка, который хорошо смачивается водой. На поверхности песка устраивается ландшафт-долина (кустики изо мха или туи, небольшое озерцо из кусочка целлофана.) Сверху стакан покрывается стеклом (имитация небесного свода), на которое ставится тарелка или выпаривательная чашка, где находится смесь из 2/3 частей снега и 1/3 части соли.

Снизу стакан подогревается, не очень сильно, чтобы вода не вскипала. Стакан наполняется густым белым дымом (модель тумана), скрывающим ландшафт. Происходит явление испарения тогда, когда земля нагревается. Детям указывается, что нам приходится имитировать нагревание земли солнечными лучами снизу (спиртовкой), а в природе нагрев происходит сверху. Через минуту стенки стакана, нагреваясь снизу, согревают и воздух, водяные пары делаются невидимыми (модель пара) и туман постепенно рассеивается.

Такая логическая последовательность изучения свойств почвы позволяет составить при закреплении материала схему следующего содержания.


Данная схема сравнивается с более простой и определяется, какая полнее отражает суть изученного вопроса.

Большой познавательный интерес у детей вызывали опыты исследова­тельского характера. Например, мы поставили опыты по размножению традесканции:

1. Взяли три банки, пронумеровали их, налили в них одинаковое количество воды. В первую банку добавили чайную ложку жидких удобрений, во вторую - две ложки, в третью удобрения не закладывали.

2. Поместили в банки черенки традесканции одинаковой длины.

3. Наблюдали за ростом черенков в течение двух-трех недель и сделали выводы о воздействии удобрений на развитие растений. Составили схему опыта. Постарались объяснить результаты опыта, используя имеющиеся у нас знания.

Наблюдать развитие из семян растений фасоли и гороха. (За 10 дней до урока надо замачивать семена через каждые два дня).

Сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях — семена предварительно замачиваются, семена замачиваются в питательном растворе, семена высеваются сухими. Оно дается за месяц до урока.

Для выполнения второго опыта необходимо выдвинуть предположение (гипотезу) о том, при каком условии растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы в таблицу наблюдения и заполнять таблицу в ходе эксперимента.

Дата
появления всходов

Дата
появления
3-4 листа

Дата
появления цветочного

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс 25.04.17 Технологическая карта..docx

Подготовили: Савченко Ольга Валериевна, учитель начальных классов МБОУ Голицынская СОШ № 1

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитии познавательной активности младших школьников с помощью игр, опытов, объектами и явлениями окружающей действительности.

Продемонстрировать использование игры в экспериментальной деятельности детей.

Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делится приобретенным опытом с другими людьми.

Представить участникам мастер–класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми 1-2-х классов.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития экологической культуры младших школьников.

Практическая значимость: данный мастер – класс будет интересен педагогам, которые используют в своей работе методы экспериментирования и поисковой деятельности. Мастер – класс позволит показать, что опыты и эксперименты – это не только образовательный процесс, но и интересное увлекательное занятие.

Тематический план

Технологическая карта мастер - класса

1. Представление .

В ходе работы нами будут решены задачи , которые вы видите на слайде

Работу мастер – класса мы построили по данному плану.

Знакомятся с выступающими и планом работы

Теоретическая основа

Целью экологического образования младших школьников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что знакомство с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

А, именно детское экспериментирование, которое претендует на роль ведущей деятельности в младшем школьном возрасте. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в этом возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических.

Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью младших школьников, представляется возможным использовать ее в качестве практической формы размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. Используя многие источники информации , можно распределить игры на группы: игры, возникающие по инициативе самих детей, игры, возникающие по инициативе взрослого, традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса.

Важную роль играют сенсорные игры, которые помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы.

Расширяя игровую деятельность, усложняя ее, мы вводим опытно-экспериментальную деятельность. На этом этапе очень важно познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Конечно, поисково-экспериментальная деятельность требует определенной подготовки, поэтому итоговое занятие мы проводим 1-2 раза в триместр. Сегодня мы предлагаем Вам виды заданий , которые можно использовать как на уроке, так и на внеурочной деятельности.

Практическая деятельность

- Коллеги, предлагаем Вам на время стать детьми. Мы отправляемся в путешествие. Перед вами карта местности, по которой будем работать. Но на ней нет объектов живой природы. Предлагаем определить их, используя 1 кл. –загадки, 2 кл.-описание объекта.(Приложение 1)

-Не все объекты природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. А какие приборы нам могли бы помочь?

-Но у нас с собой нет этих приборов! Зато у нас есть банка, пищевая пленка от маминых бутербродов и вода. ( показ опыта за отдельным столом)

-Очень бережно и аккуратно помещаем насекомое в банку, накрываем пленкой и слегка надавливаем на пленку , чтобы образовалась небольшая емкость.

-Теперь на банку наденем резинку, а в углубление нальем воды.

-Сначала посмотрите сбоку на насекомое , а теперь сверху сквозь воду.

-Что вы заметили? Почему это произошло? Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

- Это растение становится редким и занесено в Красную книгу, поэтому чтобы не срывать цветы, у нас есть бумажные кувшинки. Они нам помогут провести 2 эксперимент. Каждой группе даются кувшинки и простые карандаши.

-Закрутите лепестки к центру, при помощи карандаша. А теперь опустите кувшинки на воду ( в тазики с водой) Наблюдайте, что происходит с цветами? Вывод: бумага намокает, становится тяжелее, лепестки раскрываются. ( дополнительный опыт Плавающее яйцо- 2 класс)

-А теперь прислушайтесь…(на слайде включить сову).

Крик СОВЫ Как вы думаете кто может так кричать?

Раздаются листы А3 с отметками для объектов природы.

Найдите на карте объекты природы , о которых говорится в сказке , расположите на отметках.

Используя маркеры , соедините стрелками те объекты, которые связаны друг с другом. Обратите внимание , что у нас каждый объект, как звено в большой цепи. Найдите, где в цепи произошел разрыв, и это привело к нарушению экологического равновесия. (Какое звено исчезло?) К чему это привело?

Кто стал причиной этой беды?

Коснулась ли эта беда самого человека?

Давайте вместе выработаем правила поведения человека в природе. 1 кл- работа по картинкам, 2 кл собирают ромашку, выбирая полезные советы.

В капельках дождя,

( солнце вывесить картинку, радугу собираем из полосок разных цветов)

-Чего не хватает?

-Закончите строчку этим словом:

Если лес сберегу – Я

И цветок не сорву – Я

И птенца не спугну –Я

Будет вечно живою Земля!

(Вывесить девочку и мальчика)

Вывод : Ребенок только тогда сможет беречь и сохранять природные богатства, когда сам изучит природные объекты.

Попугаи

Взгляните на наш большой подбор забавных фактов о попугаях для детей. Здесь вы узнаете о различных видах попугаев, чем они питаются и что делают. Читайте и наслаждайтесь интересной информацией о попугаях.

Как на самом деле работает дезинфицирующее средство для рук?

Как на самом деле работает дезинфицирующее средство для рук?

Никогда еще дезинфицирующее средство для рук не имело такой популярности. Поскольку пандемия COVID-19 продолжает вмешиваться в нашу жизнь, дезинфицирующее средство для рук превратилось в.

Экология

Экология – это научный анализ и изучение взаимосвязи между организмами и окружающей их средой. Например, взаимодействие организмов друг с другом и с абиотической средой. Темы, представляющие интерес для экологов, включают в себя разнообразие, распространение, количество организмов, а также конкуренцию между ними внутри экосистем.

Опыты этого раздела

Значение азота для живых организмов

Значение азота для живых организмов

Значение азота для живых организмов

  • 23 ноября 2020 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: человек, азот, растения, животные

Реки – естественный поток, куда пресная вода течет от родника или другого потока воды. Ручей, поток воды, ручеек, река - все они сформированы одним процессом – эрозией. Реки формируются, когда по земле бегут постоянные потоки воды, так они разрушают землю и формируют канал.

  • 08 декабря 2014 года
  • Комментариев: 2
  • Теги: вода, эрозия

Многие люди сообщают, что вода из колодца намного лучше, чем водопроводная. Они также сообщают, что вода из колодца вкуснее, а водопроводная вода подвергается химической обработке.

  • 16 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: pH, вода

Новое растение образуется из семени. При благоприятных условиях семя будет расти, образовывая новое растение. Для того, чтобы растения росли, нужно много факторов, которые следует учитывать. Так же, как и любое живое существо, семена должны быть обеспечены питательными веществами, солнечным светом и водой.

  • 16 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: растения, семена

Растения используют солнечный свет и углекислый газ, присутствующий в воздухе, чтобы получать пищу для себя. Одним из продуктов этой химической реакции является образование кислорода.

  • 16 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: кислород, фотосинтез

Вы когда-нибудь ели сухофрукты? Если это так, Вы, вероятно, никогда не задумывались, какой процесс проходят фрукты при сушке. Такие фрукты, как апельсины, грейпфруты, лимоны в основном состоят из воды. Процесс сушки удаляет всю воду, оставляя только твердые компоненты. В этом эксперименте мы узнаем, на сколько апельсин состоит из воды, а на сколько из твердых частиц!

  • 15 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: вода, апельсин

Многие защитники окружающей среды и группы добровольцев выходят в океан после разлива нефти, чтобы помочь очистить его. Почему? Какие воздействия оказывает разлившаяся нефть на жизнь в океане?

  • 15 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: океан, разлив нефти

Воздух играет жизненно важное значение в нашей жизни. А Вы когда-нибудь задумывались, чистым ли воздухом Вы дышите? Этот простой эксперимент даст Вам представление о том, что воздух может быть загрязнен.

  • 15 октября 2014 года
  • Комментариев: 1
  • Теги: загрязнение, воздух

Часы своими руками

Часы своими руками

Часы своими руками

Солнечные часы использовались для того, чтобы сообщать время в старину. Они базируются на принципе, что положение Солнца непрерывно меняется в течение дня. На самом деле, это Земля вращается вокруг Солнца, а всем кажется, что солнце встает на востоке и садится на западе.

  • 13 октября 2014 года
  • Комментариев: 0
  • Теги: солнце, часы

Компост своими руками

Компост своими руками

Компост своими руками

Многие садоводы используют предварительно приобретенные мешки компоста, чтобы их растения быстрее росли. Вы можете сделать компостную кучу самостоятельно и использовать ее для удобрения растений и утилизации использованных элементов. Как сделать компост и помочь окружающей среде?



Небесная пыль

Соберите богатства, упавшие с неба. Вдали от города, на чистом воздухе можно провести вместе с ребенком интересный опыт. В дождливую погоду возьмите тазик и на несколько дней поставьте его прямо под дождь. Потом слейте большую часть воды — только очень аккуратно, чтобы не выплеснуть едва заметный осадок. Оставшейся в тазу жидкости дайте полностью испариться, а потом соберите магнитом мельчайшие металлические частички. Это метеоритная пыль.

Выращиваем кристалл

В прозрачную банку из жаропрочного стекла налейте кипяток и, хорошо перемешивая, насыпьте столько соли, сколько сможет раствориться в воде без остатка. Возьмите нитку, привяжите к одному концу скрепку, а к другому — карандаш. Положите карандаш с подвешенной к нему скрепкой на края банки так, чтобы скрепка находилась в одном-двух сантиметрах от дна банки. Поставьте всю конструкцию в тёплое место. Через несколько дней уровень воды в банке заметно понизится, а на нитке и скрепке образуются кубические кристаллики соли.

Своя пещера

Сталактиты и сталагмиты можно вырастить дома. Наполните два стакана из жаропрочного стекла кипятком и насыпьте в каждый обычной пищевой соды, столько, чтобы она растворилась вся целиком, без осадка. Возьмите длинную нить и привяжите к обоим концам по скрепке. Опустите скрепки в стаканы, чтобы нить между ними натянулась, а посередине поставьте тарелку. Раствор соды будет подниматься по нитке, пока не пропитает её целиком. После этого он начнёт капля за каплей стекать в тарелку. Через несколько дней на нитке образуется сталактит, а под ним — сталагмит.

Верёвки из крапивы

Читаем по облакам

Прогноз на сегодня:

•Белые кучевые облака, снизу плоские, с похожей на цветную капусту верхушкой, или перистые — полупрозрачные вертикальные нити высоко в небе: отличная погода.

•Высоко-кучевые облака в виде белых барашков или перисто-кучевые, похожие на снежки: погода меняется.

•Высокослоистые облака, будто серые паруса: утепляйся!

•Слоистые облака, туман не касается земли: пойдёт дождь.

•Огромные тёмные кучево-дождевые облака: возможен ливень или гроза со снегом и градом.

• Огромные тёмные слоисто-кучевые облака: плохая погода гарантирована.

Мнемотехника

Воздуха!

Хотите оценить качество воздуха вокруг себя? Это заинтересует взрослых не меньше, чем детей. Проведите несложный опыт. Возьмите белую тарелку, нанесите на дно ровный слой вазелина и поставьте за окно примерно на неделю, так, чтобы в неё не попадал дождь. Вооружившись лупой, вы сможете разглядеть мельчайшие частички, прилипшие к вазелину: это фрагменты выбросов, которые попадают в воздух с дымом заводов и выхлопными газами автомобилей. Так можно визуально оценить качество воздуха в вашем городе.

Уж джинсы зацвели

Можно ли вырастить цветы в джинсах? Да. Но для этого придётся потрудиться. Помогите ребенку отпороть несколько карманов от старых штанов и пришейте их на отслужившие свой срок джинсы. Прибейте джинсы к доске размером 40×80 см. Прислоните доску с джинсами к стене. Штанины опустите в тазик с водой. Пусть юный садовод наполнит карманы гумусом и посадит в них плющ, бегонии, хлорофитум и колеус. Но главное не забывать каждый день поливать верхнюю часть джинсов, и следить, чтобы в тазике была вода.

Вкусный подсолнух

Возьмите проволоку и с её помощью подвесьте на ветку спелую головку подсолнуха. А потом вместе с ребенком наблюдайте, какой восторг вызовет ваш подарок у синиц.

Сладкий плен

Попробуйте сделать эту простую, но чрезвычайно хитроумную ловушку для ос. Надо срезать верхнюю треть пластиковой бутылки и налить на дно немного варенья, сахарного сиропа или любой другой сладкой жидкости. Теперь положите внутрь бутылки срезанную треть, но только горлышком вниз: осы налетят на лакомство, а выбраться наружу уже не смогут.

Личный заповедник

Балкон — отличное место для мини-заповедника, единоличным владельцем которого будет рад оказаться ваш ребенок. Сочные плоды плюща осенью понравятся птицам — так что стоит заранее украсить этим вьющимся растением стену. Полевые цветы в горшках привлекут бабочек, чурбачки с дырками дадут убежище одиночным пчёлам, а блюдце с водой поможет утолить жажду насекомым.

Хитрый палец

Научите ребенка морской премудрости. Чтобы узнать, откуда ветер дует, достаточно облизать указательный палец и поднять его вертикально вверх: с той стороны откуда дует ветер, палец почувствует холод.

Цветные картины

Лист бумаги и разноцветный песок — вот материал для настоящего художника. Дайте вашему художнику лист бумаги, чтобы он карандашом набросал контуры будущей картины: море, небо, корабли, чаек. Если художник слишком мал, помогите ему с контурами. Теперь подбираем к ним цвета: зелёный для моря, синий для неба и т. д. Насыпьте в стаканчик песок и смешайте его с акварелью нужного цвета, не добавляя воды. Как следует перемешивайте, пока песок полностью не окрасится, а песчинки не начнут легко отделяться друг от друга. Дайте песку высохнуть и проделайте то же самое с другими цветами. Когда все цвета будут готовы, нанесите клей на ту часть рисунка, которую ребенок хочет покрасить. Теперь художник можно свободно сыпать сверху песок соответствующего цвета. Дайте высохнуть, потом стряхните лишние песчинки.

Возраст щуки

Прежде чем стряпать уху, позовите сына или дочь и посмотрите на щучью чешуйку через лупу: её возрастные бороздки похожи на годичные кольца дерева. На части чешуйки, которая формировалась зимой, линии расположены теснее, они более тёмные: — в это время щука питается плохо. Посчитайте вместе количество бороздок — и узнаете, сколько лет щуке.

Медовые леденцы

Готовим всей семьёй. Задача для ребенка — собрать несколько пустых ракушек и как следует их помыть. Мама или другой взрослый растворит 20 кусков сахара в стакане холодной воды и добавит немного мёда. Раствор перелейте в кастрюлю и, не прекращая помешивать, варите до тех пор, пока масса не станет коричневой. Жидкую карамель разлейте по ракушкам и дайте ей остыть. Теперь можно пробовать.

Читайте также: