Объяснение в любви краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Я еще до Киноигры хотела сделать пост про известного советского режиссера Илью Авербаха (1934 - 1986), который снял такие прекрасные фильмы, как "Монолог" (1972) и "Чужие письма" (1975). Но собирая материал для поста, я наткнулась на отличный текст про режиссера на сайте CinEmotions и поняла, что лучше я уже не сделаю, а хуже не хочется. По поиску на том сайте выходит три поста про Авербаха, они все три интересные. Кроме того, у меня появилась еще одна проблема: фильмы Авербаха настолько глубокие и дающие пищу для размышлений, что вместить в один пост несколько и не написать простыню в много тысяч знаков я бы, наверное, не смогла. И это еще не касаясь биографии режиссера, который по первому образованию был врачом, а внешне напоминал популярнейшего тогда актера Жана-Поля Бельмондо (об этом пишут очень многие его современники).

Авербах очень рано умер - в 51 год, и успел снять всего 9 картин, но среди них есть настоящие шедевры, а в среде киношников он занимал особое положение. И, опять же, хочется сделать реверанс советскому кинематографу - ни один из фильмов Авербаха никак не назовешь кино, рассчитанным на громкий прокатный успех. Они хорошо смотрятся и рассказывают жизненные и интересные истории, это не высоколобое искусство, доступное только кучке кинокритиков, совсем нет, но в наше время даже такое кино себе могут позволить снимать единицы, а в 70-е, на которые приходится расцвет творчества Авербаха, одновременно творила целая плеяда режиссеров, которые снимали непростое и важное кино, рассчитанное на думающего зрителя.

Фильм рассказывает историю жизни человека, скажем так, из бывших, интеллигента не в первом поколении (а Авербах вообще снимал в основном про интеллигенцию), который проживает с нашей страной все ключевые события - послереволюционную смуту, революционный террор, коллективизацию и, конечно, Великую Отечественную войну. И при этом через все эти события он проносит любовь к одной единственной женщине, которая обращается с ним, прямо скажем, не слишком хорошо.

Вот на женщине хочется остановиться поподробнее. Фильм открывается сценой, когда в больницу к пожилой даме приходят ее муж и внучка. Даму играет Ангелина Степанова - такая все еще красивая и строгая женщина.

С первых же сцен ты понимаешь, что последнее, что хотелось бы человеку в здравом уме - это жить вот с такой дамой, которой все не так. За пару минут она успевает наехать на мужа, что внучка одета не так, потому что видать ею никто не занимается и вообще все у вас как всегда и неправильно. И видно, что муж, пожилой уже Бруно Фрейндлих, ее боится и заискивает перед ней.

Ну ладно, думаешь ты, у многих к старости характер портится, но, наверное, в молодости все было не так - ведь он до си пор в нее явно влюблен, а она его с трудом терпит. Но в молодости, оказывается, все было абсолютно так же, с поправкой на возраст.

Главного героя жена зовет Филипок, и это сразу характеризует их отношения. Он увидел ее в детстве, еще до революции, на теплоходе (трогательный маленький Никита Михайловский, известный всем по "Вам и не снилось", и маленькая Дарья Михайлова, тоже довольно известная актриса). А потом уже после 1917-го года встретил и пропал. В юном и зрелом возрасте Филипка и женщину его жизни Зинаиду играют Юрий Богатырев и Эва Шикульска. Авербах не хотел брать рослого, фактурного Богатырева на эту роль, он не так представлял себе героя - более субтильным и невзрачным, но результаты проб ему не нравились, герой не оживал. И тогда режиссер подумал - ну почему этот вечный ребенок Филипок не может быть внешне совсем другим? И Богатырев был утвержден на роль. Хотя лично мне кажется, что Богатырев уже играл очень похожего персонажа в "Неоконченной пьесе" у Михалкова - вот и тут он такой же - большой, нелепый, доверчивый и уверенный в благородстве окружающих людей и непогрешимости любимой женщины.

А Эва Шикульска уже сыграла к тому времени в знаменитом фильме про декабристов "Звезда пленительного счастья" и была хорошо знакома зрителю. В "Звезде. " она мне, кстати, совершенно не понравилась, но в "Объяснении" она красотка невозможная, такая роковая женщина, которая не нуждается в дополнительных украшениях - времена были тяжелые, героиня постоянно ходит в каком-нибудь простейшем свитере и в нем все равно прекрасна. На эту роль, мне кажется, еще идеально подошла бы Анастасия Вертинская, но она с Авербахом ни разу не работала. Единственное, что акцент актрисы, уместный в роли француженки в "Звезде. ", никак не укладывался в историю, поэтому ее озвучила другая актриса - Валентина Панина, у которой в активе нет больших и главных ролей, хотя она много снималась. Так вот эта роль ее примерно наполовину, я думаю.

А дальше оба героя вмести идут по жизни, преодолевая всяческие невзгоды. И как смотрела Ангелина Степанова на своего мужа в парке у больницы в начале фильма - снисходительно и немного брезгливо, так и смотрела она на него всю жизнь. Ты не можешь не задаваться вопросом: зачем эта красавица с сильным характером решила выйти замуж за человека, которого очевидно считает недостойным себя? Да и мне, признаюсь, хотелось этого Филипка пару раз стукнуть по лбу, чтобы он перестал быть таким мямлей по отношению к жене. Ну невозможно на это смотреть! Может быть, дело в том, что до этой встречи она сильно обожглась на романе с красавцем-комиссаром, альфа-самцом, так сказать, который спокойно бросил ее с ребенком. Решила найти себе мужа, который будет всю жизнь смотреть на нее снизу вверх, а уж она сделает из него человека. И всю жизнь из-за этого выбора она чувствует себя несчастной и неудовлетворенной. Это вот как если бы героиня Андрейченко в "Военно-полевом романе" вышла замуж за героя Бурляева, чего она, к счастью, не сделала, потому что оказалась в чем-то мудрее Зины. А Зина так и волокла с собой этот чемодан без ручки, не отказывая себе в других романтических увлечениях, но и не уходя окончательно от Филипка. Возможно, его безмерная преданность все же грела ее самолюбие или мужчин после войны осталось не так много, чтобы было из чего выбирать и тем более строить долгосрочные планы. Но жизнь сложилась именно так.

Это очень грустное кино, но при этом очень красивое. И я специально не стала пересказывать основной сюжет еще подробнее - Филипок, как журналист, часто находится в гуще очень драматических событий, но загадочным образом ему удается как-то не очерстветь и сохранить в себе этого Пьера Безухова. В кино вообще много аллюзий с "Войной и миром" - особенно, конечно, в тех моментах, которые касаются Великой Отечественной. Да и само прозвище Филипок - это же из одноименного рассказа Льва Николаевича. И еще очень красивая музыка, отличная операторская работа (Дмитрий Долинин, с которым Авербах работал неоднократно, да и не только он - еще Панфилов, Асанова и Масленников - знаменитую "Собаку Баскервилей" снимал тоже он). Роскошные актеры во второстепенных ролях и эпизодах - сцена со Светланой Крючковой, например, просто прекрасная. Кирилл Лавров, опять же. Людмила Аринина в крошечном, но запоминающемся эпизоде.


Напоследок небольшая цитата из интервью Ильи Авербаха:

- Илья Александрович, вы никогда не думали о том, что ваши герои зачастую рождают острое чувство жалости — в силу своей некоей обделенности, что ли?

- Обделенности? Нет. Это неустроенность. Но хороший человек чаще всего неустроен. Устроены люди, обладающие четкой практической программой. А те, у кого развито нравственное начало, чаще всего совершают поступки вопреки тому, что может принести конкретную пользу. Это так естественно.

постер фильм Объяснение в любви

Главный герой - талантливый, но робкий литератор Филиппок переживает вместе со своей страной тяжёлые годы революции, разрухи и войны. Невзгоды ему помогает преодолевать безответная и преданная любовь к вдове комиссара Зиночке, которая по-хозяйски управляет его карьерой, не стесняясь заводить романы с другими мужчинами. Историю своей жизни Филиппок опишет в книге, которую на закате дней преподнесёт уже смертельно больной, но по-прежнему горячо любимой жене с благодарностью за пережитое.

кадры из фильма "Объяснение в любви"

кадр Объяснение в любви 2

кадр Объяснение в любви 3

кадр Объяснение в любви 4

кадр Объяснение в любви 5

кадр Объяснение в любви 6

кадр Объяснение в любви 7

кадр Объяснение в любви 8

кадр Объяснение в любви 9

кадр Объяснение в любви 10

кадр Объяснение в любви 11

Режиссер: Илья Авербах;
Сценарист: Павел Финн;
Оператор: Дмитрий Долинин;
Художник: Владимир Светозаров;
Страна: СССР;
Производство: Ленфильм;
Год: 1977;
Премьера: август 1978;
Cерий: 2

Понял ли он её до конца?
Нет.
Поймем ли мы её?
Конечно, нет…
Но и он, и мы простим её. Даже если ей наше прощение не нужно. Оно нужно нам. Нам нужна апология ей .

Она ушла в него как в монастырь, как в сиротский дом, как в госпиталь. Спасать, заботиться и выхаживать. И спасаться самой.

Кого она любила?
Так, чтобы всем сердцем; так, чтобы в душе был постоянный огонь, то обжигающий, то согревающий; так, что если его вдруг не стало, — то боль от его отсутствия разрывала всю её и весь мир вокруг.
Кого она любила всей собой?
Родителей, сгинувших в обвале её страны. Своего сына. Отца своего сына, ставшего её первым и тут же последним затмившим всё вокруг счастьем. Очень коротким счастьем. Слишком коротким.
Она назвала его комиссаром. Был ли он им? Кто знает. Может быть она спасалась этой выдумкой, чтобы защитить себя и их сына.

Когда жизнь свела её и Филиппка — она уже была трезва. Трезва до бесчеловечности. На поверхности её души уже всё выгорело — и сказки детства, и опьянения надежд юности, и забытье страсти любви. Она выживала только оставшимся в ней рассудком. Трезвым, холодным и опостылевшим.
Её мир сгорел. И тут прибился к ней Филиппок. Один из малых сих, блаженный верностью горнему миру. Обреченный погибнуть.
Его мир был цел. Он был спасен в его грёзах. Спасен до конца его жизни. Которая должна была оборваться.
И она спаслась в нем. Спасла его. Приютила и приютилась сама. Выходила его и продолжила жить сама.
Трезво, расчетливо, выстраивая чужой ей мир вокруг себя по правилам этого нового мира, и оставаясь почти всегда холодной. Разрешив себе сохранить лишь маленький огонек тепла далеко в душе. В душе, которая заперлась в келье святого монастыря, которым стал для неё её Филиппок.
Она слушала его сказки как молитвы. Она находила в них оправдание почему она живет. Она через них оставалась человеком.

Ведь легко было перестать быть человеком. Она могла продать себя дорого. Но это означало потерять бесценность своего Я и, утаеваемого в себе, своего мира. Поэтому она дарила себя.
Даже когда почти теряла нить своей жизни.
Дарила даже тому скрипачу, который прятал себя и прятал свой мир (или играл эту роль) в глупой надежде спрятаться от самого грозного века… Потом ей было стыдно самым острым стыдом — стыдом обманываемых надежд на тебя — стыдом человека, увиденного в своей, такой себялюбивой, слабости, когда в него веруют как в единственное спасение для всех-всех…

У всякого есть предел. Есть удары, которые пробьются в любое убежище, возводимое человеком . Если еще есть к чему пробиваться. В ней было.
Смерть сына. Она лишилась глаз, которыми еще стоило смотреть на мир; лишилась чувств, которые скрепляли каждый день её жизни с жизнями иначе чужих ей людей. Потому что это были глаза и чувства её сына. Жить человеком стало незачем. И даже Филиппок был лишь стенами её сокровенного, но не самим сокровенным. Родными стенами… а потому было особенно невыносимо оставаться в них — она бежала.

А потом миллионы раз умноженное человеческое горе накрыло всех. И в этом горе все выстояли. И это было чудо. И это чудо продолжения жизни вернуло и её. Чтобы продолжить спасать и спасаться.

Любила ли она Филиппка?
Любовь она разная. Забота, милость, жалость, помощь, сочувствие, вера в талант другого, радость успеху другого, боязнь за другого… — что в этих чувствах будет человеческого, если в них нет отсвета любви?

Кто увидит в ней расчетливую самку, которая завела потомство от перворангового самца, наделенного новой властью, а потеряв его, уцепилась за первого попавшегося безопасного самца, который мог в ближайшие пару месяцев прокормить её и её приплод; а потом проталкивалась им как, похожим на нечто приличное, чучелом в привилегированный круг новых приличных, чтобы зажить, знакомой ей по своему детству, удобной жизнью? Кто увидит в ней думающую только о себе и своей похоти даму нового полусвета, которая завела для прикрытия эрзац-мужа, и ходила от одного способного оплачивать её удобную жизнь мужчинки до другого, пока те еще на неё клевали, а потом успокоилась в квартирке мужа-идиотика? Кто увидит в ней бесчувственную и безголовую мать, которая бросала своего сына одного и уходила развлекаться по знакомым по городу, когда шансы не вернуться были больше, чем остаться в живых; и которая, целиком занятая собой, плевала на то, что будет с подросшим сыном на море или на улице… и которая лишь животной частью своей ревела как белуга над делом рук своих, чтобы чуть погодя, приняв новые свои шансы, зажить новой жизнью? …

( А ведь эффектность подобных “объяснений” банальна — они действуют пустотой своей формальности — в них настолько мало содержательной конкретности, что под них можно подвести очень-очень многое. И в этой уравнивающей всеядности исчезнет то, что именно делало данную конкретную историю жизни ею самой — её важность, особость, ценность… для героев и для нас.
Это сходно с тем, как перечнем одних и тех же шагов и поворотов, можно описать перемещение человека и по художественному музею и по продуктовому супермаркету — но значит ли это, что для человека всё равно, где он был — в магазине или музее? )

Первая часть текста была про неё и через неё про всех, и про нас тоже. А что другие, а что другие мы, а что вообще мир, открывающийся нам в шедевре Ильи Авербаха, открывающийся в глазах и глазами героя?

Ф илиппок. Герой…
На нем держится человечество в его самом лучшем…
Его грёзы связывают время и людей…
Он знает о своей нелепости, но перешагивает через это, потому что нужно донести до людей мир, красоту и любовь, донести до них его мир, его время, передать хотя бы тысячную часть того, чем пылает его сердце

…а еще философ из степи со смертельно раненой душой…
и, не узнанные им, приютившие его, святые-подвижники, которые и сами не знали, что они святые, но которые тратили свои жизни на то, чтобы вырастить Человека из темных, забитых и никому никогда до того не нужных людей . . .

…и литературный покровитель, недолгий командир их похода к фронту… фактически убитый другом, поворотом не туда…
но принявший это, потому как он знал, что на самом деле он был убит немцем несколько часов назад, просто пуля прошла чуть ниже, и дала ему несколько часов жизни . . .


Объяснение в любви (худ. фильм)
==============================
Жанр – мелодрама
Режиссер – Илья Авербах
Сценарий – Павел Финн
Музыка – А. Вивальди, И.-С. Бах, Г. Малер
Год – 1977 г.
Страны производства – СССР
Продолжительность – 132 мин.
Премьера (мир) – 22 января 1979 г.


В ролях:
-----------------
Юрий Богатырев, Бруно Фрейндлих, Никита Михайловский, Дарья Михайлова, Ангелина Степанова, Эва Шикульска, Денис Кучер, Иван Бортник, Светлана Крючкова, Кирилл Лавров, Никита Сергеев, Иван Бортник, Елена Санько, Денис Кучер, Анатолий Коваленко, Светлана Крючкова, Юрий Гончаров, Николай Ферапонтов

По мотивам книги Евгения Габриловича "Четыре четверти".
Ровесник века, талантливый литератор Филиппок, мучительно ищущий свой путь в жизни, оказался свидетелем и участником важнейших исторических событий. Филиппок казался всем слабым и нерешительным. Но, по сути, он был сильным, цельным человеком. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь – Зиночку, вдову комиссара, воспитывающую сына Ваську. Зиночка взяла Филиппка к себе, надеясь "сделать из него человека", даже родила от него сына. Чего только она ни предпринимала, чтобы помочь его карьере. Филиппок стал журналистом, но не об этом фильм. Картина о большой, редкой любви, без которой не было бы книги, и не нужен был бы фильм. Филиппок любил Зиночку всю жизнь, хотя та увлекалась другими мужчинами и даже один раз бросила Филиппка. Ушла, так как устала с ним нянчиться. Слава Богу, Любовь победила, и Зиночка вернулась к Филиппку.

В прологе фильма старый Филиппок приходит с внучкой к смертельно больной жене, приносит ей свою книгу о их совместном житье и благодарит за чувство, которое долгие годы питал к ней.
Через всю жизнь пронес Филиппок трепетную и преданную любовь к своей жене Зиночке.

Фантазии Авербаха
===================
За свою короткую творческую жизнь режиссер Илья Авербах создал всего семь художественных фильмов. Такие разные – они рассказывают о самом главном: о любви, о чести и достоинстве, благородстве, приверженности идеалу, необходимости нравственных установок… И все – так или иначе, несут в себе мировоззрение самого автора, для которого всё выше перечисленное не было пустыми словами, но являлось самим смыслом человеческой жизни.


* Долг без любви не радует (печалит).
* Истина без любви делает человека
критичным (зависимым от критики).
* Воспитание без любви порождает противоречия.
* Порядок без любви делает человека мелочным.
* Предметные знания без любви делают человека всегда правым.
* Обладание без любви делает человека скупым.
* Вера без любви делает человека фанатиком.
* Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить? – писал Лао Цзы.


Да, любовь даёт из одинаковых возможностей выстраивать множество отношений. Для этого она делает нас доступными (в смысле досягаемости, даже, до некоторой степени, проницаемости) для других, но, вместе с тем, и – уязвимыми. Но… ведь это и значит – быть Человечными.


ПС: Смотрите, думайте, размышляйте. Это интересно и очень важно. Для вас.

Читайте также: