Самая лучшая коррекционная школа в россии

Обновлено: 05.07.2024

Детям, у которых на момент поступления в школу диагностированы нарушения в физическом, речевом, психическом развитии, рекомендовано обучение в специальных общеобразовательных учреждениях. Их задача — обеспечить благоприятные условия для минимально необходимого образования, социально-бытовой подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья. Представляем рейтинг лучших коррекционных школ в Москве в 2022 году с описанием достоинств и недостатков.

  • 4.1 СКОШИ №17 VI вида
  • 4.2 СКШ №991 VIII вида
  • 4.3 СКШ №567 VIII вида
  • 4.4 СКОШИ №1 III — IV вида
  • 4.5 СКОШИ №2 IV вида
  • 4.6 СКШ №532 VIII вида
  • 4.7 СКШИ №108 VIII вида
  • 4.8 Школа-интернат №626 им.Н.И.Сац (корпус №5) V вида

Коррекционная школа: плюсы и минусы

Некоторые родители впадают в отчаянье, получив направление ПМПК в коррекционную школу. Так ли это страшно, рассмотрим ниже.

  • благоприятные условия обучения;
  • адаптированная образовательная программа;
  • малая наполняемость классов;
  • посильные требования;
  • наставники со специальным образованием;
  • подход к каждому воспитаннику;
  • всесторонняя коррекция недуга;
  • методическая и консультационная помощь родителям;
  • медицинское и психологическое сопровождение;
  • акцент на профориентационной помощи;
  • нет лишних учебных предметов и знаний;
  • овладение рабочей профессией.
  • негативное общественное мнение;
  • нет примера для подражания в лице успешных учеников.


Рассмотрим, какие бывают коррекционные школы:

  • I вида — для глухих: компенсация слуха проводится посредством использования исправления произношения, социально-бытовой ориентировки, специальной аппаратуры;
  • II вида — для слабослышащих, позднооглохших: восстановление слуховых способностей, речевая практика;
  • III вида — для слепых: компенсация слепоты, сложных расстройств, приводящих к потере зрения;
  • IV вида — для слабовидящих: частичное или полное восстановление остроты зрения с помощью тифлооборудования;
  • V вида — с тяжелыми речевыми патологиями, недоразвитием речи: интенсивная коррекция дефекта;
  • VI вида — с нарушением опорно-двигательного аппарата: детский церебральный паралич (ДЦП) разных форм и степени тяжести, спинно- и черепно-мозговые травмы с частичной или полной потерей двигательных функций, на восстановление и компенсацию которых направлена работа;
  • VII вида — с ЗПР с положительной перспективой: в результате правильной коррекции возможен перевод в массовую школу;
  • VIII вида — с умственной отсталостью (олигофрения, аутизм): общественная адаптация, углубленная трудовая подготовка. За девять лет учащиеся проходят материал начальной школы, получают профессию по рабочей специальности.


Как выбрать коррекционную школу

Принимаются дети школьного возраста при наличии письменного согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В Москве и МО таких школ огромное количество, расположенных по разным районам и округам столицы.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.


Советы ПМПК

Обычно после прохождения ПМПК специалисты дают родителям советы, в какое именно коррекционное заведение лучше отдать ребенка, исходя из степени тяжести и характеристики нарушения здоровья, чтобы максимально развить способности, компенсировать психические и физические недостатки.

Личное посещение

Личное посещение и знакомство с руководством и педагогами необходимо, чтобы убедиться в дисциплине, чистоте, заботе о детях.

Важные моменты при посещении:

  • являются ли логопед, психолог, дефектолог приходящими или штатными;
  • место в рейтинге общеобразовательных учреждений данного вида в городе;
  • есть ли группа продленного дня;
  • какова наполняемость классов;
  • какое общее впечатление.

Рейтинг коррекционных школ в Москве в 2022 году

Предлагаем список самых хороших, по мнению родителей и учащихся, популярных коррекционных школ в столице по округам, с указанием контактов, расположения, обзором особенностей каждой.


Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцией метро Новые Черемушки. Здесь двенадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием. Собственный бассейн. Для вовлечения каждого воспитанника во внеклассную деятельность проводятся секции и кружки:

  • рисунок на компьютере;
  • журналистика;
  • макраме;
  • роспись по дереву;
  • переплетное дело;
  • поэтический клуб;
  • музыкальная студия;
  • клуб радиолюбителей;
  • ритмика;
  • студия ИЗО.
  1. инженерная;
  2. медицинская;
  3. социально-гуманитарная;
  4. спортивно-интеллектуальная;
  5. экономическая.

У большинства выпускников остаются самые приятные воспоминания, положительные отзывы о заведении. Здесь работают неравнодушные к судьбам воспитанников люди, администрация тщательно подходит к подбору кадров.

В оздоровительные мероприятия входят:

  • бассейн;
  • массаж;
  • физиотерапия;
  • иглоукалывание;
  • ЛФК.
  • забота, внимание;
  • высокий уровень коррекционно-образовательной работы;
  • профессиональные сотрудники;
  • чистота, уют;
  • активное участие в городских и всероссийских мероприятиях;
  • проведение фестиваля;
  • большой выбор кружков;
  • система оздоровления;
  • собственный бассейн;
  • пяти-разовое питание.


Одна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская.

Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы.

Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям:

  1. художественное;
  2. социально-педагогическое;
  3. физкультурно-оздоровительное.

Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа. Работают:

  • дефектологи;
  • психолог;
  • логопед;
  • социальный педагог.

Ежедневно в медпункте принимает медсестра, один раз в неделю работает врач-педиатр.
Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий:

  • две швейные;
  • две столярные;
  • одна переплетная.

Учебные кабинеты оснащены компьютерной техникой, аудио-, видеоаппаратурой. Предоставляется бесплатное двухразовое питание в столовой на 120 мест.

  • хороший ремонт и оснащение;
  • акцент на будущую трудовую деятельность;
  • программы кружковой работы;
  • штатные специалисты;
  • опытные преподаватели.


Учреждение для обучения умственно отсталых расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановская, Варшавская. Основные задачи:

  • подход к каждому;
  • компенсация дефектов;
  • исправление поведения;
  • трудовая подготовка;
  • социальная адаптация.

Школьники с умственными отклонениями изучают специальные программы, занимаются в кружках и секциях. Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Налажено горячее питание, дважды в день организованные прогулки. Возможно домашнее обучение для тех, кто не имеет возможности посещать школу.
Все кабинеты оснащены современным оборудованием, интерактивными досками, компьютерами, подключен интернет, есть несколько мастерских для уроков труда. Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей:

  • швея;
  • слесарь;
  • столяр;
  • переплетчик.
  • овладение рабочей специальностью;
  • сотрудничество с предприятиями города;
  • трудоустройство выпускников;
  • хорошая материально-техническая база;
  • отзывчивые учителя;
  • индивидуальный подход;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • вкусное горячее питание;
  • высококлассные дефектологи, логопеды.


Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению:

  • полностью слепых;
  • с глубокими нарушениями зрения;
  • слабовидящих.

Старейшая в городе коррекционная школа расположена в четырехэтажном здании в Алексеевском районе рядом со станцией метро Алексеевская. Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Из 300 учащихся доля тотально слепых составляет 80%. В учреждении есть кабинеты, спальни, актовый, спортивный залы, медицинские кабинеты, кухня, столовая, учебно-производственные мастерские. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

  • компьютерные навыки;
  • ручное и машинное вязание;
  • макраме;
  • пространственную ориентировку;
  • владение тростью;
  • мимику, пантомимику;
  • осязательное восприятие окружающего мира.

Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия.

  • возможность круглосуточного пребывания;
  • малая комплектация классов;
  • высокий профессионализм педколлектива;
  • научно-методические разработки;
  • большой спектр осваиваемых навыков;
  • хорошая социальная адаптация;
  • акцент на трудовую деятельность;
  • клуб для родителей;
  • хорошее оснащение;
  • удобное расположение.


Школа для детей с нарушениями зрения находится в районе Аэропорт, рядом со станцией метро Аэропорт, ежегодно обучает около 300 человек по специальной программе для слабовидящих, растянутой на 12 лет. Для каждого составляется индивидуальный учебно-коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города.

Осуществляется внеклассная работа по направлениям:

  • техническое;
  • физкультурно-спортивное;
  • естественнонаучное;
  • социально-педагогическое;
  • туристическо-краеведческое;
  • художественное.

Все занятия проводятся бесплатно.
Систему оздоровительных мероприятий осуществляют:

  • тифлопсихолог;
  • логопед;
  • офтальмолог;
  • педиатр;
  • психолог;
  • дефектолог.

У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок.

  • качественное образование;
  • хорошая коррекционная работа;
  • высококвалифицированные тифлопедагоги, воспитатели, учителя;
  • разнообразие оздоровления;
  • бесплатные секции, кружки;
  • удобное расположение;
  • малая наполняемость классов;
  • группа продленного дня;
  • возможность круглосуточного проживания.


Образовательное учреждение компенсирующего типа для детей с дефектами интеллекта находится в районе Замоскворечье рядом со станциями метро Третьяковская, Новокузнецкая. Педколлектив прилагает все усилия для того, чтобы дети с нарушениями интеллекта могли интегрироваться в обществе, развивали способности, чувствовали заботу и любовь. Система воспитательной и коррекционной работы включает в себя:

  • уроки обще-соматического развития;
  • краеведческую деятельность;
  • занятия по адаптации в социуме.

Огромное внимание уделяется урокам труда, начиная с подготовительного этапа в 5 классе, заканчивая профильным в 9-ом. Образовательный маршрут продолжается после окончания школы в колледжах Москвы и МО по направлениям:

  • легкой промышленности;
  • ландшафтного дизайна;
  • технологических;
  • строительных;
  • полиграфических;
  • сферы услуг.
  • хорошая подготовка к самостоятельной жизни;
  • отзывчивые квалифицированные педагоги;
  • современное оборудование;
  • малая наполняемость классов;
  • оснащенные мастерские;
  • гарантия трудоустройства, поступления в колледж.


В школу принимаются дети с нарушением интеллекта в возрасте шести с половиной лет. За девять лет обучения усваивается программа начальной школы, профильные трудовые навыки. Здесь работают неравнодушные люди, которые с добротой и пониманием относятся к каждому из 400 учащихся. Уроки проводятся в классах наполняемостью не более 17 человек.

В коррекционные занятия включаются обязательные элементы:

  • ЛФК;
  • развитие сенсорных процессов;
  • психомоторика;
  • логопедия.

Многие затем поступают в колледжи города для овладения рабочими специальностями. Самыми популярными у ребят являются:

  • швея;
  • столяр;
  • рабочий по озеленению;
  • штукатур-маляр.
  • индивидуальный образовательный маршрут;
  • внимание и деликатность в общении с детьми;
  • богатая материально-техническая база;
  • бесплатные кружки;
  • хорошая практическая подготовка по рабочим специальностям;
  • всесторонняя компенсация дефектов умственного развития.


Образовательное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи работает в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Обустроены оснащенные кабинеты, просторные спальни, кухня и столовая с пяти-разовым горячим питанием. Также спортивный и актовый залы, библиотека, медицинский кабинет, комнаты логопеда, психолога. Опытные преподаватели работают над качественной подачей программного материала, проведением эффективных компенсирующих занятий, полноценной интеграции в социуме. Много внимания уделяется внеклассным делам и трудовому обучению. Это помогает полностью развить личностные качества, творческие способности, подготовить к будущему самостоятельному труду.

Пришкольная территория систематически благоустраивается путем покоса газонной травы, промывки асфальтированных участков, обрезки кустарников. Установлены новые карусели на игровой площадке. По желанию воспитанники круглосуточно пребывают в интернате либо уходят после продленки домой. Плата за присмотр в группе продленного дня составляет 3100 рублей в месяц. Родители оплачивают кружки и секции, от 2500 до 5000 рублей в месяц:

  • танцевальные студии;
  • кружок английского языка;
  • кружок китайского языка;
  • секция по баскетболу;
  • секция по дзюдо;
  • художественная гимнастика;
  • шахматный клуб;
  • рисование нетрадиционными методами;
  • кружок мягкой игрушки.

При проведении логопедических занятий используются развивающие методики, что позволяет компенсировать и исправлять даже сложные расстройства речи.

  • сильный преподавательский состав;
  • опытные логопеды;
  • методики работы при ТНР;
  • условия для круглосуточного пребывания;
  • современное оборудование;
  • заботливые воспитатели в интернате;
  • спектр дополнительного образования;
  • чистота в здании, на территории.



Какую коррекционную школу лучше выбрать, каждый родитель решает сам. Приведенный рейтинг популярных в Москве и Подмосковье заведений призван помочь сделать верный выбор места, где ребенку с ограниченными возможностями здоровья помогут получить среднее образование, стать полноценным членом общества, найти призвание.

С этого года все 43 тысячи российских школ обязаны принимать на учебу детей с ограниченными возможностями здоровья, а учителя должны уметь с ним и работать. Сколько коррекционных школ нам надо? Каким ученикам инклюзивных школ не дадут аттестат? Почему глухие школьники почти не делают ошибок в письменных заданиях? Об этом "РГ" рассказывает директор Института коррекционной педагогики РАО профессор Николай Малофеев.

Николай Николаевич, все школы должны уметь работать по программам инклюзии. Значит ли это, что коррекционные школы больше не нужны? Сколько их осталось?

Фото: Сергей Куксин/ РГ

Николай Малофеев: Движение в сторону инклюзии, что само по себе хорошо, не означает упразднения коррекционных образовательных организаций. Сегодня в России действует 1660 специальных школ и 13 443 коррекционных класса в обычных школах. В прошлом учебном году спецклассы и школы посещало боле 320 тысяч детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Еще 160 тысяч таких учащихся учились в условиях инклюзии. Общее число учащихся с ограниченными возможностями здоровья - чуть более 480 тысяч.

Что касается детей-инвалидов, а также детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития или с тяжелыми нарушениями речи, то одни из них вполне успешно могут получить образование в условиях инклюзии, другим полезнее часть уроков проводить в обычных классах, в классах коррекционных или исключительно в коррекционной школе.

Говорят, содержание умственно отсталого ребенка в коррекционной школе стоит в восемь раз дороже, чем в обычной, и многие школы закрылись из-за экономии?

Фото: REUTERS

Николай Малофеев: Не знаю такой статистики. Расхожее мнение о дешевизне инклюзивного образования ошибочно. Обычная школа, если она принимает наших детей, обязана предварительно создать все необходимые условия. Если их нет, если педагог не обладает соответствующей квалификацией, уместно говорить о совместном пребывании, а не о совместном обучении. Знаю случаи, когда ребенку-инвалиду ставят положительные оценки только за его присутствие на уроке. Важной составляющей программы спецшколы является трудовая и допрофессиональная подготовка. Современная школа трудового обучения не предусматривает.

Но ведь есть же стандарт для инклюзивных школ, где четко написано, чему и как учить особенных детей.

Николай Малофеев: Государство выделило на обучение учителей более чем достаточные средства. Результаты не столь внушительны. Если в режиме инклюзии работает каждая 20-я школа страны, понимаете, какую армию педагогов следовало подготовить.

На днях наш институт работал с ребенком-инвалидом, которому диагноз был выставлен неправильно, маме которого медико-педагогическая комиссия не дала рекомендаций, а администрация школы, в которую неговорящую слабослышащую девочку "инклюзировали", не разрешает использовать специальные учебники!? Надо внимательно читать СанПиН и перестать комплектовать инклюзивные классы по наитию!

А если на этой комиссии родителям сказали, что им нужна спецшкола, а они хотят отдать ребенка в обычную, это разрешается?

Николай Малофеев: По закону имеют на это право. Но за мою практику не раз случалось ссориться с родителями, которые не соглашались отправлять своего малыша в специальную школу, а через 7-10 лет попрекали меня именно за то, что не сумел убедить их.

Считается, что самые тяжелые ученики для инклюзивных школ - аутисты. Это так?

Николай Малофеев: Самые тяжелые ученики для любой школы это те, с которыми учителя не умеют работать! На одной недавней конференции услышал о реальном опыте. "Мы собрали класс (?!) аутистов и направляли туда учащихся педколледжа на практику (?!), чтобы студенты набирались опыта. Мы убеждены, практика должна опережать теорию".

Как родителям малышей понять, все ли в порядке с их ребенком? На что обратить внимание в первую очередь?

Николай Малофеев: Очень важный показатель - речь. И вдруг слышишь: "Я сам до 5 лет не говорил, нет повода беспокоиться. У моего сына все в порядке!" Странно звучат родительские оправдания: "Думали, само пройдет". Есть семьи, искренне верящие, что до 3-4 лет ребенка не следует показывать "чужим", сглазят. Сегодня часто взаимодействие малыш - взрослый подменяется опекой гувернантки, уроками наемного воспитателя, гаджетами. Не раз встречал подростков с грубыми нарушениями произношения, читающих почти что по слогам и имеющих прекрасные школьные оценки. Ребята, о которых я вспомнил, были из частных школ. Родители хорошо платят, и их не огорчают.

"Моему внуку 13 лет, он глухой, учится в 6 классе корррекционной школы. Можно ли сделать имплантацию, чтобы он мог слышать и учиться в обычной школе?" И. Бушмакова, Тюмень. Николай Малофеев

Оптимальное время для операции первые годы жизни. Неплохо бы узнать о желании самого подростка, часто глухие подростки не хотят насильно перемещаться в мир слышащих. Переводить сразу после операции в 6-й класс обычной школы недопустимо!

Почему директор лучшей инклюзивной школы России считает, что сейчас инклюзия невозможна. Большое интервью

— Валентина Васильевна, когда возникла идея, что школа будет инклюзивной?

Считаю, что министерство образования в дальнейшем пошло по правильному пути, сохранив коррекционные школы. Во-первых, чтобы каждый родитель имел право выбора: куда его ребенку пойти (коррекционная школа либо общеобразовательная). Время показало, что не могут общеобразовательные школы брать детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Почему?

— Потому что много разных аспектов. Первый — это неприспособленные здания. Организация доступной среды процесс сложный, хотя и реальный. Просто пандусы сделать на входе недостаточно. Он же обеспечит доступ только на первый этаж. А доступ должен быть везде, нужны подъемники, поручни, определенная ширина дверных проёмов, отсутствие порогов.

— У вас же получилось? Как?

— Во время капитального ремонта — организовали доступную среду без дополнительных вложений. Внесли изменения в проект капремонта, согласовали, сделали. Удорожания никакого не было вообще, не просили ни копейки дополнительно. Уже потом, когда практически все сделано было, нам дали несколько миллионов рублей на сенсорную комнату. В сенсорной комнате с детьми-инвалидами занимается психолог.

— Второй аспект, который затрудняет организацию инклюзивного образования в обычных школах, это, наверное, отношение других детей и их родителей?

— С какими ещё трудностями пришлось столкнуться?

— Как они о вас узнали, как вы организовали их набор?

— Сначала пришли из близлежащих школ. Самый первый пришел тогда Артем, он умер не так давно (у Артема была мышечная дистрофия Дюшенна, заболевание, постепенно разрушающее все мышцы в организме). Артем был на инвалидной коляске, поэтому наши пандусы и платформы сразу заработали на 100%. За Артёмом Алексей пришел, который нынче 11 класс закончил. Так и начали собираться. Сарафанное радио.

— Понятно, что со всех районов города…

— Со всех. Нам очень помогала в организации среды председатель краевого общества инвалидов Вера Шишкина. Она первая к нам приезжала, мы много у нее спрашивали по поводу того, как и что делать. Никто не знал, как доступную среду организовать. Хоть я ходила, смотрела каждый день, что делают, но все равно глаз замыливается, в туалете появились порожки. Она сразу указала, что так не пойдет, увидите, там даже плитка другая, пришлось менять всё. Очень сильно нам помогла, спасибо ей.

Доходило до того, что я писала Роспотребнадзору информацию, по которой они должны были мне предписания дать, что нужно сделать что-то. Они нам тоже помогали, тоже первый раз занимались подобным, до этого такого не делали.

— В результате у вас вся школа доступна для детей с ограниченными возможностями?

— Да. У нас нет ни одного кабинета, который был бы недоступен для таких детей.

— Сколько сейчас детей-инвалидов в школе?

— Больше 100 человек, из них семь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сейчас у нас очень сложный ребенок пришел с нарушением опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, не говорящий практически, но будет учиться по адаптированной общеобразовательной программе. Если честно, думаю сейчас, что и как делать.

— Как удалось решить проблему с учителями?

— Как учатся дети-инвалиды?
— Четыре человека закончили, из них трое получили золотые медали. Одна девочка всего две четверки имеет в аттестате, все поступают в высшие учебные заведения. Лиза уже поступила, куда хотела, в классический университет на филологический факультет… Но ведь их там не ждут. Там доступной среды нет.

— Где у нас в вузах организована доступная среда?

— Нигде. Когда мы стали лучшей инклюзивной школой России, к нам приезжал бывший мэр Перми Дмитрий Самойлов, он обещал ученице с особенностями здоровья Алисе Спешиловой, что поможет. Но дальше ничего не было.

— Вы продолжаете набор детей-инвалидов?

В медицинской карте же будет только инвалидность указана, никакие особенности, важные для организации учебного процесса, там не прописаны. Из-за этого возникают проблемы.

— Например?

— Например, одному из новеньких мальчиков, как выяснилось накануне учебного года, нужны специальные стол и клавиатура. Их же надо закупить, а у нас денег нет. Мы не предусмотрели эти деньги, потому что не знали о потребности. Специальная парта, например, больше 100 тыс. рублей стоит, такую через торги придется закупать. А деньги нужны на многое. Антитеррористическая направленность — камеры, которые постоянно выходят из строя. Холодная зима — суммы за отопление выбили из колеи. Клининговая компания увеличивает оплату в связи с ковидом. Все рециркуляторы денег стоят. Это все надо сделать, чтобы у нас каких-то предписаний не осталось. Денег нет. Мы сейчас перед этой мамой стоим в стойке: мы сделаем, конечно.

— Не понимаю, почему они против комиссии и её заключения.

— Родители должны обращаться заранее, не за две недели, а за год. Родители, которые на следующий год хотят попасть к нам в школу, должны прийти к нам перед 1 сентября в этом году, сказать, что на следующий год мы идем к вам в школу, у нас вот такое заключение ПМПК, нам потребуются следующие условия и оборудование для организации учебного процесса. Доступная среда. Кому-то ассистенты нужны будут. Есть дети на индивидуальном обучении, с учителем один на один. Кому-то тьютор нужен.

Приведу пример. У нас есть в школе второй вариант обучения, это 5 лет начальной школы (два года длится первый класс). Отдельного коррекционного класса нет, помещений не хватает. Мы идем по другому пути. Предлагаем таким детям получить заключение врачебной комиссии в поликлинике, получить обучение на дому. Тогда мы их можем обучить нормально 2 года в первом классе, чтобы ребенку было несложно, то есть разделить эту программу на 2 года.


Почему школы не хотят брать детей с ОВЗ. И почему Минобр считает, что с их финансированием все в порядке

— Как вам хватает средств, ведь расходы на обычного ученика и ученика с ОВЗ разные?

Тяжело с родителями было, потому что они считают, раз у ребенка задержка развития, можно с прохладцей к учебе относиться, им должны оценки ставить просто так. Но ребенок с задержкой психического развития учится по первому варианту, все, что есть во ФГОС начальной школы, он должен знать. Единственное, ему нужно создать особенные условия, например, увеличить время сдачи контрольной работы. Всем 40 минут, а ему час, но он должен все задания сделать. Для того, чтобы был результат, родители и педагоги должны вместе работать.

— По поводу специального обучения учителей. Вы говорите про дефектологов. Насколько я понимаю, их дефицит, где вы их нашли, взяли, обучили, на сколько пришлось увеличить штат, где учили учителей, кроме ФГОСов, в рамках своей школы или специальные курсы, дополнительное образование?

— Изначально у нас был один учитель-дефектолог высшей категории, она из Березников, и у нее самой ребенок с инвалидностью. он сейчас успешно учится в колледже, закончил у нас девять классов. Потом еще один дефектолог был взят на работу и еще один, наша выпускница. Мы даже набрали коррекционный класс из трех человек с синдромом Дауна.

Двух дефектологов подготовил для нас наш педагогический университет. Два учителя начальной школы получили дополнительное образование дефектолога. В общей сложности с образованием дефектолога у нас семь специалистов. Плюс три логопеда. В начальной школе два психолога работает, одна из них и социальный педагог. Второй психолог работает с детьми в группах, индивидуальной работы нет, на это нет времени.

Некоторые из новых специалистов пришли из коррекционных школ, они привыкли к совсем другим зарплатам, здесь таких нет. А ведь работа громадная, результат очевиден на экзаменах. Не было еще ни одного случая, чтобы ребенок, который имеет ограниченные возможности здоровья, сдавал экзамены два раза. Сдают с первого раза сразу. Это работа дефектолога.

— Дети-инвалиды учатся в разных классах за обычными партами?
— Да. У тех, кто в колясках, немного повыше столы. Они оставались в колясках, учились, не просили, что им нужна специальная парта, чтобы пересаживаться. Это достаточно сложно. С некоторыми диагнозами вообще тревожить нельзя детей. У нас кабинетная система, пересаживаться в каждом кабинете смысла нет.

— Вы сказали, что у вас класс, где учатся дети с синдромом Дауна. Почему он отдельный?
— Дети особые. Они учились у нас по программе 5-летнего обучения в начальной школе, у них было два первых класса, у них преподает дефектолог. Этим детям не нужен аттестат, у них цель совершенно другая — социализация. Мне кажется, они получили ее в полном объеме. Родители понимают, мы понимаем, что начальная школа заканчивается, скорее всего этих детей надо будет переводить в коррекционную школу, потому что там им дадут возможность трудового обучения. Там большое количество часов на труд, когда дается возможность ребенку что-то делать своими руками, зарабатывать потом себе на жизнь. У нас такой возможности нет.

— У вас нет кабинетов труда?
— В таком количестве, таких площадей, такого оборудования, как в коррекционных школах, нет. Им нужна какая-то специальность определенная. У нас в 5–6 классах трудовое обучение — это робототехника. В седьмых классах они занимаются черчением. С восьмого класса мальчики ездят в центр образования взрослых, заключаем договор с центром. Девочки здесь шьют и готовят, как раньше. Но на этом всё. Можно было бы ещё подумать, оставить детей с синдромом Дауна у нас, если бы были какие-то центры такого обучения, со станками, оборудованием, специальными классами.

— Получить полноценное образование здесь, закончить школу у детей с синдромом Дауна не получится?

— Если бы у нас была возможность возить их куда-нибудь на трудовую подготовку. Им образование вообще не нужно. Они не смогут. Им нужна социализация. Они уже людей не боятся, детей не боятся. Ходят с ними на уроки музыки, ИЗО, танцуют с ними на ритмике. Девочки в пару встают без проблем. Они коммуникабельные, улыбаются. Мы с ними разговариваем. Они почти не говорят.

Их надо сейчас обучать тому, чтобы они смогли заработать себе кусок хлеба на жизнь. Семья не вечна. Все равно они должны как-то сами в этой жизни устраиваться.

— Насколько мы знаем, девочке отказали в прием именно в этот класс. Почему?

— Вы на какой-то западный опыт ориентировались? Изучали?

— Особой такой задачи не было. Но к нам в Пермь приезжали из города-побратима в Германии, так вот как-то они рассказывали о социальной деревне, где проживают в основном люди с умственной отсталостью, подстригают в городе газоны, получают за это деньги. Вот это нужно в конечном итоге. У нас этого так и нет.

— Вы пробовали нанимать тьюторов?

— Конечно. Многим детям сейчас они нужны. Сейчас появляются дети, которым нужен тьютор. Но нереально ни найти, ни трудоустроить. Одно время мы приглашали наших бывших учителей, пенсионеров, поработать тьюторами. Их хватало на четверть. Тяжело.

Я видела работу тьютора в Санкт-Петербурге. Сидела на задней парте на уроке. Передо мной сидел мальчик с тьютором. Ее на уроке как будто нет, но она постоянно с ним, останаливает какие-то поведенческие реакции, подбадривает, утешает, помогает удержать внимание. Он даже к доске вышел, спокойно всё ответил, обратно пришёл. Должна быть специальная подготовка таких специалистов.

— Будете еще набирать начальные классы аутистов и с синдромом Дауна? И расформируете ли этот класс?

— Еще учатся. У нас сейчас разговор идет… Помещений не хватает. У них отдельный кабинет. Они в классе не смогут сидеть. Они ходят на некоторые уроки. Смысл вести их на математику в класс? Если они эту математику не возьмут ни в каком виде. Там другая цель — социалиазация. На такие предметы, как ритмика, ИЗО, музыка они могут сходить, но вот остальное время их надо занять трудовой подготовкой. Или вести совсем по другой программе, по другим учебникам, но это все равно отдельно. Каким образом в класс их посадить, я даже не знаю. В одном классе учитель не может сразу по двум программам вести урок.

— Как это вообще осуществляется?

— У нас, видимо, никак. Подушевое финансирование — это основной противник инклюзии. Там где есть подушевое финансирование, инклюзии не будет никогда. Вот новые ФГОСы вышли по начальной школе. В классе, в котором есть ребенок с ОВЗ, должно быть не более 20 человек, а 20 человек — это зарплата учителя меньше ставки. Ставка — 25 человек, а у нас все классы по 30 человек.

Очень много детей из края

— Вы уже столкнулись с большинством проблем, которые возникают при организации в школе инклюзии. Отсутствие необходимого финансирования за этих детей. Отсутствие условий. Вы их организовали, кроме лифта. Отсутствие временных и организационных условий: первая смена, 20 детей в классе. Учителя зарабатывали бы больше в коррекционной школе. Что ещё?

— Родители у всех разные, и у детей с ОВЗ, и у детей нормы. Один одно требует, другой — другое. Вот этот дистант выбил конкретно всех. Это был караул. Говорить о том, что ничего не изменилось, дети получили обучение — нет. Может быть, в какой-то школе… А у нас в школу со всего края едут. Там, в крае, школы закрыли, медицинские организации закрыли, всё объединили, оптимизировали. Еще в 2003 году, кода начали говорить про оптимизацию, я за голову держалась: это же значит одно — погубить деревню. Кто в деревне останется из молодежи жить, если они будут знать, что его ребенка с 1 класса надо отправлять в интернат на неделю? Так и получилось.

Я хочу сейчас проанализировать, сколько у нас детей из края учатся. Их родители снимают жилье в Мотовилихе, потому что здесь дешевле. А мы теперь даже не можем им площадку предоставить, прописка нужна. Что делать? Огромная проблема. Где уж родителям платить за что-то. Мы в школе вообще ни за что деньги ни копейки не собираем.

— Ясно. Давайте разговор про инклюзию завершим. Перспективы, очевидно, не самые радужные. Но может ли ваш опыт распространяться на другие школы?

— Мы готовы. К нам приезжают постоянно. Детей, которые имеют задержку психического развития, может принимать любая школа. Адаптированными программами для таких детей мы готовы делиться, рассказывать, как их составлять. От них никакая школа не должна отказываться. Им даже пандус не нужен. Таких детей очень много идет. И 2–3 человека нормально будут учиться в любом классе.

По инклюзии детей, которые имеют очень большие отклонения, я думаю, что это в принципе возможно, если будет создаваться какая-то база, на которой детей этих можно обучать. У нас даже специальной лицензии нет, мы не можем обучать особых детей до конца. Они получают не аттестат, они получают свидетельство.

— Вот как. Они могут учиться, но получить свидетельство — нет. Во что это все упирается?
— В материальную базу. В основном, это как раз эти кабинеты труда. Там много оборудования. Площади должны быть. Если бы детей можно было возить на трудовое обучение… Тут думать надо. У меня эта мысль возникла к концу учебного года, когда я начала разбирать это все. Я думаю, мы разберем все это по строчкам, как сделать. Может, даже с предложениями куда-то выйдем.

Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова "нарушение", "коррекционный" применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

Виды особых и коррекционных школ

По закону. Виды коррекционных школ

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые "условия". И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

Школы особого вида

  • 1 вида — для глухих
  • 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
  • 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
  • 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
  • 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 7 вида — для детей с задержкой психического развития
  • 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в "обыкновенное" учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. "Это учителя не умеют его учить" (и они зачастую действительно не умеют). "С ним надо больше заниматься" (да — если знать, как именно). "Надо просто построже спрашивать" (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в "отстающие" не хочется. Да и страшно — вдруг "слабый" старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с "проблемными" детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Каких детей обучают в коррекционных школах

Что же на другой чаше весов?

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа. Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо "класса для дураков". Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения ("За кем он будет тянуться?" — спрашивают родители). Наконец — "Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития". Для многих — невыносимо.

Доктор, дай лапу!

Все вместе: инклюзивные школы

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.

Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

"Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое".

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Читайте также: